Елизавета Александровна фон Клингер Алексеева

Родственники Собакина МГ

Елизавета Александровна фон Клингер MP (1769 - 1847)родственнца СобакинаМ Г

Михаил Григорьевич's second cousin twice removed Viktorija Ru;kulien; Дочь Григория Григорьевича кн. Орлова и Catherina II "the Great" Empress of All Russia
Жена Фридриха Максимилиана (Федора Иванович) Клингера
Мать Alexander Feodorovitch von Klinger
Сестра Натальи Александровны Буксгевден и Алексея Григорьевича Бобринский, графа
Полукровная сестра Анны Петровны Romanov Grand Duchess of Russia; Елизаветы Григорьевны Калагеорги; Paul I, Emperor of All the Russias; А;нны Пе;тровны Romanow-Holstein-Gottorp, Великой княжны и ещё 1






Екатерина Александровна Свиньина (1763 - 1807)
Михаил Григорьевич's second cousin twice removed Петр Анатольевич Трефилов Дочь Григория Григорьевича кн. Орлова
Жена Павла Петровича Свиньина
Мать Петра Павловича Свиньина
Полукровная сестра Натальи Александровны Буксгевден; Алексея Григорьевича Бобринский, графа и Елизаветы Александровны фон Клингер


   




Наталья Александровна Буксгевден (1761 - 1808)

Михаил Григорьевич's second cousin twice removed Henn Sarv Дочь Григория Григорьевича кн. Орлова и Catherina II "the Great" Empress of All Russia
Жена Friedrich Wilhelm (Fedor Fedorowitsch) Graf Buxhoeveden
Мать Grigori Graf Buxhoeveden; Sophie (Sofja Fedorovna) Nelidowa; Maria von Maydell; Natalie von Buxhoeveden и ещё 4
Сестра Алексея Григорьевича Бобринский, графа и Елизаветы Александровны фон Клингер
Полукровная сестра Анны Петровны Romanov Grand Duchess of Russia; Елизаветы Григорьевны Калагеорги; Paul I, Emperor of All the Russias; А;нны Пе;тровны Romanow-Holstein-Gottorp, Великой княжны и ещё 1


   



Алексей Григорьевич Бобринский, граф (1762 - 1813)

Михаил Григорьевич's second cousin twice removed Karin Elisabeth L;hteenm;ki Биологический сын Григория Григорьевича кн. Орлова и Catherina II "the Great" Empress of All Russia
Приёмный сын Василия Григорьевича Шкурина и Анны Григорьевны Шкурины
Муж {$w0} / Johanna v. Ungern-Sternberg
Отец Алексея Алексеевича графа Бобринского; Марии Алексеевны гр. Бобринской; Алексея Алексеевича гр. Бобринского; Павла Алексеевича гр. Бобринского и ещё 1
Брат Натальи Александровны Буксгевден; Елизаветы Александровны фон Клингер; Натальи Григорьевны Шкурины; Алексея Григорьевича Шкурина и ещё 2
Полукровный брат Анны Петровны Romanov Grand Duchess of Russia; Елизаветы Григорьевны Калагеорги; Paul I, Emperor of All the Russias; А;нны Пе;тровны Romanow-Holstein-Gottorp, Великой княжны и ещё 1






Елизавета Александровна фон Клингер MP (1769 - 1847)

Михаил Григорьевич's second cousin twice removed Viktorija Ru;kulien; Дочь Григория Григорьевича кн. Орлова и Catherina II "the Great" Empress of All Russia
Жена Фридриха Максимилиана (Федора Иванович) Клингера
Мать Alexander Feodorovitch von Klinger
Сестра Натальи Александровны Буксгевден и Алексея Григорьевича Бобринский, графа
Полукровная сестра Анны Петровны Romanov Grand Duchess of Russia; Елизаветы Григорьевны Калагеорги; Paul I, Emperor of All the Russias; А;нны Пе;тровны Romanow-Holstein-Gottorp, Великой княжны и ещё 1




Елизавета Александровна фон Клингер (Алексеева)

Пол: Женщина
Рождение: 1769
St. Petersburg, Saint Petersburg Federal City, Russian Federation
Смерть: 1847 (78)
Место погребения: Smolensky Cemetery, Saint Petersburg, Saint Petersburg Federal City, Russian Federation
Ближайшие родственники:

Дочь Григория Григорьевича кн. Орлова и Catherina II "the Great" Empress of All Russia
Жена Фридриха Максимилиана (Федора Иванович) Клингера
Мать Alexander Feodorovitch von Klinger
Сестра Натальи Александровны Буксгевден и Алексея Григорьевича Бобринский, графа
Полукровная сестра Анны Петровны Romanov Grand Duchess of Russia, Великой княжны; Елизаветы Григорьевны Калагеорги; Tsar Павла I Петро;вича Императора Pоссийского; Grand Douchess Elisabeth of Russia Alexandrova Alexeeva The Great и Екатерины Александровны Свиньины
Добавлена: 7 октября 2010 Enn Olavi Paadimeister
Менеджер: Viktorija Ru;kulien; и ещё 3
Куратор: Viktorija Ru;kulien;

 Екатерина II "Великая" Императрица (Romanov (Askanier)), Императрица MP
Английский (по умолчанию): Catharina II "The Great" Auguste Friederike Romanov (Askanier), Empress and Autocrat of All the Russias, Немецкий: Katharina II "die Gro;e" Auguste Friederike Romanov (Askanier), Kaiserin von Russland
Пол: Женщина
Рождение: 2 мая 1729
Stettin/Szczecin, Pommern, Preu;en, Deutschland(HRR)
Смерть: 17 ноября 1796 (67)
St. Petersburg, Russia (Stroke)
Место погребения: St.Peter and Paul Cathedral, St. Petersburg, Russia
Ближайшие родственники:

Дочь Christian August of Anhalt-Zerbst и Johanna Elisabeth av Schleswig-Holstein-Gottorp
Жена Императора Pоссийского Петра III
Партнёр Сергея Васильевича Салтыкова
Мать Анны Петровны Romanov Grand Duchess of Russia, Великой княжны; Натальи Александровны Буксгевден; Алексея Григорьевича Бобринский, графа; Елизаветы Александровны фон Клингер; Елизаветы Григорьевны Калагеорги и ещё 2
Сестра Wilhelm Christian Friedrich von Anhalt-Zerbst, Prinz; Friedrich August von Anhalt-Zerbst, F;rst; Auguste Christina Charlotte von Anhalt-Zerbst, Prinzessin и Elisabeth Ulrike von Anhalt-Zerbst, Prinzessin

 Григорий Григорьевич кн. Орлов
Английский (по умолчанию): Grigori Grigoryevich Orlow
Пол: Мужской
Рождение: 17 октября 1734
selo Lyutkino, Republic of Tatarstan, Russian Federation
Смерть: 24 апреля 1783 (48)
Moscow, gorod Moskva, Moscow, Russia
Ближайшие родственники:

Сын Григория Ивановича Орлова и Loukeria Ivanovna Орловой
Муж Екатерины Николаевны кн. Орловой
Отец Екатерины Александровны Свиньины; Натальи Александровны Буксгевден; Алексея Григорьевича Бобринский, графа и Елизаветы Александровны фон Клингер
Брат Ивана Григориевича графа Орлов, Count; Алексея Григорьевича графа Орлов-Чесменского; Федора Григорьевича гр. Орлова и Графа Владимира Григорьевича Орлова


Фридрих Максимилиан (Федор Иванович) Клингер
Английский (по умолчанию): Friedrich Maximilian (Fedor Ivanovich) von Klinger
Пол: Мужской
Рождение: 17 февраля 1752
Frankfurt, Darmstadt, Hesse, Germany
Смерть: 9 марта 1831 (79)
Tartu, Tartu linn, Tartu County, Estonia
Место погребения: Smolenskoe Lutheran Cemetery, Saint Petersburg, Saint Petersburg Federal City, Russian Federation
Ближайшие родственники:

Сын Johann Клингера и Cornelia margareth Dorothea Клингер
Муж Елизаветы Александровны фон Клингер
Отец Alexander Feodorovitch von Klinger
Добавлен: 20 июля 2015 Ekaterina Valerievna Pronina
Менеджер: Mrs. GA T, Jr., Andrzej W;adys;aw Bieganowski и Ekaterina Valerievna Pronina
3 Совпадения
0 0 3
Исследовать этого человека

    фон КЛИНГЕР Фридрих Максимилиан (1752-1831)
von KLINGER Friedrich Maximilian (1752-1831)

Ф.М. Клингер Известный немецкий писатель, поэт и драматург Фридрих Максимилиан Клингер родился 17 февраля 1752 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) в бедной крестьянской семье. После смерти в 1760 году его отца, бывшего канонира местной крепости, денег в семье стало катастрофически не хватать. Мать Фридриха была вынуждена зарабатывать на жизнь стиркой в казармах и мелочной торговлей, соглашаться на любую чёрную работу, чтобы прокормить семью из четырёх человек и дать образование Фридриху, у которого уже в детстве обнаружились необычные интеллектуальные способности. До 1770 года жизнь Ф.Клингера была полна лишений и тревог. Окончив гимназию, он начал копить деньги на поступление в университет, но увлёкся сочинительством и сблизился с молодым Иоганном Вольфгангом Гёте, будущим великим немецким поэтом и мыслителем, успевшим к тому времени прославить своё имя первыми лирическими стихотворениями. Только благодаря материальной помощи Гёте, который был старше на три года, Ф.Клингер смог посещать Гиссенский университет, изучать юриспруденцию, теологию и философию.

Первый литературный успех пришёл к Клингеру в середине 1776 года, когда ему было только 24 года и он учился на юридическом факультете Гиссенского университета. При поддержке Гёте молодой Фридрих публикует в Лейпциге свои первые идеалистические драмы – трагедию «Отто» («Otto») и «Страждущая женщина» («Das leidende Weib») (обе – 1775). Первая пьеса написана под сильным влиянием произведений Гёте, и её сюжет взят из рыцарской жизни. Основная тема обеих пьес – бунт против социальной несправедливости. Даже самый сильный человек – лишь «червь с душой великана» («Отто»); восставший на установленный судьбой порядок неминуемо обречён на падение и гибель, но человек не властен даже над самим собой, чувство долга, веления рассудка разлетаются в прах, когда всевластная природа зажигает в его душе пожар неугасимой страсти.

Гёте весьма положительно относился к творчеству своего товарища, считая, что ему «присущи весёлость и благодушие, остроумие, а иной раз на редкость счастливые озарения». Позднее Клингер пишет знаменитую трагедию «Близнецы» («Zwillinge»), в которой он разрабатывал характерный для периода «бурных стремлений» мотив братоубийства, пьесу «Симсон и Гризальдо» («Simsone und Grisaldo»), драмы «Новая Аррия» («Die neue Arria») и «Буря и натиск» («Sturm und Drang») (все – 1776), посвящённую мировому событию того времени – войне за независимость жителей британской колонии в Северной Америке. Герой последнего произведения – юноша Вильд, человек несгибаемой воли и сильных страстей, отправляется за океан сражаться в рядах республиканцев под командованием Джорджа Вашингтона. Как утверждали критики, в драме действуют «необузданные натуры с титаническими порывами; речи героев пересыпаны риторическими преувеличениями». Но как бы то ни было, пьеса имела столь сильный резонанс, что её название «Буря и натиск» стало впоследствии названием группы революционно настроенных немецких литераторов во главе с Гёте, а также бурного и порой экстравагантного литературного движения в Германии 1770-1780-х годов. К этому движению принадлежали такие известные писатели и поэты, как Якоб Ленц, Иоганн Лейзевиц, Кристиан Шубарт, Иоганн Фосс, молодой тогда Иоганн Фридрих Шиллер, Гёте, философ Иоганн Герделер (теоретик этого движения) и сам Клингер.

Казалось, Фридрих Клингер занял своё место в культурной жизни Германии того времени. В названных произведениях, за которые Клингер был прозван врагами «взбесившимся Шекспиром», он в качестве представителя передовых групп революционизирующегося мелкого бюргерства выступает как сокрушитель литературных традиций, как враг «старого порядка» в общественной и политической жизни. Излюбленная тема его произведений этого периода – конфликт между индивидом и обществом. Пьесы Ф.Клингера периода «Бури и натиска» изобилуют напыщенными тирадами, но, тем не менее, публика принимала их благосклонно, в особенности драму “Близнецы”. В 1778-1780 годах Клингер написал два романа – «Орфей» (“Orpheus“) и «Принц Формозос Фидельбоген и принцесса Санаклара Гейге» (“Prinz Formosos Fiedelbogen und der Prinze;in Sanaclara Geige“), а кроме того комедии «Принц Зейденвурм» («Prinz Seidenwurm», 1780) и «Дервиш» («Der Derwisch», 1780). Завершился этот период трагедией «Стильпо и его дети» (Stilpo und seine Kinder, 1780) – памфлетом против самодержавия и апофеозом борьбы за свободу.

В 1776-1778 годах Ф.М. Клингер пробует себя не только в качестве театрального драматурга, но и актёра труппы А.Зейлера. Однако успехом его актёрская деятельность не увенчалась, а кроме того возникли проблемы с пьесой «Буря и натиск» - её не удалось поставить в Лейпциге. Более того, по некоторым сведениям, между Клингером и Гёте «пробежала кошка» - друзья поссорились. Многие исследователи подчёркивают, что Ф.М. Клингер постоянно находился в крайне стеснённом материальном положении. В то время на творческие заработки прожить было трудно, поэтому многие литераторы искали должности при дворах многочисленных правителей раздробленной Германии. Ведь и сам Гёте был министром при Веймарском герцоге Карле Августе. Следом за Гёте, который поступил на подобную службу, Клингер в надежде на поддержку друга юности тоже отправляется в Веймар. Но движение “Буря и натиск” больше не интересует Гёте. Удручённый Ф.Клингер в 1776 году покидает Веймар и несколько лет скитается с труппой странствующих актёров. Он пишет для них пьесу, призывающую к низвержению тиранов. С лета 1778 по весну 1779 года Ф.Клингер является солдатом австрийской армии в войне за баварское наследство. Когда закончилась война, он вернулся в театр, но там что-то вновь не заладилось. В конце концов, счастье улыбается Клингеру. В 1780 году принц Вюртембергский Фридрих Евгений пожелал видеть его в свите своей старшей дочери принцессы Софии-Доротеи, которая в 1776 году вступила в брак с великим князем Павлом Петровичем, будущим российским императором Павлом I. По другим источникам это предложение Клингеру сделал принц Александр Фридрих Вюртембергский, брат Софии-Доротеи.

Подобно многим немецким литераторам недворянского происхождения, Клингеру легче было сделать карьеру за границей, чем на родине. Так с рекомендательным письмом герцога Вюртембергского он в 1780 году отправляется в Петербург со ста дукатами в кармане. В России Клингер проведёт весь остаток своей жизни. В год, когда Клингер покидал Германию навсегда, из печати вышла его комедия «Принц Зейденвурм». В России началась новая жизнь немецкого романтика и последователя Руссо, «сына прачки», как сказал о Клингере Максим Горький. Возможно, выбор Клингера определился и тем, что принцесса София-Доротея была воспитана под влиянием произведений Ж.-Ж. Руссо. Правда, и сам наниматель – цесаревич Павел Петрович был в некотором роде романтиком рыцарства, блестяще образованным человеком, верившим в идеалы просвещённого абсолютизма.

В сентябре 1780 года Фридрих Клингер прибыл в Санкт-Петербург, и теперь его называют Фёдором Ивановичем. Он был зачислен лейтенантом в морской батальон и принят ко двору семьи наследника русского престола, где быстро заслужил расположение Софии-Доротеи, ставшей Марией Фёдоровной, а также самого Павла, выполняя наряду с другими должность чтеца и библиотекаря будущего императора, то есть Клингер был он приближен к «малому двору» в Павловске и Гатчине.

В сентябре 1781 – ноябре 1782 года Ф.Клингер сопровождал «графа и графиню Северных» (von Norden), как официально именовались Павел и его супруга во время их путешествия по Европе. В Европе Клингер пытался восстановить свои старые литературные и артистические знакомства. Так, в Вене он встретился с Шредером, имевшим близкое отношение к венскому «Придворному и национальному театру». В столице Австрии у Клингера возникло «сильное любовное увлечение, окончившееся трагически», но кем была эта женщина, вызвавшая его “страстное чувство”, осталось неизвестным. Во время этого путешествия Клингер возобновил и завёл много новых знакомств, в том числе с Д.Дидро, Бомарше и другими. В Риме он имел встречу со своим старым приятелем Вильгельмом Гейнзе (Heinse), писателем, близком по духу к движению «Буря и натиск». Несмотря на свою житейскую неустроенность и тяжёлый быт, Гейнзе отказался от предложения Клингера перебраться в Россию и по его протекции стать библиотекарем великого князя Павла Петровича. Между приятелями состоялся тяжёлый разговор. Гейнзе не только отказался от предложения друга, но и обвинил его в предательстве юношеских идеалов, считая, что от свободолюбия Клингера не осталось и следа, как только тот получил место при дворе. В действительности же, мировоззрение Клингера в России не изменилось, просто прошло то идиллическое отношение к личности Павла, которое жило в нём раньше. Жизнь при «малом» дворе обнажила российские порядки и нравы, у царевича всё ярче проявлялись черты будущего тирана. Ещё во время поездки по Европе Клингер написал пьесу «Фальшивые игроки» («Die falschen Spieler», 1782). Затем последовали комедии «Клятва» (“Der Schwur“, 1782-1783) и «Фаворит» (“Der G;nstling”, 1785), драмы «Эльфрида» («Elfride», 1783) и «Конрадин» (“Konradin”, 1784).

Будучи офицером, Ф.М. Клингер практически не участвовал в военных действиях, лишь в 1783 году он находился в войсках на Западном Буге в Молдавии в ожидании войны с Турцией. Здесь, в свободное время от военных маневров, Фридрих Клингер написал роман «История о золотом Петухе» («Der goldene Hahn»). Это произведение имело подзаголовок «Добавление к истории церкви», и на самом деле, «История о золотом Петухе» была ярким антицерковным и атеистическим памфлетом. Эта небольшая книжка увидела свет в 1785 году без указания автора и места издания. Клингеровский «Золотой петух» интересен и потому, что некоторым образом связан с «золотым петушком» А.С. Пушкина.

Расцвет творчества Клингера-прозаика приходится на годы, проведённые в России, причём писатель долго скрывал своё авторство из опасения повредить карьере: поздняя драматургия и проза Клингера носят резко сатирический, антицерковный характер, нередко они в иносказательной форме касаются событий российской истории, например, в трагедии «Ориент» («Orientes», 1790) затронута тема суда над царевичем Алексеем. Произведения Клингера «русского» периода – драмы «Медея, или Судьба» (позднее переименована в «Медея в Коринфе», “Medea in Korinth“, 1786), «Аристодем» (“Aristodemos“, 1787), «Родерико» (“Roderico“, 1788), «Дамокл» (“Damokles“, 1788), «Медея на Кавказе» (“Medea auf dem Kaukasus“, 1791), комедия «Две подруги» (“Die zwo Freundinnen“, 1788), романы «История Джафара» («Die Geschichte Giafars», 1792-1794) и «История Рафаэля де Аквилы» («Die Geschichte Raphaels de Aquilas», 1793). Популярным был философский роман Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» («Fausts Leben, Taten und H;llenfahrt», 1791), который наряду с острой антифеодальной сатирой более чем скептически оценивал новые буржуазные порядки, был отмечен яркими чертами просветительского атеизма. Фауст – герой романа – стремится внести в мир справедливость, однако все его благородные поступки лишь порождают ещё большее зло. Ничтожный «червь» не может брать на себя обязанности судьи и мстителя за зло, «нарушая ход огромного и точно функционирующего механизма», он не способен принести пользу страдающим и угнетённым. Впрочем, подобная «мудрость» не свидетельствует о примирении Клингера с действительностью. Его последние романы, исполненные горечью, переходящей нередко в мизантропию, с чрезвычайной яркостью продолжают рисовать мрачные стороны современного Клингеру строя.

О докторе Фаусте русский читатель знает в основном по опере Ш.Гуно: в жажде познания истины, богатства и славы этот человек продает душу Дьяволу. В то же время мало кому известно, что образ Фауста не был созданием Гёте, а героем немецкого фольклора. На ярмарках средневековой Германии чернокнижник и алхимик Фауст был главным персонажем вертепов – передвижных кукольных театров. В 1587 году появилась первая книга о Фаусте, изданная во Франкфурте типографом Шписсом. За ней следуют другие произведения на эту тему. Однако произведение Клингера существенно отличается от предыдущих. Дело в том, что за первооснову образа Фауста Клингером взят не астролог и алхимик Иоганн Георг Фауст, реально существовавший человек, умерший в 1540 году, а его однофамилец – Иоганнес Фауст (ок. 1400-1466) родом из Майнца, ближайший компаньон первопечатника Иоганна Гутенберга. В 1455 году этот Фауст, оттеснив Гутенберга, завладел типографией и секретом книгопечатания. Эта первопечатня просуществовала целый век. Клингер, впрочем, рисует несколько иной образ. Его Фауст, борясь с мракобесием, стойко переносил тяготы непонимания церковников, считавших книгопечатание “бесовской выдумкой”. Вступает же клингеровский Фауст в союз с Дьяволом от отчаяния, лишь поняв всю тщетность попыток доказать миру пользу своего дела. И ещё – перед лицом голодной смерти своих детей.

Разуверившийся в справедливости Фауст “стал роптать на того, кто даровал ему способность видеть свет, но не дал сил, чтобы прорваться сквозь мрак”. Его “грызла мысль: почему так происходит, что умные, способные и благородные люди везде стеснены, тогда как подлецы и дураки богаты, счастливы и окружены почетом?” Ему так и не удаётся продать архиепископу родного города Майнца отпечатанную им собственноручно Библию на латинском языке. До этого Священное Писание распространялось только в рукописном виде. В соседнем городке, слывшем “резиденцией муз и убежищем наук”, тоже не нашлось двухсот гульденов на покупку первого в мире печатного экземпляра Библии, ибо “несколько недель тому назад для погреба ратуши было приобретено пять бочек рейнского вина”. На пиру в честь отвергнутого духовной и светской властью первопечатника князь Тьмы произносит речь: “Фауст отважный смертный... изобрёл лёгкий способ тысячами множить книги, эти опасные игрушки людей, распространяющие среди них безумие, заблуждения, ложь и ужас... Торжествуйте же! Скоро опасный яд знаний и поисков истины отравит все сословия. Безумие, сомнения, беспокойства и новые потребности... распространятся всюду быстрее чумы... Народ, который Всемогущий особенно любит и который хотел навеки спасти от власти Ада... начнёт кровавую войну из-за учений, никому не понятных”.

Роман "Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад" вышел анонимно, на титульном листе было указано, что книга выпущена в 1791 году в Петербурге издателем Ф.И. Криле. Однако в Петербурге такого издателя не было. На самом деле книга была напечатана в Лейпциге книгоиздателем Якобеером. За этой уловкой скрывалось наивное желание автора обвести вокруг пальца русскую государственную цензуру, считавшуюся самой строгой в Европе: вывезти открыто из-за границы русскую, хоть и изданную на иностранном языке книгу было куда проще, чем переправлять домой нелегальщину. Сначала этот трюк проходил, но при повторном издании весной 1799 года "Фауст" был арестован цензором рижского порта Туманским, углядевшим в книге сатиру “на монастырь и власть духовную” и вычитавшим в ней великую крамолу – намёк на французскую революцию. Для просвещённых людей как в России, так и в Германии не было секретом, что написал роман Фридрих Клингер.

Служебная деятельность Ф.Клингера продолжалась и была связана в основном с военными и гражданскими учебными заведениями. В 1785 году в чине капитана он начал службу в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. С воцарением Павла I Клингер стал быстро продвигаться по службе: в 1798 году он стал полковником, а в конце этого же года – генерал-майором. С февраля 1801 по 1820 год он занимал должность директора 1-го Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Как вспоминали позднее воспитанники корпуса, Клингер не пользовался их любовью, так как был человеком «железной дисциплины», суровым, педантичным, холодным, но в то же время честным, прямым и чуждым лести. Вот только один пример – 22 февраля 1816 года генерал Клингер подписал рапорт на высочайшее имя о серьёзной провинности пажа Е.А. Баратынского, будущего русского поэта, автора лирических элегий и посланий. Вообще же в «свете» Клингер пользовался репутацией сухого педанта и безбожника. Близость Клингера к Павлу I позволила ему увидеть вблизи нравы российского двора и заставила пережить трагедию цареубийства, которая так его потрясла, что он замкнулся в «духовном одиночестве».

Вступивший на российский престол воспитанник немца Лагарпа, республиканца по взглядам, император Александр I, готовя либеральные реформы, окружил себя свободомыслящими людьми (в их числе был даже А.Н. Радищев, возвращённый из ссылки). Не был забыт и вольнодумец Клингер. Он горячо приветствовал "дней Александровых прекрасные начала". Фридрих Клингер принимал активное участие в разработке новых правил для народных училищ; в 1802 году он подал Александру I проект «Учреждения Пажеского корпуса», по которому этот придворный институт должен стать общеобразовательным и специальным военно-учебным заведением. Император одобрил этот проект, поручил Клингеру руководить введением нового положения о Пажеском корпусе. Кроме того, Клингер принимал участие в подготовительной работе по проведению одной из главнейших реформ Александра I – созданию новых органов государственного управления – министерств.

С 1804 по 1817 год Фридрих Клингер занимал должность попечителя Дерптского учебного округа, под его управлением находился и Дерптский (Юрьевский) университет. Новый попечитель проявлял заботу о нуждах этого университета: испрашивал дополнительные средства на его расширение, способствовал открытию анатомического театра, новых клиник. Всё это говорило о том, что Клингер стремился внести свой вклад в процветание и распространение наук в России. Кроме того, он состоял также членом советов Министерства народного просвещения и Санкт-Петербургского училища Святой Екатерины. За свою деятельность на ниве просвещения Клингер был удостоен в 1809 году ордена Св. Владимира 2-й степени, а в 1811 году произведён в генерал-лейтенанты. Выполняя свои обязанности, в свободное время Клингер написал ряд произведений, среди которых – «Фауст стран Востока» («Faust der Morgenl;nder», 1797), «История немца новейшего времени» («Geschichte ernes Teutschen der neuesten Zeit», 1798), биографические материалы «Наблюдения и мысли, относящиеся к различным предметам мира и литературы» («Betrachtungen und Gedanken ;ber verschiedene Gegenst;nde der Welt und der Literatur», 1803-1805). В этих произведениях Ф.М. Клингер раскрыл своё мировоззрение, высказал философские и литературные симпатии и антипатии, многие из этих высказываний пропитаны горечью, подчас и злостью, вызванной разочарованием в российской действительности. И всё же, в его “Наблюдениях” есть немало тёплых слов о русском народе. Несмотря на это, в 1846 году ярый враг А.С. Пушкина, осведомитель Третьего (тайного) отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Ф.В. Булгарин выпустил воспоминания, в которых обвинил покойного Клингера в “нелюбви к России и ко всему русскому”. Клингер был вынужден скрывать от недругов своё литературное творчество, анонимно публиковал свои работы за пределами России. Вот слова Клингера по этому поводу: «Инкогнито лучше, чтобы ввести в заблуждение тех господ, которые тотчас вынюхивают автора».

Эти слова имели под собой основание. Независимого, слывшего безбожником Клингера, введшего в Дерптском университете, где преподавание шло по-немецки, обязательное изучение русского языка и назначившего русских учёных возглавлять ряд кафедр, тамошние профессора приняли в штыки, на него писали доносы. Так, граф Ланжерон утверждал, что генерал-лейтенант Клингер «отличался опасными принципами, был порицателем правительства и заклятым якобинцем». В 1811 году попечитель Московского учебного округа П.И. Голенищев-Кутузов представил в Министерство просвещения графу А.К. Разумовскому донос, в котором писал, что «пока Клингер будет в Дерпте попечителем, не будет никакой доверенности к университету, ибо Клингера вся Лифляндия ненавидит яко человека дурных правил, злобного и безбожного». О том, что Ф.Клингер публиковал свои произведения за рубежом, сообщал в III отделение и Фаддей Булгарин. Клингеру повезло, что III отделение оставило этот донос без последствий. И всё же жизнь Ф.Клингера меняется – с 1816 года он живёт весьма замкнуто.

Ф.М. Клингер был женат на дочери русского полковника – Елизавете Александровне Алексеевой, которая пережила его на 13 лет. По некоторым данным, она была внебрачной дочерью князя Григория Орлова (по одной из версий, от Екатерины II). Их единственный сын – паж А.Ф. Клингер был участником Бородинского сражения и умер в 1812 году от тяжёлых ран, полученных в этом сражении.

В январе 1817 года служба в Дерпте закончилась. "Клингер уволен, - сообщает в письме поэту и другу И.И. Дмитриеву историк Н.М. Карамзин. – Мне сказывали, что он считается вольномыслящим". Затем Ф.М. Клингер жил в Петербурге. Имея там общих знакомых, он мог встречаться с Пушкиным. Документов, подтверждающих что Клингер и Пушкин были знакомы, историкам найти не удалось, но, без сомнения, Пушкин знал о его творчестве. В пушкинском кругу ценили «Фауста» Клингера, и мотив, имеющийся в этом романе, - полёт Фауста на хвосте дьявола – появляется у Пушкина в набросках т.н. «Адской поэмы» («Наброски к замыслу о Фаусте», 1825). Вероятно, романом Клингера навеяны некоторые рисунки Пушкина. А смелый антирелигиозный роман Клингера «История о Золотом петухе», напечатанный в Швейцарии, как уже говорилось, был известен в России, и Пушкин мог прочесть его в годы южной ссылки. Образ зловещей волшебной птицы из романа Клингера мог отразиться в ряде произведений поэта: возможно, в сне Татьяны, в 5-й главе «Евгения Онегина» (1826), а также в черновиках «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833). В «Сказке о золотом петушке» (1834) этот образ оказался в центре сюжета, соединившись с мотивом охраняющего город или страну от врагов волшебного талисмана, пришедшим к Пушкину предположительно, из средневековой легенды. Вероятно, что Пушкин разглядел в петухе Клингера глубоко скрытую автором пародию на геральдическую птицу – российского орла. Во всяком случае, пушкинскую сказку и роман Клингера объединяет намёк на актуальную опасность нравственной слабости самодержавной власти в России. Помимо А.С. Пушкина, по мнению многих исследователей, с Клингером встречались Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, П.А. Вяземский, В.К. Кюхельбекер, возможно, П.Я. Чаадаев и др.

Ф.М. Клингер скончался 25 февраля (9 марта) 1831 года. В возрасте 79 лет, в Петербурге, а не в Дерпте (ныне Тарту), как ошибочно указано во многих немецких и русских источниках. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище. Говорят, что камень с могилы Фридриха Клингера был использован в 1937 году при создании обелиска на месте дуэли А.С. Пушкина на Чёрной речке. Жаль, что сегодня историки опровергают этот факт. Умерла легенда, подчёркивающая связь между великим русским поэтом и немецким писателем, прожившим большую часть своей жизни в России и честно ей служившим. Свою библиотеку Клингер завещал Дерптскому университету, где это ценное собрание книг хранилось под грифом специального фонда. Весь же архив Клингера – рукописи и ценнейшую переписку (в том числе с Гёте, с которым Клингер помирился в конце жизни) – по воле покойного предала огню его вдова Е.А. Алексеева-Клингер. Так что, кроме изданных при жизни нескольких романов и пьес, от творческого наследия “немецкого Вольтера”, как его называли, ничего не сохранилось. Впрочем, имя Клингера не забыто. Его имя можно найти в энциклопедиях, как русских, так и зарубежных. О нём обязательно говорится во всех учебниках и исследованиях немецкой литературы, ведь Фридрих Клингер был известной личностью – писателем, поэтом, драматургом, автором драмы «Буря и натиск», давшей название целому направлению в литературной жизни Германии, а кроме того ещё и генералом русской армии.
“Кто в минуту общей беды может думать о чём-либо ином, как о спасении отечества, - тот не достоин жить в свободном государстве”.

Ф.М. Клингер
;
Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)


Рецензии