Где красота сливается с любовью

Где красота сливается с любовью
Заслуженному художнику России Игорю Горбунову — 75 лет 

В благодатной среде обитания
Мы едем с улицы Рогожской из центра Ногинска в мастерскую к юбиляру, в деревню Карабаново, которая находится в Мамонтовском сельском поселении. Въехали в неё, и я был очарован красотой здешних мест – деревенские домики утопали в чарующей осенней позолоте. Поражали и вековые липы, высаженные вдоль сельской дороги, и мерцающая солнечными бликами гладь протекающей рядом Шерны.  Игорь Васильевич вспомнил заслуженного художника России Алексея Ратникова, которого считает своим учителем и наставником. Алексей Михайлович, мастерская которого находилась в мансарде над пятым этажом в жилом доме на улице Климова, как-то сказал ему: «Игорь, что что-то мне стало тяжеловато подниматься к себе наверх, а давай с тобой построим на двоих мастерскую где-нибудь на берегу Шерны?»
Алексей Ратников иногда убегал от городской сутолоки и изнуряющего мельтешения на различных собраниях и других торжественных мероприятиях. Его тянули сельские просторы, где он заряжался позитивной энергией от общения с целительной природой. К сожалению, осуществить эту мечту тогда им не удалось. Позднее её воплотил в жизнь Игорь Горбунов.
Для художника творчество – это и есть жизнь, а остальное – среда обитания, в которой он должен как-то существовать, зарабатывая деньги на пропитание, чтобы иметь возможность творить и продолжать осуществлять своё земное предначертание.
Игорь Горбунов верит в судьбу. И её не изменишь, даже если в начале жизненного пути, не угадав своего предназначения, ты начал торить иную профессиональную тропу. 

Призванию не изменяют
Игорь вроде бы ещё в детстве угадал своё предначертание. Он ходил в изокружок Дома пионеров. Изобразительное искусство в нём вели Александр Александрович Цинцевич и Виктор Семёнович Гусев. Этот кружок, кстати, в то время посещали Владимир Терентьев и Олег Михайлов, которые впоследствии стали известными художниками. Однако занятиям в изостудии Игорь частенько предпочитал футбол. Он отчаянно гонял мяч с мальчишками своего двора. 
В 1958 году Игорь поступил на вечернее отделение в Московский институт стали и сплавов, филиал которого находился в Электростали. Работал он тогда слесарем-сборщиком насосов на конвейере в девятом цехе Ногинского завода топливной аппаратуры. Скоро он стал сознавать, что оказался «не в своей колее». Со второго курса  ушёл в армию. Три года служил в танковых войсках в закрытом тогда городе Горьком. В один из краткосрочных отпусков Игорь прибыл в родной Ногинск и случайно встретил бывшего преподавателя по изобразительному искусству Александра Цинцевича.  Тот его расспросил о военной службе и спросил:
– Надеюсь, в армии ты не бросил рисовать?
      Юноше было стыдно признаваться, что  он уже давно не держал в руках ни карандаша, ни кисти, и он уклончиво ответил: мол, редко, всё как-то времени не хватает. И до сих пор он помнит слова своего первого наставника:
– Игорь, ты не бросай рисовать. У тебя большое будущее...
 Демобилизовавшись со срочной службы, он возвратился на НЗТА и продолжил учёбу в  институте. Горбунов продвигался и по служебной лестнице: инженер-исследователь, руководитель группы ускоренных испытаний в 21-ом экспериментальном цехе.
В Электростали Игорь Горбунов познакомился с Олегом Свирским, который руководил художественной студией в Доме культуры. Там занимались рисунком и живописью люди различного возраста. Стал посещать эту студию и Игорь. И здесь призвание напомнило ему о себе. Уже окончив Московский институт стали и сплавов, преодолев большой конкурс, Игорь поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище.

Выбор цели
Игорь поменял место работы. В 1968 году он ушёл с перспективной должности старшего инженера в экспериментальном цехе, дававшей перспективу дальнейшего карьерного роста на НЗТА, на ниже оплачиваемую работу во Всесоюзный НИИ технической эстетики. И никогда не жалел об этом. В НИИ технической эстетики в то время  работали художниками-конструкторами архитекторы, скульпторы, музыканты (среди последних известный саксофонист Алексей Козлов) и другие одарённые личности. Игорь попал в интеллектуальную среду, в которой было очень интересно работать. По сути, он с товарищами стоял у истоков советского дизайна. Они занимались художественным проектированием городских кварталов, площадей и улиц, промышленных зданий, средств транспорта, графическим дизайном городской среды и т. д.  Это проектирование требовало высокой культуры художественного вкуса. Работа дизайнера сочетает в себе ассоциативно-образное мышление, творческую интуицию, фантазию и хорошие технические знания в области конструкции и эргономики – науки о взаимодействии человека с предметным миром и окружающей средой.
– Сейчас же, в наше время, когда отсутствует должное профессиональное сито в виде худсоветом, выставкомов, – сетует профессор кафедры дизайна Московского государственного гуманитарного университета имени М. Шолохова Игорь Горбунов, – всякий, кто осваивает методы компьютерной графики, начинает считать себя дизайнером.   
    Обучаясь в Строгановском художественном училище, Игорь Горбунов прошёл хорошую школу профессионального мастерства не только в НИИ технической эстетики. Он значительно обогатил свои профессиональные знания, работая в системе Художественного фонда Союза художников СССР. География проектируемых им объектов весьма обширна: Якутия, Прибалтика, Узбекистан, области средней полосы России, и, конечно, родной Ногинск. Он выполнял не только проектные работы, но и исполнительские в технике настенной росписи, гобелена, резьбы по гипсу и прочие. 

В Сенежской студии
Судьба преподнесла Горбунову и ещё один подарок: привела его в ЦУЭС Союза художников СССР – в легендарную экспериментальную Сенежскую студию. Основателями этой школы Евгений Роземблюм (автор книги «Художник в дизайне») и его ученик Марк Коник. О пребывании в Сенежской студии Игорь Горбунов до сих пор с большим удовольствием вспоминает. На занятиях там сначала шла «информационная накачка» слушателей. Лекции читали известные искусствоведы, историки, философы, кинорежиссёры, теоретики дизайна. По словам Горбунова, здесь включали «подкорку сознания, творившую подчас чудеса...»      
Сенежская студия приобрела в 70-е годы всемирную известность. Французы в неё приезжали и дивились: как, мол, вам удаётся из бумаги делать вещи, у которых ощущается душа? Владимир Высоцкий приезжал в Сенежскую студию, давал там концерт. Ему показали местную «продукцию», и поражённый Владимир  Семёнович спрашивал: «Ребята, а там, «наверху», знают, чем вы занимаетесь?»   
– В Сенежской студии, – вспоминает Игорь Васильевич, – нас учили художественно мыслить и воспитывали высокий эстетический вкус. Темами нашего проектирования были крупные комплексные объекты городской среды, музейные комплексы, культурные центры и многое другое.

Итоги подводить ещё рано
Заслуженный художник России Игорь Горбунов уже достаточно много сделал. Он – постоянный участник российских и зарубежных художественных выставок. Работал в творческих комиссиях СХ СССР и СХ России. Был делегатом 7-го съезда СХ СССР и 5-го съезда СХ России. С 1989 года является членом правления, председателем секции художественного проектирования МООСХ России. Сегодня Игорь Васильевич передаёт свой богатый опыт студентам, будущим дизайнерам Московского государственного гуманитарного университете имени М. Шолохова. По итогам работы Всероссийского конкурса дизайна средовых объектов в городе Сочи в 2009 году Горбунов награждён дипломом «Лучший руководитель проекта». Он осуществляет научно-исследовательскую деятельность, опубликовал в специальных изданиях несколько научных статей по проблемам дизайна.
И в деревне Карабаново Горбунов свой след оставил. При поддержке местных властей, в то время председателя Мамонтовского сельского Совета Александра Терехова Игорь Горбунов восстановил чудесную часовню. В нынешнем году она была снова отреставрирована. Рядом с часовней расположен воздвигнутый по его проекту памятник с именами павших в годы Великой Отечественной войны жителей деревни. Возле памятника посажены голубые красавицы-ели.
Игорь Васильевич показал мне свои живописные работы. На некоторых его картинах и этюдах - местные достопримечательности. Он пишет маслом не только впечатляющие пейзажи. На одной из стен его мастерской - картины и абстракционистского толка. Среди таких работ – «Театральная концепция», «Размышления о театре» и другие.
– Искусство — это чувственный способ познания себя и окружающего мира, – рассуждает Игорь Васильевич. – Человек должен, прежде всего, познать себя, а потом, через себя, познать космос...
С ним трудно не согласиться. А мне подумалось, что настоящий художник должен жить и творить именно в таких благодатных местах, где красота сливается с любовью и рождает в душе гармонию. 
               
2016


Рецензии