Иван Грозный достоин или нет?

Недавнее открытие в Орле памятника царю, которого принято считать одним из самых жестоких правителей в мире, вызвало бурную полемику в обществе – стоит или не стоит увековечивать память о нем?
И если защитники приводят реальные дела незаурядной личности, что подтвердим чуть ниже, то противники осуждают Ивана Васильевича за якобы не имеющий аналогов в истории неслыханный террор.

Поскольку многие современные историки, подобно проституткам, торгуют своими знаниями, а главное убеждениями, удивительно совпадающими с трендом, задаваемым действующей на тот или иной момент властью, то опираться на их труды все равно, что идти без поводыря через болотную трясину.
Поэтому уместно доверять тем, у кого не было нужды подстраиваться под взгляды и вкусы советских или российских руководителей, т. е. дореволюционным писателям и историкам.

Одной из самых поучительных для меня стала книга «Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий», Сочинения К. Биркина в трех томах, М. Издательский дом, 1992, М. Эксмо, 2008 (1), впервые вышедшая в 1870 году. На основе ее я и буду строить свои рассуждения.
Скрывшийся под псевдонимом русский историк П. Каратыгин выступает одним из самых суровых критиков Ивана Грозного, но даже он не идет ни в какое сравнение с нынешними пасквилянтами, не находящими у последнего ничего положительного.
Прежде всего автор анализирует «настроение умов и нравственность в Европе» в период правления нашего героя.

Первый вывод просто поражает: «Тирания и лютая кровожадность в венценосцах – вот еще две характерные черты XVI века, о которых мы хотя и не упомянули во вступлении к нашему труду, но не теряли их однако же из виду. Почти каждое государство, будто состязаясь с другими, порождало своего Тиберия, Калигулу или Нерона. Турция имела Сулеймана II, Испания – Филиппа II, Дания – Христиана II, Россия – Ивана Грозного, Швеция – Эрика XIV, Англия – Генриха VIII. Все они, будто звери одинаковой породы, во многих чертах имеют какое-то родственное сходство, но оно особенно бросается в глаза при сличении Генриха VIII, короля английского, с Иваном IV Васильевичем, царем всея Руси» (1).
Дальше больше: «…можно, право, подумать, что в XVI веке, от его начала до конца, в Европе свирепствовала какая-то эпидемия зверства: лихорадка деспотизма, красная горячка или мания самодурства. Действительно, при сравнении тиранов разных стран между собою они по разительному сходству зверских своих выходок, по изобретательности на пытки и истязания, по адской иронии, которой приправляли смертные приговоры, напоминают одержимых однопредметным помешательством. Возьмем неукротимое сладострастие Генриха VIII и нашего Грозного, их языческое женолюбие, облекаемое, однако, в форму законного, супружеского сожительства, – в этом один как будто подражал другому. Генрих VIII любил богословские прения и выказывал при них претензию на основательное изучение предмета; Грозный точно так же любил беседовать с духовенством, хвалил иноческое житье и кощунственно подражал ему со своей опричниной в Александровской слободе. … Наконец, по какому-то таинственному предопределению и царь русский, и король английский преобразились к худшему и впали в тиранию почти через одинаковое число лет: Грозный – через двадцать два года (1538–1560), Генрих VIII – через двадцать один год (1509–1530); тирания первого длилась, однако, двадцать четыре года (1560–1584); к Англии Провидение было милосерднее: Генрих VIII свирепствовал семью годами менее – с 1530 по 1547 год (1).

И все же историк вынужден отдать сомнительное «предпочтение» последнему: «Пушкин назвал нашего Грозного «венчанным гневом»; Генриха VIII можно назвать «венчанным бешенством» (1).
«Наступило царствование ужаса, не прекращавшееся до самой кончины Генриха VIII в 1547 году. В течение семнадцати лет число жертв деспота достигло почтенной цифры – семидесяти трех тысяч восьмидесяти семи человек, казненных, запытанных, умерших в темницах» (1).

Почему же современные историки, как наши, так и зарубежные, не видят, что в деяниях отечественного «тирана» не было ничего экстраординарного? Почему весь мир осуждает лишь Грозного, забывая про грехи, намного более тяжкие у собственных монархов?

Убедительный ответ находим у одного из блогеров. «Плюющие на историю своего государства намеренно и откровенно разрушают свою страну.
На Западе это хорошо понимают. Оттого в Лондоне, например, стоит памятник Генриху VIII, современнику Ивана Грозного, казнившему англичан в ходе «огораживания» на порядок более всех казней Ивана IV. Более того, в 2009 году Королевский монетный двор Великобритании выпустил 5-фунтовую монету в честь 500-летия вступления на престол Генриха VIII.
Англичане уважительно относятся к своей Истории, англичане не хотят разрушения своего государства.
А – мы?..» (В. Сбруев, http://worldcrisis.ru/crisis/2491555).

Не могу удержаться, чтобы не привести пример европейской цивилизованности: «…мысленно перенесемся в Испанию. Она обсыхала тогда от крови мавров, вытесненных Фердинандом Католиком и супругой его Изабеллой. Для окончательной осушки и расчистки родной земли от крови еретиков и нехристей и их богомерзких учений, король и королева по настоянию духовенства учредили инквизиционные судилища, с их истязаниями и кострами. Последнее средство было признанно особенно полезным для искоренения в Испании всего, что в течение восьми веков было насаждено в ней окаянными маврами, а насаждены ими были, между прочим, науки и художества. Под владычеством мавров невежественная Испания развилась, просветилась, образовалась, но восьмивековые труды просветителей обратились в прах в течение двух-трех лет. Развитый, просвещенный и образованный народ должен был смиренно протянуть голову под ярмо теократизма.
- Да воцарится же мрак пещеры отшельнической вместо света, возжж- енного руками нечестия! – говорила инквизиция. – Не нужно Испании другого света, кроме пламени наших костров!» (1).

Или другой более известный факт из истории цивилизованной Европы, которую навязывают в качестве примера для подражания. Уже доказано, что за время правления Ивана Грозного количество жертв было меньше, чем всего лишь за одну Варфоломеевскую ночь во Франции. А вывод?  Последняя выступает в роли культурной европейской страны, а Россия, конечно же, - азиатской, и к тому же варварской (!?).

«… Бывали политические злодейства во все века вообще, в шестнадцатом в особенности, но чтобы убиению нескольких тысяч жертв (во время Варфоломеевской ночи) предпослать пиры, заставлять плясать свои жертвы, поить их, откармливать буквально на убой, чтобы потом перерезать, надругаться над ними… до подобного цинизма в злодействе могли дойти только Екатерина Медичи и достойное ее отродье Карл IX» (1).
«Вся Европа, за исключением России, Испании и Италии, содрогнулась от ужаса и негодования при вести о кровавых событиях в королевстве французском. Равнодушию предков наших была причина самая уважительная: им нечего было ужасаться на Варфоломеевскую ночь, когда для них самих тогда были Ивановы дни, то есть, говоря яснее, тогда в России свирепствовал Иван Грозный. Испанский король Филипп II возрадовался истреблению гугенотов во Франции. На организацию Варфоломеевской бойни и вообще на поддержку религиозных междоусобий Филиппом II, по собственному его признанию в его духовной, была в течение шести лет (1566–1572) потрачена невероятная сумма – шестьсот миллионов золотых. Папа Григорий XIII «возрадовался зело» поражению врагов церкви…» (1).
 «Скажем в заключение, что изуверы в своем ослеплении были душевно убеждены в том, что резня гугенотов – подвиг великий и богоугодный. До нас дошли сотни брошюр в стихах и в прозе, оправдывавших, одобрявших злодейства Екатерины Медичи и Карла IX… Иезуиты вообще явились защитниками преступлений короля и королевы французских. При Людовике XV, в 1758 году, аббат Кавейрак не постыдился написать апологию Варфоломеевской ночи; а в 1819 году какая-то семинарская гадина написала то же самое во французском журнале «Консерватор» (Le Conservateur) … Да зачем ходить так далеко: спросите в наше время у любого клерикала: какого он мнения о Варфоломеевской ночи? И можете быть уверены – одобрит и выразит pium desiderium о повторении (repetatur)…» (1).

Но вернемся к Ивану Грозному. «После смерти государя и великого князя Василия Ивановича (4 декабря 1533 года) у нас в России была точно такая же неурядица, как во Франции при Франциске II или в Англии при Эдуарде VI. Именем наследника-младенца управляли царством: сначала его мать, государыня Елена Васильевна Глинская, а после ее смерти – быстро сменявшие друг друга временщики, бояре-крамольники, раболепной угодливостью развившие в младенческом сердце будущего Грозного порочные наклонности, своими интригами и злодействами посеявшие в том же сердце ненависть к боярству, впоследствии выразившуюся неслыханными злодействами. Гонитель дворян, совмещавший в лице своем должности неумолимого судьи, а подчас и палача, Иван Грозный, подобно Христиану II Датскому и Людовику XI Французскому, был демократ в душе и сочувствовал народу. Простые люди русские отвечали ему взаимностью, доказательством которой служат, во-первых, предания о царе, в которых он является чаще героем, нежели тираном (выделено мной); во-вторых, самое его прозвище –Грозный, так верно его характеризующее. Народ уподобил своего царя грозе Божией: она ужасом леденит сердце человека, но в то же время освежает воздух, оживляет растительность, разгоняет гнилостные, удушливые испарения» (1).
Даже беспощадный к Грозному историк вынужден отметить: «…грозы же Ивана Васильевича … сопровождались кровавыми дождями и разливами кровавых рек; они щадили избы простого народа (выделено мной), но никогда не миновали домов боярских, даже церкви Божией в лице мученика митрополита Филиппа. Чтобы добраться до двух-трех крамольников, царь Иван Васильевич истреблял бояр целыми сотнями, из-за одной нечистой овцы резал все стадо, ради истребления одного куста куколя – выжигал целую ниву… (1).

Более четко формулирует эту мысль современный блогер: «Следует, конечно, вспомнить и опричнину, и «репрессии» Ивана IV. Но кого же покарал грозный государь?
И мы увидим, что Иван Грозный истребил удушающую государство боярскую олигархию (как и Иосиф Сталин, четыре столетия спустя, истребит удушающую государство олигархию большевистскую) …» (В. Сбруев, http://worldcrisis.ru/crisis/2491555).

То, что бояре Грозного не являли собой образец честности и порядочности, признает и К. Биркин: «…безобразия (попечителей Ивана Грозного, часто самозванных) переполнили чашу терпения в тринадцатилетнем Иване и зажгли в его сердце ту неугасимую ненависть к олигархам, которую впоследствии не в состоянии были залить целые реки боярской крови» (1).
«Дяди царя, Глинские, Юрий и Михаил Васильевичи, непрестанно внушали племяннику, что пришла ему пора объявить себя самодержцем, свергнуть иго боярское и с себя, и с угнетаемого народа, что вся Русь ждет его призывного клика, чтобы восстать на временщиков и разнести их в прах. Советы эти не пропали даром» (1).

Если бы жестокость Ивана Васильевича к боярам диктовалась только детскими обидам, то за его обращение с ними он был бы достоин осуждения. Но было же и откровенное предательство: «Пользуясь скорбным и раздраженным состоянием духа в народе, царский духовник Федор, князь Скопин-Шуйский, боярин Федоров, князь Темкин, Нагой и дядя царицы, Григорий Юрьевич Захарьин, желая свергнуть ненавистных Глинских, подстрекнули народ к мятежу» (1).
«Подстрекатели сами ужаснулись ярости народной, так безрассудно разожженной ими. Царь бежал в свой дворец на Воробьевых горах, страшась за участь свою и своего семейства.
В эти критические минуты к Ивану Васильевичу, будто посланник Божий и глашатай совести царской, явился простой священник Сильвестр с книгой Священного Писания в руках, речью смелой и строгой. Князь Курбский в своих воспоминаниях упоминает о каких-то видениях, которыми Сильвестр будто бы ужаснул и образумил царя Ивана Васильевича, … Никакие видения не могли так ужаснуть царя, как зрелище недавнего пожара; никакие призраки не могли говорить ему так внушительно, как говорил Сильвестр, или, вернее, как устами Сильвестра говорили ему собственная совесть, здравый смысл и Божия правда (выделено мной). Сильвестр шаг за шагом проследил всю жизнь царя от его сиротской колыбели до данной минуты, угрожавшей ему могилой; он пробудил в Иване Васильевиче чувство долга и сознания истинного назначения царя – быть отцом народа, а не мучителем его.
Сподвижниками Сильвестра явились Алексей Федорович Адашев и царица Анастасия. В пожаре московском, как в адском пламени, вместе с окончившимся владычеством временщиков сгорели порочные наклонности царя Ивана. Он переродился, он воскрес для новой, счастливой жизни, для славы и счастья царства русского.
Тринадцать лет благоденствовала Россия (выделено мной). Начало этой эпохи в сумраке веков озарено пламенем московского пожара, а конец ее – надгробными свечами над трупом царицы Анастасии Романовны» (1).

«Горе – пробный камень души человеческой и необлыжное мерило нравственных сил человека. Под бременем одной и той же скорби один падает, другой даже не поколеблется; этот смиряется пред промыслом Божиим, тот безумно ропщет; иной ищет утоления скорби в слезах и благотворениях ближним… Бывают и такие люди, которых горе ввергает в омут распутства и злодейств.
Последнее случилось с царем Иваном Васильевичем Грозным после кончины царицы Анастасии Романовны. Навеки сомкнулись уста кроткой советницы, побуждавшей царя на все доброе и предостерегавшей его от злого; охладела рука, которая вела государя путем правды; померкли очи, взгляд которых имел такое могучее, укротительное влияние на этого грозного царя…» (1).

Не собираюсь утаивать осуждающие Грозного суждения К. Биркина. Но объективный подход к своему герою порой прорывается против его воли. Впрочем, судите сами: «Увидели, наконец, бояре, что царь не шутку шутит, что в казнях его и гонениях есть система, что главная его цель – уничтожение олигархии. Иван Васильевич, со своей стороны, сознавая, что приведение в исполнение его мудрого плана возможно только при соответствующем числе сотрудников, т. е. палачей, и, как человек гениальный (выделено мной), не откладывая дела, приступил к организации опричнины или почетного легиона заплечных мастеров, искусников по части пыток и разнообразнейших казней.
« …духовенство и бояре немедленно отправили в Александровскую слободу депутатов с челобитием, в котором изображено было, чтобы царь-батюшка принял снова царство русское под свое правление и властвовал в нем, как ему угодно (выделено мной), но лишь бы властвовал. Грозный милостиво согласился с условием – казнить и наказать опальных; царство же, для вящего порядка, разделить на опричнину и земщину» (1). Так и вспоминается пословица о кошке, которая знает, чье сало съела.

«Три века отделяют нас от его кровавого царствования, но память о нем не умрет на святой Руси и через три тысячи лет. Не осмеливаемся быть глашатаями приговора потомства, но едва ли нарушим правдивый закон этого неподкупного суда, если скажем, что в царствование Грозного велик был не он, а честный и добрый народ русский, тридцать лет покорно сносивший это иго безропотно и видевший в грозном царе гнев Божий, постигший землю русскую за ее прегрешения. Изменяли Ивану Васильевичу олигархи, крамольничали и волновались они – народ же ни в крамолах, ни в заговорах не принимал участия (выделено мной), он страдал, терпел и как мученик Христов молился за своего мучителя» (1). Тут наш историк явно противоречит самому себе. Бывает в порыве творческого вдохновения.

А вот с печальным выводом о крахе дела всей жизни Грозного трудно не согласиться: «По предсмертному распоряжению Ивана Васильевича, для содействия новому царю (Федору Ивановичу) в трудном деле правления назначена была пентархия или верховная пятиглавая боярская дума. … Таким образом, покойный Грозный, двадцать лет душивший олигархию ради упрочения единовластия, на смертном одре своем разрушил то самое здание, которое стоило ему так много трудов и злодейств; здание, сложенное из голов боярских, в виде пирамиды, вершиной которой был трон царя единодержавного. С последним вздохом Грозного эта пирамида рухнула, и вместо самодержавной монархии правление по воле царя преобразовано было в олигархическую республику». (1).
«Недостатки нового правления не замедлили обнаружиться; зависть и раздор не преминули возникнуть между пятью правителями. В народе разнеслась нелепая молва … будто Бельский, отравив Грозного, ту же участь готовит и его сыну, … Мятеж вспыхнул, и до тридцати тысяч вооруженного народа осадили Кремль… На вопрос, чего он желает, народ единогласно требовал выдачи Бельского, умышлявшего на жизнь царя-батюшки (Федора Ивановича, наследовавшего Грозному). Так предки наши, искони веков всей душой привязанные к единовластию, отстаивали царя от мнимых (а как же поднятый боярами мятеж? – при. авт.) злоумышлений олигархии. Грозная демонстрация против Бельского может служить образцом характера почти всех древних и позднейших волнений народа русского. Чувство справедливости и уважения у него в крови. Неспособный увлекаться фантазиями и химерами, тяжелый на подъем во всех тех случаях, когда его намеревались «сбить на пустую», русский человек всегда был готов грудью отстаивать права законной власти и мятежом реагировать против преступных на нее покушений». (1)

Зададимся вопросом, который не осмелился или не додумался задать историк – почему оба описываемых им мятежа направлены в ту же сторону, что и жестокие действия царя – против олигархии в лице бояр, но никогда против тирана и его не слишком дееспособного преемника?
Попробуем ответить на него с помощью других исследователей жизни и деятельности Грозного в следующей статье.

1 - Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий», Сочинения К. Биркина в трех томах, М. Издательский дом, 1992, М. Эксмо, 2008.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (485 руб.) можно заказать в интернет-магазине Ozon.ru (в поисковой строке «все разделы» набираете фамилию автора и название и переходите к электрон-ному или печатному варианту или на сайте https://ridero.ru/books/kult_nichtozhestv/
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические.
С уважением И. А.
 


Рецензии