Тот самый Тихо Браге

(Из сборника  «Мой Календарь знаменательных дат»)
               

24 октября 1601 года в Праге, от неизвестной современникам болезни, скоропостижно умер великий датский астроном, астролог и алхимик эпохи Возрождения Тюго Браге (больше известный в латинизированной интерпретации имени как – Тихо Оттесен Браге). Именно он первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные наблюдения, на основании которых его последователь Иоганн Кеплер (да, наверное, можно сказать, что и ученик, хотя до встречи с Браге и сам довольно многого достиг, в частности, в математике) вывел законы движения планет. Отдавая дань уважения гению Браге, он также завершил главные работы учёного, во что был посвящен как его друг и соратник. Ведь Тихо на протяжении многих лет кропотливо, день за днём собирал для этого соответствующие данные, и только смерть помешала ему воплотить задуманное. А задумано было много. Но и сделано этим удивительным человеком было немало. Да, что там, не мало! Можно только поражаться и разводить руками: рождаются же на свет такие уникальные, гениальные личности, даже за непродолжительный срок отмеренной им жизни, успевающие сделать столько, что хватает ни на одно поколение потомков!

Вообще, среди людей бытует совершенно неправильное представление о человеке-гении. Многие уверены, что это такие счастливчики, которым всё даётся без труда, стоит им только заняться тем или иным делом. На самом же деле, такое представление неверно и вредно, поскольку искажает истину, в чем несложно убедиться при знакомстве с их биографиями. Так вот, поражает как раз обратное:  насколько настойчивыми, любознательными, целеустремленными, постоянно и разносторонне развивающимися были все эти люди. Их деятельность была организована таким образом, что 24 часа, которыми располагает каждый из нас в сутках, вмещало у них столько, что кажется невероятным.
 
Кроме титанического труда, прилагаемого упорства, все они обладали схожим уникальным даром: не сдаваться, казалось бы, в безвыходных положениях. Более того, они не отчаивались, но умели начинать с нуля, если по какой-то причине вся предыдущая работа была не просто неверна, а по какой-то причине –
готовая! – начисто уничтожена (!). Известно, что человек «опускает руки» или впадает в тяжелейшие депрессии и по более мелким (если смотреть с этой точки зрения) поводам. Но людям, подобным Тихо Браге, как видно дана величайшая способность (в чистом виде, такой способностью, на самом деле, обладает довольно малый процент людей) не допускать духа уныния до души, а прилагать усилия и имеющуюся волю,  без которой творцу, порой, невозможно осуществить свои сокровенные замыслы. Их негласный лозунг можно вкратце сформулировать так: «Не отчаиваться и не сдаваться, с какими бы трудностями не пришлось столкнуться». Они и не останавливаются, не занимаются самобичеванием или поиском  виновных, дабы не терять время даром. Но начинают сразу же искать обходной путь. А если уж и тратят драгоценные минуты, то не на пустяки, а на освоение ещё какого-нибудь вида деятельности, при этом, конечно, не теряя из виду своей основной цели!

Поражает (удивляет и восхищает) и тот факт, что такие люди довольно рано, причем, чаще всего вопреки окружению, выбирают тот вид деятельности, тот род занятий (сейчас бы сказали – своё призвание), которому в дальнейшем самоотверженно посвящают всю жизнь. То ли, «помещенная в них» способность  магнитом притягивает их туда, где они могут дать гораздо больше, то ли…? Но на этот загадочный вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа даже у современных нейро-психологов.

Проделав титаническую работу в выбранной области, и ко всему ещё имея обычные, повседневные заботы и обязательства (перед родственниками или, например, перед собственной  многодетной семьёй, которой они тоже – когда?!? – успевают заниматься), подобные люди имеют полное право в конце жизни сказать о себе сами: «Жизнь прожита не напрасно». По словам  Кеплера именно такими и были последние слова Тихо Оттесена Браге, которому на момент смерти исполнилось всего 54 года.

Вообще, биография великого астронома – это не сухое перечисление фактов и достижений, а почти приключенческий роман. Здесь есть место всему. Поэтому, даже равнодушному к астрономической науке читателю, временами может казаться, что в реальную биографию, для поддержания читательского интереса, наверняка приписаны какие-то фантастические детали. Но – нет. Жанр биографии, конечно, не слепок-копия с некогда существовавшей реальной жизни, однако и не художественный вымысел, на котором держатся беллетрестические повествования. Поэтому, лучший друг Тихо Браге – карлик – предсказатель будущего, – любопытный, но реальный факт, а не странный вымысел.
 
…Тихо Браге родился в состоятельной многодетной семье. Но по обычаю того времени, мальчик был отдан на воспитание в бездетную семью своего дяди, адмирала и тоже весьма состоятельного человека. В семье традиционно все мужчины находились на военной службе. Однако Тихо, уже в 12 лет поступивший в Копенгагенский университет, среди прочих наук останавливает свой выбор на астрономии. И с тех пор, к огорчению членов семьи, он не изменяет своему выбору. После смерти дяди, он становится богатым наследником. На что же  тратит деньги полный жизненных сил, юноша? На получение блестящего образования. А затем, сначала – на изготовление по его собственным чертежам астрономического инструментария, позднее – вкладывает деньги в строительство лучшей (!) обсерватории. Личную жизнь Браге также строит не по принятым в семье канонам: женится на простолюдинке, производит на свет шестерых детей (двое умерли в младенчестве), и, благодаря своим усовершенствованным инструментам «личного изготовления», делает в астрономии одно сенсационное открытие за другим и вскоре становится одним из ведущих астрономов Европы.

… Узнав о том, что Тихо Браге обдумывает план переселиться в иное место, где больше ясных дней в году, чем в Скандинавии и построить обсерваторию там, ландграф Вильгельм лично пишет депешу датскому королю Фредерику II: «Ваше Величество ни в коем случае не должны разрешить Тихо уехать, для Дании было бы потеряно её величайшее украшение». На счастье Браге тогдашний король покровительствовал наукам. «Вопль» ландграфа  был услышан вовремя, и сам король сделал всё возможное, чтобы создать условия для работы астронома, а значит и для прославления своей страны. Король спонсировал проекты, но денег не хватало. Так что на научные исследования, выгодно представлявшие, среди других государств, Данию, Браге всё равно тратил  личные деньги…

Датский астроном действительно жил под девизом, который, после его смерти, был высечен над входом в одну из его обсерваторий («Звездный замок») и повторенным на надгробной плите: «Не власти, не богатства, а только скипетры науки вечны». А то, что не вечно ни первое, ни второе он знал наверняка, поскольку и сам ни раз сталкивался с равнодушием, даже высокомерием сильных мира сего, не понимавших простой истины, о которой у Шекспира говорит в своём монологе датский принц Гамлет: «…Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах – земля, из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки?
Истлевшим Цезарем от стужи
Заделывают дом снаружи.
Пред кем весь мир лежал в пыли,
Торчит затычкою в щели».*


…. Браге путешествовал, был знаком со многими интересными людьми того времени, с некоторыми дружил и вёл переписку. Однако и при таком напряженном распорядке, успевал  поучаствовать далеко не в научных «посиделаках», неудачно сразиться на дуэли, и, вообще, говорят, был отъявленный забияка (что вполне соответствует его энергичному, импульсивному и гордому характеру). Он лично занимался как расчетом и проектированием астрономических инструментов, так и проектированием, строительством, а также оснащением своих обсерваторий.  С невероятной энергией и энтузиазмом отдавал Тихо Браге себя науке, но не для личной славы, а видя в этом свой долг перед человечеством. Поэтому и усовершенствовал приборы для исследований и наблюдений за звездным небом: чтобы с учётом исправленных ошибок и неточностей, составить новые карты и каталоги звёздного неба (Ведь многие из них, бывших в употреблении, были начертаны ещё во времена Птолемея (!))…

Большую часть инструментов в обсерватории для повышения точности, сводящей к минимуму погрешности измерений, Тихо Браге сделал сам. Он не только увеличил их размеры, но и разработал принципиально новые методы наблюдений. Ещё в 1569 году ремесленники Аутсбурга за значительную сумму изготовили по его чертежам квадрант высотой 11 метров, полу-секстант и небесный глобус полутора метров в диаметре. (Новые инструменты Браге сразу же использовал для астрономических наблюдений). Последний – составлял предмет особой гордости астронома, и с ним он не расставался до конца жизни. (К сожалению, уникальный глобус, на 120 лет переживший своего творца, погиб во время одного из пожаров 1728 года, в Копенгагене).

… Всю свою жизнь Браге посвятил наблюдениям неба, трудом и изобретательностью добившись результатов, по точности и широте охвата не виданных ранее нигде в мире. Именно Тихо Браге начал «восстановление астрономии», писал впоследствии Иоганн Кеплер. Впрочем, занимался он и алхимией и астрологией. Ко второй прибегал, когда элементарно были нужны деньги (с тех пор, как видно, мало что изменилось (т.е.  в 21-ом веке…). Алхимией же занимался, преследуя благородную цель: отыскать лекарство от всех болезней. Не нашел…

В 1598 году Браге опубликовал каталог 1004 звёзд, заменив ранее использовавшиеся в Европе, но давно устаревшие каталоги Птолемея; открыл две новые неравномерности («неравенства») в движении Луны и др.; обнаружил периодическое изменение наклона лунной орбиты к эклиптике, а также изменения в положении лунных узлов… И вплоть до Ньютона, в созданной Тихо Браге теории движения Луны не понадобилось никаких поправок (!).

После изобретения телескопа точность наблюдений за небесными телами резко повысилась, но ещё долгое время усовершенствования Браге в области механики астрономических инструментов и методов обработки наблюдений сохраняли свою ценность.

Кроме того, Тихо Браге составил новые точные солнечные таблицы и измерил длину года с ошибкой менее секунды (!!!). (Ну, как тут не вспомнить знаменитый диалог Мюнхгаузена?!))

Мюнхгаузен:
===========
Хорошо! Я сам буду задавать вопросы и сам на них отвечать. Вы только следите за ходом мыслей… Сколько дней в году?.. Триста шестьдесят пять!.. Точно?.. Нет, не точно… В году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти часы складывают, и тогда каждый четвертый год становится високосным… Но я задумался: а точно ли в году триста шестьдесят пять дней и шесть часов?! Оказалось, нет! В нормальном году триста шестьдесят пять дней, шесть часов и еще три секунды… Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз. Марта может подтвердить! Итак – три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия – в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день! Тридцать второе мая! (Оглядывая всех с торжествующим видом.)
 
Бургомистр (устало):
===================
Всё?

Мюнхгаузен:
===========
Всё!
………………………………………………………………….
………………………………………………………………..
…………………………………………………………………….

Бургомистр:
============
И вы надеялись, что вам поверят?

Мюнхгаузен:
===========
А куда же деться от фактов?! Ну не идиоты же мы, чтобы отказываться от лишнего дня….**


...Почему же «величайшее украшение Дании» Тихо Браге провёл последние годы своей жизни в Праге (хотя после кончины был похоронен с рыцарскими почестями) и, несмотря на то, что был протестантом (невероятное событие для тех лет – погребение в католическом соборе протестанта) по личному приказу императора Рудольфа II был похоронен в пражском Тынском соборе, а также множество других интересных фактов из его жизни... – просто не могут уложиться в кратком обзоре. Но есть немало (правда, часто весьма противоречивых источников), так что любой,  заинтересовавшийся этой весьма неординарной личностью, при желании, может самостоятельно дополнить во многом, недостающую здесь информацию.





*) В. Шекспир «Гамлет»
**) Гр. Горин «Тот самый Мюнхгаузен»


Рецензии