Птички

ПТИЧКИ

На южном берегу речки Юг,  среди соснового леса, раскинулось садоводческое товарищество «Заречное».  В этом товариществе и у меня был садовый участок, небольшой, в шесть соток площадью. Посадил там  деревья и кусты, построил садовый дом. Когда строил дом, то помня, что мы пришли в гости к природе, а не она к нам, устроил в нем  много укромных мест для пернатых соседей.  Птицы с удовольствием селились и в домике,  и в кустах, и на деревьях.
Весной и летом радостно щебетали птицы, вечерами пел соловей. А когда обрабатывал (пахал) землю, то трясогузка, с важным видом, шествовала за мной,  деловито осматривала свежую пахоту и, найдя червячка, летела с ним к своему гнезду. С удовольствием моя семья наблюдала за жизнью птах.  В разные годы квартировали ласточки, дрозды, трясогузки, соловьи. Некоторые птички очень хорошо маскировали свое жилище. Об этих жильцах узнавал только осенью, когда опадала листва, и в обнаженных кустарниках обнаруживалось укромное гнездышко. 
 В открытых птичьих жилищах удавалось, иногда, сделать фото без ущерба для птиц.
Вот мои наблюдения за несколько лет:

Дрозды (июнь 2005).
 Появлялись мы на садовом  участке, чаще всего, по выходным дням.
В домике была  веранда. Несколько окон не имели стекол. И вот, в один из визитов заметил, что крутятся возле дома дрозды. Присаживаются на крышу, и с равнодушным видом наблюдают за мной. «Где то недалеко гнездо» – осенило меня.  Не спеша ушел в дальний угол огорода, где стоял туалет. И стал наблюдать за дроздами. Дрозды, не видя меня, спокойно стали залетать на веранду. В клювах несли сухие травинки и прочий мусор. Приглядевшись, понял, что дроздов всего пара. Беспокоить их не стал. Закончив работу,  пошел в домик переодеться. Попутно осмотрел веранду. На балке, под самым потолком увидел гнездо, почти готовое. Соткано из травинок, и облепленное глиной. Армированная керамика-сырец.
Через неделю в гнезде на яйцах уже сидела дроздиха. А дрозд, верный инстинктам, добросовестно доставлял ей корм. Причем, залетал на веранду тогда, когда люди были подальше от дома и не смотрели в его сторону. Из гнезда торчал клюв наседки и её хвост.
В один из дней услышали писк птенцов.  Мамаши в гнезде не наблюдалось. Спрятавшись в вишневом кусту стал наблюдать. Родители, с добычей в клюве, так и мелькали перед глазами.
Вскоре птенцы подросли. Им стало тесновато в гнезде.
В один из дней, открыв дверь на веранду, увидел часть птенцов бегающих на веранде. Ни мало не стесняясь, они выскочили через открытую  дверь  на огород и разбежались по кустам. Родители, тревожно крича, летали над участком. Пришлось помогать. Изловив всех птенцов, запер их на веранде. Родители успокоившись, занялись обычными делами. Придя утром на участок, птенцов на полу веранды не обнаружил. Посмотрев на гнездо увидел, что все они находятся там. Удалось их сфотографировать. И в этот день, ближе к вечеру, я их так же ловил по огороду и закрывал на веранде.  Несколько дней я отсутствовал на огороде. Приехав в очередной раз, обнаружил пустое гнездо. Поднялись птенцы на крыло и покинули отчий дом. В поисках вылета с веранды, они оставили на стеклах обильные следы. Понаблюдав за участком, понял, что птенцы улетели не далеко. По крайней мере, большинство птенцов прятались в зарослях в границах участка. Родители заботливо их опекали. Стоило только приблизится к одному из птенцов - дрозды поднимали переполох и старались отвести от птенцов угрозу. Изображая немощность, летали совсем близко от меня, приземлялись передо мной и как то, криво подскакивая, уводили в сторону. Вскоре, окрепнув и окончательно став на крыло, они покинули огород.
Дрозды оказались благодарными птицами. На следующие года на участке, в самых неожиданных местах, стали прорастать побеги смородины и крыжовника. Побеги эти были крепким. Через некоторое время рассадил их в более удобные места. Вскоре кусты стали давать урожай. Это были крупные и вкусные ягоды черной, красной и белой смородины. Крыжовник же ещё не достиг плодоносного возраста и уверенно набирает силу.
Вот таким образом дрозды отблагодарили  меня за предоставленную квартиру.
               

Трясогузки (июнь 2008)
Весна плавно переходила в лето, когда все посевные работы были окончены. Во время посадки картофеля освободились ящички. Эти ящички, изготовленные из реек, были сложены на веранде до лучших времен. После посевной эти лучшие времена наступили, пора было убирать эти ящички до следующей весны. Убрав два ящичка, в третьем обнаружил гнездо с кладкой яиц. Яиц было 5 штук.  Размышлял не долго – птенцы должны были увидеть мир. Поставил ящички так, как они стояли ранее. На другой день, нагнувшись, посмотрел в ящичную щель.  Оттуда, на меня смотрела своим глазом-бусинкой трясогузка. Сидела спокойно, но напряженно, в готовности покинуть гнездо в последний момент перед опасностью. В домик свой, чаще всего стал попадать через окно. Трясогузки, по моим наблюдениям, людей не очень боялись. Не стесняясь меня, самец носил своей подруге еду. Свои наблюдения решил подкрепить опытом. Осторожно снял верхние ящички – самка неподвижно сидела на яйцах, и спокойно смотрела на меня. Самец этого не видел, поскольку добывал пропитание для подруги. Несколько секунд мы смотрели друг на друга. Осторожно поставил ящички на место.  Каждый раз, когда я приезжая на огород, заглядывал в гнездо. Когда появились птенцы, посчитал их. Их было 6 шт.- больше на одного. Видимо, когда я их считал в первый раз, кладка ещё не закончилась. Поэтому и самки тогда в гнезде не было.
Птенцы  быстро выросли. И в один из дней гнездо опустело.  Теперь ящички можно было убрать.
 До этого трясогузки жили несколько лет под обшивкой дома. Видимо, это была одна постоянная пара. Ибо гнездились они в одном месте, уверенно занимая его весною. Меня они совсем не боялись. Когда я копал землю, то они ходили за мной, буквально, по пятам, успевая поймать червячков, жучков и другую живность.
 

Соловьи (июль 2012)
В это жаркое лето был хороший урожай красной смородины. На участке моем  начали наливаться краснотой  два куста. Что бы уберечь ягоды от дроздов я закрыл их чехлами из укрывного материала. Когда смородина созрела(16.07.12), я начал открывать куст. Неожиданно, из под ног, выпорхнула серенькая птичка небольшого размера.  «Странно -подумал я-не дрозд, а впорхнул из куста». Осторожно раздвинув верхние ветки осмотрел внутреннее убранство куста.  В верхней части было гнездышко. Каково же было мое удивление, когда в нем я увидел распластанных птенцов. Они были словно мертвые.  Мамаша, в минуту опасности, успела предупредить своих деток, и они старательно изображали неживых. Прикрыл куст, сформировав в материи своеобразную форточку. И отойдя подальше от куста, стал наблюдать. Опасность миновала, и вскоре птички, с добычей в клювах, приземлялись на траву, и убедившись в отсутствии опасности,
шмыгали в куст. Выбрав момент, когда птахи отсутствовали, я заглянул через форточку в гнездо. Поскольку сигнал тревоги никто не подал, то все птенцы, открыв клюв, вытянули шеи навстречу мне, и пищали, словно говоря: «Есть хочу, корми быстрее». Были они покрыты редким пухом.  Сделав несколько снимков, закрыл форточку. Следующий визит я нанес птицам 24.07.12. Это были уже оперившиеся маленькие птички. Они спокойно, без паники, смотрели на меня веселыми глазками-бусинками. В гнезде им было уже тесновато.  Один из родителей, сидя на шесте неподалеку, наблюдал за моими действиями. Это был соловей.
Через два дня, 26.07.12, птенцов в гнезде не обнаружил. Встав на крыло, птенцы покинули отчий дом.
Обычно, подобные гнезда обнаруживались только осенью. В старых гнездовьях соловьи не селились, а выбирали новые места поблизости от старого гнезда.

   ВОРОНЫ
Не такая простая птица эта ворона, как мне казалось ранее.
Некоторыми  наблюдениями хочу поделиться:
• В начале лета выгуливал я своего верного друга – немецкую овчарку по имени ЧИП.  Шли мы по аллейке недалеко от военного госпиталя. Вокруг росли высокие тополя. Людей не было видно, и я спустил свою собаку с поводка, давая ей возможность порезвиться.  Пес мой деловито обследовал прилегающие кусты, читал послания других собак и не забывал оставлять свои письмена. Вдруг закаркали дружно вороны и стали пикировать на собаку и на меня. При этом старались клюнуть, но это не получалось – мешали крылья. Другие вороны отламывали ветки деревьев и кидали их, не забывая, при этом каркать. Ага – подумалось мне – наверное, птенцы слетели с гнезд. Приглядевшись, увидел, что в траве, метров за 20-30 бегают воронята. Позвал собаку, и, пристегнув поводок к ошейнику, повернул назад. Вороны затихли, наблюдая сверху за своими чадами, изредка подбадривая карканьем. Хорошо, что не дрозды. Те, бомбят своими испражнениями с кабрирования, норовя попасть в глаза.
• Возвращаясь домой, увидел, что ворона, сидящая на крыше дома, кидает кусочки шифера в воронку водоотводной трубы. Только не долетали эти кусочки до воронки. Ворона, вертя головой, глядела на воронку то одним глазом, то другим. Наконец, догадавшись, подошла поближе к воронке, и взяв очередной черепок в клюв, бросила. На этот раз  попала. Черепок, издавая звуки, крутился в трубе, опускаясь вниз. Ворона, круто спикировав, опустилась к  устью трубы.  Черепок, вылетев из трубы, упал на отмосток. Ворона, схватив в клюв упавший черепок, взлетела на крышу, и с победным видом снова бросила в трубу этот черепок. Вниз она больше не полетела, наблюдала с крыши, как он вылетает из трубы. Бросив ещё пару черепков, ворона, удовлетворившись опытом, радостно каркнула и улетела по своим делам.
• В доме напротив отремонтировали крышу. При этом шифер заменен был на кровельное оцинкованное железо. Ну, вот, однажды летом иду мимо этого дома и вижу интересную картину: ворона сидела на коньке крыши, и вдруг, ноги её подкосились, и она поехал вниз по склону. Внизу ската было установлено ограждение крыши и водоотвод. Не доезжая до ограждения ворона подпрыгнула, и усевшись на ограждение, победно каркнула. Немного посидев, перелетала на конек, и снова поехала вниз. Вот так она и забавлялась несколько раз. А когда забава ей надоела - она улетела по своим неотложным вороньим делам.

   2015 г.                п. Звездный
               


Рецензии