Потеря первой любви - в отношениях ли дело?

      «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
 
      Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

      Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

      Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».

(Откровение 2:1-7)


1. Является ли охлаждение отношений потерей первой любви?

      Бытует мнение, что потеря первой любви – это охлаждение отношений.

      Так ли это? Не выдаём ли мы симптом за болезнь, а следствие за причину?

      Это очень легко – совершить подобную ошибку и дезориентировать ищущих помощи.

      Скажем, врач вылечил симптом, но не болезнь. И всю свою практику врач лечит исключительно симптомы, но не саму болезнь. А пациент продолжает страдать от лечения к лечению, потому что симптомы то и дело возвращаются, а тело всё более и более становится неспособным жить, пока скоропостижно не умирает. Что же мы тогда делаем с душами тех людей, которые обращаются за духовной поддержкой? Можем ли мы правильно молиться за них, если мы выдаём желаемое за действительное? - В любом случае мы дезориентируем их и сами остаёмся без плода.
 
      Итак, мы замечаем, что кто-то охладел к Господу. Что мы ему скажем? Вспомни первую любовь и будь как прежде? Но не то же ли это самое, что сказать больному: «Не болей».

      Ведь вылечить от кашля – совсем не значит сказать: «Не кашляй больше». И если болит нога или голова, то будет ли лечением потребовать: «Чтоб этого больше не было»?

      Итак, является ли охлаждение отношений потерей первой любви?

      В словах Христа, обращённых к Ефесской церкви, явно присутствует пример семейных отношений. Скажем, муж по прошествии нескольких лет совместной жизни, говорит: «Я тебя раньше любил, теперь – нет». Может, он почувствовал, что жена уже не столь красива, не столь обходительна с ним – ну, в общем, он охладел к ней, прежних чувств не испытывает и решил, что больше не любит её. Что скажем?

      Ну, если любовь для него означает, что обязательно должны быть хорошие отношения, то, может, её и раньше не было? Может, человек любил не человека, а эти самые хорошие отношения с ним? С другой стороны, если любовь в человеке жива, то не спросит ли он себя: «Я всё ещё люблю, как прежде?» - И если он получит утвердительный ответ от себя самого, то не устыдится ли нехороших чувств, слов и поступков по отношению к первой любви?


2. Первопричиной любви являются не сами хорошие отношения

      Итак, любовь есть не только причина хороших отношений. Она больше их. С отношением со Христом в Ефесской церкви было всё в порядке, как они думали. Впрочем, и Христос их в этом поощряет. Они трудились и не изнемогали, и Христос отмечает это в положительном смысле. Они по-хозяйски относились к духовному и материальному достоянию церкви. Ведь хозяйское отношение предполагает, что нужно делать всё ровно, без авралов, когда долго за что-то не берёшься, а потом вдруг падаешь от усталости. Нет, с отношением ко Христу в Ефесской церкви всё было нормально. Однако Он ставит их в известность, что важнейшего не достаёт, а именно: нет самого главного – оставлена первая любовь.

      Но могут ли быть хороши отношения, когда любви нет? Вернёмся снова к примеру семейных отношений. Рачительный хозяин, глава семьи и имущества, располагая и властью, и силой, может ли он, находясь  в хороших отношениях с домочадцами и дорожа ими,- этими отношениями,- оставить первую любовь свою? – Да, это бывает. Но тут вмешивается скорбный грех, тайная связь. И опять это мимо Ефесской церкви. Не в этом упрекает наш Господь братьев церкви этой. Они следят за чистотой учения, испытали лжеапостолов и отвергли их. Тогда что же? – Осталось последнее.

      Когда Христос говорит про оставление первой любви, добавляет: «Впрочем, то хорошо в тебе, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и я ненавижу».


3. В первопричине любви заложена верность

      Остановимся немного на Николаитах. Они упоминаются в той же главе Откровения ещё и как последователи Валаама. Собственно, это похожие имена: Валаам,- с еврейского,- господин, даже губитель, народа; Николай же – победитель народов,- с греческого, - но не в этом суть. Николаиты, как и Валаам в своё время делал, пытались служить Богу внешне, для собственной выгоды. Это учение последнего времени: благотворительствуй, чтобы Бог тебе не мешал, но даже помогал делать прибыль; вводи конкурентов в грех, чтобы Бог покарал их и устранил тем самым с твоего пути. Они сами пытаются своими добрыми делами как бы загнать Бога в угол, на сколько это по их понятиям возможно, и думают, что будут успешны в этом, потому что уверены, что заключили с Ним сделку, по которой Он даёт им дары только для успеха в этой жизни, как Валааму – пророческий дар, - а от вечности они тем самым отказываются.

      В самом деле, они как бы говорят, мы не будем грешить, чтобы качественно прожить только эту,- земную,- жизнь – к чему нам вечность?- а те, кто грешат – пусть с ними расправляется Бог и устраняет их тем самым с нашего пути. И как Валаам дал совет царю Моавитскому Валаку ввести в грех Израиль, чтобы отработать его золото, ведь платил царь ему не за благословение народа Божия, а за проклятие, так и в последнее время, начиная ещё с древнейших времён, последователи Валаама или, как можем мы теперь сказать, Николаиты, дают совет властям, как развращать народ Господень: требовать от них, чтобы дети их учились в мирских школах, где имя Господа не упоминается; советовать им заниматься не благовестием, а благотворительностью; благовествовать не словом, а какими-то благотворительными акциями, спортивными достижениями, танцами в стиле «Иисус» (и такие есть).


4. Первая любовь тождественна её первопричине.

      Следовательно, Ефесская церковь, оставила что-то противоположное тому, из чего напрямую вытекают дела Николаитов, хотя сами дела их возненавидела, поскольку Христос говорит слово «впрочем». А поскольку это – первая любовь, то, стало быть, тот, кто её не имеет, уже является потенциальным пособником Николаитов. Так в чём же, таким образом, заключается первая любовь, оставление которой вменяет Господь ефесянам? – Ну, конечно, любовь к Вечной Истине минус любовь к этому миру, ведь суд, по словам нашего Спасителя, состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму. Этой разницы каким-то образом ефесяне избегли в своём понимании первой любви.

      Итак, хорошее отношение к этому миру – это хорошо, поскольку и Бог возлюбил мир, потому и послал Своего Сына страдать за него. Но есть ещё кое-что, что выше и больше этой опосредованной любви к миру: нечто, в чём обличаются люди мира сего судом Божиим – то, что они возлюбили тьму больше, чем истину. Мы вычитаем хорошие отношения из первой любви и получаем что? – нечто, в общем-то, не похожее на эти хорошие отношения.

      
5. Потеря первой любви означает затянувшееся отсутствие истинной причины любить.

      Т.е., если выразить эту мысль на примере брака, это - сохранять верность избранному человеку. Относительно любви Божией Сам Христос выразил Это в Своих словах, обращённых к плачущим женщинам, когда шёл на Голгофу.

      Разве плохо жалеть несчастного, окровавленного и избитого, ведомого на смерть? Вовсе нет, ведь это – сострадание! Однако что говорит по этому поводу наш Господь?: «Дщери иерусалимские, не обо мне плачьте, а о себе и о детях ваших. Если с зеленеющим деревом так поступают, то что с сухим будет?»

      Думают ли люди мира сего, что грех их не столь уж безобиден, раз пришлось Богу приносить столь страшную и дорогую жертву? Ужасаются ли они в том, что будет с ними, если даже с безгрешным Христом случилось такое? Если Он, чистый праведник из праведников, вынужден был так за грех наш страдать, то с нами, грешниками с головы до пят, и с детьми нашими, вздорными,  ленивыми и легкомысленными, что будет? – Если не так кто покаялся, а лишь из жалости ко Христу слёзы лил, то понял ли он разницу между светом и тьмой, чтобы ощутить в себе настоящее Божье прощение, действительно ли спрятался грешник полностью за Христа, чтобы избежать гнева Божьего, а лишь из жалости к жертве Спасителя мира приблизился снисходительно и уже это посчитал для себя заслугой достаточной, чтобы предстать пред лицо грозного Судии вселенной? – Да не следовало бы ему, осознав грех свой великий пред лицом Божиим, когда истекающий кровью на кресте Сын Божий возгласил: «Боже мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?», кинуться опрометью ко кресту, да и спрятаться за него  в трепете, не оставляя ни клочка своей сплошь греховной жизни не закрытой великой жертвой, чтобы молния Божьего суда не поразила его неотвратимостью Своего возмездия?

      Бог не оставил избранных, которые, как и все - согрешили. Он хранил по отношению к ним Свою верность.

      Для него не оказалось малым принести самую большую жертву.

      А что человек?

      Одержал ли он победу над своей человеческой сущностью, которая и Божью любовь готова измерить человеческой меркой: я пожалел Сына Твоего – пожалей теперь и Ты меня,- я же подвиг мирской совершил, разве остальной мир так может?


6. Покаяться в потере первой любви – принять первопричину её и начать всё сначала.
    
      Одержать такую победу – победу над своей человеческой сущностью, а лучше сказать, греховной слабостью впадать в самообожествление, - это и есть настоящее покаяние, когда человек понимает, из какого мира погибели нас Господь исторгает. И если кто подзабыл это, то ещё не поздно вспомнить, откуда он ниспал.

      Такой победитель отверг временное ради вечного, для него мир греховный опасен и отвратителен, вечность его влечёт. Ради неё и вечной истины готов он страдать и трудиться, и прославлять Христа не показной чистотой, доходя и до обличения изощрённых лжеапостолов, которых ведь ещё надо не полениться испытать как следует; но чистой любовью к истине, ненавидящей тьму. Не прекрасные отношения с этим миром он считает хорошими отношениями с Господом, но ужас и стыд за свою греховную сущность заставляет его опасаться усыпляющей власти мирского начала.

      И этому победителю Господь наш и Спаситель вручит плод с древа жизни, чтобы вечно пребывал сей труженик с Ним.

     Ему же, Господу нашему, слава и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь.


Рецензии