О Ричарде Бахе

  О Ричарде Бахе

  Я читал Баха в таком порядке: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Мессия, который не хотел быть мессией» и «Мост через вечность». Сила произведений Баха заключается в невероятной музыкальности самого текста, чрезвычайной чувственности и тонкости персонажей, подчеркиваемой в каждом последующем произведении с удвоенной силой.  Персонажи Баха, словно не из мира живых, а скорее, из мира фантазий и иллюзий. В этом и заключается его сила как философа. Он не описывает мир, он создает его с помощью своих героев. Можно сказать, что персонажи Баха не жизнеспособны в нормальном мире и могут существовать и жить только в мире иллюзий Баха. В чем заключаются эти иллюзии?
  Вероятно, в методологии.
  По сюжету каждое произведение Баха, это описание метода, можно сказать расширения сознания, а можно сказать просто исследования мира иллюзий. Например, в «Чайке» очень подробно описывается процесс постижения мира скорости и достижения некого совершенного знания, возвышающего персонажа Баха над толпой. Это очень агрессивная по своему содержанию философия: она утверждает, что мир чаек, копошащихся в поиске пропитания, не есть тот мир, в котором должно обитать разумное существо, и что истинная цель разума заключается в том, чтобы уйти из мира реальности в мир иллюзии через самосовершенство. Но дуальный мир: реальный и фантазийный существуют у Баха одновременно, при этом мир фантазийный подавляет мир реальный.
  Таким образом, истинный смысл всех произведений Баха – открыть некую дверь и уйти в мир иллюзий, и овладеть более высокими знаниями о материи, нежели те, что дает нам сама природа реальности.
  Бах по существу отторгает мир иллюзий от обычного мира, заставляя нас поверить в то, что именно мир иллюзий более реален, чем тот, который мы уже привыкли воспринимать с рождения.
  В этом смысле философия Баха абсолютно типична для своего времени и полностью укладывается во всю систему тех поисков «расширения сознания», которые велись и весьма интенсивно в США, а затем и в других странах в период 50-70-х годов.
  Тут любопытно другое, а именно характерные метания Баха на своем пути: например, в книге про мессию, он описывает человека, который решил отказаться от своей роли и предназначения, не объясняя при этом своего поступка никак. Затем, уже в романе «Мост» Бах рассказывает, как он сам, на короткое время разбогатев, утратил интерес к внутреннему поиску, то есть опустился до мира «чаек дерущихся за рыбьи хвосты». 
  В чем смысл этих таинственных метаний?
  Вероятно, в том, что Бах не хотел становиться этаким «крысоловом» и дуть в дудочку, созывая детей. Ему не нужно было обожествление и подчинение себе, как некоторому новоявленному гуру, который один дескать знает ответы на все вопросы. То есть Бах не подавлял своей философией личность, а лишь задавал этой личности лукавые вопросы на тему: вы уверенны, что мир такой, каким мы его видим? Это не лидер, не первооткрыватель и не мессия в отрицательном уже смысле слова (то есть, лжепророк). Более того, Бах боится стать «лжепророком» и потому в каждом произведении показывает насколько ценен в действительности тот реальный мир, в котором мы существуем. Он просто предлагает нам задаться вопросом и не более того.

  Произведения Баха очень популярны и очень женственны одновременно. Эти тексты написаны для хрупких личностей, для тех, кто по-настоящему любит себя. В итоге контингент читателей и поклонников Баха это образованная публика до 30 лет, чаще всего женского пола. И в этом смысле есть определенная угроза скатывания в тоталитарное мышление, поскольку именно такая публика наиболее восприимчива к  поглощению тоталитарных идей.
Вот почему Бах не дает ни в одном своем произведении ни одного ответа ни на один вопрос в отличие от того же Карлоса Кастанеды. Он боится, что если начнет давать ответы, то создаст свою религию, а точнее построит тоталитарный мир, мир поиска иллюзий.

  С чисто художественной, а не философской точки зрения, произведения Баха весьма спорные: персонажи, которых он описывает, нереальны и не воспроизводимы. Это мир иллюзий, фэнтези, если хотите, но не мир людей. Это мир Ричарда Баха. С него нельзя снять кальку для построения какого-то общества и даже для попытки выстроить какой-нибудь шаблон поведения среды. Как следствие его персонажи очень плоские, чрезвычайно схематичные и не выписанные языком высокой литературы. Он очень поверхностен в деталях, которые придают реализм тексту.
  Но зато он очень точен в изложении своих взглядов и идет всегда от простого к сложному, давая возможность читателю увидеть развитие этих построений и итог, к которому всего построения выведут.
  Ричард Бах вероятно не очень сильный писатель, но, вполне возможно, интересный философ, имеющий четкую аудиторию и своего читателя.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.