Через пустыню и в буран пробьётся к дому караван

 На фото - Схема-карта автодороги М-32,по которой со2-го по16-е ноября 1977 года Владимир Бландов с товарищами перегоняли автомашины из Киргизии в Вологодскую область.
Авторы: Владимир Бландов и Александр Жгутов.

Данная публикации редактируется.

              Глава первая
«Поездка в  Азию за подарками от Госплана СССР».

                Посвящается всем,кто в пути.

    «…Если этой ночью ты в дороге
    Если путь еще далек
    Пусть прогонит прочь твои тревоги
    Радио ночных дорог…»

    Валерий Сюткин – «Радио ночных дорог»
 


        15 мая 2016 года я заехал в деревню Медвежье к моему однокласснику по учебе в Чаромской средней школе  Бландову Владимиру. От сидения за одной партой до этой встречи за дружеским столом  минуло пятьдесят шесть лет.  Нам было о чём вспомнить и вспомнили.  Я рассказал о своём, он о своём, что трогает и волнует души и сердце,тревожит нашу память.
       Володя сразу оговорился,что его рассказ об одной служебной поездке в Среднюю Азию будет долгим,как и сама командировка.При этом он сказал:-Я уже и фамилии-то некоторых ребят даже забыл. Эта командировка случилась,когда я работал механиком Шекснинской организации Дорколхозстрой.
    В полдень 27 октября 1977года меня вызвала начальница,Пахомова Ольга Сергеевна,и обратилась с просьбой срочно съездить в город Фрунзе за автомашиной-самосвалом Газ-53,которую мне предстояло получить на машиносборочном заводе,а затем перегнать её в Вологодскую область...

  Ремарка к рассказу Бландова В.А. от его собеседника Жгутова А.

    «1977 год для СССР являлся очень знаменательным на события;- годом принятия новой (Брежневской) Конституции СССР и юбилейным годом 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции.Вся страна трудилась денно и нощно, готовя трудовые подарки. А раздача этих подарков учреждениям,предприятиям и организациям планировалась и распределялась по всей державе всесильным Госпланом СССР».

     …А как известно,нищему собраться,только подпоясаться.

     ...Я ответил «Есть» и без промедления собрал свой «походный чемодан», а после обеда выехал в областной центр.По приезду в Вологду явился в наш трест,где мне объяснили, что выделенные тресту по разнарядкам Госплана  машины планировалось перегонять в область с частичной погрузкой,но что-то там не срослось,поэтому руководство срочно  направляет во Фрунзе четырех водителей.  Как мне стало известно,два водителя уже к этому времени вылетели самолетом в столицу Киргизии.  Мне и второму водителю Лене Горелову ( но,возможно,его фамилия могла быть и Воропанов. Из-за давности времени я мог уже и позабыть),предстояло до места назначения добираться поездом.
       Из Вологды мы с ним смогли выехать только архангельским поездом на следующий день утром.  Когда по приезду в Москву пришли на Казанский вокзал,до отправления поезда "Москва- Фрунзе" оставалось сорок минут.Так как в кассе билетов уже не было,мы с Леонидом подошли непосредственно к поезду. Проводница одного из вагонов,узнав,что нам надо «позарез» прибыть в столицу Киргизии по срочному «государственному делу»,впустила нас в свой вагон.
    В Рязани проводница,за доплату купила нам билеты. До Фрунзе мы ехали более трех суток.  За это время увидели много городов,в том числе;Самару,Бузулук, Оренбург,Актюбинск и другие станции. Я впервые нагляделся на пустыни с редкими разъездами,бескрайние степи,с катящимися по ним перекати-поле,и на азиатских животных; верблюдов,ишаков. Во время пути,в отдалении от железной дороги, мы видели горные вершины.

    Ремарка к рассказу Бландова от его собеседника   Жгутова А.

    «Время в пути  у Бландова с напарником выпало на День Ленинского комсомола -29 октября и первую годовщину Дня водителя-30 октября.  По радиотрансляционной сети поезда  с хрипом и треском,возможно,звучали песни; «Не расстанусь с комсомолом и Ленин такой молодой»,а так же «Я хочу шофёр,чтоб тебе повезло…»   

     ...На второй день пути первый раз в жизни попробовали азиатские манты. Сначала мы это блюдо брать как–то опасались. Нас почему-то смущал не только вид этого блюда,но и его название. Отведав манты,они нам  понравились.

     Поезд прибыл во Фрунзе в 8 часов вечера. Мы подошли к милиционеру и спросили его как нам добраться до гостиницы. Объясняя путь,он предостерег нас, чтобы мы ночью по городу не шатались,так как местные хулиганы  пошаливают. Мы всё же парни вологодские,не из пугливых,зашли в две гостиницы,но ни в одной из них нас не приютили. Оно и понятно. В те годы в гостиницу,даже районного пошиба, можно было поселиться только по особому заказу или по блату. Так как у нас с Леонидом не оказалось ни того,ни другого, удалось нам приткнуться только в комнате отдыха на вокзале.
  Утром  мы приехали на сборочный завод,где нас уже дожидались земляки; Толя Аверкиев из Вологды, Валера Соколов из Бабушкино,(к сожалению,их уже нет в живых),Вася Смирнов из Рослятино и Игорь (не помню фамилию)из Тотьмы. Мы осмотрели выделенные нашей области машины,сделали перетяжку,регулировку клапанов и проверили комплектность. У моей машины не оказалось дверного замка.  Я обратился за помощью к заводским  слесарям по комплектации. Они только пообещали,но этим дело и закончилось. Так как работник,который получал наши машины на заводе, к этому времени уже уехал с первой колонной машин в ОТК завода  помочь мне тоже отказались.
     Даже воду для радиаторов нам пришлось добывать не из заводского водопровода,а поблизости из арыка в бетонных берегах. Вода в арыке текла с гор бурным потоком и с бешеной скоростью. За один приём едва удавалась зачерпнуть не больше трёх литров,так как ведро подскакивало на воде...

   Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.

   «Когда я служил в конце 60-х годов на Памире, в городе Хороге мне приходилось пользоваться водой из колонки. Она текла в ней на такой большой скорости,что при полном нажатии на рычаг,вода выплескивалась из ведра,пенилась как газированная,  и белая как молоко,но через несколько секунд становилась кристально чистой, очень холодной и замечательной на вкус. Старожилы Памира рассказывали мне,что эта вода течет из высокогорного источника по арыку,проложенному ещё воинами Александра Македонского. Насколько правдива эта легенда,проверить трудно.  Чтобы посмотреть этот рукотворный канал,по которому вода бежит с такой скоростью, что  становится похожа на молочный поток,я специально поднимался высоко в гору, по которой он проложен»
   
     …К вечеру этого дня машины к дальней,неизведанной нами,дороге мы,как смогли,подготовили.
     Ночь перед выездом коротали в проходной завода. При этом в течение ночи постоянно поочерёдно  проверяли машины. Ещё днем,пока ходили обедать, какой-то местный хмырь попытался с одной машины снять фару,но мы  во время заметили и  «застукали» его  на месте преступления и тут же вынесли ему  наказание легкой тяжести по шее и замечание в челюсть и в нос.  Обжаловать наши действия воришка  категорически отказался и  резко ретировался….

      Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.

  «Тогда Володя Бландов с сотоварищами  даже не могли  осознавать, что они оказались не только пилотами-испытателями машин Газ-53,без элементарных удобств, не прошедших даже обкатку двигателей,но и участниками многодневного «ралли» длиной более четырех тысяч километров пути с юго-востока Средней Азии до Вологодской области.
    Это они,настоящие русские парни,соединившись со своими машинами в единое целое,в ожесточённом единоборстве с пустыней,степями,буранами, голодом,холодом и «оборотнями в погонах и без погон с большой дороги»  выдержали и победили в этом адском автопробеге Фрунзе-Вологда.  В 1977 году они  по существу явились  основоположниками  «соревнований  Ралли Париж-Дакар»,а не французский мотогонщик Тьерри Сабин.
     Как известно,первое в истории соревнование Ралли Париж — Дакар  стартовало 26 декабря 1978 года в Париже и завершилось 14 января 1979 года в Дакаре.  Трасса первого ралли-марафона «Париж — Дакар», проходила по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
     Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежала французскому мотогонщику Тьерри Сабину,который в 1977 году заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца» и выжил благодаря тому,что его через два дня нашли тауреги. Это вдохновило Тьерри на организацию  таких соревнований...


             Глава вторая 
     День первый  по Великому Шелковому пути.

    Ремарка к рассказу Бландова Владимира от собеседника Жгутова Александра.
 
  "2 ноября 1977 года для Володи Бландова оказался рабочим Днем его рождения. Знали ли они с женой тогда алжирскую песню"Возвращайся" мне не ведомо, но точно знаю,что в душе у Гали,жены Володи,слезилась она с надеждой на скорое возвращение супруга из "азиатского турне".
 «…Караван твой в пустыне далёкой,
Нет с тобой моих рук,
Нет с тобой моих глаз!
Если смерч тебя встретит жестокий,
Знаю я,ты пред ним не отступишь…
Чем труднее к любимой дороги,
Тем прекрасней, тем радостней встречи час…

Алжирская народная песня «Возвращайся»
Русский текст Ю. Цейтлина

     «…В этот день, когда Володе исполнилось 33 года, он начал своё движение в составе небольшого вологодского автокаравана, по древнему как мир, Великому шелковому пути из Китая в Европу.  У каждого в жизни есть свой крест, который он тащит на свою "Голгофу", и свой путь,на котором проверяется человек на прочность,честность и порядочность. Это был путь Бландова Владимира Александровича и его земляков вологодских водителей…».


   …2 ноября,с утра пораньше заправили горючее,проверили  работу машины на ходу и поехали в город,где закупили немудрёные продукты в дорогу.
   В городе к нам подвалил какой-то делец с «коммерческим предложением» загрузить в машины до Москвы пятьдесят бочонков мёда,за 300 рублей. Ребята готовы были согласиться,но я предложил прежде посоветоваться с местными,а потом уже принимать это предложение.  Поговорив на эту тему с таксистом,он над нами засмеялся и откровенно сказал,что нас пытаются «надуть». На перевозку такого груза у перекупщиков-спекулянтов установлена такса 25рублей за одно место. В эту аферу мы  не стали ввязываться.
     Под вечер наш небольшой автопоезд незаметно покинул город Фрунзе и, порожняком,без мёда,начал движение в сторону Москвы.

    Выехав на окружную дорогу,мы увидели замечательный вид на город  в окружении  горных вершин, покрытых  белыми снежными шапками.
  Совсем недавно, спустя практически сорок лет с той поры,на сайте «Одноклассники» обсуждалось фото с видом на нынешний Бишкек с окружного шоссе. Это всколыхнуло в памяти мой «бросок в Азию», я тоже ввязался в это обсуждение и оставил свой комментарий.
   В голове нашей колонны ехал Толя Аверкиев,за ним я,следом за мной; Вася Смирнов,Валера Соколов,Леня "Горелов" и Игорь. Дорога легко и весело, серой лентой, бежала навстречу нам.  По обочинам дороги  красиво возвышались пирамидальные тополя с желтыми листьями. Когда начало смеркаться сделали первую остановку в городке Сокулук чтобы поужинать. Трое из нас пошли в кафе-столовую, а трое остались около машин
Вася первым закончил трапезу и заменил ребят,следом за ним вышли и мы Толей. На дворе стояла полная  темень.  На всей улице не было ни одного фонаря.  Мы с Анатолием сели в его машину и начали обсуждать,где нам лучше остановиться на ночёвку. Но  когда мы проходили мимо моей машины,я обратил внимание,что на тротуаре какой-то мужичок прикуривал сигарету. Это меня насторожило,но,увидев, что Вася сел в свою машину,которая стояла около моей, расслабился,но как оказалось,зря...
 Из Толиной машины я вышел буквально через несколько минут и сразу заметил, что у моей машины не горят подфарники. Подбежав к машине,заметил открытую форточку и позвал Толю. Осмотрев кабину, мы обнаружили,что из-за спинки сиденья пропал мой (дембельский) чемодан с теплыми вещами,бельём и рубашками.
      О краже вещей мы заявили в милицию.  Прибывшие на место кражи два милиционера приняли от меня заявление,но при этом сразу же «дали мне ответ», мол,радуйтесь,что машину не угнали. У нас здесь сорок процентов угнанных машин исчезают бесследно. Вот и мой чемодан и того ворюгу,который «чемоданчику ноги сделал»  до сих пор,наверное, "усердно" продолжают разыскивать уже внуки этих сыщиков.
      Короче говоря,остался я в одном костюмчике. Правда,за водительским сиденьем остались рабочий хлопчатобумажный костюм и резиновые сапоги с короткими голенищами.
    Одно меня успокаивало,что документы и талоны на бензин оказались при мне. В общем, жизнь у меня наступала совсем не веселая. Положение моё складывалось хуже «губернаторского»,хоть убей кого-нибудь или сам «застрелись гаечным ключом 27х32». Но,как говорится,время не ждет,а труба зовёт, надо ехать дальше, дальше и дальше.
    Проехали  ещё километров сто двадцать. Начался сильный туман. Видимость упала практически до нуля,дорога чужая,совершенно незнакомая, поэтому решили ночевать в поле. Съехали с дороги и встали лагерем на ночёвку. А в газике кабина узкая, спать пришлось скрючившись. Потом, после той поездки  через всю  Среднюю Азию и поперёк России-матушки,мои колени болели лет двадцать. Утром,когда туман стал рассеиваться,огляделись кругом и увидели,что наша ночёвка проходила на кладбище- мазаре,среди мусульманских могил…


              Глава третья
             Путеводный свет Полярной звезды
               
День второй. 3 ноября 1977 года.

     …Часов в 10 утра приехали в г.Джамбул. Больше четырёх часов простояли в очереди на заправку и только потом заехали в столовую позавтракать и сразу пообедать. Около 3 часов дня начали двигаться в сторону г.Чимкента. Дорога проходила в тяжелых условиях горной местности,через горные перевалы.В условиях темноты в некоторых местах возникало ощущение,что едешь с горы,а мотор еле тянет,а в другом месте,вроде бы едешь в гору,а приходиться притормаживать. Особенно запомнилось на спуске к городу по серпантину; поворот на повороте, скорость под 90 км.в час,при постоянном напряжении рук,ног и нервов. И так это продолжалось около десяти километров этого извилистого пути.
В город Чимкент въезжали,когда уже почти стемнело. Освещение в городе практически отсутствовало,никаких указателей на улицах мы не увидели. Направление движения нам удалось уточнить у прохожих,которых на улицах было единицы. Почти на выезде из города две наших машины проехали перекресток пока горел зеленый сигнал светофора,а остальным пришлось уже проезжать под красным светом. Наше нарушение правил увидел милиционер,который отчаянно засвистел и замахал жезлом. Мы по его сигналу не остановились,так как раньше еще договорились не отставать друг от друга,чтобы не заблудиться в незнакомом городе. На выезде из города,после развилки на Ташкент,мы свернули  с дороги и остановились на ночлег. Буквально минут через пять мы заметили,что по нашему маршруту проскочила машина ГАИ с проблесковыми маячками. Возможно,они гнались за нами,а может быть и по другим делам.
     А когда мы ехали от  Фрунзе до Чимкента,наш путь пролегал  вдоль горного хребта на удалении от него примерно в 20 километрах. Населённые пункты встречались довольно редко,как зелёные островки оазисов среди пустыни. Среди песков иногда встречались стада лошадей,верблюдов. Кто за ними смотрел было совершенно непонятно. На каком-то участке пути мы подвозили семью казахов из пяти человек. Высадили в пустыне в 60 км от населённого пункта. Я спросил хозяина далеко ли им идти до дому? Он мне ответил, что примерно 5-6 часов в сторону от дороги. Насколько видел глаз,кругом простирались одни пески.
      Время уже близилось к ночи,я не представлял,как эти люди будут ориентироваться в безбрежном море песка. Правда,на ночном небе светили звёзды.  Полярную звезду я разглядел почти у самого горизонта. У нас же она видна под углом 60-70 градусов над горизонтом. Мне показалось,что ночное азиатское небо очень низкое,а звезды очень большие и яркие.
  Когда ехали ночью в пасмурную погоду по степи или пустыне вдалеке от населённых пунктов,создавалось ощущение,что едешь по глухому лесу. Свет фар  высвечивал только дорогу как бы туннель,а дальше темная пустота…


    Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.

    «…Если вдруг собьешься с пути,
  На звезду Инан (название вечерней звезда Венера) погляди
    Это наш с тобой талисман,
    Он спасет от беды караван,…»

 "Я буду ждать тебя"
 слова песни О.Гаджикасимова.


               
               
   Глава четвертая

         «Здесь с огнем и мечом  проходили полчища Чингисхана и Тамерлана».

День третий. 4 ноября 1977 года.

    Ремарка к рассказу Бландова от собеседника Жгутова А.

   «В 120 километрах северо-западне  от Чимкента и в 57 км.южнее Туркестана находился крупнейший из азиатских городов до монгольского нашествия  Отрар, (каз. Отырар) Тарбанд, Турарбанд, Турар,Фараб.
В Отраре (Фарабе) находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм.
По историческим данным,в 1219 году Отрар шесть месяцев подвергался осаде монгольских войск сыновей Чингисхана: Чагатая и Угэдея,затем был захвачен ими и полностью уничтожен.
В XV веке город отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан».

      …Утром мы  вернулись в Чимкент, позавтракали, заправили свои автомашины и двинулись дальше по направлению к Кзыл-Орде.
    Когда мы выехали из Джамбула в сторону Чимкента, то на обочине дороги увидели разбитую и полуразобранную машину Колхида. На ней не было колес и одного бензобака. Учитывая,что на автозаправках многочасовые очереди мы,увидев на «Колхиде» второй бензобак,сняли его,чтобы создать потом  резерв бензина.  Однако,как оказалось потом,на заправках продавали только 20-30 литров бензина. А когда стоишь час и два,и больше,желание повторно томиться в очереди пропадает напрочь. Водитель всегда стремится ехать и ехать без задержек,только вперед и ближе к дому своему...
    На своем пути мы проезжали через город Туркестан. Я думал,что это большой город,центр Туркестанского военного округа,а оказался он небольшим городишком,с низенькими домиками-мазанками. Мы через него проскочили за несколько минут….
Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.

    «На месте современного города Туркестана,около 500 г. н. э.,на пересечении караванных путей из Самарканда,Бухары и Хивы,располагалось древнее поселение,в X веке— Шавгар),с XII века — Ясы (Яссы).В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил поэт-мыслитель Ходжа Ахмед Ясави,который похоронен тут же.
 Тамерлан в 1396—1398 годах рядом с мавзолеем Ясави начал строительство мечети, которая известна в мусульманском мире как Азрет султан.»



    …Ещё не доезжая да городишка Туркестан,на заправках встречные водители говорили нам,чтобы мы не оставались ночевать в Кзыл-Орде так как это якобы опасное место. При этом они ссылались на слухи о том, что к 60-й годовщине Октября враждебно настроенные лица планируют убить 60 человек. Где-то километров за восемьдесят мы посадили попутчиков,голосовавших в голой степи (сейчас бы точно не взяли).Ко мне сел молодой парень.Я с ним разговорился. Оказывается,они прокладывали в степи ирригационные каналы. Он сказал,что является сыном  председателям исполкома одного из районов Кзыл-Орды. Тогда я его спросил о правдоподобности слухов об убийствах. Он подтвердил,что это похоже на правду, так как каждую неделю совершаются убийства одного или двух милиционеров. Ещё он рассказал,что в Кзыл-Орде у населения очень много неучтенного оружия,даже у него дома есть старинный наган. В общем,после беседы с этим парнем,картина скрадывалась безрадостной. К городу подъехали,когда стало совсем уже темно, но поток машин был очень плотным. Мы старались между собой держать минимальный интервал, чтобы никто не мог вклиниться между нами. Проезжая мимо поста ГАИ, из- за стоящей машины,выскочил сержант и жезлом стал приказывать остановиться. Я ехал вторым и поэтому продолжил движение за первой машиной. В зеркало заднего вида я увидел,что гаишник приказывает остановиться и Валере Соколову,но он тоже проследовал за мной без остановки. Когда я увидел,что гаишник бегом побежал к посту, то сказал об этом моему попутчику.Тот мне  ответил:- Ну, сейчас что-то будет,но мы вас в обиду не дадим.
  Действительно этот инцидент на посту ГАИ при въезде в Кзыл-Орду имел неприятные последствия для нас
При заезде на АЗС нас с мигалкой и сиреной обогнал гаишный жигулёнок и
перекрыл нашей колонне подъезд к колонкам.  Из машины вышло пять милиционеров, двое с автоматами,а ещё с АЗС вышли,дежурившие там,лейтенант и сержант. Один из гаишников потребовал документы у всех водителей,а после этого он уточнил,кто на какой машине из нас ехал.  Наши с Валерием права и талоны он положил к себе в карман,другим водителям из документы возвратил. Мне и Валерию он велел явиться на другой день в областную ГАИ «для разбора полетов».
    Несмотря на то, что наши попутчики пытались договориться с гаишниками на своем языке, однако это не возымело действия. Все наши доводы и просьбы отпустить с миром гаишник категорически отклонил.  Наши нервы были на пределе.  Мне было так тошно,что даже до сих пор вспоминая те события, чувствую ту сердечную боль. Если бы остался при себе талон предупреждений,то, наверное,мы бы поехали дальше. Конечно,на следующем посту нас всё равно тормознули бы.
    Когда я стал заливать бензин в бак,то увидел,что мимо колонок  прошел какой-то мужик в чапане,с волосами до плеч,а из-под чапана у него сзади  выпирал какой-то предмет.
Я ещё  не успел закончить заправку,как ко мне подбегает Вася и кричит:- Вова! Там Валере плохо! Я схватил монтировку и молниеносно, впопыхах подумав на что-то плохое,подбежал к машине Валеры. Валерий,вытянувшись в кабине,храпел,а из его  рта выбивала кровавая пена,нога давила на педаль газа,двигатель ревел на полных оборотах.  Я  выключил зажигание,а потом мы вытащили Валеру из кабины и расстегнули ему  рубашку.  Каких-либо ран у него на теле не увидели и поняли, что это у него какой-то приступ.
Я раньше слыхал, что нужно сгибать мизинец,чтобы привести человека в сознание. Это действие не помогло. Кто-то из ребят,побежал на АЗС вызывать вызвать скорую помощь. Я тем временем достал из аптечки нашатырный спирт и стал подносить пузырёк к носу Валеры,но это тоже не подействовало.
Тогда ребята взяли его под руки и попытались его водить. Скорая помощь приехал через полчаса. Врач сразу определил у Валерия сердечный приступ и сделал несколько уколов. Поле этого Валера стал приходить в себя. Врач нам сказал,что за руль ему нельзя, так как это может очень плохо закончиться для больного.
Когда c АЗС вышел лейтенант,я подошел к нему и объяснил всю ситуацию. Тогда он поговорил с врачом и ушёл на АЗС. Ещё скорая не уехала,как с АЗС вернулась вся  команда милиционеров. Сержант отдал нам документы и предупредил,чтобы больше подобных нарушений в пути не допускали.
Ребята сказали милиционерам, что нам нужно заехать в город и купить продуктов на ужин,так как столовые уже закрылись.
Они  не возражали,но предупредили,чтобы мы поодиночке в город не ездили,так как опасно. А потом вообще решили сопроводить нашу машину туда и обратно. Вместе с милиционерами в город съездили Леня с Игорем. Когда они вернулись,гаишники предупредили нас,чтобы мы не оставались на ночёвку ни в городе,ни возле АЗС,так как это опасно.
     В итоге они показали себя настоящими работниками ГАИ,с пониманием проблем водителей,оказавшихся вдали от родных мест. Мы с ними расстались по-доброму. Правда,нам-то от этого легче не стало.  Так как Валера не мог сесть за руль,мы решили,что я перегоню машину Валерия вместе с ним,а за нами поедут Толя и Вася. Отъехав от города четырнадцать километров, заехали в пересохший приток Сыр-Дарьи,заросший по берегам саксаулом. Оставив в машинах Васю с Валерой,мы с Толей вернулись обратно в город за остальными.
     В общем,все собрались на месте ночлега только около десяти часов вечера. Для снятия стресса,на пятерых «раскатали пузырь водки»,закусили,чем Бог послал, и улеглись  поспать. От всего пережитого за этот напряженный день я долго не мог даже задремать. Первый раз в жизни достал из аптечки валидол и положил под язык. Вроде бы полегчало. Утром оставили Валерия,который всё ещё чувствовал себя неважно,с Васей,а сами съездили в город,покушали в столовой,взяли продуктов в дорогу,вернулись к ребятам и накормили их.  Валера,которому,слава Богу,стало вроде лучше,сказал,что сможет ехать сам,и мы тронулись в сторону города Аральска….

                Глава пятая

             В тот же день 4 ноября 1977года.

          Ремарка к рассказу Бландова от Жгутова А.

    "В то время, когда Владимир с товарищами проезжали в тех местах,которые в 1980 году опишет Чингиз Айтматов в своем романе «Буранный полустанок»,я тоже был в пути. В канун празднования юбилея Великого Октября,в целях обеспечения государственной безопасности,вся деятельность народнохозяйственного комплекса СССР находилась под неусыпным контролем органов КГБ.
    4 ноября 1977 года в лесной глуши Тотемского района на участке нефтепровода, сданного в эксплуатацию в 1976 году,произошла авария. Меня,как старшего следователя по особо важным делам КГБ, срочно командировали оперативно расследовать это ЧП. По осенней распутице и разбитым дорогам мы с оперативным работником на легковой машине Газ-69 добирались целый день и только поздно вечером 4 ноября прибыли в пос.Юбилейный. Там нам показали направление,где находится место аварии. Километра три мы,постоянно буксуя,преодолели часа за полтора,а потом водитель, не ориентируясь в незнакомой местности окончательно загнал машину в полную топь. Он и оперработник под проливным дождем ушли в ночь искать деревню и трактор,а я остался за сторожа.  Они вернулись на тракторе около часу ночи,вытащили автомашину,но дальше продолжать путь было бессмысленно, поэтому мы пошли пешком прямо по нитке нефтепровода. Часа через два,промокшие до нитки, с трудом добрались до места,где располагалась ремонтная бригада. Всё расследование заняло пятнадцать минут. Авария произошла из-за брака на трубе Харцизского трубного завода,без признаков диверсионной или чьей –либо причастности к вредительской деятельности.  Если бы в те годы имелась такая же телефонная связь как сейчас,наше начальство не послало бы нас в такую погоду «спасать мир» в глухой болотине. Но всё случилось так,как случилось.  Домой мы возвратились холодные и голодные,но рады были тому,что управились с этим безнадежным делом менее чем за двое суток. И уже 7 ноября 1977года я,в парадной форме,стоял в наряде у праздничной трибуны рядом с памятником В.И Ленину на вологодской улице Мира. Моя обязанность была «Бдить». Я с сослуживцами «бдил» больше пяти часов на ветродуе. Замерзли как «собаки». После демонстрации трудящимся с высокой трибуны своих упитанных  лиц,большое вологодское начальство возжелало сфотографироваться со своей бдительной охраной, а потом они,сказали нам своё дружное « Большое спасибо» и отпустили с миром.  Мы  их «спасибо» не медля отметили в кафе «Меркурий». Сразу стало теплее ногам.»


         
            Глава шестая.

        Кто знал бы про Тюратам и  Байконур?

        День четвертый. 5 ноября 1977 года.

   …Ехали  мы, ехали и, наконец,к вечеру доехали до Тюратама,который где-то рядом с Байконуром,но в то время таких указателей ни на дороге,ни на какой карте СССР не было. Мы сделали остановку на ночлег,кажется в городе  Новоказалинск,а поблизости находился городок даже  без названия. Вот здесь-то мы и переночевали….

    День пятый. 6 ноября 1977 года.

...   А аккурат в это самое время у нас продолжился пятый день нашей одиссеи по азиатским пескам и весям. После заправки машин  и скудного завтрака мы двинулись по дороге,которая через десять километров привела к КПП,где нас остановили  военнослужащие.Они попросили у нас покурить. Мы их угостили папиросами и   поговорили с ними.  Из беседы с солдатами мы поняли,что ехали по направлению к Гагаринскому стартовому комплексу на Байконуре. По подсказке солдат мы переехали переезд через железную дорогу,которая вела в сторону стартовой площадки. Шоссе  было покрыто красным асфальтом отличного качества,ровное как столешница. Наверное,стакан с водой,да хоть и с водкой,на капоте не расплескался бы.
    К  обеду наша колонна приехали в Аральск,сразу же завернули на заправку,а там такая очередь,что конца края ей не видно. На АЗС присутствовал сам начальник милиции в форме подполковника и контролировал полную заправку бензобаков.
Мы тогда ещё даже не могли предполагать,что нас ждет впереди. До АЗС в Иргизе надо было проехать 265 км. Когда мы заехали в Аральск,то увидели,что от моря остались только небольшие озерки,да проржавевшие до дыр катера и баржи,лежащие  на берегу.  Пообедали в столовой и ближе к вечеру продолжили свой путь.  Примерно через 30 километров асфальт кончился. Дальше езда продолжилась на второй и иногда на третьей передаче. Километров через двадцать начали встречаться стоящие в степи машины. Водители просили продать ведро бензина за 15-20 руб.,а бензин в то время стоил 7 копеек за литр.  Тут мы поняли свою ошибку,что не догадались на АЗС залить бензин в резервный бак.  Однако,хорошая мысля,приходит опосля. Она нас,к сожалению,посетила,когда «жареный петух уже клюнул аж до печёнок».
     Через 170 км первым заглох мотор у Васи,он ехал последним. Залили ему два ведра. Через 5 км.обсох Игорь,ещё через 5 км. остановился Валера. Больше в баки заливать было нечего и не откуда,поэтому решили ночевать…


                Глава седьмая и восьмая

        «7 ноября 1977 года-Красный день календаря».

    День шестой- наш путь  далек лежит.
 
       Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.
                «Страна праздновала 60-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Во всех городах огромного Советского Союза с высоких   трибун местное начальство радовалось тому,как им хорошо живется в эпоху «развитого социализма».
      А  в столице нашей Родины Москве «Могучая кучка кремлёвских аксакалов»,  с высоты Мавзолея вождя Великой Октябрьской Социалистической революции  В.И Ленина, наблюдала парадные марши  воинов страны Советов. Как заклинание из всех рупоров с Красной площади на весь СССР проповедовались на века руководящая и направляющая роль КПСС  и «развитой социализм с человеческим лицом».
 А  мимо (Больших)  Членов Политбюро ЦК КПСС  нескончаемой рекой протекали  народные волны   демонстрантов, махавших   хоругвями с  их ликами, и  принюхиваясь к прорастающим во всем теле социализма метастазам загнивающего капитализма»


   … А это самое время, утром мы слили остатки бензина из всех машин. В мою машину залили полтора ведра, остальной бензин отдали Лёне.С Лёней ещё поехал Игорь. Меня гнал холод, нужно было купить хоть какую-то телогрейку,так как по дороге купить её нигде не смогли. До Иргиза было  километров восемьдесят пять. Всю еду и воду,которая у нас имелась,мы оставили ребятам,а сами двинулись в путь.
Когда отъехали от ребят километров на двенадцать меня вдруг обогнал
Леня и попросил остановиться. Я вышел из машины и увидел,что у моей машины зад кузова сместился в сторону,срезало с заклепок правый кронштейн крепления кузова. Так выявился заводской брак. Леня своей машиной подвинул мой кузов на место,но стал вопрос,как его закрепить? Решили,что они поедут на одной машине,а я останусь и что-нибудь придумаю. Где-то часа за два я нашел под откосом дороги несколько кусков проволоки и закрепил кузов,но ехать дальше я не мог,так как отдал ребятам четыре ведра бензина из своего бака. Впереди меня,примерно в 300 метрах,тоже стояли машины.
Я к ним подъехал и увидел, что стоят такие же новые газики без бензина. Из их колонны тоже две машины уехали в Иргиз добывать горячее.
Познакомились,оказалось,что это казахи. Едут в город  Шевченко,что на берегу Каспийского моря.
 Тут,как назло,поднялся ураганный ветер такой силы,что  раскачивало машины,по всей по степи катились перекати – поле,летел какой-то мусор. Укрыться можно было только в кабине.  Я позвал двоих казахов в свою кабину. У меня оставалось ещё
немного бензина и  иногда запускал двигатель,чтобы хоть чуток согреться.
Я рассчитывал на то,что троим все-таки теплее сидеть в кабине. Спасибо этим ребятам. Без них мне бы было совсем плохо.
Я им  рассказал о своем бедственном положении.  Мы ждали,что ребята вернуться к
вечеру,но наступила ночь и никто к нам так и не приехал.  Среди ночи заметил на горизонте свет  фар.  К нам эта машина подъехала часа через 3,но это оказалась не наша машина.
Так мы  трое всю ночь до утра и продремали друг у друга на плече…



Глава восьмая.
 Мои горки – пригорки  по Памирскому тракту.

     Ремарка к рассказу Бландова от Жгутова А.
         
  "Этот «бросок» через среднеазиатские пустыни и буранные степи Бландов с друзьями «по несчастью» совершали по направлениям дороги М-32. На мою долю,«по самое горлышко» выпало «счастье» проверить себя на «вшивость» скитальцем по самой высокогорной трассе СССР,Памирскому тракту,дороге М-41. Правда,я был лишь пассажиром газика-козла,но мне ничто не мешало в полной мере разделить «все прелести" зимнего пути  от города Ош через горные перевалы  Талдык, Сары-Таш, Кызал-Арт,все высотой от 3 до 4,5 тысяч метров над уровнем моря, а Ак-Байтал, вообще, самый высокий среди всех перевалов на дорогах СССР - 4635 метров. Без остановки машины на перевале,из-за разреженности воздуха и острой нехватки кислорода,проехать было невозможно. Среди водителей Памирского автотреста и по сей день бытует присказка: - "От города Оша до города Хорога,ой х…вая дорога, а от города Хорога до Оша вся дорога хороша.»
   А ещё на камнях у некоторых  крайне обрывистых и коварных поворотов на бесконечных серпантинах встречались и такие предупреждения,как:- «Осторожно ,брат!!! Здесь Вася Лыков уехал прямо…»(в пропасть) Это действительно настораживало шоферов...минут на пять,а потом опять неприступные скалы, камнепады, лавины с ледяным дождем или снегом. Так и ехали по трое-четверо суток в холоде,с короткими ночёвками на постоялых дворах,сооруженных для путников в самом конце 19 или в первые годы 2о-го века. В этих хибарках-юртах,к утру замерзала вода в чайнике. Состояние водителя и пассажира в высокогорной местности иногда становилось подобным  анабиозу…. Постоянно наблюдали друг за другом: подталкивали друг друга в бок,или громко рассказывали анекдоты или дорожные байки-байбайки".
     А о том, что русский солдат способен во все времена  одолеть самые высокие горы, выдержать любые  испытания  и тяготы службы, говорит такой удивительный факт.
     В историческом музее города Хорога стоит потёртое временем пианино "Беккер" 1875 года выпуска .
    На "крыше мира" этом тяжеленный музыкальный инструмент зазвучал в конце XIX века, когда русские казаки встали  на  охрану подступов на памирских рубежах Российской империи.  Это пианино в Хорогскую крепость притащили из Оша через все перевалы  более 20  носильщиков. По относительно ровным тропам его везли  на повозках,  в которые впрягались яки- кутасы. А по горным кручам инструмент приходилось нести  на руках.  Вот таким образом первое европейское пианино  "Беккер" оказался  на Памире.
    Я это пианино не только видел, но и лично попытался извлечь из него звуки «Не слышны в саду даже шорохи…» Получилась,однако.

                Глава девятая

     «Через пустыни и в буран пробьётся к дому караван»

              День седьмой. 8 ноября 1977 года.

  ...На улице начало замерзать. В радиаторах залита вода. Это сейчас в радиаторах незамерзающий тосол или антифриз. Если воду сольешь, где потом среди степи её достанешь? Так к нам подступил ещё один край другой беды. Я перегнал свою машину так,чтобы хоть немного закрыть от ветра машины казахов, так как они на могли их обогревать из-за отсутствия бензина. Казахи поняли,что у меня нет еды и дали мне кусочек хлеба и полстакана воды. Это была вся моя еда за последние два дня.
 Где-то около полудня у меня тоже закончился бензин. Очень тяжелые думы стали одолевать меня.
    Думаю, если ребята скоро не приедут,то хана моему радиатору,а вместе с ним и мне. Ребята приехали в начале второго часа дня,дали мне четыре ведра бензина,но на ветру часть бензина в бак не попала.  Дали мне пачку печенья и банку консервов(кильки) и велели поторапливаться,чтобы успел заправиться. В это время и к казахам подошли их машины. Казахи купили у кого-то две бочки бензина.
    Я  распрощался казахами и поехал своим путем.  85 километров пути я ехал больше 3 часов. Когда до поселка оставалось 400 -500 метров,у меня снова закончился бензин. У водителя встречной машины спросил как далеко заправка? Он сказал,что где-то около километра. Я прибежал на АЗС,спрашиваю у оператора,а он мне, короткий, как выстрел,ответ: Бензина нет.  Оказывается  бензин в Иргиз привозили один раз в сутки  на бензовозе с железнодорожной станции Челкар за 145 км.  Не задерживаясь на заправке, я побежал к своей машине прямо по полю. В это время началась такая песчаная буря,сильнее чем наша метель. Барханы на моем пути появлялись моментально. Заскочил в машину и почувствовал,что она шатается от ветра. Начало быстро холодать. У меня оставалась надежда только на то,что скоро вернутся ребята с бензином.

   Но первыми подъехали не наши парни,а казахи,с которыми я коротал ночь в степи.  Я им объяснил свою бедственную ситуацию. Они мне предложил взять ведро бензина. Я отвернул пробку внизу бензобака на машине казаха и начал заливать бензин в ведро. На ветру бензин раздувало и в мой бензобак попало,наверное, не больше пяти литров. Пока я наполнял бензином ведро,на ветру мои пальцы так окоченели,что я сам не смог завернуть пробку бака. Спасибо казаху,который сам  завернул пробку у бензобака.
Попрощавшись со мной,казахи поехали на заправку,хотя я предупредил их,что там бензина нет.
Я же, по договоренности с ребятами, поехал искать гостиницу.
 Когда нашел гостиницу,на улице уже смеркалось. Свет в гостинице отсутствовал из-за аварии на электролинии.
  Администратор меня обрадовал, сказав,что свободных мест много,так как все постояльцы разъехались в связи с празднованием юбилея Октября.
Из-за длительного отсутствия моих спутников,я начал напрягаться,думая,не приключилось ли опять с ними что-нибудь. Приехали они только часа через два.
 Свои машины мы поставили на неохраняемую стоянку возле гостиницы. В целях предотвращения попыток проникновения воров во внутрь машин,мы их поставили так, чтобы дверные замки почти касались  друг к другу Кроме того,мы сняли стекла задних фонарей и лампочки,щетки и держатели стеклоочистителей.
Кто не снял,тот утром пожалел об этом.
     Между собой договорились,что будем охранять машины по два часа,наблюдая через окно в коридоре гостиницы.
      Вскоре в гостинице дали свет. Мы поселились в двух номерах; в четырех и двухместном. Мне с Анатолием достался двухместный номер.
При гостинице работал ресторан. Туда мы и пошли устраивать запоздалый праздничный ужин.
Заказали по 200 граммов водки,закуску и вторые блюда.  С голодухи нам всё  показалось очень вкусным.
После ужина все пошли спать,а я до  полуночи остался дежурить. Потом меня сменил Толя,а кто должен был дежурить следующим, я не знаю,но кто-то своё дежурство подарил «царству Морфея» и благополучно проспал. Вот у тех,кто не снял со своих машин держатели стеклоочистителей,их открутили или выломали,украли лампочки и стекла с подфарников и задних фонарей.
 Утром о хищении мы сообщали в милицию дважды,но никто по нашим заявлениям так и не приехал...

 День восьмой. 9 ноября 1977 года.


   …. Две машины уехали на заправку занимать очередь,а я пошёл по магазинам в поисках куртки или фуфайки. В одном из магазинов мне удалось купить неказистую фуфаечку,но и ей я был радешенек,так как на улице стоял мороз около 10 градусов.
    Примерно в 13 часов одна из наших машин привезла бензин. Мы заправились, залили воду в радиаторы и поехали дозаправляться. Заправили полностью свои машины только к 17 часам. Возвратившись в гостиницу,пошли в ресторан,где пообедали и поужинали одновременно. Около 19 часов забрали свои вещи из номера и тронулись дальше на Карабутак. Дорогу по степи нам показали местные жители и предупредили,чтобы мы не проскочили отворотку вправо на гравийной дороге.
Я ехал третьим,впереди ехали Толя и Леня. Смотрю,они проскочили насыпь и погнали дальше. Я им мигаю фарами,но они,не видя моих сигналов,продолжили удаляться от меня. Я и все,кто был за мной,остановились. Минут через пятнадцать наши «спринтеры»,поняв оплошность,вернулись.
Так как дорога была очень плохая,от тряски в кабине все устали и на полпути  до Карабутака решили заночевать….




                Глава десятая

     «День за днем конца дороге не видать»

     10 ноября 1977 года  День Советской милиции.

Ремарка к рассказу Бландова от   Жгутова А.
    "На этом тяжелом пути  к дому водителей- перегонщиков  автокаравана  далеко не всегда встречали доброжелательные представители советской милиции, готовые прийти на помощь странникам дорог.
К  сожалению, иногда встречались «экземпляры»,которые из-за угла постов ГАИ   выскакивали алчные вымогатели с жезлом власти, как тать из леса.
 
    День восьмой, за ним, следующие чередой трудные дни испытаний на прочность  машин и стойкость водителей, и сменяющие их, бессонные ночи".


   …На рассвете снова двинулись в путь. За стеклом начали замелькать редкие снежинки. Проехали километров сорок и впереди заметили белую полосу. Когда подъехали ближе,то увидели,что дорогу впереди,справа и слева от неё засыпало снегом,а за нами оставалась голая земля.Чем ближе подъезжали к Калабутаку,тем холоднее становилось в степи.
В поселке заправились только с переплатой. Потом позавтракали в местной  столовой и снова тронулись в путь-дорогу на Хромтау. Во время пути складывалось ощущение,что дорога постоянно идёт в гору и чем дальше,тем больше снега. К тому же начиналась метель.


 В Хромтау на дороге уже появились заносы,на заправке забуксовали,но с помощью друг друга всё-таки выкарабкались из сугробов.
В Хромтау меня попросила  женщина с ребенком довести их до Актюбинска. Во время пути она сказала мне,что в этих местах бураны бушуют три раза в неделю.
Через некоторое время мы догнали колонну машин. По бокам от дороги сугробы были выше машин,впереди колонны шёл трактор К-700,который расчищал дорогу. Навстречу нам попался другой такой же трактор. Теперь казалось,что дорога шла как бы под гору. Так мы проехали километров 70. Постепенно буран начал стихать. Чем ближе  подъезжали к городу,тем становилось теплее,а на въезде в город вообще началась оттепель.
    Это от Аральска до Актюбинска 612 км пути,а ехали четверо с половиной суток.
    И так далее,день за днем, время двигалось вместе с нами со скоростью наших машин.
     В Актюбинске пришлось задержаться на сутки. Наши ребята ещё из Новоказалинска телеграммой в трест попросили выслать им денег на почту в Актюбинске. Деньги смогли получить только на следующий день после обеда.
В свободное время покатались по городу. Очень понравился центр Актюбинска с красивыми архитектурными зданиями и широкими улицами. В городе стояла настоящая весна.
 Когда мы проехали 200 километров,начался сильный туман,поэтому решили заночевать на заправке в поселке Джамбейты,
     Утром к нам в компанию напросился шофер из Новгорода на такой же машине, который  по какой-то причине отстал от своей колонны.
По  внешнему виду он был какой-то зачуханный,не умытый,на машине крыло помято, подфарники разбиты. Все поняли,что он какой-то непутевый и поэтому сказали ему чтобы вперед не лез,а ехал в конце колонны.
   Где-то к обеду мы приехали в город Уральск,заправились,пообедали и  двинулись в сторону  Бузулука,а потом в направлении на Куйбышев.
Через 35 километров нам подсказали,что на границе с Оренбургской областью дорога совершенно не проезжая,и рекомендовали  вернуться обратно в г.Уральск и ехать прямо на Куйбышев. При этом нас предупредили, что и на этой дороге есть участок в 23 километра очень плохой,но всё же хоть с какими-то шансами проскочить.
На обратном пути в г.Уральск я поехал первым,за мной Леня и остальные ребята. На въезде в город я спросил у одного молодого человека,как нам выехать на Куйбышевскую дорогу. Он согласился лично показать нам дорогу,так как сам направлялся в тот район города.
Не доезжая до поворота на эту дорогу, парень вышел из машины.  Толя с ребятами надумали сходить в магазин,а мы с Леней решили доехать до поста ГАИ и там их дождаться.
Только мы повернули на нашу дорогу,как меня остановил сержант ГАИ  и попросил  подбросить его до поста.  Доехали до поста и вместе с сержантом зашли в служебное помещение. При разговоре с ними он сказал,что скоро через пост должна пройти колонна машин в Куйбышевскую область,которые приезжали область за
скотом. На плохом участке дороги их будет встречать трактор К-700.  Он посоветовал пристроиться к этой колонне и воспользоваться услугами тракториста, чтобы не застрять надолго на этом гнилом месте.

   Пока мы ожидали наших ребят на посту ГАИ,по радиосвязи сержанту приказали задержать колонну новых машин,следующих на Москву. Сержант спросил у нас,не наши ли это машины,но мы ему на этот вопрос естественно ответить не могли,так как не знали,чьи машины он должен задержать.
Минут через 15 к посту подъехали наши машины. Сержант остановил их. Когда мы стали выяснять,что же произошло, оказалось, что на одном из перекрестков в зад кузова машины новгородского водителя въехал казах на новеньком уазике-«буханке». На требование наших водителей казаху вызвать работников ГАИ,казах не отреагировал и уехал с места ДТП.  Тогда наши  ребята велели новгородскому шоферу дожидаться ГАИ, но и он их не послушал,а увязался за нашими машинами. Пока мы выясняли обстоятельства этого случая, приехали гаишники, составили
протокол,забрали права у новгородского и уехали.
    Уже смеркалось,когда мимо поста пошла колонна со скотом. Мы постарались вклиниться в колонну через одну-две машины.  Асфальтированная дорога скоро закончился и началась сплошная глубокая  колея,из которой выехать невозможно,и  даже рулить не нужно. Куйбышевских машин было около 50. Буксировали машины в основном в 2-х местах. Чтобы выбраться,надо было снять трос с навески трактора, а после буксировки повесить его на место. Грязь на дороге была такая,что через 2 шага сапоги с ног съезжали от тяжести налипшей глины. Продвигались мы на этом участке крайне медленно,дольше стояли. Около 2 часов ночи,сквозь дрему  услышал,что слева от моей машины натужно ревет мотор. Я насторожился и увидел, что машину новгородского водителя,при его попытке объехать колонну,начало разворачивать поперек дороги,как раз напротив моей кабины. Ну,думаю,сейчас он   начнёт назад сдаваться и разнесёт меня вместе с машиной. Только я успел завести мотор и дернуться вперед на один метр,как он ударил кузовом своей машины в левый борт моей и помял его.
   Я выскочил из машины,«выписал» ему затрещину. Он отбежал в сторону и, испугавшись, заорал, что не хотел стукнуть мою автомашину. Тогда я предупредил, что как только выберемся утром на дорогу,то я поменяю борт с  моей машины на его.
   В этот день мне повезло. Я оказался одним из не многих водителей,кому удалось проехать этот участок без помощи трактора.  Только около четырех часов утра мы выскоблились на асфальтированную дорогу,и увидели,что с нами нет машин Толи и Игоря. Решили подождать их и покемарить на этом месте.
 Когда мы проснулись, то увидели,что новгородский водитель, попросту говоря, «слинял» от меня, понимая,что ему придется отдать борт со своей машины и  переставить на мою автомашину.
Так как наши ребята ещё не выбрались на дорогу,я по своей инициативе поехал их искать. Со мной поехал Валера.
Машины Толи и Игоря мы нашли в десяти километрах от выезда на хорошую дорогу.  Оба забуксовали на расстоянии двух километров друг от друга.  В ожидании трактора,выбившись из сил,уснули в кабинах машин.
 Мы помогли им выбраться из этого гнилого места. Выехали на асфальт,перекурили и поехали до поселка Большая
Черниговка. Там поели,заправились и двинулись вперёд на Куйбышев. В начале третьего часа дня мы въехали в город. Он расположен вдоль Волги больше чем на 60 км. Город большой,красивый,но нам было не до разглядывания
достопримечательностей. За 10 дней наших мытарств в пути,мы проехали больше 3000 км, толком не мытые,обросшие бородами. Хотя и умывались каждый день,но тело наше просилось в баню.
В Куйбышеве сходили в столовую. После обеда между Толей и Лёней произошел  спор из-за дальнейшего маршрута нашего движения. В результате решили,что Толя,Валера и я поедем через Москву, а остальные через Ульяновск. Здесь мы и расстались.


          
                Глава одиннадцатая.

               «Живучее племя крохоборов».


   На выезде из города мою группу остановил гаишник, проверил документы и послал на пост,чтобы нас отправили на погрузку попутного груза,а это была суббота и 5-й час дня. Пришлось нам раскошелиться и «сунуть в лапу» 5 рублей гаишнику. Такая такса поборов на дороге в те времена  царила у "блюстителей большой дороги".
 
 Облегчив свой кошелек,мы поехали дальше до Тольятти. Дорога до города была  современная,протянулась мимо Жигулевских гор,но и здесь нам было не до жигулевских красот. Уже смеркалось и, чтобы скорее добраться до дома,хотелось преодолеть оставшийся путь как можно быстрее. В Тольятти дозаправились,  переехали по плотине через Волгу.      
    Уже на въезде в Жигулевск начинался сильный туман. Когда пересекли город и,отъехав ещё  километров десять,дальше двигаться стало совсем невозможно,поэтому вынуждено остановились на ночёвку в «кармане» у дороги.
   Я  проснулся в четыре часа утра. Туман к этому времени уже рассеялся. Разбудил ребят и мы поехали дальше.
Около обеда приехали в Пензу,пообедали и поехали дальше,но на выезде из города на посту ГАИ нас остановил  внештатный сотрудник ГАИ. Он забирал наши документы и стал отправлять нас в Центр по погрузке попутного груза.   Наши объяснения о невозможности грузиться из-за плохого состояния кузовов машин он упорно игнорировал,вымогая взятку. Так как у нас почти не осталось денег,нам пришлось ехать в этот Центр по загрузке. Там нам сказали,что груза нет. Я прямо оттуда позвонил в милицию и объяснил ситуацию,но нас опять грубо отфутболили,сказав, мол,грузитесь и все дела.
Измывательство внештатного на посту продолжалось до четырех часов дня,пока не
приехал майор ГАИ. Когда мы ему объяснили ситуацию,он обматерил этого «гуся» и велел немедленно вернуть нам документы. Потеряв  ещё четыре часа,мы наконец-то  двинулись в сторону Рязани.
 На каком-то участке дороги через Мордовию мы наблюдали мордовскую свадьбу с
ряжеными,которые ночью плясали у дороги. Об этом народном праздничном обряде мне рассказал попутчик. Где мы ночевали эту ночь,я уже не помню. Утром завтракали в каком–то поселке. Там,мы первый раз за всю дорогу от Фрунзе,поели с черным хлебом. Везде,где только удавалось пообедать,нам продавали лепешки или хлеб из белой муки.  Часов в десять утра въехали в г.Рязань. На первом же
посту нас остановили и опять стали отправлять на погрузку. Здесь работники ГАИ осмотрев машины,всё-таки вняли нашим объяснениям и отпустили нас,но на выезде из города повторилась та же нервотрепка на посту ГАИ.
 С такими мытарствами мы наконец-то доехали до Бронницы. Там в магазине я купил электробритву бритву Бердск. Моей походной бритвой «Харьков»,наверное, по утрам брился тот ворюга, который "увел" её вместе с моим чемоданом. Мы побрились сразу же в магазине.
    К МКАДу подъехали  около семи часов вечера. Проехав по кольцевой дороге до Ярославское шоссе, мы почувствовали себя почти дома. В Мытищах
на посту ГАИ  меня затормозили. В зеркало заднего вида увидел,что тормозят и Валеру. У него горели фары ближнего света. Машину Толи не остановили. А на подъезде к ГАИ освещение было не очень хорошее, не все уличные фонари горели, и поэтому надо было постоянно переключать,то фары,то подфарники,а здесь почему-то не успели переключиться.   Один из офицеров милиции отобрал наши права,открыл их,повертел-повертел со всех сторон,а рубля-то в правах не увидел. В Москве  тогда бытовало негласное правило подавать права с вложенным рублем,а иначе гаишник найдет повод докопаться и наказать. Вот и нас начали допрашивать,с каким светом нужно ехать по освещенным улицам городов и поселков. Я ответил ему. А он мне в ответ и говорит: - «Вот я тебе сейчас просечку в талоне
сделаю, сразу светло будет».
Я ему ответил, что если виноват, то,пожалуйста,прокалывай. Он тогда спрашивает у
старшего лейтенанта,что делать с ними,а тот поинтересовался,откуда мы перегоняем машины.  Я ему ответил,что едем из Фрунзе. Тогда он переспросил ещё раз,откуда, и уточнил,а где находится этот город.
Когда узнали, что мы отмотали по всем полному азиатскому океану степей пустынных и российскому бездорожью больше 4000 километров,они вернули нам права и документы, а ещё попросили подвести их напарника до Красноармейска.



                Глава двенадцатая.
                «Дорогу к дому осилит идущий»

   После того, как мы высадили попутчика-милиционера и  отъехали ещё километров десять, остановились на стоянке и устроили прощальный ужин.
     Ещё в магазине в Бронницах  мы прикупили две бутылки водки и еды на ужин. Наступала последняя ночь наших совместных скитаний по бескрайним степям и пустыням огромной многострадальной Родины.
Вспомнили все трудности пути и курьезные случаи,пожелали успехов друг другу на жизненном пути и устроились на ночлег.
 Утром в 8 часов поднялись,сели вместе завтракать. Толя из-за спинки сиденья достал бутылку красного вина и  предложил  опохмелиться, а двинуться  к дому после обеда.
 Я наотрез оказался,а они с Валерой начали разливать вино. Вот тут я с ними и распрощался,пожелал им удачи и поехал  ближе к дому.
 С Толей я встретился только один раз спустя  два года, а Валеру больше никогда не встречал.
 Недалеко от Переславль-Залеского в какой-то деревне посадил бабушку и довез её
до города. Помог её вылезти из кабины,а она подает  мне 20 копеек. Я естественно
отказался,а она потом долго крестилась мне во след. В городе Петровске я пообедал на последний рубль.
На выезде из города ко мне до Ярославля попросился мужчина,который стал мне экскурсоводом. Он рассказал,что в березовой роще на выезде из Петровска снимался фильм «Свинарка и пастух»,про историю Ростовского кремля,показал,где усадьба Некрасова Н.А. в Карабихе.
 В Ярославле я его высадил.  Он подал мне два рубля, но я отказался, тогда он положил их на сиденье.
    Через Ярославль ехал впервые и проехал его за 15 минут,хотя мне многие говорили,что часто блудятся на ярославских улицах пока выедут из города
Этот маршрут я запомнил и потом  много раз  ездил этим маршрутом.
Дорога от Ярославля до Вологды была не такая хорошая как сейчас, поэтому в Грязовец я приехал  уже в потемках. Зашел в универмаг на улице Ленина,купил своим детишкам конфет и по игрушке,(естественно по машинке каждому) и быстрее помчался  к родному дому по старой дороге через поселок Огарково.
Домой я приехал в шесть часов вечера, по пути заехал в садик за младшим сыном, но жена успела только-только до меня его забрать. Подъезжаю к дому и увидел их входящими в подъезд. Радость и трогательность нашей встречи  не выразить словами. Долго жена и детишки висели  на моей шее. Это было 16 ноября 1977года.
 
P.S.

   Через неделю я поехал в Вологду по работе и встретил Леню. Они приехали в Вологду на сутки позднее. Где-то задержались, а что случилось в пути,он не сказал. Толя с Валерой приехали в Вологду на другой день утром,17 ноября.
   После этой поездки мне ночами не спалось.
   Моя  начальница Пахомова Ольга Сергеевна,уроженка д. Починок, Шекснинского района. В 2016 году  ей исполнилось 75 лет. Я к ней иногда заезжаю повидаться.
    Машину,которую я перегонял,передал молодому шоферу Анатолию Кольцову. Его уже около 20лет как нет в живых. На этой машине он отработал года три,а потом пересел на МАЗ-503- самосвал,а на этом  газике стал работать другой водитель.
Когда я передал машину Кольцову,он с братом пригласили меня к себе домой и хорошо угостили за все мои переживания в дороге. Однако,одно дело всё это пережить самому,а совершенно другое слушать об этом рассказ.
    Газ-53 отработал свой срок и был списан через 7 лет. Вот такая судьба была у этого самосвала,и сегодняшняя моя.
    Мы с тобой живы,Саша,и  замечательно,что ещё сидим за дружеским  столом, рядом с близкими нам людьми,которые помогали нам выжить в подобных ситуациях тем,что были рядом с нашими детьми и ждали нас и днем,и ночью,а мы об этом тоже знали. Это нас грело в дороге вдали от дома.

    Ремарка на рассказ Владимира Бландова от собеседника Александра Жгутова.
     Слова из песни Зацепина  «Я буду ждать тебя»
«…Я смотрю с тоской на бархан
Снова твой ушел караван
Злой самум засыпал следы
Но всегда и везде помни ты
Припев:
Я буду ждать тебя
Возле пальм у трех дорог.
Знаю я, вернешься ты,
Как бы ни был путь далек.
Не стану верить я
Ни в судьбу, ни в грозный рок.
Все равно дождусь тебя
Возле пальм у трех дорог…»


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Интересный, захватывающий рассказ о наших водителях. Как раз в то время мы с мужем работали в тех местах в геологической партии между Актюбинском и Аральским морем. Тогда мы были молодые. Он был водителем-взрывником, а я помощник оператора. Хорошо помню тот климат и все трудности, с которыми пришлось столкнуться водителям-перегонщикам. Я только одного не понимаю, зачем так рисковать людьми и бить машины, когда можно было отправить их по железной дороге в сопровождении тех же водителей. Остаётся только глубоко вздохнуть, потому что ответа на этот вопрос никто не дождётся. Спасибо, Александр! С уважением, Надежда.

Надежда Комарова 3   23.11.2016 12:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте уважаемая Надежда. Я помню ваши рассказы из вашего детства. Спасибо Вам за понимание ситуации, в которой оказались наши водители. А у нас всегда так было и есть. Надо вчера. Так и в тот год. Часть машин на платформах вывезли, а другую часть, не жить не быть, заставили как на парад доставить. Вот и пропадают не за понюх табаку наши мужики, оказавшись в чужой стороне и без всего необходимого. С уважением Александр.

Александр Жгутов   23.11.2016 14:37   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Я не писала рассказов из своего детства. Если Вы имеете ввиду повесть "Зиночка" - это персонаж вымышленный. Да, я тоже воспитанница детского дома, но Зиночка это не я. С теплом, Надежда.

Надежда Комарова 3   24.11.2016 10:06   Заявить о нарушении
Я знаю, Надя. Когда читал я понял. Но от этого ваш рассказ не заретушировал Вашу жизнь. А я пишу, не скрывая имен, так как много рассказов о моих близких знакомых,одноклассниках,друзьях,родных. Они читают и вспоминают своё, сравнивая с моей писаниной. Районная газета постоянно печатает мои рассказы. С уважением Александр. Во и последний мой рассказ о том, как мы в комсомол вступали с Бландовым тоже документальный.Вчера выставил.

Александр Жгутов   24.11.2016 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.