Жёны Шукшина на тв. Испытание болью и любовью
Перед уходом со сцены жизни все должны высказаться
После просмотра передачи на первом канале 28.11.17го первого интервью Марии Шумской "Горькие письма знаменитому мужу" по прошествии 66 лет её замужества с Василием Шукшиным - интеллигентна, приковывает внимание светом бирюзовых глаз,добротой,гордой памятью о муже.Всю жизнь прожила в Сростках-уважаемая
преподавательница немецкого в школе.Участницы передачи обнимают её искренне -она не ищет скандальной известности.Мария Ивановна не была разведена с Шукшиным.
Держит на коленях свидетельство о браке. Он женился на Федосеевой, потеряв паспорт с печатью.
“Первая Лида”
В Москве, осваивая Интернет, вспомнилась Лидия Александрова, о существовании которой в жизни Шукшина слышала от Марка Волоцкого на студии Горького. Он говорил, что был Вася сильно ею увлечён, скандально рвался к ней в номер гостиницы на съёмках своего первого фильма “Живёт такой парень”, но на вопросы эта артистка из Киева категорически не отвечает, ругает его последними словами.
На сайте Шукшина получила ответ – она 42 года рождения(13.1), фамилию носит по мужу -Чащина, снялась в нескольких фильмах студии Довженко. И вот в августе 8го года Андрей Малахов в своей рубрике анонсирует – после 50-летнего молчания Л.А. поведает нам о том, что было у неё с Шукшиным.
14 августа уже во время Олимпиады и войны на Кавказе, дома в Генуе, чуть опоздав к началу телевизионной передачи, вижу красивую, уверенную в себе первую Лидию – длинное белое платье в рисунке ярких крупных лилий по подолу, густые белоснежные волосы до пояса, глаза как вишни. Как невеста, будто не прошло полвека - хороша! Её называют гражданской женой Шукшина.
Говорит, что прожила с ним пять лет (58-63), а встретились они, когда ему было 30, а ей 17:жили в общежитии ВГИКа на Лосином острове, копейки считали,ревновал её, скандалили - била она его сковородкой по голове, он её по щекам, и прочее… Короче –“ не сотвори себе кумира”.
Показывают отрывки из его “Калины”, а ей голос слышать и видеть его - больно. Малахов: “Что же вы не смотрите на экран?” Вот какая заноза в сердце осталась - так и передача называлась.
Показали в студии на экране милую Машу Шумскую – первую жену. Глаза у неё бирюзовые. За ангела Васю почитает, замуж не выходила. Брак их не был расторгнут. Женившись на Федосеевой, Шукшин представил новый паспорт без печати. Приехала из Сростков за неё подруга – ничего скандального. Спрашивает у Л.А. – почему то мы о вас ничего не знаем? Та: ”А как же, я Машины письма к Васе читала, в Сростках не раз бывала…”
Вот так, перед уходом со сцены жизни все должны высказаться. Вдова в короткой реплике по поводу 79 летия В.М. сказала: ”В быту он был не простой человек, но писателем его считаю гениальным”. А ранее к неудовольствию поклонников мужа у неё вырвалось: “Как-то я опоздала домой вернуться, с топором меня встречал у двери и держал его под подушкой”.
Магия мифа, влечение к человеку искусства – на этом и я отметилась, занозилась, работая летом 68го ассистенткой на его картине "Странные люди". Вернее всего сказала сестра Мордюковой – писателем он был, творческой личностью, а женщины в его жизни мало значили. Но как астролог вижу его удачу в расположении звёзд: Юпитер в 9м королевском градусе и Венера рядом в Близнецах. А то, что худ, в сапогах кирзовых, алкаш – так это нас баб хлебом не корми - это называется “пьянеть от помоев”(Чехов). Л.А., пытавшаяся развеять миф, сама стала его подтверждением – голоса его слышать не может, так им повержена. Вторая Лида тем в его жизни утвердилась, что не совсем поддалась гипнозу.Много от его пьянства натерпелась.
“Потаённая любовь Шукшина”.
23.2.12 Сегодня в день защитника Отечества по тв Культура много передач памяти Шукшина, а февраль никаким боком к его судьбе не относится. Промелькнуло фото Вики Софроновой(дочери драматурга) – она была красивая работала в редакции журнала "Москва". Дочь Катя Шукшина(12.2.65) высокая стройная интересная -переводчица прозы отца на немецкий.О её рождении с нежностью писал Шукшин.
Недавняя публикация писем Шукшина Вике стала открытием - сердечно и лирично ей про любовь писал, а в своей прозе не снимал с себя масок, представлялся женоненавистником.
И ещё много информации накопилось – Тамара Пономарёва за прошедшие годы расширила поиск, издав в начале нулевых “Потаённую любовь Шукшина”. То, что взяла сторону Маши Шумской, неплохо.(Они поженились в 53м, а в 57м он попросил у неё развода, но письмо попало не по адресу). Маша достойно держится, но в эту тайну не поверят –жизнь её прошла в глубокой провинции, в глуши. Как говорится, где он и где она…Домысел авторский. И лежит на поверхности.
Вася встретился в самом начале на съёмках “Тихого Дона” с ассистенткой Людмилой Пшеничной. Она его опекала, подкармливала. Оба родом с Алтая, как и Алексей Ванин,- своих земляков В.М. замечал и продвигал.
Пять лет в гражданском браке с Лидой Александровой, пил, бил её, жили в нужде, копейки считали. Проклинает его всю жизнь. Трудно Пономарёвой из фактов личной жизни народного героя выкручиваться. И так и эдак в словах вязнет.
Вика Софронова(1931-2000) была разведена к 64му году, ей было 33, жила с матерью Ксенией Фёдоровной, работала редактором в журнале “Москва”. Прочтя его прозу, написала статью “Талант души” на публикацию его сборника рассказов“Сельские жители”.На встрече-обсуждении в ДЛТ Вика так за него волновалась, что не могла встать, чтобы подойти – ноги отказали. Т.П. пишет о начале их знакомства: “Барс затевал новую охоту, добыча как будто уже шла в расставленные сети”.
В 64м в Сростках на съёмках “Ваш сын и брат”Шукшин сказал Заболоцкому : “Здесь жена живёт. Я перед ней виноват…”
Думаю, что деревенская жена-учительница не вписывалась в его мечту о Славе. Ему нужна была такая, чтобы асфальт пробивала для публикаций(Бэлла) или умные статьи писала(Вика).В быту он натерпелся неустроенности – куда ему за собой деревенскую жену тащить…
Бэлла поиграла втайне от мужа(Ю.Нагибина) и ушла в приятельство, Вика квартирку в Свиблово не оценила, пьянством была напугана, тягаться за мужа с Федосеевой не стала.
Известность, карьера, деньги достались вдове, а остальным - упоминание по прошествии десятков лет. Маша Шумская тихо жила в деревне, скромно стояла с фотографией молодого мордастенького Васи на карнавале 70летия в Сростках. То, что не разведена с ним, прочие домыслы – маловато для потайной любви. Мордюкова и при красавце муже в Шукшина влюбилась.
“Дочек любил. Подарок Кате к дню рождения 12.2.72 – чашка с красным цветком и чёрной пчелой в золотой окантовке. Девочкам “своим” покупал одежду и ей”.
В.М.помогал материально матери, сестре Наташе и её детям - она рано осталась вдовой.
“На селе говорили: “Вот он что вытворяет, одну за одной московских чувих к матери возит на смотрины. Дон Жуан нашёлся…”
Маша вынуждена была в другое село переехать. Какая уж тут его потайная любовь.
Книга Пономарёвой с неверным посылом - о том, что не он жену оставил, она отказалась. Отец Маши ездил во ВГИК Шукшина бить. А он из этого визита рассказ сочинил, иначе обернул.
Герасимов : “Мы не понимали, что живём в эпоху Шукшина”.
И так и эдак говорил и действовал – старичок “обоюднай”…Своей рецензией завалил Разина(Скоп), но , как и Бондарчук, ценил и снимал в своих картинах.
А после смерти Шукшина примкнул к большинству “возносящих до небес”. Но в пластинке памяти среди словесных выкрутас Герасимова авторы(Волоцкий и Айзенберг) смогли едва наскрести несколько фраз.
Памятник на Пикете подарок скульптора Клыкова. Камень в виде постамента приподнимает над землёй и рисует фигуру на фоне неба.
Тамара Пономарёва в своей книге пишет, что Мария Шумская поступила в пединститут Новосибирска на заочный в 55м, через год после отъезда мужа. Преподавала немецкий, а моя подруга Лида Рыбкина по распределению из Москвы – английский.
А вот кое-что из домыслов – якобы существовали три разных фото момента смерти в каюте: лицом к стене, к двери, и на коленях перед диваном.
Одно было фото в каюте - я видела в архиве Марка Волоцкого в музее студии -лежит на спине в полоборота к двери. Будто крепко спит, руками одеяло прижав к груди. Обычная поза спящего.
Сапог кирзовый стоит у кровати, книги, одежда в обычном мужском беспорядке. В народе говорят, что Бог послал лёгкую смерть во сне.
Сроки смерти тоже свыше нам определены. Последние годы Шукшин прожил ярко, и ушёл на гребне своей небывалой популярности.
“Зло не исчезает…”
26.2.12 В прощёное воскресение опять меня Вася вызывал к экрану, поставив эпизод в “Странных людях”, о котором я писала в рассказе “ …но сначала к берёзке встал сам режиссёр…” Весь день февраля был посвящён его тематике.
Включила наугад ТВ - наш фильм, смотрит на меня Бронька Пупков.
В другое время включила, опять тот же кадр - стоит и смотрит. Исповедуется, ведь я одна помню, как сначала В.М. сам стал к берёзке и молча говорил со мной.
Но разве можно то, что с нами случилось, забыть? Понять можно - ведь что в 68м с Аскольдовым проделали на студии – по злобе и зависти, а Шукшин его на обсуждении защищал.
Зло не исчезает - убеждён Л.Бородин: пойдёшь на поводу зла и ничем не замолишь, потому что поступил по своей надобе, беса в себе тешил, попробовал реальность на прочность.
Фотография со съёмок, где я участвую, всплыла через 30 лет, и я оказалась в нужном месте в нужное время. Энергетика моих слов, когда через десятилетия погружаешься в прошлое, возрождает меня. “Розовый дом” - в этих негромких рассказах погибающая и торжествующая любовь. Проявление внутренней силы и правоты в противодействии судьбе.
Вот и думай теперь и взвешивай – в поздней осени всё перемешано…
Ахматовское “…из какого сора растут стихи” возьму шире - из каких ссор растут стихии… из какой боли, непонимания, неправильного угла, взятого к тебе, устояния в защите своего чистого порыва и достоинства, - спрессованные годами и десятилетиями, рождаются слова ….
Человек не во всём виновен – он выполняет волю свыше, которая ставит его в нелёгкие ситуации. Перетерпишь всю смуту и боль до конца в этом испытании, устоишь – спасёшься.
В дневнике от 17.10.68 я записала строчки Роберта Пена Уоррена из переведённого высокочтимым Мастером Виктором Голышевым романа «Вся королевская рать»- «Надо сделать добро из зла, иначе его просто не из чего делать».Это было на изломе (во зло мне), «сдачи меня», перелётной птицы, залетевшей на задворки кино. Нашла где спасаться от КГБэшного хвоста…
Людмила Корина 27.11.17 Генуя
Свидетельство о публикации №216102500364