Мораль по-достоевскому
Уважаемый читатель, для меня писатель- это мыслитель, это человек интеллектуально и персонально состоятельный. Уж извините за резкость: на страницах интернета , товарищ Быков, писатель Дмитрий Быков, коснулся и нехорошо , по-моему мнению, коснулся концепции человека ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО , поэтому я не смогу промолчать. В моих комментариях публичных выступлений Дмитрия Быкова на радио "Эхо Москвы" я указывала уже, что данный творческий товарищ ошибочно истолковывает концепцию человека согласно Федору Михайловичу Достоевскому. Не буду останавливаться подробно на вопросе КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО-ДОСТОЕВСКОМУ- слишком обширная и глубокая тема. Рассмотрим утверждение господина Быкова, что Достоевский пропагандирует антисоциальное ( аморальное) поведение человека, как современный писатель назвал Достоевского поэтом иррационального и аморального в человеке ( от 22 октября радио Эхо -- Д. БЫКОВ " Совершенно другой Русский мир". ).
Товарищ поэт Быков, сначала надо хорошо разобраться в концепции становления человека моральным, а это значит ответственным за свои поступки перед самим собой и перед обществом. Поясняю, как все происходит по Федору Михайловичу Достоевскому (природу человеческую никто из русских мыслителей и писателей и не только русских не понимал лучше, глубже и подробнее, чем Федор Михайлович Достоевский). Для человека моральный код - это сформированная концепция и представление Бога, что в небе. Как человеку прийти к этой концепции морали - Добра ( Бога) , к представлению этого Добра?
Можно подсмотреть за кем-то, кого в обществе назвали моральным, и как попугай повторять за этим человеком все то, что он говорит. Но тогда тот повторяющий не будет здоровым человеком, потому что когда не выработана Правда внутри себя самого.Осознать моральный код внутри себя это значит ответить на вопрос себе, кто есть ты. Если не быть хорошо чувствующим самого себя, это значит быть психически нездоровым человеком.А можно ли быть моральным человеком, если ты не убежденный в наличии содержательности в самом себе?!
Что составляет содержание человека? Это его способность получать и оформлять знания на самого себя и на окружающий мир через процесс восприятия и чувствования мира , самого себя и определение того, что ты чувствуешь и что ты познаешь (т.е. накопление и идентификация чувств внутри себя в том числе и моральных).
Ценности морали человечества, общества могут быть приняты только содержательным, состоявшимся и здоровым человеком и только тогда , когда в нем будет сформирован внутренний мир, то есть его содержание, его убежденность в наличии в нем, в его категориях и представлениях знаний о себе и о мире, то есть когда он внутри себя прочувствует, осознает то, что такое ДОБРО и что такое зло, то есть заготовит некую образность, мерку на чувства , уже обретенные им, когда есть Добро, а когда есть зло... Откуда он возьмет эти чувства и сделает представления на них. т.е. сделает их идентификацию?
Только за счет психического механизма: из внутреннего содержания человека, когда душа младенца,начиная с инстинктов , ребенка приходит к взаимодействию с окружающим миром, когда человек проходил, набирал, набирает личный опыт , проходит реальное, личное испытание , что связано с чувствованием Добра и зла, то есть познавала, познает Добро и зло во взаимодействии с внешним миром и обогащала и обогащает свои внутренние представления, свое сознание о Добре и зле. Внутренний мир обогащался, обогащается ,насыщал, насыщает имеющиеся чувства и рождает, рождал новые на Добро и зло--- только во взаимодействии с внешним миром и из внешнего мира он получает и обогащает свои накопления и осознание своих собственных чувств , но получить новые ощущения, чувства от внешнего мира, из внешнего мира можно только тогда , когда насыщен твой внутренний мир, твое личностное содержание , что из чувств, что из их категорий. Например, как ты будешь познавать радостно в жизни или грустно, если внутри тебя нет понятий радости и грусти?! То есть если в тебе развит через опыт проживания и испытания Добром и злом, то тогда ты лучше, глубже, изощреннее и изысканнее будешь познавать многообразие и богатство внешнего мира. Внешний мир и социальный мир, где и мораль, где названо Добро и зло, будет понятным, раскодированным самим человеком, его собственными чувствами и знаниями, которые были бы восприняты и осознаны и как следствие развиты во внутреннем мире личности. И только тогда человек будет разговаривать с обществом на одном языке морали. Например, милосердие: человек его должен познать на своем личном опыте, именно общество даст ему эту возможность воспринять, прочувствовать, принять и осознать милосердие так, как и обществом объясняется концепция милосердия. То есть внутренние нормы, правила человека не должны быть размыты, они должны быть четко представлены в самих представлениях человека и соотнесены с общепринятой концепцией...
В конечном итоге его совесть зависит от того, в каком обществе живет человек. Ее наличие в личности определяется тем , КАКОЙ ОПЫТ В ЧУВСТВОВАНИИ ЖИЗНИ, МИРА, ЛЮДЕЙ, СЕБЯ САМОГО ЕМУ ОБЩЕСТВО ДАЛО.
Человек по- Достоевскому- явление грандиозное, мощное ,конфликтное ,динамичное , постоянно конструирующее себя , что по форме, что по содержанию; человек по- Достоевскому всегда готов к изменениям, и он в изменениях, но содержание и качество этих изменений зависит от опыта проживания во внешней среде.
Внутреннее содержание человека, его мораль индивидуальная складывается из того, чем одаривает его внешний мир, что предлагает ему социальная среда. И когда личность ведет себя аморально, то это знак того, что общество дало ему в "прочувствовании" большого количества аморальности, то есть чем наполнился, тем и измерил внешний мир ... И когда человек совершает страшные поступки , то это знак того, что языком подсознания он просит окружающий мир дать ему добра, в чем он чувствует нехватку.
В Российском обществе особенно в последние сто лет человеческая жизнь организована "по-скотски" ---люди считают, что они рождены не для удовольствия, а для мук (?!) Почему они так чувствуют и думают? Потому что их лишают свободы, их лишают опыта проживания через способ выбирать, предпочитать, тем самым адаптировать себя к тем или иным ценностям, усложнять в себе психическуб, человеческую структуру, и только тогда человек сможет брать на себя индивидуальную моральную ответственность за то или иное свое действие.
Когда человек берет на себя ответственность,то тогда это значит внутри самого себя он становится моральной личностью, а только потом уже принимает моральный кодекс общества и воздействует на этот кодекс, усовершенствуя его.
Мысль Достоевского невероятна глубока и сильна! Для него человек не догма, и в этом есть правда! Для него человек, не познавший внутренней свободы, когда она по каким-то причинам не дается внешним миром, тогда этот человек нарушенный, поруганный. Чтобы избавиться от своей несвободы,защитить свою психику от раздирающих ее противоречий, тогда он творит зло, сигналит людям о том, что внутри него пусто и больно.
Великий Достоевский не заслуживает того, чтобы его некоторые называли поэтом, пропагандирующим аморальность человека. Я не знаю другого более великого певца человеческого духа, человека как созидателя , а не разрушителя, даже тогда, когда он вынужден разрушать, он сигналит обществу о том,что хочет созидать, сигналит обществу о том, что не все хорошо в Датском королевстве...
Свидетельство о публикации №216102400738
P.S.
Вспомнилась детская загадка К.И.Чуковского..."Мудрец в нем видел мудреца"
С теплотой и уважением.
Виктор Послушник 24.10.2016 21:33 Заявить о нарушении