31. История гибели Бухарина

НА СНИМКЕ: Евгений Петрович Ситковский (1900-1989), доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. В 1937 году был заведующим Отделом пропаганды ЦК ВКП(б).


О поездке Бухарина в Европу, которая стала гибельной для него, рассказал Е.П. Ситковский, который курировал в ЦК и покупку архива, и командировку Бухарина. Оно свидетельствует о том, что архив Маркса не был куплен и, следовательно, не был он передан Бухарину в квартире Фалька.

В 1943 году Ситковский был снят с должности и получил десять лет лагерей за статью в «Правде» о философии Гегеля.
После смерти Сталина освобождён и реабилитирован. С 1953 работал в партийных журналах. С 1962 и до последних дней жизни – профессор кафедры философии Академии общественных наук.

Ситковский рассказывает о поездке Бухарина, как это виделось инструктору ЦК ВКП(б):

«Бухарин ещё в двадцатые годы был признан главным теоретиком коммунизма в России.
Бухарин, как главный теоретик партии (к этому моменту, правда, уже терявший свои позиции, критикуемый, лишившийся места в Политбюро), был направлен заграницу с заданием выкупить архив. Предварительная стоимость архива была в пределах 100 тыс. долларов США. Для СССР покупка и обладание архивом Маркса было делом чести.
Бухарин находился за рубежом довольно длительное время. Свободный воздух Европы, внимание, которое было оказано ему, восхищение либеральной интеллигенцией, европейской научной и социал-демократической общественностью вскружили голову Бухарина.

Он откровенничал на приёмах, организованных в его честь, встречах в широком и узком кругу. Ему приятно было восхищение, с которым его встречали, разговоры о его уме и демократизме, о гуманизме. Ему нравилось слышать критику Сталина, разговоры о его культе, жёсткости.

За этими беседами пошли разговоры о необходимости демократизации партии и Советской власти, о необходимости новых лидеров, о том, что именно Бухарин олицетворяет самое лучшее, что есть в большевизме, что именно он должен стать новым лидером партии. И Бухарин начал соглашаться.

А потом нашлись люди, которые стали обсуждать и конкретные вопросы, связанные с возможной заменой Сталина и его окружения.

Естественно, на этих встречах присутствовали и агенты спецслужб европейских стран, и советские агенты. Информация о разговорах, позиции Бухарина шла ручейками в нескольких направлениях, в том числе в Москву.

В связи с тем, что Бухарин не слишком спешил с покупкой архива Маркса-Энгельса, а также информации, что в архиве находятся документы, которые могут подорвать канонические представления о марксизме и Марксе (например, документы, говорящие о том, что под конец жизни Маркс стал менять взгляд на религию, проявлять религиозность, а Энгельс склонялся к более плавному переходу от капитализма к коммунизму), было принято решение о прекращении переговоров с немцами о покупке архива и возвращении Бухарина в Москву. Такой архив лучше было оставить за рубежом, а в случае публикации документов можно было заявить об их фальсификации.
Когда Бухарина арестовали, и Сталину доложили о том, что в Европе Бухарин, фактически, вел переговоры о государственном перевороте, Сталин не поверил. Первые три допроса проводились в присутствии Сталина. На третьем допросе Бухарин заплакал и сказал: «Я предал тебя, Коба». Сталин встал.

– Он ваш, – сказал Сталин офицерам НКВД и вышел из комнаты.

Бухарин в письмах просил Сталина дать ему яда или морфия до суда, но не расстреливать. Бухарин был расстрелян по решению суда в лесу под Москвой, напротив поселка «Коммунарка».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/24/1499


Рецензии