Памятник Ленину с заточкой в руке

На всём пространстве бывшего СССР памятников Ленину огромное количество. Но лишь один поразил меня по-настоящему своей неожиданной откровенностью. Стоит это памятник в городе Судаке (это в российском Крыму), в небольшом парке. Правой рукой Ильич, как водится, указывает куда-то «в даль светлую», видимо, призывая массы неутомимо двигаться к утопическим вершинам коммунизма. Поскольку на этой руке указательный палец слегка обломан, то кажется, что в руке у вождя небольшой пистолет. Но вторая рука вождя ещё более интересна. Левую руку вождь слегка прижимает к груди, словно пряча её. Я повнимательнее присмотрелся к тому, что же в этой руке. Какого же было моё удивление, (а потом и просто восторг), когда я разглядел там что-то похожее на … заточку.

Нет, конечно, изначально никакой заточки там не было: создать такой памятник скульптуру никто бы не позволил. А было что-то похожее на газету или свёрнутые рулоном бумажки. Но, так уж случилось, то ли давно не ремонтировали памятник, то ли изначально цемент был плох, только с левой руки Ленина, где и зажата газета, цемент отпал. И чётко обнажился штырь арматуры. В результате и получилось, что вождь мирового пролетариата, вполне по-бандитски, стоит с заточкой в руке. Драматизм и выразительность этой скульптуры, я бы сказал, не только не уменьшились, а стали ещё больше. Одной рукой лысый человек в костюмчике и жилетке будто отвлекает внимание доверчивой публики, чтобы другой нанести свой смертельный удар. Не знаю, как кого, а меня памятник сей очень даже впечатлил.

Отношение моё к Ленину не могу назвать простым. Культ Ленина в СССР был просто невероятным. И насаждался он, конечно, сверху. Фактически этот культ был религиозного характера, а, точнее говоря, псевдорелигиозного. Отняв у народа Закон Божий, религиозные праздники, святых отцов, большевики создали свой безбожный пантеон, главным персонажем в котором, конечно, был Ульянов (Ленин). С раннего детства Ленин входил в нашу жизнь. Ещё в садике, я это помню, нам рассказывали о «дедушке Ленине», читали рассказики о его жизни. Под руководством школьных учителей мы вступали в октябрята, пионеры, комсомол, и в каждом случае носили на своей груди значки с портреты вождя .

Миллионными тиражами выходили не только книги самого вождя, но и рассказы о его родственниках, соратниках. Малейшая деталь заслуживала внимания и обсуждения. Но это, конечно, в том случае, если она не выходила за прокрустово ложе официальной пропаганды. Немалое количество деталей утаивалось.

Раз уж речь зашла о памятниках пролетарскому вождю, расскажу об этом чуть подробнее применительно к моему родному городу. В Омске было не менее 10 памятников Ленину, которые стояли в разных концах города. Это те, что я знал лично. (А всего историки насчитывали их более 20). На железнодорожном вокзале было целых два монумента. Один на привокзальной площади, второй на перроне. Да ещё и висела мемориальная доска, напоминающая о том незабвенном факте, что Ильич когда-то проезжал через наш город. А недалеко, в привокзальном саду имени Лобкова, был ещё Ленин №3.

В центре города их было вообще много до безумия. Чувство меры и вкуса здесь не соблюдалось. Все и назвать нельзя. Один из памятников стоял на мясокомбинате, недалеко от цирка (сейчас там пустырь). Ленина было видно через забор с проспекта Маркса (весьма символично получается). Длительное время на этом мясокомбинате забивали животных, потом оставили колбасный цех. И поставлен сей монумент был, видимо, чтобы вдохновлять рабочих на трудовые подвиги.

Центральный памятник вождю в Омске стоял (и пока, к сожалению, ещё продолжает стоять) на месте варварски снесённого собора Ильи Пророка (площадь тоже названа именем Ленина). И опять символично: на место Ильи пророка поставлен «пророк» коммунизма Ильич. Далее, ещё один монумент красовался у общества «Знание» на самой красивой улице города. (Как вы думаете, именем кого она была названа? Правильно, именем Ленина. И по сию пору носит это имя). Этих двух Ильичей поставили сравнительно недалеко друг от друга с разницей в один год! Ну, а далее у обкома партии. Как же без этого? Вождь своей дланью чётко указывал на место взорванного, удивительно красивого Успенского собора. (Его смогли воссоздать большими трудами лишь в 2007 году и под шумок убрали этот весьма малохудожественный монумент. Но, помню, скандалили коммунисты долго: видимо, остальных стоящих монументов вождю им было недостаточно).

Чуть ли не каждый крупный омский завод, некоторые вузы и даже ПТУ имели «своего Ленина». Среди них: «Полёт», завод имени Баранова, «Восток», общевойсковой училище, ТЭЦ-3, транспортный институт, сельхозинститут и т.д, и т.п. У одного из ПТУ был оригинальный юный Владимир Ульянов вместе с братом Александром. В сталинские времена был у нас ещё и Ленин вместе со Сталиным (убрали после 22 съезда партии). Памятников Ленину и сегодня в Омске с избытком. Мне кажется надо подумать, что дальше делать с этими монументами. Не надо никаких резких движений. Просто постепенно  демонтировать хотя бы те, которые не имеют художественной ценности.

Я назвал только памятники, а ведь были ещё бюсты и бюстики в каждой школе, вузе, предприятии. Ленин действительно "был с нами" в буквальном смысле этого слова, почти физически. Сколько было ухлопано денег на это! Но на пропаганду тогда денег жалеть было не принято. Главное же другое: избыточность всего этого, низкий художественный уровень ряда монументов не укрепляли, а разрушали веру людей, вели к народному осмеянию официальной пропаганды (через частушки и анекдоты), а порой и к полному разочарованию в ленинских идеях и цинизму. Всё это особо ярко проявилось в годы «перестройки».

Полный список «омских Лениных» можно посмотреть здесь:http://leninstatues.ru/place/omsk
И вот ещё здесь: http://omsk.livejournal.com/426966.html

Я вырос на мифах о вожде, но у нас уже была с подросткового возраста прививка против избыточности этой пропаганды. Знали мы, например, анекдоты про Ленина. Как-то это всё уживалось в сознании моего поколения. Чуть позднее ленинское наследие, "чистота" его идей,  даже противопоставлялись сталинизму и брежневской «номенклатурной системе». Много нового пришлось узнать о вожде в «перестройку». Того, что тщательно скрывали от нас партийные идеологи. Так что в юности с мифами о «самом человечном человеке» и его чудесных идеях я расстался окончательно. И сегодня, отдавая должное его талантам политика, организатора и идеолога, не могу считать Ленина достойным примером для подрастающего поколения. Почему? Скажу лишь о самом главном.

Во-первых, он был атеист, а если быть точным, воинствующий безбожник и ненавистник Церкви. А для меня (православного христианина), человек, неверующий в Бога, уже не может быть достойным примером для юношества. Отсюда же, из безбожия, и его понятие о нравственности: морально всё то, что способствует делу мировой революции. И ради этого готовность использовать террор, брать заложников, устраивать массовые расстрелы по социальному признаку. Всё это не может не отталкивать меня от этого человека. Ленин истово ненавидел Русскую Православную Церковь и делал всё возможное для её искоренения, не понимая её значения для русской истории и культуры. Не говоря уже о спасении души.

Во-вторых, для него Россия была лишь топкой для мировой революции. Как самостоятельную цивилизацию, он её не понимал и не уважал. Классовый подход не давал ему возможности понять и оценить всю сложность и многогранность русского народа. Я внимательно в своё время изучал его отношение к Родине и патриотизму. Ленин издевательски высмеивал русских патриотов, желал поражение России в Первой мировой войне. И саму-то революцию и гражданскую войну он провёл, опираясь, не в малой степени, на инородцев (латышей, евреев, китайцев и др.). О патриотизме и о социалистическом Отечестве, вождь заговорил только тогда, когда большевики захватили власть, но столкнулись с сопротивлением белых.

Да, Ленин хотел избавить трудящихся от нищеты, невежества, «эксплуатации». Но не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. В итоге миллионы людей, тех же трудящихся в первую очередь, погибли на фронтах гражданской войны, умерли от голода и болезней. В стране ещё при жизни вождя утвердилась жесточайшая система, нарушающая права граждан на свободу слова, свободу совести, свободу печати. Да, были потом, конечно, проведены и индустриализация, и коллективизация, но цена вопроса оказалась непомерно велика. Считать же, что если бы не большевики, то ничего хорошего в России бы не было, значит быть очень наивным.

Искренне презирая современную либеральную толерастию, нельзя впадать и в другую крайность - возвеличивание коммунизма. Их объединяет безбожие, нелюбовь и непонимание России как особой цивилизации. Вот почему судакский памятник Ленину с заточкой мне показался достаточно логичным и честным. Хорошо, чтобы он в таком виде и оставался далее в назидание потомкам.

24.10.2016, Омск
Фото автора. Судак, 2016.


Рецензии
Так и хочется сказать. Фу ты ну ты ножки гнуты.
Кем бы вы были, когда бы не было Ленина и всего с ним связанного.
Крепостным у барина, или рабом у немецкого бюргера.
А вас выкормили выучили, дали все, что только можно дать. В ущерб себе.
А вы в благодарность за это, на тех кто вам все это дал, из подворотни тявкаете. Удобная позиция. Иван не помнящий родства.

Сергей Горохов 2   28.10.2016 18:10     Заявить о нарушении
Не всё так просто, Сергей. Родина действительно дала мне много, я перед ней в неоплатном долгу. И стараюсь быть полезным моей стране.
Но не надо путать Родину и государство. И уж тем более Родину и КПСС. К советскому времени я отношусь взвешенно, вижу там и хорошее и плохое. И пишу так, как считаю нужным.Нас пытались сделать Иванами, не помнящими родства. Заставляли забыть многое, что является необходимой частью русской истории и культуры. И особенно веру в Бога, Русское Православие.
И вранья было много. Не признавать это - просто смешно.
Что однако не означает, что сейчас вранья намного меньше.

Сергей Сизов Омск   28.10.2016 18:57   Заявить о нарушении
Нас сделали Иванами не помнящими родства и крепостными задолго до появления КПСС. А большевики, какими бы они не были, освободили народ от тотального рабства, крепостничества. На момент появления большевиков, рабочий день составлял 14 часов. Что такое выходной ни кто ни знал. Чем вы со своим православием гордитесь? 14 часовым рабочим днём что ли? И тем что экспортировалась пшеница, а миллионы людей на Родине умирали с голоду.
А что было до вашего православия? Почему мы об этом ни чего не знаем?
А была страна, был народ, не крепостной. И рабов и рабовладельцев не было. Почему вы этот наш период истории, до православия, называете поганым и смердным. Объясните, расскажите, почему наши далёкие предки, до вашего православия были погаными? Почему мы должны быть Иванами без родства, но зато православными. На каком таком основании?

Сергей Горохов 2   28.10.2016 21:39   Заявить о нарушении
Вы, как водится у некоторых "спорщиков", во-первых приписываете мне то, что я не говорил, во-вторых, валите всё в одну кучу. Поясню. Я никогда не говорил, что считаю "поганым и смердным" период до принятия христианства. Это часть нашей истории, в которой также есть немало хорошего. Но представлять, что до принятия православия был какой-то "золотой век", а после - один ужас, значит, не знать собственной истории. Православие много дало Руси, но описывать всё в короткой

Сергей Сизов Омск   29.10.2016 08:05   Заявить о нарушении
(продолжаю) реплике не имеет смысла.
Вы пишите, что большевики "освободили народ от тотального рабства". Не знаю какое рабство лучше. У большевиков эксплуатация достигла размеров колоссальных. И лагеря, где вообще трудились бесплатно за пайку.Относительно голода можно тоже вспомнить и 1921, и 1932, и 1946. Сколько народу погибло! А хлеб тоже, между прочим, вывозили даже тогда, когда его не хватало в стране.
У меня нет никаких иллюзий относительно этой компрадорско-воровской власти, но не надо делать из советского общества "рай на земле". Нужна правда. И написал правду о Ленине без "чернухи".

Сергей Сизов Омск   29.10.2016 08:12   Заявить о нарушении
Но и у меня нет иллюзий по поводу православия, и не надо считать что когда церкви имели крепостных, рабов, которые кормили попов и их семейства, что это был рай на земле.
Все же познается в сравнению. До провославия был создан язык на котором мы общаемся. Именно теми, кого православные считают погаными и смердными.
Взамену языка созданного до православия, несколько веков нам пытались втюрить так называемый старославянский. Мыло.
Вот когда вы перестанете общаться на том языке, который был создан до православия. И будете изьяснятся на этом мыле, как бы Старно славянском, как бы языке. Вот тогда я поверю вам что вы православный.
А пока увы. Вы ратуете за то, что сами делать не хотите. Или вы православный выборочно. По типу, тут помню, тут не помню.
По поводу большевиков. Вспомните что на момент их прихода к власти, 99 процентов не умели читать и писать. Сохранись все это, как бы вы хаяли тех, кто вас и вообще всех нас, научил писать и читать.
Плели бы сейчас себе обувь из коры деревьев, и знать не знали, что на свете есть интернет. Но зато были бы православным. А вместо интернета слушали бы поповские проповеди. И были бы счастливы.
Кстати. Православный. Мои младшие дети учатся в школе, А вы ратуете за введение изучения вашей книжки. И ставить оценки за это хотите. Не выучил вашей книжки, не сдал ЕГЭ. Втюривайте своим детям что хотите. Мне поровну, так как это ваши дети. Но на каком основании вы взялись решать, за меня и моих детей, что им нужно изучать
в школе. Откуда вы такие беретесь, что хотите всех подравнять под себя. Даже детей.

Сергей Горохов 2   29.10.2016 15:42   Заявить о нарушении
Прежде чем спорить надо немного быть в теме. Много всяокей чепухи, на которую отвечать бессмысленно.
Пару раз вы тут писали о неграмотности населения России. Даже цифра вылезла у Вас: 99% неграмотных. Почитайте о том, как было на самом деле.
Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным [UPD: закон об обязательном всеобщем образовании был отклонен Думой, однако правительство действовало в соответствии с программой, изложенной в этом законопроекте] . С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.

В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N 2. 2004 ]

По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не во всём мире. [Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах 1958]

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N 2. 2004 ]. Следует также отметить, в Царской России студенты платили от 50 до 150 р. в год, т.е. от 25 до 75 долл. в год (курс царского рубля был 2 доллара) - эта плата была меньше, чем в США или Англии в то время.

По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным. А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/gramotnost-v-rossiyskoy-imperii-nakanune-revolyuci/2377712

Сергей Сизов Омск   30.10.2016 07:43   Заявить о нарушении
Отчего же так случилось, что благоухающий народ, рискуя жизнью, начал революции и выиграл революцию.
Вы не ответили на мой вопрос, любезный. С какого перепугу вы православные, взяли на себя миссию лезть в души моих детей и внуков. А равно в души миллионов других детей.
Я своих детей растил, кормил, лелеял. И вот пришёл Серёга православный из Омска и решил. Что я своих детей кормил и лелеял исключительно для того чтобы этот Серёга приписал их к своей пастве.
Вы что там новый крестовый поход на Иерусалим готовите? И вам бойцов крестоносцев не хватает. Что вы хотите из моих детей и внуков этих бойцов за вашу веру сделать.
Посмотрел бы я на Ваши глаза Сергей, если бы я или некто, в обязательном порядке ввёл то, что ваши дети и внуки, а равно и прочие мелкие ваши родственники, изучали Шариат и сдавали по нему экзамены. А не сдал экзамены по Шариату, не прошёл ЕГЭ.
Вы что/ то, там за коммунистов говорили, но свято место пусто не бывает, и вы решили это место занять. Чем вы лучше коммунистов? Тех хоть паранджу не заставляли одевать, и лбом о пол биться.
Хорошую статистику привели.
Вот бы такую привели, когда говорили, что проваславие сделало много хорошего. Примеры привидите. А то как/то расплывчатое, много хорошего.
А также вы говорили. Что до православия было и не хорошее. Примеры приведите. Может вы считаете не хорошим то, что крепостного права не было.

Сергей Горохов 2   30.10.2016 08:10   Заявить о нарушении
Сергей, вы опять приписывает мне то, что я не писал, а потом обрушиваете на меня свой благородный гнев, ярость, иронию и ещё все возможные эмоции.И вот ещё... "любезный", "Серёга православный". В таком тоне, конечно, вести дискуссию не стоит.Слишком много эмоций и мало понимания того, что я написал.
Я всего-навсего выразил своё отношение к Ленину и сделал это вполне корректно.
Вовсе не утверждал, что всех надо загонять в Церковь или что она должна занять место коммунистической идеологии. Вы сами себя пугаете своими страшилками, какими-то крестовыми походами.
Вы требуете у меня, Сергей, чтобы я в короткой реплике описал, что хорошего сделал Церковь и Православие для России. Надо совершенно не знать русскую историю, чтобы задавать такой вопрос.Та русская культура, которую мы имеем, без Православия не состоялась бы. Мы бы не стали цивилизацией мирового значения. Не было бы великой русской литературы. А наши летописи, а иконы? Это слишком большая тема.
Не будь великих русских святых, как бы выстояла Россия?
Что до воспитания детей, скажу кратко. Выступаю за то, что надо это делать на основе традиционных ценностей. И хорошо бы действительно сделать обязательным предмет "Основы православной культуры" (пока он факультативный).Что же плохого в том, чтобы дети знали это?
Если же кому хочется той толерастии, что творится в европах, то я категорически против.
Воспитывайте детей так как хотите, Сергей, но я глубоко убеждён в том,что именно Православие даёт возможность построить верную иерархию ценностей.
Считаю нашу дискуссию оконченной. Поучите "матчасть" маленько, избавьтесь от предрассудков в отношении Православия.

Сергей Сизов Омск   30.10.2016 13:32   Заявить о нарушении
Понятно. Ваш шариат самый лучший, а значит мои дети должны его изучать и сдавать по нему экзамены. В Сирии, кстати, именно с этого все и начиналось.
Только когда это все начнётся, вы радетели вашего шариата, когда петух жареный клюнет, также как и двадцать миллионов коммунистов в СССР разбежитесь как тараканы по щетям.
Кстати. Насколько я понял, принят закон о защите чувств верующих. А вы оскорбляя чувства верующих в Ленина, нагло закон попрали. Или вы считаете что закон написан для того того чтобы защитить ваши нежные чувства. А чувства моих детей которым вы газете в душу, это не чувства.
Но вы так и не ответили на мой вопрос. А все типа культура, литература, Достоевский, Пушкин. Это и есть что ли заслуга попов? Вы ещё скажите, что если бы не было попов, то и дети бы не рождались.
И ещё кстати. Попы насаждали так называемый старославянский язык, а на родном языке, на котором изъяснялся Пушкин, века было запрещено писать.
Покажите мне хотя бы одно произведение на старославянском. Вот если покажите, тогда можно говорить что попы принесли культуру/литературу.
И что/то вы не привели примеры, что было не хорошего до попов.
Все что/то вы общими фразами. Духовность, культура, и прочие ни о чем конкретном ни говорящие словеса. Сергей батькович, пожалуйста, не лезьте моим детям в душу. Они вам ни чего плохого не сделали. Или вы возомнили себя пророком, и считаете что имеете на это право. Всего доброго.

Сергей Горохов 2   30.10.2016 15:27   Заявить о нарушении