Городницкий. Губернаторская власть
Понятно, что большая часть его гражданской лирики проецируется на советскую власть 1960-80-х, а историческое в ней — зачастую просто антураж. С «Губернаторской властью» именно так.
Композиция строится, как это часто бывает, на монологе-обращении неназванного лица к другому лицу. По тому же принципу построены песни «Соловки», «Предательство», «Отрекись, Галилей», «Ах, зачем вы убили Александра II» и другие. При этом в некоторых Городницкий ассоциирует себя с тем, к кому обращаются, а иногда, как в песне о народовольцах, сам выступает осуждающим.
«Губернаторская власть» («Воздадут тебе за нрав твой бунтарский — дом построят без дверей и окон») относится скорее к первому типу и близка по посылу к «Соловкам» («Враз поднимется топор, враз ударит… Не воюйте вы, монахи, с государем!») и «Галилею» («Тяжелей не видеть закат, чем под актом поставить подпись… Тяжелей не слышать реки, чем испачкать в пыли колено»): некий доброжелатель обращается к бунтарю с увещеванием прекратить свою деятельность, при этом косвенно его одобряя. В «Соловках» это одобрение практически не выражено, в Галилее — наиболее прямо, вероятно, речь идет о близком друге или любящем человеке.
Единственное, что можно достоверно определить из текста «Губернаторской власти» — это что действие происходит в Российской империи XIX или начала ХХ века.
Ты живешь среди российских губерний —
Хуже места не придумал Господь.
Однако обращающийся и тот, о ком идет речь, прямо не называются. Не исключен и вариант, что обращающийся меняется по ходу текста. О том, к кому обращаются, мы знаем, что он молод («Молодую жизнь губить не спеши»), принадлежит к обеспеченному и привилегированному классу («Нелегко расстаться с жизнию барской, со богатством да родительской лаской»), обладает личными достоинствами («ум свой и дар свой») и «нравом бунтарским». То есть, можно предполагать, что речь идет о молодом отпрыске дворянской фамилии, который, удовлетворяя свою тягу к бунтарству, решил «возражать государству».
При этом молодой человек, очевидно, не настолько высокого положения, чтобы не быть уязвимым для репрессий со стороны власти, о чем его прямо предупреждает «доброжелатель»:
Государю и властям благодарствуй,-
Обкорнают тебе крылья, сокол.
Далее по тексту:
Воздадут тебе за нрав твой бунтарский —
Дом построят без дверей и окон.
Два полных абзаца дают нам указание на то, каким образом и ради чего этот молодой человек борется с властью:
Ах, наивные твои убежденья!
Им в базарный день полушка — цена.
Бесполезно призывать к пробужденью
Не желающих очнуться от сна.
Не отыщешь от недуга лекарства,
Хоть христосуйся со всеми на Пасху,
Не проймёшь народ ни лаской, ни таской,
Вековечный не порушишь закон.
И дальше по тексту:
Если где-то и искать справедливость,
То уж точно, что не в этой глуши.
В этом описании вполне узнается деятельность народников, пытавшихся путем убеждения и просвещения поднять народ на революцию. С закономерным итогом. /Потому что народ понимается на бунт другими методами, о чем, очевидно, знает таинственный доброжелатель, поскольку о методах главного героя он отзывается с пренебрежением: «хоть христосуйся со всеми на Пасху»).
Так кто же наш доброжелатель?
Первым моим предположением было, что речь идет о каком-нибудь денщике, то о человеке из народа, который близок нашему дворянчику. На это соображение натолкнуло обращение «ваша милость» и кое-какие просторечные обороты.
Однако обращение может быть снисходительно-ироничной формальностью, так как весь тон обращения довольно резкий и прямолинейный. И моя версия — это речь самого губернатора.
Это человек из системы, который видит все ее недостатки, именно потому, что он внутри нее: он считает, что «хуже места не придумал Господь», что народ «не пронять ни лаской, ни таской*», что искать справедливость в этой глуши бесполезно и, наконец, признает наличие болезни, которой страдает общество («Не отыщешь от недуга лекарства»).
* таска — трепка, взбучка (прост.)
Однако он же благодаря своему опыту понимает, как работает эта система, что из себя представляет народ, и почему убеждения главного героя наивны, а методы бесполезны.
В разговоре с молодым народником губернатор играет роль «доброго полицейского», он не угрожает прямо, а лишь рассказывает, как работает государственная система, не отождествляя себя с нею:
Губернаторская власть хуже царской —
До царя далёко, до Бога высоко.
Все его слова обобщены и как бы нарочно обезличены: употребляются неопределенно-личные предложения: «обкорнают, воздадут, построят…» — без указания, кто конкретно это сделает, но с ясным мотивом неизбежности такого исхода.
Финальный совет, который дает народнику губернатор: заниматься тем же, чем и остальные понимающие люди, не могущие ничего изменить — «заливай тоску вином, ваша милость».
Свидетельство о публикации №216102400129