Испытание октябрем продолжение

   "Растут под солнцем цветы и травы, а в них на воле гуляют кони.
И не для счастья или для славы, а потому что там нет загона.
Там нет уздечки и прочей сбруи, хлыст не гуляет по ребрам нежным.
Там ветра шепот, как поцелуи,и есть закаты, что так безбрежны"
Марина Ефремова (друг )
 
   Писать о Валааме и сложно и легко.
Я еду на Валаам, чтоб быть свободной. И бояться этой свободы не нужно. Там ты становишься самой собой. Может в миру мне это сделать немного сложно. "Городские покрывала" - дом,заботы, отношения, обязанности...Там - я совершенно от них свободна...Я ступила на корабль, и они растаяли за кормой. Теперь я - это я. Я не хочу сейчас описывать то, что я оставила. Я хочу более поведать, что со мной там будет или уже было.
 
   О жилье. Да. Условия - спартанские. Я приехала в холодное время года, в осень.Это - Север.И температуры ночами уже +3 или +5...И надо - утепляться...Надо запасаться дровами. Надо учиться разжигать печь. По утрам тебя бодрит холодная водица Ладоги. Нет, конечно можно поставить чайник и вскипятить себе водички. Но желающих умыться побыстрее так много, что махнешь рукой и омоешься холодной водой. Потом, уже в келии (так мы называем наше общежитское жилье) можно испить чайку перед трапезой. А в трапезную надо идти побыстрее,потому что через полчаса тебе будут давать послушания.
 
   О труде. Послушания - это и есть наш труд. Монастырь восстанавливает свою сельско-хозяйственную деятельность. Угодья за время забвения и разрухи пришли в негодность. Заросли кустарниками и травой. Но нашлись добровольные помощники, в том числе и мы, волонтеры.Очень многое уже сделано. Но остров большой. Скитов много. И труда тоже надо еще много вложить.
 
   Немного отвлекусь. Мне, городскому жителю, работа на поле интересна. Начиная от посадок и заканчивая сбором урожая. Я приезжала на остров в разное время. Вот впервые приехала на сбор осеннего урожая. Многое зависит от погоды. Пока сухо, надо торопиться собрать то, что выросло. Яблоки в садах, свеклу и картофель на полях. И все это заложить на хранение. Чтоб зимой было чем питаться.Остров в зиму остается почти без сообщения с материком. Поэтому монахи уповают на Господа и на себя. И рады каждой паре рук, что помогают им. И тут в душе появляется какое-то чувство удовлетворения: и мои руки рассортировали картофель, посаженный и собранный такими же волонтерами, как я. И мои руки собрали свеклу,и кормовую и столовую, которой буду питаться животные и люди.И в трапезной из нашей свеклы что-то приготовят. Это чисто практическое объяснение моего труда на острове.
 
   О Вере. Я - верующий человек. Я плохой молитвенник. В миру мне почему-то трудно читать молитвы. Я их читаю тихо,про себя. И то,только коротенькие. "Отче наш", "Богородица Дева", "Господи Иисусе Христе, помилуй меня". Однажды батюшка, которому я поисповедалась в том, что я более люблю послушаться, чем молиться, сказал, чтоб я не печалилась. Значит твоя молитва - это выполнение послушаний. Ты ведь шепчешь про себя "Помилуй меня грешного", когда трудишься? Да, отвечала я. Вот и хорошо...

    Когда приходишь на молитву в храм, тут появляется чувство, что Господь тебя слышит. И не оставит тебя без помощи. И все рядом тоже тихо шепчут про себя слова молитвы. Об исповеди. В этот раз я не смогла исповедаться. Я решилась прийти один раз, когда была служба. Долго стояла, шепча про себя все свои слова, о чем я хотела поведать о.Игнатию. Но подходили люди, матушки и братия монастыря, которые могут и должны исповедать себя прежде мирских людей. И я в конце концов просто уже не смогла отстоять эту длинную очередь. Но таится надежда, что Господь услышал все мои слова,что я шептала про себя. Прости меня отче Игнатий. Прости меня Господи.


Рецензии