Моим друзьям

  Удивительно дожить до тридцати лет и задаться вопросом: «Кто такой друг?»

  Вот у моего шестилетнего сына эти вопросы решаются легко:
– Мам, можно я в гости к другу схожу?
– А как его зовут?
– Подожди, сейчас спрошу…

  Когда дети подрастают, дружба становится «по интересам»: мальчики носятся по двору с пластмассовыми пистолетами, девочки меряют наряды куклам. Любителям мозаики –  туда, любителям книг – сюда, любители маяться дурью – от центра слева, пожалуйста…

  Вот в подростковом периоде дружба уже не «из-за» чего-то, а «против» чего-то. Против родительского гнета и давления учителей, против шибко богатых или шибко умных, против физически сильных или физически слабых… Очень важно быть в группе с кем-то, куда-то примкнуть, ходить «басОтой», встречаться и что-то вместе делать… Хотя достаточно и просто встречаться… Такие «коллективы» дают неокрепшей душе поддержку, а иногда и защиту: «Нас не сломят! Мы вместе!»…

  У меня в этой части жизни была прореха: мои школьные друзья не были радикалами. Мы немножко шалили, много учились и остро ни с кем не конфликтовали. Не могу сказать, что мы знали друг друга глубоко, доверяли самое сокровенное, для меня так было безопаснее… А вдруг?

  С этим ощущением «а вдруг»? Я жила довольно долго. Оно мне передалось от бабушки: «Скажи подушке, а не подружке», «Доверяй, но проверяй», эти два гранитных заслона ограждали меня и от многих бед, и от реальных людей с их ошибками и талантами… У меня было твердое ощущение, что в беде я всё равно останусь одна, мне всё равно никто не поможет, так зачем привязываться? Тем более что реально бывали случаи…

  Но вот недавно я попала в больницу. Ожидание заключения врача сводило меня с ума несколько дней. И, как обычно, в таких ситуациях я «ложилась на дно»: ни с кем не говорила, никому не звонила. Но как на зло, все начали звонить мне сами, а поскольку из-за скудости ума и христианских принципов я не могу врать, приходилось всем рассказывать где я и что со мной, тем более, что заключения врача я так и не знала… Потом, к моему удивлению, одни подруги говорили другим и те мне звонили просто с вопросом: «Ну, как ты?» Сначала раздражало: «Что им от меня надо?» Потом удивило: «А вдруг… А вдруг эти люди звонят просто так? Просто потому, что им действительно интересно, что со мной?» Когда заключение врача было готово, и я всем просившим сказать, как и что, решила сделать смс- рассылку, я насчитала восемь человек, не считая тех, кому нужно было позвонить и сказать лично… В тот день я себя чувствовала популярнее, чем Леди Гага…

  И вот, когда я делилась этими умозаключениями с одной из подружек и изрекла: «Представляешь, всем интересно, что со мной?!»  Она меня поправила: «Нет, всем не просто интересно, а ВАЖНО, что с тобой!» Я отмахнулась: «Да ладно…»

  Важно… А почему моим друзьям важно? Почему я для них представляю какую-то ценность? Ведь я много говорю, не всегда вкусно готовлю и крайне редко даю взаймы... Может, потому что я сама очень их всех люблю, и мне нравится наблюдать, как из несуразных подростков вырастают взрослые, удивительные люди, каждый из которых по-своему уникален…

  Может быть, человеку так важно иметь друзей для того, чтобы лишний раз улыбнуться, наткнувшись на фамилию в телефонной книге, и для того, чтобы кто-то выдохнул на том конце провода, узнав, что у тебя всё хорошо, и для того, чтобы, когда ты теряешься в жизни, не зная, кто ты есть на самом деле, твой друг без всякой фальши сказал бы тебе: «Ты –  это ты…»

***

Ты – это ты.
Ты то, что внутри,
И что прорастает наружу.
Ты – это ты:
Грех, слабость, мечты…
Ты тот, кто другому нужен…

16 августа 2016г


Рецензии