Говорят, что Сергей Есенин...

    Говорят, что Сергей Есенин
Жизнь свою лишь в стихах описал - до конца!
Нет, не только свою жизнь записывал он -
Жизнь Отчизны, а в ней  без конца -
Про родной земли волю вольную,
Про раздольные наши просторы,
Про весну с ароматом сиреневым, 
Про зимы несказанной узоры!
А вокруг на заре - красоты дары:
    "Хорошо и тепло, как зимой у печки,
И берёзы стоят, как большие свечки ."                *1, 1910 год
"Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает...
А по двору метелица ковром шелковым стелется..."             *2
    "Выткался на озере алый цвет зари,
На бору со звонами плачут глухари..."                *3
"Дымом половодье зализало ил,
Жёлтые поводья месяц уронил..."                *4
     "Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе..."          *5, 1910 год
    "В холмах зелёных табуны коней
Сдувают ноздрями златой налёт со дней"                *6,  (1915 год)   
"Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный...",                *7, 1912 год
"И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне..."                *8, 1913 год
"Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль."                *9, 1914 год
         "Край любимый! Сердцу снятся - скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться в зеленях Твоих стозвонных...",         *10
       "Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою.""                *12
"Хочу концы земли измерить, доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить в звенящей рожью борозде."   *11
     "Говорят со мной коровы на кивливом языке,
Духовитые дубровы кличут ветками к реке"                *13
"Сохнет стаявшая глина, на сугорьях гниль опёнок,
Пляшет ветер по равнинам - рыжий ласковый ослёнок."           *14
"А рядом, у проталинки, в траве между корней
Бежит, струится маленький серебряный ручей."                *15, 1915 год
    "Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую,
О, Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую."                *16
     "Затуманились лощины, серебром покрылся мох,
Через прясла и овины кажет месяц белый рог. "                *17
"Облаками перекрещен, сладкий дым вдыхает бор,
За кольцо небесных трещин тянет пальцы косогор..."                *18
    "Там, в полях, за синей гущей лога, в зелени озёр,
Пролегла песчаная дорога, до сибирских гор..."                *19
      " Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, зкдумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной."                *20
"Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поёт вихрастый гамаюн..."                *6*, 1915 год
"Как белка на ветке у солнца         в глазах запрыгала радость... но вдруг...
Луч оборвался и по скользким холмам      отраженье скатилось в луг..." *21
"За тёмной прядою перелесиц     в неколебимой синеве
Ягнёночек кудрявый - месяц    гуляет в голубой траве..."                *22, 1916 год
"Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву..."                *23
"Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого,
Высоко над луговинами по востоку пышет зарево..."                *24
"За горами, за жёлтыми до'лами, потянулась тропа деревень
Вижу лес и вечернее полымя,  и обвитый крапивой плетень..."            *25
   "О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь"                *26, 1917 год
"А там, за взгорьем смелым, иду, тропу тая,
Кудрявый и весёлый, такой разбойный я."                *27
"Разбуди меня завтра рано, засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану     знаменитый русский поэт."                *28
"О, верю, верю, счастье есть! Ещё и солнце не погасло.
Заря... пророчит благостную весть, о, верю, верю, счастье есть! "     *29
"Ах, и сам я в чаще звонкой   увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани."                *30
"О, край разливов грозных и тихих вешних сил
Здесь по заре и звёздам я школу проходил."                *31
"Люблю я ропот вешних вод и на волне звезды сиянье,
Благословенное страданье, благословляющий народ..."                *31а
"Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою лёгкий мороз!
Так о хочется к телу прижать обнажённые груди берёз."                *32
"Вот оно, глупое счастье, с большими окнами в сад!
По пруду лебедем красным   плавает тихий закат."                *33
"Гляну в поле, гляну в небо - и в полях, и в небе  рай.
Снова тонет в копнах хлеба незапаханный мой край."                *34
"Зелёная причёска, девическая грудь,
О, тонкая берёзка, что загляделась в пруд?"                *35
"Я покинул родимый дом,   
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом   
Теплит матери старой грусть."                *36, 1918 год
"Я учусь, я учусь моим сердцем     цвет черёмух в глазах беречь.
Только в скупости чувства греются, когда рёбра ломает течь."      *37
"Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду."            *38
    "Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым или цветком с луговой межи."         *39, 1919 год
    "Шуми, шуми, реви сильней, свирепствуй, океан мятежный,
И в солнца золотые мрежи сгоняй сребристых окуней."                *40, 1920 год
   "Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой."                *41
"Новый с поля придёт поэт, в новом лес огласится свисте.
По осеннему сыплет ветр. По осеннему шепчут листья."                *42
"Я теперь скупее стал в желаньях, жизнь моя, иль ты приснилась мне,
Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне."        *43, 1921 год
   "Золотая словесная груда, и над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль    забияки и сорванца."                *44, 1922 год
    "Я люблю этот город вязевый, пусть обрюзг он и пусть одрях,
Золотая дремотная Азия опочила на куполах..."                *45
"Я хожу в цилиндре не для женщин -
В глупой страсти сердце жить не в силе -
В нём удобней, грусть свою уменьшив,   
Золото овса давать кобыле"                *46
"...золотые пески Афганистана и стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю - сам немалый прошёл там путь
Только ближе к родимому краю мне б хотелось теперь повернуть."       *47, 1923 год
 "Пусть не сладились, пусть не сбылись    эти помыслы розовых дней,
Но коль черти в душе гнездились - значит ангелы жили в ней."               *48
    "Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,       
В первый раз отрекаюсь скандалить."                *49
"И мне в окошко постучал    сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал его приход неприхотливый."                *50
"Я хотел, чтоб сердце глуше    вспоминало сад и лето,
Чтоб под музыку лягушек     я растил себя поэтом."                *51
      "Было время, когда из предместья я мечтал по-мальчишески в дым,
Что я буду богат и известен и что всеми я буду любим."                *52
"Может, завтра совсем по-другому я уйду, исцелённый навек,
Слушать песни дождей и черёмух, чем здоровый живёт человек"              *53
" В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве,
Шлю привет воробьям и воронам, и рыдающей в ночь сове."                *54
   "Я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом."        *55, 1924 год
"Счастлив тем, что целовал я женщин, мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове."              *56
      "Знаю я, что в той стране    не будет этих нив, златящихся во мгле,
Оттого и дороги мне люди,     что живут со мною на земле."                *56
     "Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер вдаль,
Я полон дум о юности весёлой, но ничего в прошедшем мне не жаль."       *57
"Рад послушать я песню былую, но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пёс, я тебя поцелую за пробуженный в сердце май?"                *58
 "Как бы я и хотел не любить,    всё равно  не могу научиться,
И под этим дешёвеньким ситцем    ты мила мне, родимая выть."                *59
    "Потому что я с севера, что ли,
Что Луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий..."                *60, (Персидские мотивы)  1924-1925
"И не мучь меня заветом, у меня заветов нет,
Коль родился я поэтом, то целуюсь, как поэт"                * 61
"Дорогая, с чадрой не дружись, заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь, мало счастьем д ано любоваться..."     *62
"Тихо розы бегут по полям,    сердцу снится страна другая,
Я спою тебе сам, дорогая,    то, что сроду не пел Хайям..."                *62
"Шёпот ли, шорох иль шелест -    нежность, как песня Саади,
Вмиг отразится во взгляде    месяца жёлтая прелесть."                *63
"Это пела даже Шахразада - так вторично скажет листьев медь:
Тех, которым ничего не надо, только можно в мире пожалеть."             *64
"Я твоих несчастий не боюсь,
Но на всякий случай твой угрюмый -
Оставляю песенку про Русь:
Запевая, обо мне подумай
И тебе я в песне отзовусь."                *65
"Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с Тобою расстаюсь?
Из любви к родимому мне краю
Мне пора обратно ехать в Русь. "                *66
"Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить, -
Рубцевать себя по нежной коже, 
Кровью чувств ласкать чужие души."                *67
     "Лепестками роза расплескалась, лепестками тайно мне сказала:
"Шаганэ твоя с другим ласкалась, Шаганэ другого целовала.""         *68
    "Многие видел я страны, счастье искал повсюду,
Только удел желанный больше искать не буду... "                *69
"Улыбнёмся вместе - ты и я
За такие милые края.
Ветер с моря, тише дуй и вей -
Слышишь, розу кличет соловей?"                *70
     "Оттого при встрече иностранки    я под скрипы шхун и кораблей
Слышу голос плачущей шарманки   иль далёкий окрик журавлей. "    *71, 1925 год
      "Я утих. Годы сделала дело.    Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелых     прокатилась во всю страну."          *72
     "Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было,
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не хаходила?"                *73
    "Увядающая сила! Умирать - так умирать!
До кончины губы милой я хотел бы целовать
Чтоб всё время в синих дрёмах, не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черёмух раздавалось: "Я Твоя"."                *74
    "Принимаю - приди и явись, всё явись, в чём есть боль и отрада...
Мир тебе, отшумевшая жизнь. Мир тебе, голубая прохлада."                *75
    "Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь."                *76
"К чёрту я снимаю свой костюм английский,
Что же, дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?"                *77
"Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь
    Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь."                *78
"Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звёзд благодать.
Загадать бы какое желание,  да не знаю, чего пожелать. "              *79
     "Я и сам, когда в праздник , спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку."                *80
"Но и всё ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой
Эту жизнь за всё благодарю."                *81
    "Лейся, песня, пуще, лейся, песня звяньше,
Всё равно не будет то, что было раньше. 
За былую силу, гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку."                *82
    "Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы, и холщовый её сарафан."                *83
"Потому и навеки не скрою, что любить не отдельно не врозь -
Нам одною любовью с тобою эту родину привелось."                *84
   "Эх вы сани! А кони, кони! Видно, чёрт их на землю принёс.
В залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз."      *85
"Но и всё же душа не остыла, так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз."       *85
   "Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ранних лет."               *86
     "Эх вы сани, сани! Конь ты мой буланый!
Где-то на поляне клён танцует пьяный.
Мы к нему подъедем, спросим - что такое?
И станцуем вместе под тальянку трое."                *87
"Ах, метель такая, просто чёрт возьми. Забивает крышу белыми гвоздями.
Только мне не страшно, и в моей судьбе непутёвым сердцем я прибит к тебе. "   *88
"Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту стать,
Тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать."                *89
    "Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю, как северный наш василёк."                *90, 1925 год
"Живите так,
Как вас ведёт звезда
Под кущей обновлённой сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
                Сергей Есенин. "                *91, 1924 год

______ 
*1  С.А. Есенин. "Вот уж вечер, роса...", 1910 год.
*2  С.А. Есенин. Поёт зима - аукает... , 1910 год.
*3 Выткался на озере... , 1910.
*4 Дымом половодье, 1910.
*5  Сыплет черёмуха снегом..., 1910
*6  Табун, 1915 год. (*6* Погасло солнце. Тихо на лужке. 1915)
*7  Задымился вечер, дремлет кот на брусе..., 1912.
*8  Берёза. 1913.
*9  Пороша. 1914.
*10 Край любимый! Сердцу снятся... 1914
*11 Пойду в скуфье смиренным иноком... 1914
*12 Гой, ты, Русь, моя родная... 1914
*13 Я пастух, мои палаты... 1914
*14 Сохнет стаявшая глина... 1914
*15 Черёмуха. 1915
*16 Тебе одной плету венок... 1915
*17 Вечер. 1915
*18 На небесном синем блюде... 1915
*19 В том краю, где жёлтая крапива... 1915
*20 Я снова здесь, в семье родной... 1915
*21 Пропавший месяц. 1915.
*22 За тёмной грядою перелесиц... 1916.
*23 Осень. 1916
*24 Прячет месяц за овинами ... 1916.
*25 За горами, за жёлтыми до'лами... 1916
*26 О, Русь, взмахни крылами... 1917
*27 О, Русь, взмахни крылами... 1917
*28 Разбуди меня завтра рано... 1917
*29 О, верю, верю, счастье есть!  1917
*30 Нивы сжаты, рощи голы... 1917
*31 О, пашни, пашни, пашни... 1917
*31а О, верю, верю, счастье есть... 1917
*32 Я по первому снегу бреду... 1917
*33 Вот оно, глупое счастье... 1917
*34 Гляну в поле, гляну в небо... 1917
*35 Зелёная причёска... 1918
*36 Я покинул родимый дом, 1918
*37 Хорошо под осеннюю свежесть... 1918
*38 Закружилась листва золотая... 1918
*39 Ветры, ветры, о снежные ветры...1919
*40 И небо, и земля всё те же... 1919
*41 Хулиган. 1919
*42 По осеннему кычет сова... 1920
*43 Не жалею, не зову, не плачу... 1921
*44 Всё живое особой метой... 1922
*45 Да! Теперь решено. Без возврата... 1922
*46 Я обманывать себя не стану... 1922
*47 Эта улица мне знакома... 1923
*48 Мне осталась одна забава... 1923
*49 Заметался пожар голубой... 1923
*50 Пускай ты выпита другим... 1923
*51 Дорогая, сядем рядом... 1923
*52 Ты прохладой меня не мучай... 1923
*53 Вечер чёрные брови насупил... 1923
*54  Я усталым таким ещё не был... 1923
*55 Письмо к матери. 1924
*56 Мы теперь уходим понемногу... 1924
*57 Отговорила роща золотая... 1924
*58 Сукин сын. 1924
*59 Низкий дом с голубыми ставнями... 1924
*60 Шаганэ ты моя, Шаганэ... Персидские мотивы. 1924-1925
*61 Ты сказала, что Саади... Персидские мотивы. 1924-1925
*62 Свет вечерний шафранного края... Персидские мотивы. 1924-1925
*63 Воздух прозрачные и синий... Персидские мотивы. 1924-1925
*64 Золото холодное луны... Персидские мотивы. 1924-1925
*65 Голубая родина Фердусси... Персидские мотивы. 1924-1925
*66 В Хороссане есть такие двери... Персидские мотивы. 1924-1925
*67 Быть поэтом - это значит то же... Персидские мотивы. 1924-1925
*68 Отчего Луна так светит тускло... Персидские мотивы. 1924-1925
*69 Глупое сердце, не бейся... Персидские мотивы. 1924-1925
*70 Голубая да весёлая страна... Персидские мотивы. 1924-1925
*71 Батум. 1925
*72 Несказанное, синее, нежное... 1925
*73 Собаке Качалова. 1925
*74 Ну. целуй меня, целуй... 1925
*75 Синий май, Зоревая теплынь. 1925
*76 Неуютная жидкая лунность... 1925
*77 Я иду долиной, на затылке кепи... 1925
*78 Спит ковыль. Равнина дорогая... 1925
*79 Листья падают. Листья падают. 1925
*80 Над окошком месяц. Под окошком ветер. 1925
*81 Жизнь - обман с чарующей тоскою. 1925
*82 Сыпь, тальянка, звонко, сыпь тальянка, смело. 1925
*83 Ты запой мне ту песню, что прежде. 1925
*84 В этом мире я только прохожий. 1925
*85 Эх вы сани! А кони, кони! 1925
*86 Синий туман. Снеговое раздолье... 1925
*87 Слышишь, мчатся сани, слышишь сани мчатся... 1925
*88 Ах, метель такая, просто чёрт возьми.  1925
*89 Мелколесье. Степь и дали. 1925
*90 Цветы. 1925
*91 Письмо к женщине.  1924


Рецензии