Голь на выдумки хитра-6. Из огня да в полымя

ГЛАВА 6


ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ


Заснула я не сразу, постель была страшно неудобной. Чтобы заглушить неудобство, я представила, что лежу в поезде, следующем на море, в жёстком вагоне, на сбившемся комками матрасе. Не помогло. Матрас вспоминался с нежностью. И плацкарта с нежностью. Под красным углом, где висели иконы, храпел Василий, возле печи постанывала Маланья. Незаметно глаза стали слипаться, сладкая истома захватила в плен тело и я провалилась в сновидения.

Еще только начало светать, а хозяева проснулись. Помолившись перед иконами, погремев посудой, они уселись за стол завтракать. Меня не будили, а я притворялась, что сплю. Говорили тихо, потому едва различались отдельные ничего не значащие слова. Я не понимала, почему затаилась, ведь мне обещали свободу, но внутреннее «я» готовилось к предательству.

Наконец, Василий встал и направился к двери. Словно спохватившись, Маланья подбежала к нему, сунула узелок с провизией и, поднявшись на цыпочки, обняла бычью шею мужа. И тут заголосили петухи. Один, другой, третий. Замычали коровы, заблеяли овцы. Деревенька перестала походить на кладбище, я улыбнулась и открыла глаза,

- Пробудилась? – обернулась ко мне Кузьминична. – Еще вчерась грешневых блинов спекла, ступай утреничать

Я покорно поплелась к рукомойнику, поплескала себе в лицо холодной воды и села за стол. Есть не хотелось, но необычного цвета аппетитные блинчики изменили моё решение поголодать. К тому же, они одуряюще пахли. Маланья плюхнула в мою миску густой сметаны и налила травяного напитка, по запаху, напиток был настоян на душице.

Я ела и из-под ресниц наблюдала за хозяйкой дома. Она свободно расхаживала по горнице и вытирала пыль влажной тряпкой.
- Вы же видите! – мой язык, видимо, слетел с катушек. Нет, не язык, а я, Маша Серова. Какого чёрта ввязываюсь не в свои дела?

Кузьминична застыла, резко развернулась и обречённо махнула рукой. А потом опустилась рядом на лавку и рассказала такую историю. Оказывается, их семью уже давно хочет взять в крепость местный боярин Михаил Панкратович Оболенский, отец того красавца, который привёз меня в Кирилловку. Вот и решили Петровы схитрить. Притворилась Маланья слепой, а кому нужна незрячая холопка?

Отстали ироды. Всё было бы у Петровых хорошо,да дочь в лес по ягоды ушла и пропала, видимо, в пруду лесном утонула. Несколько дней искали, выловили тело, только рыбы утопленнице всё лицо выели, лишь по сарафану свою Маню узнали. А тут меня привезли. Пригляделась мать и чуть от радости не упала, очень уж я похожа на утонувшую оказалась, тютелька в тютельку. Не хочет Маланья Кузьминична меня отпускать, да никуда не денешься.

«Вот и хорошо, - обрадовалась я. – Значит, сегодня увижу своих детей».
«И вернешься к ним такой же нищей, какой пришла сюда, - возмутилось моё второе «я». – Пойми, дурёха, Яна и Стас под присмотром, им нужна не ты, а примитивные деньги».

Я обвела избу глазами в надежде выклянчить какую-нибудь ценную раритетную вещичку, не повезло. Только иконы висели в красном углу, но с иконой ни один здравомыслящий христианин не расстанется.

И тут неожиданно поплыло в голове, окружающие предметы тоже поплыли в медленном хороводе, затем хоровод превратился в карусель, она интенсивно набирала обороты, превращаясь в ослепляющий металлический стержень.


***


- Маня возвернулась? – мужик лет пятидесяти топтался возле меня и чесал густую черную бороду. – Не могёт быть, Маланья Кузьминичка!
- Возвернулась, Потап Тимофеевич, - Кузьминичка разливалась соловьём, щеки её пылали то ли от стыда, то ли от румян. – Григорий Михайлович её ещё вчерась на коне доставил. Ты кажи Петру, что невеста жива - здорова. 

- Кажу, - закивал мужик. – Таперича верю. А то говаривала Лукишна, а я сумневался. Петро слёзьми изошёл, хотел избу кинуть, в посад податься. А куды я без сына? И Акулина Евграфовна куды? Хозяйство без младых дланей оскудеет. И торговлишка сникнет.

- Плутала она длительно, - вздохнула хозяйка дома, – заговариваться от ужасти принялась. Но я хворь всяку лечу, знашь же.
- А где коса ейная? – вдруг заметил мои волосы до плеч гость.

- Вошки завелись, поелику и откромсала, дабы мыть сподручнее было, - соврала, не моргнув глазом, Маланья.
«Ничего себе! Это у меня то вошки? А как ласково она их называет»!

- Маня, - наклонился надо мной Потап Тимофеевич. – Маня, дочура моя разлюбезная, не хворай боле, ввечеру Петро твой к тибе прибудет.

« Пошёл к чертовой матери», - про себя выругалась я, а вслух смиренно произнесла: выздоровею обязательно.
«Молодец! – завопило второе «я». Оно чуть ли не прыгало от радости. - Свой шанс упускать нельзя»!

«Какой шанс»? – поморщилась я.
«Этот тип богат, разве не видишь из каких тканей у него одежда»? – эго ликовало.
«Ну, и что? – удивилась я. – Не думаешь ли, что я смогу что-то у него украсть»?

«Может, выменять»? – предположило второе «я».
«Мобильный телефон или ключи от квартиры»? – хихикнула я.

Эго промолчало, а Кузьминична пристально поглядела на меня.
Не заметив моего веселья, мужик ушёл, а хозяйка дома присела на лавку.

- Маня, не завирайся, Маня, - минуя небольшую паузу, мягко проговорила она. – Нету у тебя дитёв, и мужика нету. Не зрю я их! Поелику не пущу я тебя никуда, Маня. Помру я без тебя тута. И Василий Макарыч помрёт. Замуж за Петьку заместо моей Маняши отдам. Зажиточны Кирилловы, купцы оне, изба аж двух величин, скоро в посад переселятся, там терем поставили. И мы за вами уедем, дабы в крепость не угодить. Потап Тимофеич сулился с богатством подсобить и пред Оболенским слово замолвить.

- У меня муж есть! – неожиданно терпение моё лопнуло. – У меня дети есть! У меня родители больные, а свекор со свекровью на самом деле ослепли, не то, что вы! А вы бессовестная, опоили меня чем-то и за мой счёт хотите свои планы осуществить!

- Супротив пойдешь, прокляну, - глухо проговорила Петрова и отвернулась. – Всех тваих сродственников прокляну до седьмого колена!

И тут до меня дошло, что Кузьминична – ведьма. Самая настоящая, возможно, ночами и на метле по небу гоняет. Только вылетает не через трубу, труб в далёком прошлом не существует, избы по-чёрному топятся. Я поискала глазами метлу, не нашла, но отсутствие транспортного средства тупиковую ситуацию не изменило. И ещё я подумала о том, что пропала.

« Бабушка говорила, что из двух зол надо выбирать меньшее, - отвернувшись к стене, взяв себя в руки, стала рассуждать я. – Дети одни не останутся, а я со временем что-либо придумаю. Однако странно, меня, двадцативосьмилетнюю, принимают за юную девушку! Или в наше время люди выглядят моложе своих ровесников, живших в минувшие века? Наверное, так и есть. Стоп! Почему Маланья не навела порчу на Оболенских? И почему не предвидела смерть моей тёзки? Может, блефует»?

«Если бы блефовала, ты бы не лежала здесь, как тюфяк, - пискнуло моё второе «я». – Сделай вид, что пошла навстречу старой карге. Встреться с женихом, наконец»!

- Што кажешь? – обернулась ко мне Маланья.
- Есть хочу, - улыбка получилась кривой, но колдунья обманулась. Наверное, ей очень хотелось обмануться.

- Ой, погоди чуток! - всплеснула руками Кузьминична. – Щей наварила утречком, репу спекла. Подымайся, голубка.
«Не утром, а ночью, - мысленно ахнула я. – Точно ведьма»!

Чувство оцепенения тотчас оставило моё тело, я облегчённо вздохнула и вылезла из-под старой, драной шубы из неизвестного меха.

Вкуса пищи не чувствовалось, я машинально глотала жидкий вегетарианский суп без картошки и обдумывала план дальнейших действий. На второе подали печёную репу. Откусив кусочек, я почувствовала тошноту и попыталась угощение выплюнуть, но увидев испытывающий взгляд Маланьи, проглотила его. На третье был квас.

На душе скребли кошки, к тому же, на землю опустились сумерки, а значит, вместо того, чтобы действовать, после выпитого зелья я продрыхла весь день. Откинувшись к стене, я закрыла глаза и вспомнила, что в избе нет не только прусаков, но и вшей с клопами. Вероятно, колдунья знает специальные заговоры. А почему бы не стукнуть церковникам, чтобы сожгли её на костре?

- Оденься, девонька, - вынула из сундука какие-то тряпки Кузьминична.

Она разложила их передо мной, и я еще раз удивилась опрятности хозяйки дома. Несмотря на отсутствие стиральной машины и электрического утюга, одежда, предоставленная мне, оказалось чистой и выглаженной. Длинная белая рубаха из легкой, неизвестной мне, материи с расшитыми узорами до запястьев рукавами, нечто типа атласного красного сарафана, тоже с вышивкой и тоже длинными рукавами, но довольно объемными, с разрезом, застёгивающимся у самой шеи, новенькие аккуратные лапти – всё вызвало скептическую улыбку. Но выхода не было. Я скинула прикид из двадцать первого века и облачилась в раритетное одеяние.

- Летник алый и уста алые, - залюбовалась мной Маланья, и крохотная слезинка скатилась по её щеке.   

И тут стукнула дверь. Я резко обернулась - среднего роста коренастый парень лет семнадцати - восемнадцати нерешительно маячил возле печи. Даже в полутьме, еле освещаемой лучиной, я хорошо разглядела лицо пришельца. Оно поразило настолько, что затряслись колени. Если бы не возраст и облачение, я бы бросилась на грудь этому милому, смутившемуся юноше.

«Никита! – завопило моё второе «я». – Как пить дать, Никита»!
- Петя! – радостно воскликнула Маланья Кузьминична. – Проходь в избу, Петя!


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/10/27/1128


Рецензии
Интересно оказаться у своих прапрапредков...Елена

Елена Шихова-Карпова   09.02.2024 10:38     Заявить о нарушении
Тоже бы хотела посмотреть на них. Спасибо.

Лариса Малмыгина   09.02.2024 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.