Угара нет, температура нормальная - 2016 год

«Человек, конечно, не крыса:  в экспериментах используется, куда масштабнее»

     Человек без дыхания долго жить не может. Обычный человек, согласно Википедии, может протянуть 5-7 минут, некоторые пробуют задержать дыхание дольше, и у них это получается, но рекорд составляет менее получаса. Если терпеть дольше, наступают необратимые изменения, смерть. При этом, согласно той же Википедии, для человека жизненно важен именно кислород, содержащийся в воздухе, вместо которого человек выделяет от 5 до 18 литров углекислого газа в час.
     В советское время инженеры это доподлинно знали и потому железнодорожные вагоны хорошо проветривались, особенно в летнее время. Окна в вагонах можно было открыть полностью, нараспашку, и живительный воздух летел по вагону, освежая и поддерживая жизнь. Конечно, на верхних полках, особенно расположенных по ходу движения, был сквозняк, но пассажиры как-то мирились и находили компромиссы.
     В последние годы ситуация кардинально изменилась. Вагоны стали красивее, новее и в вагонах появились не только биотуалеты, но даже туалетная бумага и мыло. Возле купе проводников, как на прилавке, стоит питьевая вода в бутылках, лежит еда… появился кондиционер и табло с температурой воздуха в вагоне и информацией о том открыт или закрыт туалет. Возникло много цивилизованных моментов, в том числе и новые вагонные окна, которые уже не открываются, как те советские нараспашку, и предохраняют пассажиров не только от пыли и шума…, но и от воздуха, поскольку заделаны эти окна почти наглухо.
     Для загона воздуха внутрь вагона в окнах присутствует узкая форточка, расположенная в верхней части окна на уровне верхней полки. Но и эта форточка часто оказывается закрытой, поскольку каждый вагон ныне оборудован кондиционером, который, по рассказам проводников, охлаждает не только воздух, который уже выдышан пассажирами, но и захватывает свежий воздух из атмосферы, который вагон ловит на ходу. В общем, все для блага пассажиров, если бы не кое-какие «но…».
     Начнем с первого «но…», которое вполне очевидно прямо на официальном сайте РЖД, где можно приобрести проездные билеты, не выходя из дома. Открываем информацию о любом поезде, любом плацкартном вагоне и везде возле плацкартного вагона стоит аббревиатура: 3Л, ЗП, ЗД, ЗТ, ЗЭ, ЗУ.
     Щелкаем «мышкой» по вкладке: «полная расшифровка аббревиатур классов, категорий, перевозчиков и стоимость». Находим плацкартный вагон. И оказывается, что все аббревиатуры возле плацкартных вагонов обозначают следующее: наличие кондиционера, биотуалета не гарантировано.
     Бог с ним с биотуалетом, но при глухих окнах плацкартных вагонах отсутствие гарантий наличия кондиционера – это равносильно как если бы аквалангисту при пребывании под водой не была бы гарантирована подача кислорода. Бред какой-то! И бред совершенно не случайный.
     Я езжу на поездах несколько раз в год и ни разу не встречал вагон без кондиционера. Кондиционеры в вагонах есть, но тогда почему они не гарантированы? Постараюсь ответить на этот вопрос, и начну со второго «но…».
     Поезд останавливается на станциях и в этот момент кондиционер и единственный проветриватель помещения плацкартного вагона при закрытых форточках отключается на все время стоянки. Таким образом, вагон с кондиционером превращается в вагон, где кондиционер не гарантирован. Стоянки иногда затягиваются на час и больше. И в результате пассажиры в вагоне, особенно в бесчувственное ночное время, вообще непонятно, чем дышат. Дышат запахами чужих тел, выдохами и своими и чужими…, но никоим образом, не свежим воздухом, который, кстати, по регламенту должен в вагон поступать постоянно.
     На сайте РЖД в разделе «виртуальная приемная» нашел вопрос, касающийся темы этой статьи: «Должны ли в обязательном порядке открываться все окна в плацкартном или купейном вагонах для проветривания?» Задал этот вопрос Степанов Василий Демьянович.
     Ответ РЖД: «Если вагоны не оборудованы системой кондиционирования воздуха, то окна в плацкартных и купейных вагонах должны открываться. В вагонах, оборудованных системами кондиционирования воздуха, открытие окон для проветривания не предусмотрено их конструкцией».
    Да именно так и получается: по железным дорогам страны колесят железнодорожные вагоны, в которых открытие окон для проветривания не предусмотрено конструкцией, потому что они оборудованные кондиционерами. Однако, на стоянках, в частности, эти кондиционеры отключаются. Вагоны тут же превращаются в не оборудованные системой кондиционирования воздуха, где окна должны открываться, но они не открываются, потому что – глухие.
    Таким образом, в момент стоянки современные оборудованные кондиционером вагоны по принципу воздействия на человека, становятся похожи на натянутый на лицо противогаз с пережатым шлангом, что применяется для пыток. Отличие между вагонами и противогазом состоит только в количестве воздуха оставшегося для дыхания.
    Лично был свидетелем тому, как летней жаркой ночью (после полуночи) на стоянке, длившейся более часа, народ вместо того, чтобы спать в кондиционируемом вагоне, дружно вышел на улицу дышать (курили мало), потому что кондиционер не работал, и дышать в вагоне было нечем.
    Решение данной проблемы очевидно: необходимы аккумуляторы достаточной мощности, чтобы поддерживать работу кондиционера в вагонах на стоянках поезда, а стоянки не должны превышать времени, которое аккумуляторы способны поддерживать работу кондиционера.
    Третье «но…», которое дополняет и расширяет второе. Не только на стоянках отключаются кондиционеры в вагонах, где они не должны отключаться, из-за конструктивных особенностей вагона. Кондиционеры отключаются еще по просьбе пассажиров!
     Грамотность у населения разная. Многие не думают дальше сиюминутных прихотей. И вот кому-то кажется, что в вагоне излишне холодно. Вместо того, чтобы одеться, этот человек идет к проводнику и просит не повысить температуру в вагоне, а именно отключить кондиционер.
     Проводники тоже бывают разные и имеют высшее образование, разве как исключение из правил. Чаще это люди, окончившие только трехмесячные курсы проводников. В технике, как правило, они мало, что понимают. В медицине – тоже. О необходимости свежего воздуха для нормальной жизни человека они, конечно, слышали, но, судя по практике, значения этому не придают. 
     Опасаясь жалоб на свою работу, проводники отключают кондиционер, опять-таки превращая вагон, где открытие окон не предусмотрено конструкцией, потому что вагон оборудован кондиционером, в вагон без кондиционера, где окна должны открываться, но не открываются, потому что – заделаны наглухо.
    Люди, понимающие, что опасность массового дыхания в глухом пространстве вагона, может сделать человека бездыханным, бегут к проводнику ругаться. Проводник включает кондиционер. Понимающий уходит, к проводнику бежит непонимающий. И начинается чехарда: кондиционер то работает, то не работает.
     Решение и этой проблемы очевидно: проводники должны иметь недвусмысленные инструкции по вентиляции и кондиционированию вагона, чтобы правильно реагировать на жалобы пассажиров, а также уметь не формально, а практически управлять кондиционером. При этом проводники должны отвечать за нарушение инструкций. Однако, настораживает, что и сейчас наличествуют правила, которые не соблюдаются. 
     Существуют санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5 1198-03, которые, кстати, опубликованы и на сайте РЖД и которые, по логике должны знать все проводники, начальники поездов и иные служащие составов железнодорожных поездов.
     В этих правилах есть глава «Вентиляция и кондиционирование воздуха в вагонах».
     Процитирую два пункта правил, касающихся темы статьи:
     п. 5.1.34 «Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%.
В зависимости от наружной температуры на каждое место должна обеспечиваться подача воздуха не менее:
• 10 м3/ч при температуре наружного воздуха ниже -20 град.;
• 15 м3/ч при температуре наружного воздуха от -20 град. до -5 град.;
• 20 м3/ч при температуре наружного воздуха от -5 град. до +26 град.;
• 15 м3/ч при температуре наружного воздуха выше +26 град».
     п. 5.1.37. «Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать равномерное распределение подаваемого воздуха и исключать непосредственную подачу охлажденного воздуха на пассажира».
     Таким образом, согласно санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте работники железнодорожного транспорта обязаны обеспечить в вагонах:
     1. НЕПРЕРЫВНУЮ  РАБОТУ (!) системы вентиляции для обеспечения подачи наружного воздуха в вагон.
     2. ПОДАЧУ в вагон именно НАРУЖНОГО ВОЗДУХА.
     3. ЕЖЕЧАСНУЮ ПОДАЧУ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА в вагон, без перерывов на стоянки, НЕ МЕНЕЕ 10 КУБ. МЕТРОВ на каждое место в вагоне (а не на каждого пассажира). 
     4. Непрерывную подачу наружного воздуха в вагон ЛЕТОМ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗИМОЙ.
     5. Подачу воздуха, ИСКЛЮЧАЮЩУЮ непосредственную подачу охлажденного воздуха на пассажира.
     И ВСЕ ЭТИ ПЯТЬ ПУНКТОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ!
     Теперь остается добавить третье «но…»: аварийность. Кондиционер – это техническое устройство, которое выходит из строя, но пассажиров из такого вагона никто не пересаживает ни в другой поезд, ни в другой вагон, пересаживают только в скорые медицинские помощи. По этому поводу я написал письмо в ОАО «РЖД»:
     «Ехали поездом 589УА из Тюмени в Сочи в вагоне №10. Удивило то, что хоть и расписание у этого поезда редкое, но вагон, в котором мы ехали, выехал неподготовленным к путешествию на юг в жаркую погоду, которая в этом, 2016 году, стояла по всему пути следования. Мы выехали 19 августа в 11:33 и приехали 22 августа в 08:33, то есть ехали почти трое суток и все время крайне плохо работал кондиционер, отключаясь на длительное время, что превращало современный вагон, где окна вовсе не открываются, а узкие форточки открываются частично, в форменную душегубку. В ходе движения отключались и розетки. Происходило это так: кондиционер включался, и проводница быстрее бежала по вагону, закрывая форточки, люди засыпали, кондиционер выключался, и люди так и ехали в этом вагоне без притока воздуха с закрытыми форточками. Проводница многократно вызывала электрика, но никакого положительного результата это не принесло. По объяснению проводника, вышли из строя термодатчики кондиционера, а заменить их нечем. Конечно, безобразие. Лично я себя в условиях кислородного дефицита крайне плохо чувствовал, из-за брадикардии (редкого пульса), что приводило к сильным головокружениям, сердечным и головным болям. Жене по приезду на отдых (!) пришлось срочно вызывать скорую помощь. С ностальгией вспоминали советские вагоны, где хоть и не было кондиционеров, но в любую жару не было возможности умереть от кислородной недостаточности, потому что окна открывались полностью».
     В письме я не написал, что пожилые пассажиры и пассажиры, имеющие сердечнососудистые патологии часто и нервно измеряли давление и глотали таблетки, чтобы доехать до станции назначения. Благо, что бабуля, которая взяла с собой в дорогу тонометр, предоставляла его в пользование всем страждущим.
     Ответ из уральского филиала РЖД от 27.09.2016 № 10372/УР/Д-6270 удивил своей основательностью и подробностью:
     «Ваше обращение по вопросу условий проезда с 19.08.2016 по 22.08.2016 в вагоне № 10 пассажирского поезда № 589/590 сообщением Тюмень-Адлер по маршруту Тюмень-Сочи рассмотрено.
     В рейсе с 19.08.2016 по 22.08.2016 состав поезда № 589/590 сообщением Тюмень-Адлер обслуживала поездная бригада резерва проводников вагонного участка Тюмень под руководством начальника пассажирского поезда Юденковой С.Е., поездного электромеханика Заплаткина Ю.А. Вагон № 10 открытого типа обслуживали проводники пассажирских вагонов Рябчикова О.Е., Король И.М., Насекин А.Л.
     В ходе проведения служебного расследования установлено, что вагон, в котором Вы проезжали, постройки ОАО «Тверской вагоностроительный завод», к летним пассажирским перевозкам подготовлен 26.04.2016 в объеме капитального ремонта на Тамбовском вагоноремонтном заводе, технически исправен, соответствует требованиям конструкторской и нормативно-технической документации. Вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха (далее - УКВ) типа УКВ-ПВ.
     Кондиционирование воздуха – это искусственная обработка воздуха с изменением температуры и влажности до определенного значения. Принцип действия УКВ основан на использовании совокупности технических средств, обеспечивающих требуемую термодинамическую обработку и перемещение в нужном направлении определенного количества наружного и внутреннего воздуха с целью поддержания определенных параметров микроклимата во всех помещениях пассажирского вагона.
     Неисправностей в работе УКВ в пути следования выявлено не было, возможно причиной неэффективной работы УКВ явилось периодическое отключение УКВ во избежание разряда аккумуляторной батареи, а также высокая температура наружного воздуха.
     Кузов вагона является цельнометаллическим и обладает большой герметичностью. Наружная металлическая обшивка и каркас кузова являются аккумуляторами тепла, так как непосредственно подвергаются воздействию солнечных лучей. При наружной температуре больше 30 градусов обшивка кузова нагревается на стоянках с солнечной стороны до 70 градусов. В пути следования все системы жизнеобеспечения пассажирского вагона работают только во время движения поезда, соответственно на стоянках поезда все системы отключены. Поэтому регулирование температуры воздуха в вагоне возможно только во время движения поезда.
     Из объяснения начальника пассажирского поезда Юденковой С.Е. следует, что при проверках состава поезда и опросе пассажиров о качестве обслуживания в пути следования жалоб, претензий, недовольств по условиям проезда от пассажиров вагона № 10 не поступал. УКВ в вагоне № 10 на протяжении всего пути следования работала в штатном режиме, на стоянках поезда УКВ выключалась.
     Температура воздуха в салоне вагона поддерживалась в пределах нормы, установленной санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.
     После поступления Вашего обращения 01.09.2016 по прибытию состава поезда в пункт формирования на станцию Тюмень проведен комиссионный осмотр технического состояния вагона, в результате которого установлено, что УКВ пассажирского вагона находится в исправном состоянии. Выхода из строя УКВ, систем жизнеобеспечения в пути следования и по прибытию состава поезда в пункт формирования не зафиксировано.
     Для исключения повторения подобных случаев с Вашим обращением ознакомлены работники поездных бригад, проведены дополнительные инструктажи по обеспечению комфортных условий поездки и клиентоориентированному подходу при обслуживании пассажиров.
      Работники, ответственные за подготовку вагонов в рейс, предупреждены о персональной ответственности за качественное выполнение ремонта и технического обслуживания вагонов.
      Вагоны, из которых формируются составы поездов, проходят плановые виды ремонта и техническое обслуживание. Для повышения комфортности проезда пассажиров в поездах АО «Федеральная пассажирская компания» проводит планомерную замену парка вагонов, прежде всего в фирменных скорых поездах.
     В соответствии со статьей 786 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Таким образом, обязательства по договору перевозки со стороны Уральского филиала АО «ФПК» выполнены.
     Андрей Викторович, искренне сожалею о том, что у Вас остались неприятные впечатления от уровня комфортности в нашем поезде, и приношу извинения за доставленные Вам неудобства и испорченное впечатление от поездки. Надеюсь, что, несмотря на данный случай, Вы и Ваши близкие еще не раз воспользуетесь услугами АО «Федеральная пассажирская компания», а мы сделаем все возможное, чтобы Ваши поездки были приятными и комфортными. Благодарю Вас за обращение, поступившее в АО «Федеральная пассажирская компания». Обращения граждан служат для нас важным оперативным источником обратной связи о качестве обслуживания и уровне предоставляемого сервиса в поездах.
Начальник филиала                А.В. Балашков»
      
     Анализируя ответ А.В. Балашкова, начальника уральского филиала РЖД, из которого я удалил все, что касается электрических розеток, не влияющих на здоровье пассажиров, можно отметить:
    1. Насыщенность письма ненужной информацией, которая уводит от главного: регулярного и сознательного нарушения санитарных правил и вреда, который причиняет железнодорожная компания пассажиру недостаточной вентиляцией вагона.
    2. Начальник филиала подтверждает регулярное и сознательное нарушение санитарных правил проветривания вагона на стоянках поездов. Подтверждает он также неэффектную работу кондиционера в вагоне № 10, где я ехал, но крайне неохотно и как бы мимоходом.
    3. Начальник филиала знает о санитарных правилах по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, но почему-то упоминает только о температуре воздуха в салоне вагона, совершенно забыв о проветривании вагона, что и привело к ухудшению состояния здоровья. Это можно понимать, как мошенничество в ответе на вопрос.
    4. Отсутствие объективного учета случаев выхода из строя оборудования вагона, так как все акты и осмотры формируются самими же сотрудниками железнодорожных компаний, которые заинтересованы в своей непогрешимости, а пассажиры крайне мало официально жалуются.
    5. Парадоксальную обязанность железнодорожных компаний по перевозке пассажира до пункта назначения без ответственности за вред, причиненный в пути.
    6. Ироничное извинения начальника филиала на фоне его надежды, что я еще не раз воспользуюсь услугами РЖД. А куда деваться?
     Вся эта ситуация сильно напоминает описанную в рассказе Михаила Зощенко «Кошка и люди», где в квартире у главного героя из печки шел угарный газ, что приводило к отравлению жильцов, а чиновники, из экономии средств, отказывались чинить печку. В конце концов, чиновники комиссионно пришли к главному герою рассказа, чтобы провести экспертизу, расположились вокруг печки и принялись дышать. Но даже когда один из них позеленел, то все равно говорил: «Мне ваш воздух вполне полезный».  «Жить можно», - утверждал он и в скорой помощи.
     Но тут ситуация еще хуже, поскольку экспертизу на месте в пути следования вагона никто не производил. Комиссия в плацкартном вагоне № 10 в жару августа 2016 не ездила, а все выводы о работоспособности кондиционера сделала в сентябре в условиях далеких от реалий поездки. Поэтому там, где дышать было нечем – угару нет, а температура нормальная.
     Теперь о том, к чему приводит недостаток воздуха, в частности, в плацкартном вагоне железнодорожных компаний. Недостаток воздуха приводит к недостатку кислорода – к состоянию, которое называется гипоксией. Головокружение, слабость, головная боль – это безобидные ее признаки. Но есть органы тела, которые крайне зависимы от уровня кислорода во вдыхаемом воздухе.
     Нехватка кислорода очень часто приводит к инфаркту миокарда и инсульту головного мозга – крайне опасные для жизни человека состояния. И именно к таким состояниям везут пассажиров железнодорожные компании в своих глухих почти герметичных пассажирских вагонах, где, возвращаясь к аббревиатуре вагонов, указанной на проездном билете, наличие кондиционера не гарантировано! Если рассматривать перевозку пассажира, отягощенного сердечнососудистыми заболеваниями, то его в глухом вагоне с неработающем кондиционером везут к месту назначения, которое называется кладбищем.
     В Омске в клинике медицинской академии, на фоне внезапно возникшей сердечной патологии 16.09.2016 делал кардиограмму после трехсуточной поездки из Лазаревского в очередном глухом пассажирском вагоне с отключающимся кондиционером на этот раз поезда Адлер-Новосибирск.
     Я рассказал врачу, описывавшей кардиограмму, Широковой Любовь Михайловне бескислородную ситуацию в поездах. Оказалось, что она не только взволнована этим, но и борется своими средствами. В каждую поездку берет с собой «мешок», как она сказала, лекарств, потому что в вагоне непременно кому-то станет плохо. Ругается с проводниками, отключающими кондиционер, за право на воздух, распахивает двери и форточки на стоянках, и в случае отключения кондиционера.
     И тут я понял, почему в этих глухих вагонах, где практически повсеместно есть кондиционер, наличие кондиционера не гарантировано железнодорожными компаниями. Железнодорожные компании прекрасно понимают, что наносят урон здоровью пассажиров, нанося травмы сердечнососудистой системе, перевозкой в глухих вагонах, где кондиционеры работают так-сяк, где проводники могут отключать кондиционеры, когда им вздумается, где кондиционеры не работают на стоянках. Аббревиатуры 3Л, ЗП, ЗД, ЗТ, ЗЭ, ЗУ ставятся, чтобы обезопасить себя на случай возможных исков. «Мы же вас предупреждали, - как бы говорят железнодорожники, - и ответственности не несем».
     Но это же подло! Ехать-то пассажиру более не в чем, как в этих глухих вагонах! Альтернативы никакой! Предоставляя под перевозку пассажиров вагоны, не отвечающие санитарным правилам, железнодорожные компании выражают  полное презрение к здоровью пассажира и отстраняются от какой-либо ответственности!!!
     Я разговаривал по данному вопросу с проводниками. Некоторые осознают опасность глухих окон и герметичных вагонов.
    «Жалуйтесь, - говорят они. – Нас руководство не слушает, а пассажиры, к сожалению, малоактивны, пишут одни похвалы, поэтому ничего и не меняется». Но и жалобы малоэффективны, как показывает практика. Пример приведен выше. Типичная отписка, хоть по ней и проведена немалая работа. Результат-то – нулевой. От бессильного удивления остается только руки развести в стороны.    
     Любой человек представляет звено в пищевой цепочке, где кто-то кого-то ест или обсасывает. Таков мир потребления. В данной ситуации пассажир поезда представляет собой еду, поглощаемую железнодорожной компанией. Полезный эффект этой еды – деньги. И железнодорожной компании важно, чтобы пассажиров в чрево ее пассажирских вагонов поступало как можно больше и поступали они, как можно регулярнее. Но кого интересует мнение поглощаемой пищи во благо этой пищи, а не едока?
     Случаи, когда люди зарабатывают деньги на товарах и услугах, ухудшающих здоровье, известны. Например, торговля табачными изделиями. Может по аналогии с предупреждающими надписями на сигаретных пачках, на железнодорожных вагонах надо писать не «РЖД», а «Минздрав предупреждает: поездки в этих вагонах опасны для вашего сердца и мозга»? И тогда в бланках билетов надо сообщать пассажирам: берите с собой кислородные баллоны для дыхания, теплую одежду от кондиционеров. Но перевозка пассажиров все-таки не этот случай.
     Сама по себе перевозка не несет пассажиру опасности недостатка свежего воздуха, кислорода. Эту ситуацию создали сами железнодорожные компании своими непродуманными решениями по конструкции вагона и его обслуживанию, а также упрямством в отстаивании позиции.
    


Рецензии