Долг. Отвага. Честь. Экипажа Ил-76 и 8 роты. - 1

     В данном очерке используются материалы С. Новикова и Е. Смирнова.

     Бокал за тех, кто лёг на звёздный курс!
     Последний курс, о том ещё не зная.
     А.Макаров.


     18 октября 1989 года… Эта дата навсегда останется в памяти тех, кто носит высокое и гордое звание десантника. Трагедия, разыгравшаяся в небе над Каспием, в мгновения унесла жизни 48 воинов 8-й парашютно-десантной роты 217-го гвардейского парашютно-десантного полка и 9 лётчиков ВТА (Военно-Транспортной Авиации). Конец 80-х годов - это тяжёлый период в жизни страны. Ещё не успел последний советский солдат покинуть землю Афганистана, а в различных уголках Советского Союза разгорался огонь межнациональной розни. Сообщения, поступавшие из Прибалтики и Закавказья, всё чаще напоминали фронтовые сводки. Начало резкой эскалации межнациональных конфликтов было положено 27-29 февраля 1988 года в городе Сумгаите, где за один день было убито более полусотни жителей армянской национальности. Оттуда конфликт распространился на Нагорный Карабах. Туда были введены внутренние войска, но они не смогли взять под контроль ситуацию.
     Настала очередь воздушно-десантных войск.
     8 парашютно-десантная рота в составе 3 батальона 217 полка принимала участие в наведении конституционного порядка в Закавказье с марта 1988 года.
     Десантники провели в «горячих точках» Закавказья: в Армении, Азербайджане, Нагорном Карабахе - в общей сложности 298 суток. Они обеспечивали мир в регионе и безопасность тысяч армянских и азербайджанских семей, охраняя их от произвола и насилия.
     От автора. В их числе были десятки и сотни лиц европейской и славянской национальностей. Украинцы, русские и другие. Они, целыми семьями, в моменты беспорядков и хаоса приходили с просьбой о помощи и защиты в места, где дислоцировались подразделения Воздушно Десантных Войск. Одно из этих мест находится здесь:
     ВДВ и 8 рота осуществляли: охрану объектов, патрулирование, противодействие противоправным действиям, проведение «комендантского часа» в ночное время. Разбирали после землетрясения развалины армянских городов и селений. В то же время подразделения продолжали заниматься боевой и политической подготовкой, обслуживанием и ремонтом техники. Особенно впечатляли местное население занятия рукопашным боем в составе подразделений и исполнение строевых песен.
     От автора: «В моей памяти до конца жизни сохраниться этот эпизод. Расположение полка под Ереваном. Поздний вечер. Весь полк, кроме караулов и нарядов, выстроен на плацу местной мотострелковой части. После слов командира полка мы начинаем под звуки полкового оркестра исполнение Гимна СССР. В момент исполнения Гимна жители открывали настежь окна, выходили на балконы и на улицу. Местное население с огромным интересом наблюдало всю церемонию подготовки полка ВДВ к отбою. В этот момент у меня по телу пробегали мурашки от гордости за великую страну. Так было».
     А состояние воинской дисциплины просто шокировало «местных» офицеров и прапорщиков. Ереван впервые увидел солдат, которые не берут взятки при осуществлении «комендантского часа» и выполняют приказ своих командиров, не взирая на лица. Так, Председатель Совета Министров АрмССР, выехав без пропуска, после остановки на посту в районе площади Ленина в Ереване пешком пошёл за пропуском.
     Десантники ещё не предполагали, какую участь уготовила им судьба.
     Те же задачи выполнялись в период, предшествующий трагедии 8 роты.
     Восьмая парашютно-десантная рота находилась на полевом выходе, когда десантников неожиданно вернули из учебного центра к месту постоянной дислокации в город Болград. В полку была объявлена боевая готовность. В ночь на 3 октября 1989 года полк улетал в Закавказье в связи с обострившейся там обстановкой. Десантники прибыли в Баку с задачей: быть готовыми при необходимости оказать помощь в поддержании правопорядка, взять под охрану жизненно важные коммуникации, объекты, мосты и многое другое.
     После завершения выполнения заданий в г. Баку полк возвращался в пункт постоянной дислокации - г. Болград. Из Баку до аэродрома «Насосный» (р-н г. Сумгаит) полк совершил марш на своей технике.
     После загрузки самолёта экипаж получил разрешение на взлёт, и, оторвавшись от земли, «Ил-76ть» ушёл в свой последний полёт. Самолёт набрал высоту, когда поступило сообщение о том, что загорелся крайний левый двигатель. Двигатель загорелся на взлёте. Экипаж ввёл в действие систему пожаротушения, но ликвидировать пламя не удалось. Пожар развивался с такой быстротой, что буквально через несколько минут отвалился двигатель. Огонь охватил левое крыло. Получив разрешение от руководителя полётов, командир экипажа стал заводить самолёт на посадку. Когда до взлётно-посадочной полосы оставалось 11 километров, «Ил» начал резко терять высоту. Экипаж до последней минуты боролся за спасение самолёта и находившихся на его борту десантников. Но справиться с бедой было уже невозможно, и в 500-800та метрах от берега самолёт упал в Каспийское море. Столб огня, взметнувшийся на высоту до 500т метров, на мгновение осветил всё вокруг.
     Возможная причина - разрушение подшипника в двигателе (двигатель был из капремонта), осколками были перебиты система пожаротушения и топливные шланги.
     Экипаж, офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты 8 парашютно-десантной роты до конца выполнили свой долг перед Родиной.
     Этот рисунок был размещён в журнале «Кругозор». Его автор Владимир Кузнецов - однополчанин погибших авиаторов. Он по памяти воспроизвёл последние минуты Подвига. В октябре 1990 года В. Кузнецов, в качестве командира экипажа, перевозил памятник десантникам 8й роты для установки его в городе Болград.
     Продолжение находится здесь: Долг. Отвага. Честь. Экипажа Ил-76 и 8 роты. - 2 http://www.proza.ru/2016/10/25/1037               


Рецензии