Последний бой Николая Гастелло ч. 3

ч.3

       Альтернативные  версии и новый претендент на первество в подвиге

       Начиная  примерно с 1990- годов еще  в советских СМИ, стали  появлятся иные версии событий связанный с фактом совершения Н. Гастело "первого огневого тарана" около деревни Декшняны в Белорусси.
      Тогда как сенсацию впрвые обнародовали данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло найденной еще  в 1951 году.
      В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа А. Маслова, было выдвинуто предположение, что именно А. Маслов и является автором "приписаного" в военной неразберихе лета 1941 г. Н. Гастелло - «огненного тарана».
      Ну и раз так, то в России где уже настали после августа 1991 г. другие времена,  решили исправить "досадную историческую ошибку".
     Но как всегдаограничились  полумерой.
     То есть  Н. Гастело не развенчали как "героя", но  втоже время породили друго-  как бы  истинного героя этого воинского подвига!
     Так в 1996 году Указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно)!
     Тогда в Кремле  было официално признано.что достоверность рапортов летчиков Воробьёва и Рыбаса вызывает сомнение.
     Поскольку во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя, лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги с осуществленным им тараном..
     Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года.
      В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы.
       В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло, а экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене!
      И раз процесс,  пошел то вскорее в деле Николая Гастелло появились новые важные обстоятельства!
     Так через время в  болоте у д. Мацки расположеной в 2 км от вышеупомянутой деревни Декшняны,  были найдены  обломки подлинного самолёта Н. Гастелло.
     Самолёт около д.Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года.
    Ими в этот же день на месте падения был найден один выпавший из самолета обгоревший труп советского летчика, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло — Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло — Алексея Александровича Калинина).
     Но главное — здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.
     Так же согласно свидетельским показаниям местных жителей д. Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом (с крыла падающего самолёта)  но вскорее был захвачен в плен немцами.
      Показания местныхочевидцев подтверждаются и подлинным документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно».

    А вот далее, я для  самых неверующих из числа читателей, проведу небольшой технический ликбез, для того, чтобы они поняли,, кто же был этим спустившимся летчиком – Гастелло или же Бурденок, чей труп так и не был обнаружен?
    Итак, в случае эвакуации из аварийного бомбардировщика стрелок-радист прыгает из верхнего люка, штурман - из нижнего. С крыла может прыгнуть только пилот, которым, напомню, в том полете и был Николай Гастелло.
    Кстати, то, что пилот спасся, а Скоробогатый, Калинин и, предположительно, Бурденок не смогли, говорит не в пользу командира экипажа. И вот почему!!!
     Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот.
    Это то и дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения.
      Рассказывает заместитель командующего ВВС СССР генерал-полковник Решетников, начинавший войну младшим лейтенантом на бомбардировщиках ДБ-3:
    “У меня был случай во время войны, когда мой самолет подбили в воздухе и он загорелся. Сначала я дождался, когда с парашютами выпрыгнут члены экипажа – нужно держать самолет на максимальной высоте. А потом уже выпрыгнул и сам”.
     Выходит, Гастелло не стал дожидаться, пока эвакуируются остальные члены его экипажа (при этом держа самолет прямо, чтобы дать как можно больший шанс на спасение), а выпрыгнул до этого?
     Обгоревшие трупы товарищей и спасшийся Николай говорят именно в пользу этой версии...
 
     Для обьективности тут так же стоит  отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно вначале пытался направить свой самолёт на расположение врага — иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть), но самолет потерял управление и до цели не долетел!.

   В среде военных историков при обуждении случая с Гастелои Масловым так же высказывалось  предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:
 1. он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле российским немцем);
 2. его экипаж был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский;
 3.на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  ( а как мы знаем из ч.1  это ему приписали в  наградном листе на звание Героя Советскоо Союза.)
  4.во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели;

   Впрочем,  часу весов  в сторону Н. Гастело при решении вопроса - кто герой он или Маслов, перетянуло то обстоятельство, что  гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

    А дальше события  развивались очень стремительно и я бы даже отметил невероятно быстро, если принять тот военный хаос и панику в котром находилась РККА и ее Верхонове командование, включая  и лично тов. И. Сталина!
       Хотя если  бы мы с вами уважаемый читатель   жили в СССР  то  в июне 1941 г. то от Совинформбюро унали что все в стране хорошо РККА успешногромит фашистских захватчиков, а в тылу мирные граждане уже перешли на "военные рельсы". Вот судите сами!!!
                УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 25 ИЮЛЯ 1941 г.
    В течение ночи на 25 июля продолжались напряжённые бои на ПЕТРОЗАВОДСКОМ, ПОРХОВСКОМ, ПОЛОЦКО-НЕВЕЛЬСИОМ, СМОЛЕНСКОМ и ЖИТОМИРСКОМ направлениях.
     Наша авиация действовала по противнику во взаимодействии с наземными войсками и наносила удары по его аэродромам.
    Храбрость и находчивость проявил красноармеец Оленев. Во время разведки вражеского тыла он заметил на опушке леса 3 немецкие автомашины с боеприпасами.
   Около машин на траве лежали 12 фашистских шофёров и солдат. Переползая от дерева к дереву, т. Оленев подкрался к врагу на 25 метров и бросил в автомашины одну за другой пять гранат. Одна из гранат попала в боеприпасы, сложенные на одной из машин. Взрывом огромной силы уничтожены все немецкие машины и солдаты.
  Разведка донесла командиру танкового батальона капитану Ефремову о том, что на следующее утро рота немецкого танкового авангарда готовится атаковать наш ДОТ.
    Сообщив командиру ДОТа о готовящейся атаке, т. Ефремов расположил замаскированные танки в нескольких километрах по обе стороны ДОТа. Утром после артиллерийской подготовки танковая рота противника бросилась на ДОТ.
     Гарнизон ДОТа отважно защищался. За полтора часа противник потерял 8 танков. Но фашисты, не щадя людей и машин, гнали на ДОТ всё новые я новые танки. Отдельные машины начали прорываться к ДОТу. Тогда капитан Ефремов обрушился на врага с обеих сторон. Фашистские танкисты заметались по полю, беспорядочно расстреливая последние снаряды. Танковая рота была разгромлена.
    Группа советских истребителей под командованием орденоносца Зайцева обнаружила большое скопление неприятельской пехоты и начала её обстреливать пулемётным огнём. Во время одного из заходов на цель самолёт т. Зайцева попал в зону зенитного обстрела. Увидев, что командир в опасности, лётчики Пискарёв и Звягин немедленно поспешили к нему на выручку. Зайдя в тыл зенитных установок, они на бреющем полёте атаковали орудийную прислугу. Зенитки замолчали. Пехотная часть фашистов была уничтожена.
* * *
     Боец-снайпер Энского подразделения Кузьма Михайлов, заняв выгодную позицию, за один день вывел из строя четырёх белофинских офицеров и 12 солдат. В другом бою т. Михайлов меткими выстрелами перебил вражеский командный состав наступавшей роты. Это дезорганизовало ряды противника. Наши бойцы воспользовались замешательством белофиннов и бросились в контратаку. В штыковом бою враг потерял больше 30 солдат и офицеров убитыми и ранеными. В плен захвачено 49 белофиннов.
Фашистская танковая колонна прорвалась на нашу территорию и двинулась к железной дороге.
    Энская красноармейская часть капитана Серкова, которой было приказано задержать противника, минировала шоссе. На минах взорвалось несколько немецких танков. Советские артиллеристы и эскадрилья пикирующих бомбардировщиков открыли огонь по остальным танкам врага. Оставив на поле боя двадцать разбитых танков, противник отступил.

    В глубоком тылу у немцев отважно действует партизанский отряд под командованием колхозника Д. Отряд вооружён пулемётами, автоматами, гранатами и противотанковыми средствами. Партизаны смело нападают на немецкие моторизованные отряды, разрушают связь, подрывают снабжение фашистских частей продовольствием, горючим и боеприпасами. Около деревни Н. партизаны на рассвете внезапно напали на крупный отряд противника, а затем отошли, заманив фашистских солдат в болото. Бой продолжался около трёх часов. Большая часть вражеского отряда была уничтожена.

   Энский стрелковый полк, действующий на Юго-Западном направлении, стремительной контратакой разгромил фашистские части и занял их позиции. На лесной просеке неподалёку от штабного блиндажа красноармейцы обнаружили груду обуглившихся трупов.
     Как сообщили пленные германские солдаты, фашистские офицеры, захватив в плен несколько красноармейцев, зверскими избиениями пытались добиться от них показаний.
    Не добившись ответа, фашисты связали истерзанных красноармейцев, облили бензином и заживо сожгли. Рядом с останками сгоревших героев был найден ещё один труп замученного фашистами красноармейца. Гитлеровские палачи обрезали у него уши, вырвали язык и содрали кожу на руках.

В порту Гдыня во время погрузки снарядов на транспортное судно произошёл взрыв. Силой взрыва повреждены находившиеся в порту германские эсминец и минный тральщик. Фашистские власти арестовали свыше 200 портовых рабочих, подозреваемых в диверсии.
Партизанский отряд норвежских рабочих под командованием X. Ларсена, действующий в фашистском тылу на севере Финляндии, напал на немецкую автоколонну. Сопровождавшие колонну немецкие солдаты и офицеры перебиты. 15 автомашин с боеприпасами и продовольствием уничтожены.

    Быстрыми темпами поставок сельскохозяйственных продуктов колхозное крестьянство помогает Красной Армии громить немецко-фашистские полчища. В Краснояружском районе, Курской области, колхозники каждый день отправляют обозы с сеном, зерном, молоком, мясом и яйцами. Колхоз «Память Ильича» выполнил годовой план сдачи хлеба из запасов прошлогоднего зерна. Колхоз «Красный партизан», Богучарского района, Воронежской области, сдал государству первые 40 центнеров хлеба нового урожая. Бригада возчиков зерна решила делать три рейса на ссыпной пункт вместо одного, чтобы доставлять государству не менее 50 центнеров хлеба ежедневно.
     Колхозы имени Фрунзе и имени Ворошилова, Ленинабадского района, Таджикской ССР, заканчивают поставки всех видов сельскохозяйственных продуктов и готовятся начать сдачу скота в счёт обязательств 1942 года. Колхозники сельскохозяйственной артели «Интымах» Иканского аулсовета, Южно-Казахстанской области, выполнили все обязательные поставки зерна и продали государству сверх плана в 10 раз больше хлеба, чем в прошлом году.

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 25 ИЮЛЯ

В течение 25 июля наши войска вели бои с противником на ПОРХОВСКОМ, ПОЛОЦКО-НЕВЕЛЬСКОМ, СМОЛЕНСКОМ и ЖИТОМИРСКОМ направлениях. Каких-либо существенных изменений в положении войск не произошло.

Наша авиация в течение 25 июля наносила удары по мотомехчастям и аэродромам противника, бомбила порты Констанцы и Сулина.
По неполным данным, за 24 июля сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах 34 немецких самолёта. Наши потери — 13 самолётов.
25 июля утром в районах, прилегающих к Москве, появилось 6 немецких самолётов, из коих 5 было уничтожено нашими истребителями.

В числе документов, захваченных нашими войсками при разгроме 52 немецкого химического полка западнее Ситня, обнаружена папка с секретными картами и схемами европейской части Турции и проливов. Как установлено показаниями пленных, 52 полк перед началом военных действий дислоцировался в Восточной Пруссии, куда он был переброшен с Балкан.
      В папке находится брошюра «Военно-географические данные о европейской части Турции, включая проливы». На схемах и картах нанесены военные объекты Турции: аэродромы, арсеналы, заводы, портовые сооружения и др.
      Приведены подробные сведения о размещении турецких войск, о подвижном составе, даются указания о возможности высадки морского десанта, о размещении оккупационных армий и штабов, указываются места, наиболее уязвимые со стороны моторизованных армий. Все хранившиеся в папке документы изданы генеральным штабом германской армия с грифом: «Только для служебного пользования». Все эти секретные документы ещё раз разоблачают агрессивные планы германского правительства в отношении Турции.

     Приближаясь к своему аэродрому после выполнения боевого задания, экипаж скоростного бомбардировщика лейтенанта Киреева заметил звено фашистских «Юнкерсов-88». Лейтенант немедленно атаковал вражеские самолёты.
     Полная бомбовая нагрузка немецких самолётов ограничивала их манёвренность. Это прекрасно использовал экипаж советского самолёта. Штурман лейтенант Чуприн и стрелок-радист старший сержант Саломатин сбили два «Юнкерса» и обратили в бегство третий.
* * *
Старший лейтенант Арсений Дмитриев славится в Энской авиационной части как неуязвимый лётчик-истребитель. За первый месяц Отечественной войны тов. Дмитриев обил 11 фашистских самолётов.

Решительной контратакой Энская красноармейская часть отбросила противника от пункта Г. Толпы фашистов побежали к единственному уцелевшему мосту через речку Н..
     Преследуя противника, бойцы подразделения старшего сержанта Зиатханова наблюдали картину, ярко иллюстрирующую пресловутое «мужество» гитлеровских офицеров. Автомашина с пятью немецкими офицерами неслась к мосту, давя на своём пути бегущих солдат. На большой скорости машина въехала на мост. Многие солдаты были сброшены в воду. Однако прямым попаданием снаряда автомашина со всеми пассажирами была уничтожена. Попытка немецких офицеров спастись бегством не удалась.

В боях у города Н. захвачена в плен большая группа немцев. Найденные у них письма представляют большой интерес. Несмотря на суровую цензуру фашистов, германские солдаты получают печальные вести о жизни их родных и знакомых в тылу.   
      Жена штабного врача Готельгнаса пишет мужу: «Видел бы ты жителей, которые с трёх часов утра стоят в очереди. Надо прямо попрошайничать, чтобы что-нибудь получить. В лавках пусто... Если ты приедешь в отпуск, привези жиров...».
    Вахмистру Отто Бритман сообщают: «Ужасно, что в город прибывает так много раненых. На местном кладбище очень много могил солдат, умерших в госпиталях. А сколько их остаётся на поле битвы!».
     Жена старшего ефрейтора Билли Халек извещает мужа о том, что в городе арестовали многих людей, которые уклоняются от трудовой повинности, пишет о необычайном удорожании жизни. Подавляющее большинство писем, посланных из различных городов и сёл Германии, неизменно заканчивается вопросом: «Когда же кончится война?».

Борьба чехословацкого народа против фашистских поработителей принимает всё более широкие размеры. 20 июля был взорван эшелон оружия, отправленного с заводов Шкода. На военных заводах в Млада-Болеславе, Брно и Градец-Кралове почти ежедневно происходят массовые аресты рабочих за то, что они снижают производительность оборудования, затягивают ремонт станков, сильно увеличивают процент брака.

    Известный нацистский застенок в Брюнне, так называемый Шпильберг, переполнен, несмотря на то, что оттуда каждую ночь вывозят несколько грузовиков с трупами замученных чехословаков. Сейчас фашисты создали ещё два новых концентрационных лагеря, куда брошены сотни людей.

Чехословацкие патриоты, несмотря на кровавые репрессии немцев, расклеили на улицах Праги и других городов листовки с текстом Советско-Чехословацкого соглашения о взаимной помощи и поддержке в войне против гитлеровской Германии.

    По-стахановски трудятся советские патриотки, сменившие у станков и машин своих отцов, мужей и братьев, ушедших на фронт. Тысячи женщин становятся командирами производства и с успехом осваивают новые профессии. Молодой инженер Ольга Сизова до Отечественной войны была экономистом Саратовской фабрики им. Халтурина.

    Теперь она — начальник шлифовального цеха. Под руководством тов. Сизовой рабочие и работницы цеха систематически перевыполняют нормы. Больше двух норм ежедневно даёт шлифовальщица М. Куделькина; в полтора раза перевыполняет задание К. Серебрякова. Работницы Энского металлургического завода тт. А. Бабенко, П. Протасова, Н. Петрякова и Ю. Жогова овладели специальностями оператора, кранового машиниста и шофёра. Сейчас они осваивают профессию вальцовщика. На станции Голиковка молодая стрелочница Л. Шарко заменяет двух стрелочников.
     Она обслуживает 9 стрелок, которые всегда находятся в образцовом порядке. На Энском металлургическом заводе Воронежской области большой известностью пользуется токарь т. Жидкова. На трёх станках она даёт в день четыре нормы. Четыре зуборезных и долбёжных станка обслуживает работница Челябинского тракторного завода Анна Овчинникова. В Красную Армию ушёл лучший стахановец Энского кирпичного завода Афанасий Дмитриев, установивший всесоюзный рекорд посадки кирпича в гофмановскую печь.
    При норме в 18 тысяч кирпичей бригада т. Дмитриева сажала за одну смену 43 тысячи. Стахановца-кирпичника заменила работница Мария Кондратьева, ранее занятая на катании сырца. Упорно и настойчиво учится она новому делу. На днях её бригада посадила в печь 33.840 кирпичей.
В ночь с 22 на 23 июля во время налёта на Москву фашистские самолёты сбросили на территорию Музея-Усадьбы Л. Н. Толстого свыше двадцати зажигательных бомб.
  В эту ночь дежурили заведующий Музеем-Усадьбой тов. Теодорович и сотрудники Гусева, Зубарев, Тюрина и Юнисов. Они быстро ликвидировали очаги пожара. Небольшая группа сотрудников музея самоотверженно отстояла здание музея и его экспонаты."

Вот такой "дезинформацией голосом Левитана  успокаивали советских граждан  лжецы из Кремля!

А в дествительности все было по другому!
 Стоит только взглянуть карту по состоянию на 25 июля 1941 г. Немцы уже под Ленинградом. Началось сражении под Смоленском, вскореебудет  проигранно РККА. А  к г. Киеву  подошли первые немецкие подразделения!!!

    И вот тут,  оказывается, что у Верховного Главнокомандующего нет более заботы  чем срочно присвоить Николаю Гастело звание Героя Совесткого союза!
         Судите сами с какой скоростью  это было все  сделано!!!!

   Так  не успел к концу 25 июля 1941 года командир и комиссар 207-го авиационного полка составить  наградной лист на капитана Николая Францевича Гастелло, который подписал и командир корпуса дальнебомбардировочной авиации Н. Скрипко. Как   тут же  Представление было утверждено командованием авиацией Западного фронта.

   Правда  не историки не знают, что с 22 июля 1941 г. уже небыло никакого команд ВВС. Ведь командир ВВС  Западного фронта Герой Советского союза  генерал-майор И.И. Копец к этому времени (22.07.1941) уже сам застрелился.
   А комнадир всего  Западного фронта Д. Павлов и его начальник штаба  были 22 июля 1941 г. были арестованы и в тот же день осуждены военным трибуналом к растреллу!!!
     А уж про судьбу  остальных штабных офицеров, раном пониже и командиров  других отдельных подразделений я и не вспоминаю. Их в НКВД СССР в большистве вскорее  превратили в лагерную пыль.
   Всем сомневающимся  могу порекомендовать прочесть на досуге хорошую книгу Егоров Д. Н. "30 Июня 1941. Разгром Западного фронта."
.http://istclub.ru/topic/710---30--1941---/

    Но иначе  как ЧУДО в таком ВСЕОБЩЕМ ВОЕННОМ БАРДАКЕ на следующий день, 26 июля, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Н. Ф. Гастелло звания Героя Советского Союза.
     Это что ж похоже специально посылали  самолет  из штаба Западного фронта в Москву наградной лист Н. Гастелло?
     Кроме наградного листа для "подтверждения подвига" были использованы и данные аэрофотосъёмки последствий тарана  совершенного 27 июня 1941 г. у д.Декшняны в Белорусси правда уже  летчиком 128  -го СБАП Исааком Пресайзеном.
   Но  кто такой  этот Иссак Прейсазен?!!!
   А ст. лейтенана Исаак Пресайзен есть наш новый претендент  на славу первого летчика СССР - совершившего огненный таран!!!

    Информация о нем  взята автором из сайта http://evreimir.com/13596/ и передается с небольшими сокращениями и авторскими ремарками!

   "Итак мы уже достоверно знаем,что 26 июня 1941 г. после неудачной попытки бомбардировки немецкой колонны у г. Радошковичи (Беларусь) не вернулись на базу самолёты 207-го авиационного полка, пилотируемые капитанами Николаем Гастелло и Aлекcaндром Масловым.
   Никто из экипажей самолётов, участвовавших в полётах вместе с ними и возвратившихся на базу, не видел, где и как упали самолёты их товарищей.

  В то же время на данном участке Восточного фронта располагался и 128 авиаполк.
   И вот 27 июня 1941 года эскадрилья 128-СБАП   под командованием капитана Белецкого, в которую входило и  звено заместителя командира эскадрильи ст. лейтенанта Исаака Пресайзена, вылетела c тем же заданием в тот же район.
    И вновь  летели без разведки и попали под плотный зенитный огонь!
    В итоге в машине Пресайзена (как кстати и в машине Гастелло) был пробит бензобак, и самолёт загорелся.
   Пламя сбить не удалось.
   Тогда  комадир самолета И. Пресайзен принял решение пикировать на шоссе в гущу вражеской техники.
    В шлемофонах лётчиков эскадрильи прозвучал его приказ: «Пpыгайте!»
    Но экипаж самолёта отказался (или не смог) выполнить приказ командира!?
    В итоге  самолёт - бомбардировщик с полным безапасом  врезался в скопление вражеских танков, автомобилей с пехотой, цистерн с горючим.   
    Взрыв был колоссальный. По свидетельству очевидцев, движение на этом участке пpервалось на три дня!
    Свидетель всего проишедшего командир эскадрильи капитан Белецкий по возвращении на базу доложил командиру полка о героической гибели экипажа Исаака Пресайзена и совершенном им "огненном таране"!!!.

      На следующий день к месту гибели И. Пресайзена вылетел зам. командира полка В. Сандалов.
     На основании его показаний и произведенной им аэрофотосъёмки, а такжe свидетельств участников этого боя было принято решение об оформлении представления о пpисвоении Исааку Пресайзену звания Героя Советского Союза.
       И наградной лист за подписями командира полка майора Чучева, начальника штаба полка капитана Дробышева, командира 12-й авиадивизии полковника Н. Аладинского и командующего ВВС Западного фронта был отправлен в Москву.
     Кстати опрошенный в  1975 г. Герой Советского Союза генерал-майор В. Сандалов полностью подтвердил все события тех дней, доложенные им командованию дивизией.
«Огненный таран», как окрестили этот подвиг журналисты, был замечательным материалом для пропагандистских органов.

    Но была одна "беда" Исаак Зиновьевич Пресайзен по анкетным данным не совсем подходил на роль всенародного Героя, совершившего первый таран.
   Тогда в  ГлавПУРе Красной Армии решили найти другого кандидата и становились на кандидатуре капитана Гастелло, не вернувшегося с задания из того же района днем раньше!

    А что касается самого Исаак Пресайзения то  вместо награждения приказом по полку номер 22 от сентября 1941 года он и члены его экипажа были по неизвестным причинам отнесены к числу "пропавших без вести". Об этом жене лётчика Исаак Пресайзения сообщили только через полгода.

    После освобождения оккупированных территорий на них работали группы поисковиков экипажей сбитых советских самолётов. В лесах, озёрах и болотах Белоруссии, Украины, Смоленской, Брянской и других областей в своих самолётах остались лежать ненайденными и неперезахороннеными множество погибших советских лётчиков.

     Но места гибели экипажей Гастелло, Macлoвa и Пресайзена были установлены точно: Пресайзена — в день гибели; Гастелло и Маслова — в 1944 году.

 После воны  родствники и друзья  членов  экипажа Н. Гастело в 1958 г.добились награждения членов экипажа орденами Отечественной войны 1-й степени.

 Но и родственики Исаака Пресайзена не сидели сложа  руки. Так в 1959 году журналисты В. Гапонов и В. Липатов разыскали в Москве авиамеханика Александра Николаевича Рыбакова, который готовил к последнему вылету машину Исаака Пресайзена.

 Рассказанные Рыбаковым сенсационные подробности легли в основу очерка «Подвиг», напечатанного осенью того же года в газете «Подолье» в городе Хмельницкий — на родине Пресайзена.
 Брат и сын Пресайзена нашли ещё несколько его сослуживцев и направили запрос в Центральный архив МО в Подольске.

5 февраля 1970 г. был получен ответ — копия представления к званию Героя Советского Союза заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Исаака Зиловича (Зиновьевича) Пресайзена. Дмитрий Пресайзен попросил ответить, почему его отец не получил заслуженного им звания.

 Eму ответили, что Сталин, увидев в представлении на И. Пресайзена подпись командующего ВBC Западного фронта И. Копца, которого считал виновным в гибели самолётов в первые дни войны, отбросил наградной лист.
     Но подписи И. Копца на наградном листе Пресайзена не могло быть: генерал-майор И. Копец 22 июня 1941 года застрелился в своём кабинете в Минске.

   Затем к делу подключился писатель Cepгей Смирнов. Он добился того, что 9 мая 1981 года на месте совершения И. Пресайзеным и его экипажем подвига, в 45 км от Минска, у шоссе, недалеко от д. Рогово, был торжественно открыт мемориал.

    На нём выбито: «Повторившим 27 июня 1941 года у этого места бессмертный подвиг гастелловцев командиру самолёта ст. лейтенанту И. З. Пресайзену, механику воентехнику 2-го ранга П. Ф. Аникину, стрелку-радисту старшине А. В. Баранову Вечная слава героям!»

    В течение многих лет начиная   с 1960 года, родные, друзья и однополчане Пресайзена безрезультатно пытались восстановить справедливость, добиться награждения героев.

     То, что огненный таран совершил не Гастелло, установили на основании своих расследований К. Столяр («Вечерний Минск») и Э. Поляновский («Известия») в 1997 году. Самолёт Гастелло упал в нескольких километрах от шоссе, на краю болота. Командир самолёта спасся на парашюте и был взят в плен немцами.

То, что огненный таран совершил не Маслов, установил журналист К. Экономов («Московский комсомолец», 2002 г.).

 Самолёт A. Маслова упал в 180 м от шоссе с вражеской техникой, в том месте, где сейчас стоит памятник Гастелло.

  И тем не менее друзья и родные А. Маслова собрали обширный материал, доказывающий, что именно он совершил первый огненный таран и отправили на имя Президента РФ ходатайство о присвоении А. Маслову и его экипажу звания Героев России.

В 1996 г. Б. Ельцин подписал соответствующий Указ.

     Ну, а что с делом летчика Исаака Пресайзена может спросить читатель!?

    На это у меня есть ответ. А ничего!
    Он в историческом споре  между Гастелло и Масловым  по вопросу первенства в совершении "огненного тарана" оказался в понимании  российской  бюрократии  третим претендентом, который всегда в России является  лишним..
     Послесловие!
     Звание Героя Исааку Пресайзену и членам его экипажа погибшего вместе с ним при совершении тарана не присвоили! И этот вопрос  на повестке дня  не стоит!!!
     Правда формально их всех наградили.  Было это еще в  22 октября 1990 года когда был заполнен наградной лист на Исаака Пресайзена — представление к ордену Отечественной войны 1-й степени.
     23 октября 1991 года появился Указ Президента СССР под номером УП-2776 о групповом награждении с формулировкой: «За боевые заслуги в Великой Отечественной войне».
     Данный указ распространялся и на Исаака Пресайзена. Лётчик был награждён орденом Отечественной войны I степени.

    Подводя  краткий итого  хочу сказать.что по всем данным получается, что имено Исаак  Пресайзен и члены эго экипажа на самолете ПЕ-2 ( пикирующий бомбардировщик который был на вооружении 128 СБАП) и совершили  первый в СССР "огненный таран"!
   Не льщу себя надеждой  исправить данной публикацией  большую историческую несправедливость, но в то же время  считаю себя человеком внесшим и свою посильную  лепту  в общее дело по установлении истины в этом вопросе.

 P.S.вначале этой части  размещено фото Исаака Пресайзена.


Рецензии