Где логика?

               

размышления о проблемах в сфере детского музыкального образования



Современная педагогика эволюционирует в сторону «гуманизации» - если раньше доминировала негласная установка «педагог всегда прав», сейчас чаще встают на точку зрения «всегда прав ученик». То есть, из одной крайности в другую.  Если первое было чревато самодурством преподавателей, второе, увы, приводит к тому, что дети, чувствуя безнаказанность, «садятся на шею» - наглеют, разбалтываются. И не делают вообще ничего. Всегда в свое оправдание имея железный аргумент для чиновников и своих родственников: «А меня этот предмет (или преподаватель) не заинтересовал». Это – предлог для какого угодно поведения, вплоть до уголовно наказуемого.

Сторонники крайнего либерализма в вопросах воспитания скажут: это  - проявление свободы личности. Но, к сожалению, в таком случае понимание свободы искажается, воспринимаясь как свобода от какой бы то ни было ответственности, любых правил и ограничений. Личностью еще стать нужно! А это – процесс очень долгий и кропотливый. Требующий терпения, трудолюбия и умения преодолевать себя, заставлять делать не только то, к чему душа лежит, но и то, что дается хуже и, соответственно, не очень-то получается. А даже самый любимый предмет у самого лучшего в мире преподавателя может не всегда и не во всем получаться. Взрослый человек отличается от ребенка главным образом тем, что помимо «хочу» у него есть понятие «надо». Но, если с детства давать понять ребенку, что его «хочу» - это свято (иными словами любой каприз священен), чувство долга у него не сформируется вообще. Он сочтет это ненужным качеством.

Музыка – это тяжелейший труд. Сравнимо это с профессиональным спортом, балетом. Люди, которые никогда в жизни этому не обучались, считают, что искусство  - это развлечение, и оно должно быть в удовольствие. Этими людьми могут быть как родители учеников, так и чиновники в системе общего образования, которые сами никакому виду искусства не обучались и не имеют представления обо всей сложности этого процесса. 

Для того, чтобы закончить музыкальную школу хотя бы на «тройки», нужно не меньше часа (ну, пусть «академического часа» – то есть, сорока минут) в день тратить на занятия на музыкальном инструменте. Делать домашние задания по сольфеджио – письменные и устные.  Учить музыкальную литературу – отрывки из музыкальных произведений на слух, биографии композиторов, историю создания самых популярных сочинений. Понятно, что делать все это можно с ошибками, кое-как – но хотя бы пытаться… Иначе оценку «удовлетворительно» на выпускных экзаменах не получишь.

Для того, чтобы занимать места на конкурсах музыкальных школ, в средних и старших классах нужно заниматься по три-четыре часа каждый день. Я прекрасно помню, как мне самой давались эти места. К конкурсу исполнения произведений Баха я в предшествующие недели занималась на фортепиано чуть ли не по семь часов. Ради того, чтобы сыграть две инвенции.

 Моя дочь – лауреат конкурсов по фортепиано. Стоило это нам с ней ежедневных кропотливых занятий (в том числе и на протяжении всего лета). Потому что помимо памяти головы есть память пальцев, и их работа должна быть доведена до такого автоматизма, чтобы пианист мог играть с закрытыми глазами.

Только гении, равные Моцарту, Баху, могут позволить себе заниматься меньше. Но их – единицы. И опять же – техника фортепианной игры усложнилась, неизвестно, как справились бы с произведениями Шопена, Листа, Рахманинова те, кто во времена Баха или Моцарта считались виртуозами.

Специализация, которую я выбрала в музыкальном училище, - не фортепиано, а музыкально-теоретические дисциплины: сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература. Олимпиады музыкальных школ по сольфеджио предполагают хороший слух, желательно абсолютный от природы. Я не знаю, отдают ли себе отчет чиновники, что слуховые данные от природы – это еще не все. Слух тренируется и развивается, благодаря ежедневным упражнениям. Слуховые задания настолько сложны, что без этих тренировок даже человек с идеальными данными выполнить их не сможет. Теория музыки требует математического склада ума. Музыкальная литература – хорошей памяти, исторического склада ума, когда человек хорошо запоминает даты, события, то, что с ними связано или перекликается. Опять же память – это качество, которое поддается тренировке. Она может «хромать» у человека с абсолютным слухом. И наоборот – быть блестящей при том, что слух оставляет желать лучшего. 

В одном человеке не бывает сразу всех качеств, какие-то выражены более ярко, какие-то даны ему природой на минимальном уровне.

Таким образом я подвожу к дилемме, перед которой стоят современные преподаватели музыки в музыкальных школах. Руководителям внушают мысль: музыка должна быть в удовольствие, не надо ни к чему принуждать ребенка, мы должны их только занимать – быть местом для свободного времяпрепровождения. Допустим. Я готова с этим согласиться. Пусть дети занимаются «спустя рукава» -  это называется, в удовольствие… Они ничему не научатся, не сдадут даже на тройки, им не выдадут аттестат государственного образца? Ради бога, это их проблемы…  Пусть получают бумажку, где написано: прослушал курс таких-то учебных дисциплин.

На самом деле преподаватели могут вздохнуть с облегчением, если современные требования действительно таковы, что напрягаться не надо. Им же легче! Не надо стараться, лезть из кожи вон, переживать, заниматься дополнительно, глотать таблетки горстями… Они будут сидеть и мило улыбаться, не трепать себе нервы, возможно, даже натягивать оценки. Если на них надавят, то выдавать липовые аттестаты (то есть, по сути, не заслуженные детьми). Это просто райская идиллия, тайная мечта очень многих.

Но… Эти же самые чиновники, которые отстаивают такой подход к преподаванию музыки, упрекают учителей: почему вы не хотите пройти аттестацию? А для этого нужны достижения учеников, достижения школы. Аттестация – это то, что несовместимо с «идеологией развлечения». Каждый педагог теперь должен выставлять учеников на конкурсы  - пусть места не займут, но хоть что-то сыграют. Конкурсов – великое множество. Иной раз на них приезжают всего несколько участников. Это превратилось в бизнес – ведь участие в конкурсе платное! Приезжают три ученика, и каждый из них занимает место. Первое, второе и третье.

Я никак не могу понять, зачем вся эта суета и великая нервотрепка с аттестацией преподавателей и учебных заведений, если дети приходят к нам просто развлечься? Где логика? Одно несовместимо с другим. Чиновники должны выбрать: или чистой воды развлечение или серьезная работа. Не бывает и то, и другое. Если серьезно заниматься музыкой, то это – каторга.

Мне приходилось сталкиваться со взрослыми людьми, которые никогда музыке не учились. Они неразвиты в этом плане настолько, что не в состоянии хлопать в такт произведению: при счете на раз-два, раз-два-три… Они на полном серьезе говорят, что это – очень сложно. Походи они в музыкальную школу хотя бы год, у них развилось бы чувство ритма на таком примитивном уровне. А так – даже и этого нет.

Я вовсе не призываю всех становиться рихтерами. Мне только хотелось бы понять, как можно требовать абсолютного расслабления от учеников и одновременно места на конкурсах? А там все-таки заседают комиссии, и совсем позорно играть нельзя. Даже если участников раз-два, и обчелся.

Чиновникам надо определиться. Или – или. Аттестация или развлечение. Третьего не дано.

Музыка развивает человека в разных направлениях. И это может ему пригодиться в других сферах деятельности. Хороший слух – это способности к языкам. Чувство ритма – к танцам. Память – к изучению истории. Мелкая моторика пальцев – к способности быстро печатать хоть сутками напролет, потому что руки натренированы с детства, они не болят и не устают. В целом привычка к регулярным занятиям – умение преодолевать себя и взыскательность. К себе самому в первую очередь.

В сфере детских садов – похожая ситуация, хотя там другие проблемы. Им, по сути, нужны скорее хореографы, чем музыканты, потому что там занимаются, в основном, постановкой танцев. Пусть на простейшем уровне. На курсах повышения квалификации говорят: мы существуем для удовольствия ребенка, не надо его насильно заставлять что-то делать, качество здесь не требуется. Прекрасно!

Но зачем тогда идея аттестации вообще? Когда аттестуют, все это требуют, да еще как! У большинства детей чувство ритма совсем не развито, они не могут двигаться в такт. Воспитатели не могут им в этом помочь, потому что у многих из них – то же самое. Никогда не учились, не развиты в этом смысле совсем. Даже хлопать не могут правильно. А чиновники?..

В советские времена не аттестовали так, как сейчас. Учитывали стаж и образование. Не требовали такого количества конкурсных мест. Конкурсов было меньше, но и их уровень был выше. Некоторые чиновники не понимают, что количество конкурсов дискредитирует идею конкурсов вообще. Лучше иметь единицы лауреатов, но стоящих, чем раздавать места направо и налево, и каждого второго заставлять в этом участвовать.

Мне, как и многим, хотелось бы, чтобы чиновники определились в этом вопросе. Чего они на самом-то деле от нас хотят.

Аттестация – это деньги. За курсы повышения квалификации, конкурсы… Неужели все дело в этом?


Рецензии
Наталия Глебовна!
Огромная благодарность за то, что обратили мое внимание на эту Вашу важную и чрезвычайно содержательную публикацию. Действительно, проблема, обсуждаемая в Вашей статье, есть, причем не только в музыкальном образовании, а в образовании вообще. Сейчас всех школьников поголовно загоняют на всякие олимпиады и одновременно не учат "дроби складывать". И хотя я последние слова написал в кавычках зачастую дело обстоит именно так в буквальном смысле слова.
Мы с Вами - единомышленники, если Вы позволите мне так считать, у нас болят души о будущем наших ребят, об их полноценном образовании и развитии, а чиновники ...
Я от всей души желаю Вам успехов и терпения в Вашем нелегком деле, которое чиновники так безжалостно и глупо усложняют.
PS. Если будет желание и время, прочитайте, пожалуйста, мою статью
"Школа: жертва и хищник" http://www.proza.ru/2011/10/08/1167 . Думаю, после прочтения ее Вы согласитесь с тем, что мы - единомышленники.

Василий Капров   14.01.2017 08:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.