7. Айхенвальд о Пушкине

7. ПУШКИН (1799-1837)/37; (№1) (Извлечение из книги "Силуэты русских писателей")

ИЗВЛЕЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНО ЛИЧНО МНОЮ, С УКАЗАНИЕМ ИСТОЧНИКА

В VIII главе "Евгения Онегина" Пушкин рассказывает нам поэтическую автобиографию. Его муза как бы растет на наших глазах; все глубже и многообразнее раскрывается его неиссякаемая душа. В студенческой келье, в садах Лицея слагает она, эта ранняя муза, божественная гостья, свои первые стихи; ее с Пушкиным слушают благосклонно, восхищенно, - и вот
 
   Старик Державин нас заметил
   И, в гроб сходя, благословил.
   
Пушкин творя претворял; он перенимал, он многому подражал - даже другим поэтам, обливался слезами над чужим вымыслом; ведь и чужое художественное создание уже само становится природой, чем-то первоначальным, и возвращается входит в общую совокупность явлений, так что и оно родит свой отклик в воздухе пустом.

Пушкин вообще не высказывал каких-нибудь первых, оригинальных и поразительных мыслей; он больше отзывался, чем звал. Это именно потому, что он был истинный поэт. То, что был он очень умен и образован, вся эта сокровищница которая могла бы составить счастье и богатство другого, - все это для него составляло только придаток; все это драгоценное было у него лишь чем-то второстепенным и не проникало в самую суть его творчества, не определяло его. Свободный духом, царственно-беспечный, он, как художник, не обнаруживал и следа интеллектуализма - поэт "глуповатой" поэзии.

Сторукий богатырь духа, Пушкин в своем пламенном любопытстве, полный звуков я смятения, объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает. Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. Ему - дело до всего. Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далекого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.

Овидий жил и страдал давно, но Пушкин переживает с ним эти страдания теперь, и воскрешает в себе его тоскующий образ, и через вереницу столетий шлет ему свой братский привет. Та панорама жизни, которая так ярко и пышно развертывается перед нами в несравненном послании к Юсупову, вся прошла в фантазии поэта, и еще с гораздо большей разнообразностью картин и красок; и то, чего недоставало Пушкину во внешних восприятиях - он, себе на горе, не видал чужих краев, где небо блещет неизъяснимой синевой, он не видел Бренты и адриатических волн, - все это восполнял он сказочною силой внутреннего зрения и в самом себе пережил эпохи и страны, многие культуры, и Трианон, и революцию, и рассказы Бомарше, и всю превратность человеческих судеб.

Он претворил Ариосто в сказку, где русский дух, где Русью пахнет; он передумал Коран, и русские слова, в которые он воплотил его, зазвучали какою-то восточною мелодией и восточной философией, окрасились в колорит мечети и муэдзина; он перечувствовал Шекспира и Гёте, посетил в идеальном путешествии своих творческих снов Европу и Восток, понял Дон Жуана, и Скупого рыцаря, и другого, бедного рыцаря, который имел одно виденье, непостижное уму, - понял и зависть Сальери, и царицу Клеопатру, и вещего Олега, и мудрого Пимена, чей облик воссиял ему из тьмы времен. Для него были близки и понятны и Анакреон, и Песня Песней, и песни Шенье, которого Муза проводила до гильотины, и Хафиз, и Гораций, и все, что когда-либо волновало и восхищало людей.

Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно, он все-таки захотел еще ее оправдать и вместе с нею оправдать свое собственное дыхание. Он это осуществил. Кроме того, он словом отозвался на самого себя, на свою жизнь. И от этого она ничего не потеряла в своей действенности. Он не только жил, но и писал; однако от того, что свои труды и дни перевел он на язык искусства и следами слова навеки запечатлел свои дела, не исчезла их живая подлинность и книга не заслонила его самого, биография не исказила жизни. Он вообще на своем примере показал, что стихи как-то вошли в совокупность мира, нелишни для последнего, не чужды ему: стихи претворились в стихию.

Наконец, он принял не только мир, но и самого себя - а это, быть может, труднее всего. "Безумный расточитель", он знал муки воспоминания, горькими слезами обливал печальные строки в его длинном, ничего не зачеркивающем свитке, чувствовал "змеи сердечной угрызенья", - но все же, как это показывает и психологический фон его произведений, он преодолел свою рефлексию и свое раскаяние и с собою примирился, согласился, взял себя целиком. Он прошел по жизни честный, не стыдящийся и довольный.

Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, которые И. С. Аксаков назвал благодеянием, и, облагодетельствованные его стихами, истолкованием Божества, бодрее продолжаем свою трудовую дорогу: мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы почерпаем все новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам дается святое причастие красоты.

Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, "ручьи любви", навсегда вливаются в наши взрослые души.

И так проходят годы, десятилетия, прошло столетие со дня его рождения и еще новые десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. Какое счастье!..

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА


Рецензии
Здравствуйте, Евгений Романович!
Увидела у вас эту статью о Пушкине, не могла не прочитать.
Прекрасно и оригинально высказывание Айхенвальда о поэте:
"Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно, он все-таки захотел еще ее оправдать и вместе с нею оправдать свое собственное дыхание".
Спасибо, что знакомите читателей с другими авторами!
С признательностью и уважением,

Элла Лякишева   15.06.2021 18:35     Заявить о нарушении
Уважаемая Элла, большое вам спасибо за то, что обратили внимание на эту статью.
Я сейчас как раз перечитываю знаменитые «Силуэты...» Айхенвальда и не сказать пару слов о нём не могу. Конечно, надо говорить о Пушкине, но о «Нашем всё» мы знаем всё или почти всё..Кстати, Айхевальд, безусловно, считает его Гением №1 в русской Поэзии.

А вот об Айхенвальде мы знаем не так много, но он критик особой масти.

1. Его подходы к критике были уникальны. Свой метод он определил, как "Метод "имманентной" критики".

Литературный критик, по его мнению, должен отказаться от попыток связать художественное произведение с историей, социальной средой, биографией писателя и творчеством его предшественников.

На него напали все современные ему критики, т.к. в его манифесте усмотрели отказ от «наследия отцов»: Чуковский, Эйхенбаум, Разумник..

Мы же действительно привыкли к другой парадигме. И общим местом является следующие позиции. Обозначу.

Жизнь и творчество Творцов настолько связаны между собой, что отказываться от знакомства с их личной жизнью – это обеднять себя (нас) в понимании Плодов их Творчества.

«Разумеется, блоковский цикл «Кармен» может быть прочитан и без знания того, что он посвящён Дальмас. Но всё же, если мы знаем реальные обстоятельства жизни поэта и знакомимся с женщиной, внушившей ему этот цикл и др. стихотворения, наше восприятие этих произведений становится куда глубже и богаче».

"Личная жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям». У всех великих авторов было именно так, и Борис Пастернак не стал исключением. Ведь практически в каждом его произведении, будь то в стихах или в прозе, отражается образ женщины-музы, которая была с ним рядом..."

«Анна Андреевна свою биографию создала сама – и многое мы знаем от неё самой – и про Модильяни и про Исайю Берлина…...»

«..Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возращение к классическим традициям. .. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии».

«Можно ли, не имея представления об Андрее Белом, его чувствах и переживаниях, понять, что он говорит в романах "Петербург" и "Котик Летаев"? Как судить о стихах Ахматовой и Гумилева, не ведая о нравах "Бродячей собаки"? Творческие поиски и любовные романы поэтов и писателей – вот истоки творчества».
«Как можно понять внутренние коллизии романа Брюсова «Огненный ангел», если не знать, что в его основу легла история взаимоотношений Брюсова с Ниной Петровской и Андреем Белым».

«Жизнь поэта не может быть оторвана от его творчества (и наоборот). Почти вся лирика имеет явно автобиографический характер».

*****

2. А какую полемику вызвал его «Спор о Белинском». Айхенвальд изображает «неистового Виссариона» человеком без сердцевины, вечным недорослем, воспламеняющимся чужими идеями, мнениями и не способным к самопознанию, а потому и к подлинному пониманию других.

Об этом можно много говорить, но лучше это прочитать: это читается как детектив. Как же убедительно он положил на обе лопатки всех тех критиков современности, которые вступились за Белинского.

3. И, если позволите, то пару слов о его стиле
Его стиль уникальный. За этот стиль «Силуэты» в 1909 г. удостоились почётного отзыва Академии наук.

Но его изысканный слог иногда вызывал неприятие и даже неприязнь. Говорили, что он «обсахаривает тех писателей, к которым относится хорошо». «Просто повидло какое-то готовит Айхенвальд».

Извините, что расписался.., но Айхенвальд на меня произвёл сильное впечатление.

С УВАЖЕНИЕМ,

Евгений Говсиевич   15.06.2021 20:23   Заявить о нарушении
Евгений Романович, восхищаюсь, какой вы труженик!
Этот интереснейший и подробный ответ на рецензию, я посоветовала бы вам, оформить как часть статьи или как отдельную статью об Айхенвальде. Ведь оригинальный и талантливы критик! Но, к сожалению, мало известный читателям.
С уважением,

Элла Лякишева   15.06.2021 21:09   Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемая Элла, за дружественные слова. Очень приятно было прочитать.

Когда-то всё это было на моей страничке. После удаления этих статей "любителями его творчества")) многое восстановлено в "Литературном дневнике".

Всего вам самого доброго.
С признательностью, -

Евгений Говсиевич   15.06.2021 21:58   Заявить о нарушении