Берега дружбы в Красном Десанте

День 1 – Дорога

Мой день начался задолго до отправления. Готовясь к дальнему пути, я решил последнюю ночь не спать, чтобы усталость сковала дрёмой моё тело и путь прошёл быстрее. Однако у меня слабо получилось. Виной тому новые впечатления и не всегда ровная дорога. Впрочем, это небольшая плата за то, что я увидел и где побывал.
Дабы не утомлять читателя, подробное описание пути будет опущено.
Составом в 15 человек мы выехали из Гомеля в половине седьмого. Владимир Николаевич Гаврилович, как и полагает руководителю, познакомил старшее поколение с молодыми авторами, а затем напомнил молодёжи заслуги мастеров.
До границы добрались быстро и без проблем её пересекли. Впереди нас ждали ещё около 1300 км. российских дорог и много часов пути. За это время мы увидели города при свете солнца и в огнях фонарей. Пересекли массу мостов и подскочили несчётное количество раз на неровностях дороги. Усмотрели огромный пожар, который вначале приняли за огни города. Успели попасть в часовую пробку и даже спеть хором десятка полтора-два песен. В этом нам здорово помог Сергей Стариков. Он виртуозно исполнил на гитаре все заказы, что поступили от пассажиров. Именно виртуозно, по-иному описать его игру в трясущемся микроавтобусе у меня просто не поднимается рука.
Конец пути выдался невероятно туманным – сказалась близость моря. Поэтому ехать пришлось буквально на ощупь и, если бы не Леонид Юрьевич Север, мы бы делали это очень долго. Однако Леонид Юрьевич встретил нас и быстро сопроводил до пункта назначения. Уже в 3 часа ночи мы покончили с заполнением документов и уставшие расселились по предоставленным номерам. Я оказался вместе с Сергеем Стариковым, Янкой Плющаем и Дмитрием Ниловым. Потребовалось ещё немного времени, чтобы понять откуда в комнате жара при открытой форточке. Оказалось – на полную работала батарея. В результате от радиатора была отодвинута кровать Янки. После чего все приняли душ и благополучно уснули с мыслью о море.


День 2 – Открытие фестиваля

Утром мы успели познакомиться с поэтом Сергеем Лёвиным из Анапы. Выяснилось, что у него тоже жарко в комнате и с батареей бороться нет никаких возможностей.
Потом был завтрак. Из еды особенно хочется отметить чай. Средней крепости, налитый в гранёный стакан, он оказался невероятно сладким. У кого-то сразу же возник шутливый вопрос: «А можно ли ещё добавить сахара?», что вызвало справедливые улыбки, услышавших его.
Чуть погодя, всех прибывших разделили по группам и закрепили за школами, в которых надлежало выступить. Я отправился в село Отрадное вместе с замечательной девушкой Татьяной Червонной. Она, как выяснилось в дальнейшем – студентка химик с прекрасным музыкальным вкусом (он просто в ряде позиций совпал с моим, а я слушаю только хорошие песни).
Отрадненское село оказалось в получасе езды по очень ухабистым дорогам. Вначале нас везли на автомобиле, а затем мы пересели в школьный автобус и таким образом добрались до указанного места. Встретили нас настолько тепло и по-домашнему радушно, что тяготы дороги осели вместе с пылью, что поднялась от колёс.
Потратив ещё минуту на подготовку (Татьяна причёсывалась), мы вышли к зрителям. Собранные в импровизированном зале они заинтересованно встретили нас. Быть может, и я когда-то так же смотрел на людей творческих, что приходили ко мне в школу.
Выступление началось с подарков. Вместе с Татьяной мы преподнесли школьной библиотеке журнал «Мозаика юга» и сборник переводов «Берега дружбы». После чего кратко рассказали о себе и прочли стихи, а я ещё добавил к поэзии небольшую прозаическую миниатюрку. Ориентированная на детей она оказалась как нельзя кстати (благо ноутбук был у меня с собой).
Как только мы окончили свои небольшие монологи, дети, а потом и учителя, задали вопросы. Они спросили о творческом пути любимых авторах, как вяжется точная наука с поэзией и другое. Чувствовалось, ребят действительно волновало то, чем они интересовались. И мне хочется верить, что это я в компании с девушкой смогли разбудить и раззадорить в их сердцах тягу к прекрасному.
Закончив своё выступление, мы заняли места гостей, и дети по команде учителей-дирижёров заполнили зал песнями и танцами. В России праздновали день учителя, и школьники горячо поздравили своих наставников. Здорово было оказаться среди этих искренних, пусть местами сбивчивых, речей.
На базу отдыха мы прибыли после обеда и сразу же устремились на море. Купальный сезон уже закончился, но забраться в воду по колено решились многие. Особенно это впечатлило далёких от любых морей белорусов (меня в том числе), что ещё в августе простились с открытой водой.
Сбросив обувь, я закатал штаны и вошёл в море. Оно встретило мои ноги лёгкой прохладцей и скользкими камнями. Но это было не важно, я стоял по колено в воде в октябре. Не так уж много белорусов могут похвастать чем-нибудь подобным.
К сожалению, насладиться морем в полной мере не получилось. Плотная программа фестиваля диктовала быстрый темп и под него приходилось подстраиваться. Уже через 20 минут из воды пришлось выйти на тёплый песок. Побродив по берегу, мы снова собрались в путь. На этот раз нас повезли на открытие фестиваля в село Покровское.
Районный центр Неклиновского района встретил нас радушно. А так как мы всеми 2-ми автобусами прибыли заранее, нам успели провести краткую экскурсию по центру села. Из всего увиденного меня привела в восторг информация о том, как магазин переделали в библиотеку. В тот момент я понял, что международный фестиваль «Берега дружбы» родился и растёт в благодатной почве. В этом году (2016) ему исполнилось 6 лет – самое время идти в первый класс учиться новому.
Открылся фестиваль звонко и по-славянски дружно. Много добрых слов было сказано в адрес людей, которые стояли у его истоков и продолжают участвовать в развитии. Многим из них вручили памятные подарки, грамоты и даже медали.
В хорошем настроении мы уехали на ужин и сразу после него попали на вечер Луганска. Поэты новой республики вспомнили тяжёлые времена, что нашли отражение в их стихах. Постепенно военная злость сменилась лирикой. Человеку, в особенности творческому, нужно думать о хорошем, чтобы жить. На этих обнадёживающих нотах мы разошлись по комнатам, чтобы уже через полчаса собраться на берегу.
У моря все пели песни и ели арбуз. За последним с особым трепетом проследил Владимир Николаевич. В итоге никто не ушёл с пляжа обделённым.
Завтра конкурсантов ждал сложный день и к нему надлежало приготовиться.
Не успели мы переодеться, как с просьбой о помощи в нашей комнате появилась Анастасия Дорощенко. Девушка не могла решить, какое стихотворение у неё лучшее и мы выступили в роли жюри. Чуть позже на огонёк заглянула заскучавшая Алёна Болсун. Девушки прочитали свои стихи и переводы. Дима Нилов поддержал их своими творениями. Примечательно, что никто не думал друг о друге, как о сопернике. Мы безвозмездно делились мыслями и всплесками души.
В итоге получился своеобразный поэтический вечер, который закончился глубокой ночью. Перед сном в мужской компании мы решили выйти к морю в 6 утра.


День 3 – Конкурс

Планы о пробежке беспощадно и бессмысленно залил дождь. Начавшийся ещё ночью он отложил наш подъём, и встали мы только к завтраку. Чай оказался таким же сладким, как накануне, впрочем, я уже начал привыкать.
Покончив с нехитрой трапезой, мы отправились в Таганрог на конкурс. Библиотека им. Чехова, в которой было подготовлено мероприятие, встретила нас радушно. Для гостей тут же организовали экскурсию. И пока её проводили, мне удалось распечатать стихотворение, благо работники библиотеки помогли.
Заполучив драгоценный листок, я поспешил занять своё место в зале. И вовремя, уже через несколько минут конкурс стартовал.
Публике представили жюри, и поэты в строгом алфавитном порядке начали читать стихи. Признаться, это было моё второе выступление перед людьми. Первое состоялось накануне в стенах Отрадненской школы, однако сейчас градус волнения зашкаливал. Ответственность и строгие судьи внесли свою лепту в настроение.
Неумолимо очередь дошла до меня, и я проследовал на сцену, где на одном несгибаемом нерве прочёл стихотворение «Су-24». Написанное на белорусском языке, оно посвящено российскому военному лётчику Олегу Пешкову, что погиб в Сирии. Уж не знаю, повлияло ли это на решение судей, но в следующий день мне вручили диплом первой степени. Однако об этом рано.
Выступили ещё несколько конкурсантов, и всё окончилось. Жюри удалилось для принятия решения, а мы остались с песнями в исполнении Романа Кузьмина. После трёх композиций выяснилось, что с распределением мест возникли сложности, и нас повезли на обед.
Не успели мы перевести дух, как уже через пару часов оказались в Покровском селе. К этому времени закончился не только дождь, но и небо очистилось от туч. Солнце весело светило, суля добрый вечер. Попутным ветром нас занесло на ярмарку, посвящённую открытию фестиваля национальных культур «Берега дружбы». Собранные в замкнутом помещении различные народности приготовили выступления и блюда. От национальных яств на столах не было свободного места, а одежды вызывали восторг.
Незаметно гости перекочевали в концертный зал, где тут же началась своя развлекательно-поздравительная программа. Вновь были сказаны добрые слова, которые положили начало песням и танцам. Каждая народность, проживающая в Ростовской области, была представлена задорным, запоминающимся номером. А закончилось всё искромётной «Калинкой-малинкой», от которой зал едва не пустился в пляс.
Мало кому хотелось покидать мероприятие на такой ураганной ноте, но ужин требовал нашего присутствия. К тому же после оного состоялся мастер-класс Ольги Сафроновой по поэзии и литературному творчеству. Поэтесса, за чьей спиной не одна сотня стихов, без малейшей утайки поведала молодым авторам свои секреты написания и перевода рифмованных произведений. Также она прочла несколько творений и просто пообщалась со слушателями. Среди них был и я. Как результат мне удалось отметиться парой реплик про белорусский язык.
Потом начался вечер Сергея Старикова и Янки Плющая. Изначально предполагалось, что ребята устроят концерт авторской песни, но они изменили формат, превратив зрителей в участников. Это решение оказалось удачным. В результате музыка чередовалась со стихами из зала, и все без исключения получили удовольствие от вечера.
Когда же пришло время расходиться, поэты из Анапы изъявили желание продолжить общение в нашей комнате. В результате творческий вечер продолжился в более узком, но не менее талантливом кругу, и у нас появился чай. Сергей Лёвин прочёл ряд своих стихов, среди которых оказались сатиричные творения про Бетмена и некоторых других героев. Екатерина Меркурьева привнесла лирику в мужскую поэзию.
Легли спать вновь в 2 ночи.


День 4 – Закрытие

Экскурсия в Таганрог отложилась, и время задержки я потратил на прогулку по пляжу наедине со своими мыслями вдали от объективов фотокамер. Мне просто хотелось пройтись под крутым обрывом берега, прикоснуться к волнам, что непрерывно набегали на берег. Бездумно послушать шум воды и посмотреть на солнечную дорожку, убегавшую за горизонт.
Чуть меньше чем через час мы всё же отправились в путь и уже вскоре оказались перед музеем А. П. Чехова. Первый автобус умчался на экспозицию, а к нам подсел мужчина экскурсовод. Некоторое время понадобилось, чтобы выбрать маршрут и начать было решено с рынка.
Пока мы добирались до заветного пункта, экскурсовод рассказывал о примечательных улицах и зданиях, мимо которых проезжал автобус. Водитель высадил нас у памятника А.П. Чехову, но все устремились на рынок. Заложник обстоятельств экскурсовод повёл поэтов за покупками, постепенно теряя слушателей. Люди попросту задерживались у палаток и неизбежно отставали от группы. В какой-то момент у меня возникли сомнения, что собрать всех обратно не удастся, но, к счастью, я недооценил поэтов. Вернулись все, хоть и с небольшим опозданием. Мы сфотографировались у памятника (его наконец-то заметили) и, загрузившись в автобус, отправились к дому, в котором А.П. Чехов родился.
Небольшое строение с зелёной крышей встретило нас закрытыми дверями. Их быстро отворили, и мы вошли в дом. Внутри всё было невероятно маленькое. В дверях мне приходилось пригибаться, чтобы не набить шишек. Кровать, которую я увидел, не внушила мне доверия, спать на ней было возможно только подобрав под себя ноги. Сугубо моё мнение.
Набрав сувениров в виде магнитиков и брелоков, мы вновь забрались в автобус и отправились на набережную. Один Пёрт I величаво возвышался на памятнике, а второй Пёрт I прохаживался по дорожкам и фотографировался с гостями города. Однако моё внимание привлёк порт. Прямо на моих глазах огромный сухогруз появился на горизонте и, пока я гулял, пришвартовался.
Времени насладиться громадой порта не оказалось. Мы погрузились в автобус и, проехав мимо дома Ф. Раневской, остановились у парка. В него лишь забежали и, оценив песчаное покрытие вместо привычных каменно-асфальтовых тротуаров, отправились на базу отдыха.
Быстро проглотив обед, я спустился на пляж и залез в воду. Море приняло меня в свои прохладные объятия и не отпускало вплоть до момента, когда нужно отъезжать на финальный концерт.
Мероприятие состоялось в селе Покровское в уже почти родном зале. За три дня фестиваля в нём прошли все концерты.
После коротких речей благодарности, началась церемония награждения. Участников в зависимости от занятых мест приглашали на сцену и вручали подарки. Достаточно неожиданно я удостоился диплома первой степени. Владимир Николаевич крепко пожал руку и поздравил с высоким достижением. Всё ещё ошарашенный я спустился в зал. Прошло ещё немного времени, и концерт завершился, а вместе с ним подошёл к концу и фестиваль.
Много добрых слов было произнесено за три коротких, но таких насыщенных дня. Состоялись новые знакомства, и в связях братских народов добавились ещё ниточки контактов. Нет поэтов русских и белорусских, украинских и луганских. Всем одинаково хочется, чтобы их слушали, читали и печатали. А главное – не мешали творить.
С философским настроем я отсидел ужин, после которого многие поэты отправились на берег. Прихватив с собой гитару и гитариста Сергея Старикова, мы до 2-х ночи пели песни. К концу туман спустился на воду, и всё жутко замёрзли. Побросав в море монеты, с надеждой вернуться мы разбрелись по своим комнатам.
А волны всё также набегали на берег, оставляли после себя пену, и укатывались прочь. Море продолжило жить без сожалений о расставании с нами. Для него мы были лишь мигом таким же кратким, как и рождение рифмы.


День 5 – Дорога домой

Утро наступило неожиданно быстро. В темноте да не в обиде мы погрузились в микроавтобус и тронулись в путь. Уснуть сразу у меня не вышло, даже несмотря на тотальную усталость. Виной всему была дорога. Однако благодаря колким неровностям асфальта я увидел восход. Огненно-красное солнце возникло справа и подожгло полнеба. Пассажиры микроавтобуса попробовали сфотографировать, но фотоаппараты напрочь отказались передавать всю красоту пейзажа.
Потом была остановка, на которой старшее поколение обратило пристальное внимание на яблоню. В результате были выкопаны несколько саженцев и упакованы в пластиковый стаканчик. Из России мы привезли не только награды и памятные призы, но и деревья. Примутся они или нет, уже зависит от хозяев, их желания, усердия и в некоторой степени удачи.
Путь в Гомель занял всё те же 20 часов, но по ощущениям прошёл быстрее по двум причинам. Во-первых, мы возвращались домой, а во-вторых, я то и дело проваливался в сон.
При подъезде к границе с Беларусью мы попали под дождь, но это не помешало. В час ночи прибыли в Гомель. Я выгрузился из микроавтобуса и отправился в общежитие, но это уже совсем другая история.


Без дня – Краткое заключение

1. Фестиваль «Берега дружбы» - это три невероятных дня с бесконечным потоком общения и стихов.
2. Славяне очень неорганизованный народ.
3. Поэты славяне вообще никогда не смогут собраться вовремя.


Рецензии
Серёжа, было интересно увидеть фестиваль глазами молодого человека.
Спасибо, прочла с удовольствием!

Ольга Немыкина   16.11.2016 23:38     Заявить о нарушении
Рад, что Вам пришлось по нраву.

Сергей Привалов Гомель   19.11.2016 10:37   Заявить о нарушении