Созидание Глава 11 1970 г. Часть 2-14 ревущий грот
СОЗИДАНИЕ
ГЛАВА 11 1970 г.
ЧАСТЬ 2-14 РЕВУЩИЙ ГРОТ
У самой границы суши и моря волны выработали в скалах Кара-Дага около двух десятков гротов: узкую 15-метровую Голубиную щель, Мышиную щель (в которой обитает великое множество летучих мышей), грот Шайтана. Но наиболее знаменит среди них полузатопленный Ревущий грот, заложенный по почти вертикальной, огромной (70 м!) тектонической трещине. Высота его у входа (вместе с подводной частью) достигает 18 м.
Из огромной щели в отвесной скале доносятся приглушенные удары волн.
Рокочущий звук повторяется каждые 16-18 секунд. Это бьется каменное сердце Кара-Дага.
Когда море волнуется сильнее, Можно только догадываться, в какой неистовый рев переходит этот глухой рокот. Не здесь ли увидел отважный Одиссей вход в «Царство мертвых»? Не через него ли проник он в царство Аида, чтобы узнать будущее свое от седого вещуна Тересия?
«Вздвинув на брег, под которым шумит Океан водовратный,
Черный корабль свой вступи ты в Аидову мглистую область»
«Одиссея», Песнь 10, стих 490
Здесь, где, как считали древние греки, находится вход во владения Аида, «Царство мертвых», покоится прах ученого-геолога и писателя-фантаста И.А.Ефремова, оставившего нам, помимо других замечательных произведений, «Таис Афинскую».
Рассказывают, что согласно его последней воле, еще в советское время, друзья тайно привезли урну с прахом писателя сюда, на Кара-Даг, и высыпали прах в Черное море, у знаменитых «Золотых ворот». А спустя годы здесь же, у Львиной бухты, обрела в черноморских волнах вечный покой и та, которой он посвятил свою последнюю книгу, - Таисия Иосифовна Ефремова, жена и помощница писателя, вдохновившая его на роман о знаменитой тезке.
Чёрное жерло Ревущего грота. Он словно втягивает в себя, словно открывает вход в какое-то мрачное подземное царство...
И вот уже сомкнулись над головой каменные своды. От воды до них не меньше десяти метров, а кажется, что они совсем близко. Покачиваются лёгкие голубиные перья на воде, и с каждым её движением грот наполняет тяжёлый, какой-то звериный вздох...
Грот всё уже, всё темнее. Пять, восемь, десять метров от входа, а он всё тянется, всё глубже уходит в толщу окаменелой магмы...
Едва заметный прилив воды звучит уже гулким пушечным ударом (можно себе представить, какой здесь стоит рёв, когда море разбушуется!).
Вода почти чёрная, и в голову лезут всякие неподходящие мысли: о морских змеях, спрутах... Крепкие нервы нужны тем, кто задался бы целью исследовать с аквалангом дно грота. А легенда говорит, что, нырнув под скалу, можно попасть в огромную подводную пещеру.
За Ревущим гротом встречается ещё целый ряд неглубоких гротов и ниш. В одном из них скальное дно едва прикрыто водой, по нему барабанит срывающаяся сверху прерывистая струйка: здесь кончается ручеёк, берущий начало в Саду чудес.
За ущельем, уходящим наискосок вверх, находится квадратный грот Шайтана. В отличие от Ревущего он нисколько не страшен, а назван так потому, что где-то над ним, на Коба-Тепе, поднимается скала Шайтан ("чёрт").
Но именно здесь, в нижней части Хоба-Тепе, лилась когда-то расплавленная магма. По словам В.И. Лебединского, "здесь первоначально находился выводной канал вулкана, засыпанный продуктами взрывного извержения. Затем в него внедрилась кератофировая магма, не вышедшая на поверхность и застывшая в жерле вулкана".
Свидетельство о публикации №216102400694