Чем грешат шахматные программы для малышей?

Чем грешат шахматные программы для малышей?
Говорильней!
Авторы-разработчики как правило весьма далеки от серьёзных практик с потоками малышей.
Одно дело – общаться с внучком, или с «кружком» любителей при детском саде, и другое дело – ежедневно по несколько часов в день работать с группами детей, которые ежегодно обновляются на четверть и более.
Наблюдая за «работой» программы невольно приходишь к выводу, что разработчики серьёзно с текстами не работали и работать не собирались.
Потоки лишних, ненужных слов не просто утомительны и скучны.
Они вредны!
Рассмотрим пример логических формул для хода конём.
Вот как чётко и жёстко преподаётся ход коня в режиме выработанной, выстраданной логической формулы:
Ход коня.
«Раз-два, вбок!»
Взятие конём.
«Раз-два, съел!»

То есть идёт ДЕМОнстрация и её сопровождает супер-текст.
Но «программёры» зачем-то увешивают эту чудо-ёлочку массивом совершенно лишних «игрушек»:
«Конь передвигается сначала на две клетки в одном направлении, и затем на одну клетку вбок».
Перед вами группа в 10 -12 малышей.
На экране большого монитора идёт демонстрация перемещения коня.
Зачем лишние фразы?
К чему тексты, на осмысление которых ребеночку требуется огромное усилие и масса времени?
Мир прост!
Ребенок ВИДИТ перемещение фигурки с СЛЫШИТ текст, который он на самом деле способен быстро запомнить и усвоить.
«Раз, два, вбок!»
Различение простого хода и взятия на вербальном уровне задаётся различием в решающем – третьем слоге-слове: «Раз, два, СЪЕЛ!»
Зачем малышу «мнемотехнический» текст «конь ходит буквой Г»?
Во-первых он так не ходил и не ходит.
Во-вторых ребенок 3-4 лет буквы «Г» просто ещё не знает.
Он знает (иногда!) букву М, букву А, и (гораздо реже!) букву П.
Смысл этого текста?
У нас на занятии ход конём демонстрируется в нескольких вариациях:
На экране монитора (в программе «Динозавры учат шахматам», раздел «Учиться», урок «Конь»), где мы показываем только само движение коня и его перемещения со взятием.
На демонстрационной доске.
На обычной доске на шахматном столике.
На гигантской доске гигантской фигурой.
На гигантской доске перемещением самого педагога и затем повторяющего эти движения малыша.
Но логическая формула во всех случаях произносится одна и та же:
«Раз, два, вбок!»
Общий принцип: на занятии не должно быть НИЧЕГО ЛИШНЕГО!
Ни одной ЛИШНЕЙ ФИГУРЫ
Ни одного ЛИШНЕГО СЛОВА!


Рецензии