Причастие

        Причастие Саше долго не удавалось.  Даже когда она соглашалась попробовать Святые Дары  из золотой ложечки перед самым батюшкой начинала биться в руках, отказываясь от своих обещаний.   Она не кричала, не капризничала, только молча боролась со всеми, кто пытался ее  к чему-то против  воли принудить. И это происходило  не только в церкви. Особенно трудно было на приемах у врача. Только после длительных уговоров Саша позволяла себя осмотреть. А случай у остеопата показал, недетскую силу и упорство маленького бойца. Трое взрослых не могли удержать ее на столе для осмотра. Она пиналась ногами,  изворачивалась из рук.  Двадцать минут Саша молча и упорно дралась с эскулапами, пока те не сдались и сказали:
- Приходите через полгода. Может быть,  ваша дочь повзрослеет и станет спокойнее.
Мама причитала:
- Как же она в школу пойдет такая не усидчивая и своенравная.
Я ей отвечал:
- Главное ее в церковь приучить ходить. И тогда все само собой управиться. Что тебе не дано - Бог сделает за тебя. И вразумит Сашу и смирит. Будет умненькая,  благоразумненькая, скромненькая и старательная.
Понятно, что мы сами не очень то причащаемся, и ребенок это интуитивно  чувствует и сопротивляется этому непонятному для себя ритуалу.
А когда батюшка строго заметил маме:
- Сами не причащаетесь и ребенок такой.
    Жена вообще отказалась носить Сашу в церковь на причастие. А без мамы Саша никуда не ходит. Так ей спокойнее.
      Решил не заострять эту проблему, чтобы не отвратить от церкви домочадцев и Сашу. 
Домашние молитвы,  посты поставят все на свои места. В свое время за рождение Саши молилось столько достойных людей и наших знакомых  и не знакомых. Даже на далеком Афоне будущий Сашин крестный и мой друг Валентин вместе с греческими монахами молитвами способствовал появлению нашей младшей дочери. Так что я был уверен, что ангелы-хранители всегда находятся недалеко от Саши.  Подождем пусть подрастет, не будем напрягать эту самобытную кипящую натуру. 
Только каждую субботу я спрашивал Сашу
- Пойдем в церковь в воскресенье причащаться?  Саша батюшка в золотых одеждах  тебе даст из золотой ложечки что-то очень важное попробовать.
Саша обычно отвечала
- Не могу. Мне нужно «лисовать» или с бабушкой «иглать».
И так проходил месяц  за месяцем. Мы уже перешли в более удобную для нас небольшую,  уютную церковь с детской площадкой. Но Саша  церковной службе предпочитала покататься на качелях или погулять в прицерковном садике.
    Чтобы подтолкнуть Сашу к правильному решению я просил ее ассистировать во время утренних правил. В конце молитвы она должна была говорить «Аминь». Саша это воспринимала серьезно и минут 5 мне активно помогала. Потом заявляла, что уже помолилась и убегала играть. Но, тем не менее научилась креститься и кланяться. Правда крестилась всей щепоткой пальцев и кланялась мне, а не иконам, но это был уже прогресс в освоении церковных обрядов.
- Давай Саша по крестимся - говорил ей я.
- Лобик, пузико, правое плечико и левое плечико. Запомнила?
- Да – кивала Саша и крестила только лобик и плечики.
- А пузико где? - замечаю я.
И снова упражнялись с ней.  Так прошло пол года. И вот однажды,  на мой обычный  вопрос
- Пойдем в церковь причастимся у батюшки?
Саша неожиданно согласилась.
       Так и пошло.  Покатавшись на качелях в церковном дворе, мы заходим в церковь. 
 Это уже был целый сложившийся  ритуал. Пишем вместе записки. Саша мне диктует имена и ищет знакомый буквы в записях. Затем ставим свечки и целуем иконы. Саша любит целоваться. Всех взрослых даже мало знакомых перед их уходом обязательно поцелует, а маму больше всех любит целовать. Поэтому ее в семье называют иногда целовальница.   Иконы Саша тоже охотно целует и прикладывается лобиком, называя их почему то божьими картинами.  И свечки Саша любит ставить. Сначала ставим за упокой души дедушки Коли. И каждый раз Саша спрашивает
- Он, что уже умер? 
И каждый раз я ей объясняю, что да он уже умер,  и мы с ней должны за него помолиться, чтобы ему было там легче без нас. Саша пока не может вместить в себя понятие смерти и надеется что я, наконец, ей объясню это иное состояние души людей. Потом ставим свечи родственникам о здравии, Богу  и Божией матери.
      Потом несу ее на причастие. Саша спокойно принимает тело и кровь Христово.
Чтобы не задерживать очередь из детей и взрослых, я стараюсь не мешкая   развернуться и вынести ее  к выход. Запить святые дары "теплотой" и взять просфору.   Детям необязательно целовать чашу после причастия. Однако, Саша обернулась на руках и громко спросила:
- А поцеловать?
Взрослые вокруг  заулыбались. Пришлось возвращаться и целовать чашу.  Во время причастия мы с Сашей ощущаем особое единение душ. Она обнимает меня за шею прижимается головкой к моей голове и тихо поет вместе со взрослыми «Тело Христово….». Глазки ее становятся глубокими и смотрят куда-то вдаль.
От батюшки после принятия Святых Таин пробираюсь с Сашей между прихожанами, иногда вокруг слышу ворчание некоторых женщин, что это такую большую на руках подносят к чаше вне очереди, как малыша. Но Саша не виновата, что она такая рослая и разумная и в три года выглядит шестилеткой. В этом скорее виноваты ее высокие кондовые предки.
      После службы  выходим во двор. Там взрослым и детям наливают чай со слоеным пирожком. Это родственники умершего прихожанина поминают его вместе во всем приходом каждое воскресенье. Саша очень любит выпить этот чай  на  свежем воздухе. Потом Саша бежит подать нищим пять или десять рублей и на этом ритуал посещения церкви заканчивается, и мы собираемся домой.
    Регулярные посещения церкви по воскресеньям дало и побочные результаты. Саша занялась обучением и воспитанием мамы. Теперь по  вечерам Саша заставляет маму читать ей детскую библию и книгу для детей про Андрея Первозванного.  Перед сном по страничке. И  мама вынуждена приобщаться к православной культуре.  Саша видно не все понимает, но серьезно слушает, покручивая пальцами волосы от интеллектуального напряжения.  Это тебе не про зайчиков читать, как  было всего две недели назад. После причастия Саша почувствовала себя уже достаточно взрослой в три года и пять месяцев – это уже солидный возраст для уроженки культурной столицы. Пока проходим еще ветхий завет.  Догадываюсь, что многочисленные его герои Авраам, Исаак и др.  для Саши малопонятны, но главный герой Бог и его ангелы ей знакомы и она мысленно следит за развитием сюжета.  Надеюсь, когда мы перечитаем библию еще пару раз, ей станет все гораздо ближе. А когда она сама начнет читать историю отношений человека со своим создателем, то библия органично впишется в ее восприятие мира и в нашей семье, наконец,  появится настоящий молитвенник за всех.    А пока Саша постоянно беспокоится о зайцах и кроликах. Это сейчас ее самые любимые игрушки.
   Мама читает ветхий завет и дошла до всемирного потопа.
- И сказал Бог Ною собрать всей твари по паре.
 Саша внимательно слушала и видимо не услышала самого главного,  поэтому переспросила:
- А кроликов собрал?
Мама ответила
-  И кроликов тоже собрал.
В конце главы Ной выпускает всех зверей на сушу. Саша опять не услышала ответ на свой главный вопрос и переспросила:
- А кроликов выпустил?
Мама ответила:
- И кроликов тоже выпустил.
Даже в ветхом завете Сашу заметно  беспокоит  судьба ее любимцев.
Вот так детство органично уживается с важнейшими истинами мироздания, в отличии от нас взрослых, которые  не всегда могут это истины принять. А если и принимают, то смогут ли  вместить в свои огрубевшие от мирской суеты души.


Рецензии