О моем лит. киносценарий, удостоенном Золотого Дип

 
22 октября 2016г. статья из раздела: Лента событий литературного форума
 
VII Международный славянский литературный форум «Золотой Витязь».
 
Пост-релиз
С 15 по 19 октября 2016 года в городе Ставрополе прошёл заключительный этап VII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», который проводился Правительством Ставропольского края и Международным Кинофорумом «Золотой Витязь» при поддержке МЧС России, ПАО «Лукойл» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
Цель форума – собирание и объединение литераторов, руководствующихся в своём творчестве девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Почётными попечителями Славянского форума искусств «Золотой Витязь» являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и Председатель Российского фонда культуры, Союза кинематографистов России — народный артист России Никита Сергеевич МИХАЛКОВ.
Почётный председатель VII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» – Владимир Николаевич КРУПИН, сопредседатель правления Союза писателей России.
Председатель VII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» и председатель Организационного комитета — президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь», член Патриаршего совета по культуре, член Президиума Общественного совета при Министерстве культуры РФ, директор Института культуры МЧС России, писатель, лауреат Горьковской литературной премии, народный артист России Николай Петрович БУРЛЯЕВ.
19 октября 2016 года в Ставропольском Дворце детского творчества состоялось торжественное закрытие VII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» с участием известных российских и славянских литераторов, и торжественная церемония награждения победителей творческого конкурса VII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», которым были вручены золотые, серебряные и бронзовые статуэтки Форума «Золотой Витязь» и Золотые дипломы.
Творческий конкурс Литературного форума проводился в два этапа. В этом году отбор произведений для участия в конкурсе осуществлялся в 7 номинациях: проза, поэзия, публицистика, литература для детского и юношеского возраста, литература по истории славянских народов, работы по славянскому литературоведению и литературные киносценарии. Были также рассмотрены дебютные произведения молодых литераторов. На конкурс поступило около 200 произведений разных жанров из регионов России,  а также  из   Украины,   Беларуси,   Сербии,   Болгарии,   Грузии,   Молдавии,  Казахстана, Греции, Эстонии и США.
Официальный список победителей и лауреатов VII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь»
Золотая медаль имени А.С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу» вручена Лихоносову Виктору Ивановичу Россия, Краснодар

Призы и дипломы

Литературные киносценарии

Серебряный Витязь:
Лис Людмила Владимировна Россия, Москва За киносценарий «Александрийская звезда»
Овакимян Давид Сейранович Армения, Ереван За киносценарий «Джамаллудин»
Бронзовый Витязь:
Усов Анатолий Николаевич Россия, Москва За киносценарий «Шурави»

Золотые дипломы:
Исабеков Карл Шугаевич (Карл Иса Бек) Россия, Томск. За киносценарий   
«Курмангазы. Великий композитор Великой степи»
Доброхотов Леонид Васильевич Россия, Москва За киносценарий «Прилог»
Лукин Юрий Леонидович Россия, Ивангород За киносценарий «Горел»
Страхова Елена Викторовна Беларусь, Минск За киносценарий «Камень»


             СИНОПСИС
 киносценария полнометражного художественно-публицистического фильма
 «К у р м а н г а з ы. Великий композитор Великой степи»

Великий и легендарный казахско-российский композитор XIX века Курмангазы Сагырбаев, сын простых людей - пастуха-табунщика и домохозяйки, был божьим избранником, родившимся однако не в нужном месте и не в нужное время. Он мог сломаться или погибнуть, но ему посчастливилось в юности встретиться с народными героями Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым, возглавившими народное восстание во Внутренней Орде в Российской империи (1836-1838 гг.). Их мужество, стойкость и презрение к смерти стали для Курмангазы ярким примером, укрепившим его дух и веру в себя. Помогли ему и мудрые житейские советы народного кюйши Узака, у которого юный композитор учился мастерству, виртуозному владению инструментом и общению с публикой.  И он сумел выдержать беспрестанное преследование беспощадного бая Аубекера Акбаева,  и страшную сибирскую каторгу, и многие годы тюремного заключения, и бесконечные скитания по холодной и неприветливой степи Нарын-Кума, и подняться на сияющую вершину не только национальной музыкальной культуры, но и всей Азии. Сегодня его гениальные музыкальные сочинения исполняются многими знаменитыми оркестрами мира, а выдающиеся композиторы и дирижеры отзываются о его кюях как о необыкновенной, космической музыке.
 Клеветнические измышления и подлые доносы бая в жандармерию и следственные органы царской России невыносимо отравляли его жизнь. Курмангазы по вине этого злодея больше сидел в тюрьмах и скитался по степи, скрываясь от преследования, чем жил нормальной жизнью в кругу любимых им людей. Богач, степной воротила, преследовал талантливого композитора не за то, что одиннадцатилетний Курмангазы однажды угнал и продал одного из его 800 или 1000 коней, чтобы возместить своему больному отцу долг этого живодера, а потому, что он не мог смириться с фактом, что сын его пастуха родился другим и презирал его, бая, со всеми его бесчисленными стадами и табунами. Курмангазы только фактом своего существования подрывал авторитет степного воротилы. Поэтому Акбаев до конца своей жизни пытался уничтожить великого композитора. 
Взаимоотношения композитора и его преследователя, противостояние добра и зла – одна из сюжетных линии, придающая фильму остроту и зрелищность. Другая линия - его встречи с достойными людьми, людьми передовых взглядов, влиявшие на мировоззрение композитора и на его собственную оценку своего творчества.
     Во время отсидок и побегов из тюрем, скитаний по степным просторам, Курмангазы встречается с множеством людей. Эти встречи обогащают его духовный багаж, дарят ему новые интересные темы для его музыкальных сочинений, дают новый импульс его творчеству. Но одна встреча, один человек оставит в его душе неизгладимый след. Это был русский журналист и поэт Николай Савичев. Он первым из современников композитора увидел в нем профессионального композитора, равного по таланту знаменитым композиторам Европы, и написал об этом в известной российской газете того времени. Свой путевой очерк, опубликованный в сентябре 1868 года, Н. Савичев завершает такими словами:  «Словом,  Сагырбаев  – редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…».
В такой оценке своего творчества, как и любой другой творческий человек, Курмангазы всегда нуждался. Она окрыляет казахского композитора и приводит его к плодотворной мысли о создании домбровой музыки совершенно нового характера.
Стержневой линией сюжета фильма является становление Курмангазы как композитора, его творческая судьба. Курмангазы был неграмотным, но обладал зорким умом. Им он видел все недостатки своего народа. Бай Акбаев был из этого же народа. Ничего нельзя было изменить. Поэтому он не боролся с ним. Он также не призывал народ к борьбе, к восстании и революции. Не свойственная ему роль была приписана ему позже советской пропагандой.
      В течение всей своей трагической жизни Курмангазы всецело отдавался только своему любимому делу – сочинительству музыки. Именно благодаря этой отрешенности от невзгод и суеты жизни Курмангазы успевал между отсидками в тюрьмах совершенствовать свое исполнительское мастерство, искать и находить новые формы и методы передачи своих мыслей и чувств, и, в конце концов, довести домбровую музыку до степени её наивысшего развития. И именно он, Курмангазы, превратил её, существовавшей до него в качестве только лишь прикладной музыки, иллюстрировавшей или сопровождавшей эпические сказания о легендарных батырах-героях, в самостоятельное профессиональное искусство. Он также сформировал новую структуру кюя, построенную по законам чисто музыкальной логики, и создавал по этой структуре свои кюи, ориентированные на восприятие со стороны, аналогично концертным произведениям европейских композиторов. Именно поэтому его кюи позже легко аранжировались в прекрасные симфонические произведения.
       Благодаря всем этим новаторским введениям Курмангазы роль кюйши-композитора впервые в музыкальной культуре казахов, в частности, в казахском инструментализме, приобрела статус личности, обладающей яркой творческой индивидуальностью.
Вынужденный самой жизнью и своей необычной судьбой отображать в своих музыкальных сочинениях только то, что он видел и испытывал – вопиющую несправедливость, беспросветную нищету простого народа, гибель лучших сыновей степи в борьбе за справедливость и свободу, страдание любимой матери и собственные страдания, – Курмангазы оказался также первым и единственным среди всех композиторов Средней Азии выразителем идей критического реализма, ставшим в тот период краеугольным камнем развития российской литературы и искусства.
В совокупности все эти три сюжетные линий, гармонично переплетающиеся друг с другом, пронизанные гениальными музыкальными сочинениями композитора, подводит кинозрителей к естественному выводу о том, что творчество Курмангазы Сагырбаева и его музыкальные произведения – это одна из самых сияющих вершин казахской национальной культуры и искусства, достояние мировой культуры и часть прекрасного культурного наследия всего человечества.

Карл Исабеков,
лауреат VII Международного
славянского литературного форума
"Золотой Витязь",
лауреат международных и
российских кинофестивалей
и конкурсов


Рецензии
Иначе и не должно быть - по заслугам. Поздравляю, Карл, хоть и поздновато. Жму руку,с уважением.

Игорь Лавров   30.04.2022 08:03     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Игорь! К сожалению, я только сегодня увидел эту рецензию. Так получается из-за того, что к старости накопилось много разных проблем, в том числе и со здоровьем. Бывает, что власти или недруги надолго отсекают меня от интернета или блокируют мои стр-цы в соцсетях и в Проза. ру и я перестаю пользоваться компьютером.
Желаю тебе новых творческих успехов и жизнь без проблем.
С уважением Карл И. Б.

Карл Иса Бек   28.06.2022 12:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Карл, за добрые пожелания. Я ценю Ваши произведения и наши товарищеские отношения. Держитесь на зло всем бедам!

Игорь Лавров   28.06.2022 18:01   Заявить о нарушении