Развесистая клюква Жизни за царя
Опера «Жизнь за царя» 25 октября на новой сцене Мариинского театра для меня оказалась уникальной. Я никогда раньше не испытывала отчаяния, слушая какую-либо свою любимую оперу. А здесь это было главное ощущение вплоть до последнего действия. И спасибо музыкантам оркестра, дирижеру Михаилу Синькевичу, певцам Екатерине Крапивиной (Ваня, воспитанник Сусанина) и Станиславу Трофимову (Иван Сусанин), особенно, за потрясающую прощальную арию, именно они позволили разжаться моему сердцу и отойти от самого ужасного за всю жизнь разочарования и огорчения, которые я испытала в оперном театре. Если эту оперу слушать, глядя в потолок, звучание ее может порадовать. Но в театре хочется и посмотреть. Но режиссура постановки «Жизнь за царя» (режиссер-постановщик, художник постановщик и один из художников по костюмам Дмитрий Черняков) и визуальный ряд вызывают почти физическую боль и горькую обиду. За саму великую первую русскую национальную оперу, за музыку прекрасного, так мною любимого, композитора, за такой впечатляющий фрагмент нашей отечественной истории, за Отечество, в конце концов, над которым почему-то решили понасмехаться. Глядя на сцену, мне казалось, что режиссер надругался над дорогим мне человеком, что плюнул мне в душу. И ладно бы, гениально бы все переиначил, действительно бы создал «современный «думающий» спектакль», как заявлено в программке. Нет, на сцене самая настоящая режиссерская халтура, в которой даже концы с концами не сходятся. Складывалось впечатление, что режиссер (Дмитрий Черняков) страдает амнезией или рассеянным склерозом и не помнит, что было в первом действии, а что во втором. И такого количества режиссерских штампов я давно не видела! На моей памяти ничего подобного себе не позволяли постановщики прошлых десятилетий, их бы разбили в пух и прах свои же собратья по цеху. Зажигающиеся и меняющие интенсивность свечения электрические лампочки, бесконечные одевания и раздевания героев на людях, непонятные омовения, бессмысленное складывает и раскладывание скатертей, расставление и собирание неиспользованной посуды, перебирание яблок, обстругивание и распиловка досок, что к сюжету не имеет никакого отношения, это все «нестреляющие ружья» этой постановки, которые не просто, как говорил А.П.Чехов, висят на стене, но прямо-таки лезут в глаза . И ладно бы только в этой опере. Что-то похожее есть и постановке оперы «Сказание о невидимом граде Китеже…» (подробнее читайте на моей странице на сайте проза.ру «Таинственнай град Китеж»). Яблоки, скатерти, доски и тазы выглядят в сценографии оперы такой навязчивой идеей, поскольку, видимо, ни одна относящаяся к сюжету и героям оперы идея режиссера не посетила. Если он так хотел показать детали быта, то, похоже, крестьянского быта он себе не представляет совсем – ни дореволюционного, ни советского, никакого. Именно поэтому, на сцене не крестьяне, не колхозники, а пейзане, которые проводят время на пленере, устраивают пикники прямо на то ли убранном картофельном поле, то ли свежевспаханном. Я тоже выросла не в крестьянской семье, но знаю, что так не сделает ни один крестьянин любой эпохи. И в полях не бывает колодцев, потому что зона вокруг них – это святая святых. Иначе все заболеют и перемрут. А здесь колодец был и лавочкой, и местом, куда можно бросить пальто. Никто не позволит там мыть детей (прямо какая-то идея фикс режиссера с этими омовениями), чего крестьяне и не делала никогда, они просто до поры не надевали детям штаны, и все проблемы. Если поют про Русь, то странно видеть вокруг поля типичный финский забор, сделанный из поставленных наискосок досок. К этой же стране отсылает и стоящий посреди поля гипсовый лось. Логичнее была бы корова или коза. Были в России, конечно, опыты по одомашниванию лосей, но из этого ничего не вышло. Полный улет был и с сельхозработами – то ли побелкой, то ли помывкой ствола неизвестного науке дерева, с обрезанными на европейский манер ветвями, с которого во третьем действии собирали гроздья рябины. Даже побелку яблонь, как и сами яблони, коренные жители деревни в нашей стране (независимо от ее названия) и двадцать лет назад называли не иначе, как баловством. Какие-то явные проблемы у режиссера и с пернатыми. Здесь на деревьях в первом действии сидели огромные белые тюлене-чайки, не выполняя никакой функции. Не менее восхитительным был и уличный фонарь посреди поля-огорода, который, правда, ни разу не зажегся, но под ним все время толпились и вышедшие на поиски заметенного снегами в лесной глуши Иван Сусанин крестьяне-колхозники (при этом никакого снега вокруг не было, хотя до этого у колодца (?) стоял огромный снеговик, загораживая к нему проход, и наблюдались сугробы), и сами потерявшиеся враги из «неизвестного отряда» (не иначе приняли на грудь слишком много, раз не узнали поле около дома Ивана Сусанина). И все это напоминало иллюстрацию к анекдоту о женской логике: блондинка потеряла что-то в одном месте, а ищет под фонарем. На вопрос, почему под фонарем, отвечает, что там светлее. Получалось, что все враги, крестьяне, Сусанин, который тоже завел неприятелей в свое поле под фонарь, еще глупее, чем высмеянная дама? И с костюмами была какая-то неразбериха. Было похоже, что их создатели оптом взяли все, что было в секонд хенде, и приспособили по ходу пьесы… Особенно озадачивали крестьяне-колхозники в исподнем белье на поле. Один из них просто был похож на коммуниста из кинофильма про войну, которого сейчас должны расстрелять фашисты. А чего стоил Иван Сусанин, который отправился в лес в белой рубашке, пиджаке, шарфе и пальто ниже колен. Крестьяне-колхозники не носили шарфов, мешает работать. Так и хочется спросить, а режиссер когда-нибудь ходил в средней полосе России по снежной целине в лесу или в поле? Там пальтишко совсем не suitable, а даже вовсе мешает, да и крестьяне-колхозники ходили зимой в овечьих тулупах или, на худой конец, в телогрейках.
С врагами, торжественными заседаниями в непонятном дворце-доме культуры, где непонятно кто непонятно что решает, и кто это Царь с большой буквы, которого почему-то так любят крестьяне-колхозники и ненавидят и боятся бойцы неизвестного неприятельского отряда (бандиты что ли?)? Вместо великолепного бала, так называемого «Польского акта», в опере станцевали какую-то кадриль, годную разве что для новогоднего корпоративчика средней руки, и какую-то дикую мазурку, где танцуют одни мужчины, до боли напоминающие курсантов военного училища, а потом к ним присоединяются малолетки с винтовками, ну, просто урок по военной подготовке с выездом в неизвестный дворец-дом культуры. Танец выглядит довольно дико, если учесть огромную разницу в возрасте танцующих. Вообще, балетная сцена из шедевра, которой она была в настоящей опере и которую мы видели этим летом три раза на сцене исторического здания Мариинского театра в исполнении выпускников Вагановского училища, превратилась в унизительную и мало эстетичную «подработку» артистов на новогоднем корпоративе богатенькой фирмы. Как же хочется еще раз увидеть эту светлую праздничную сцену, так бережно воссозданную преподавателями и руководителем (Николаем Максимовичем Цискаридзе) прославленного балетного училища. Господи, нашелся бы в Петербурге какой-нибудь театр, который восстановил старую постановку хоть «Жизни за царя», хоть «Ивана Сусанина». Поверьте, к вам люди валом пойдут! Даже двадцатилетний молодой человек после первого действия говорил своей девушка, спускаясь позади меня в нижнее фойе театра: «Я, конечно, не эксперт, но что-то здесь не так!». Многие люди вокруг меня не хлопали после спектакля, и немало публики уходило в первом и втором антрактах.Когда мы с приятельницей обсуждали увиденное в фойе, проходящие мило люди время от времени вставляли одобрительные реплики.
Спасибо, в последнем действии почти выключили свет на сцене и дали послушать певцов. Я даже подумала, что уж лучше бы пели всю оперу без костюмов и декораций, хоть не надо было бы так мучиться, глядя на это все. А если бы убрали с переднего плана эту намозолившую глаза рекламную композицию мебели из «Икеи» и стройматериалов из «Максидома», так вообще декораторам бы цены не было.
Но я не жалею, что побывала на этом спектакле, хотя второй раз не пойду, даже если мне за это заплатят. На нем я осознала, что чем такой антураж, лучше уж вообще пустая сцена и обычная одежда певцов. Лишь бы не раздевались при людях, не ели из тазов, в которых только что мылись, не ставили на стол угощение в непотребной посуде, не перебирали яблоки, которых у крестьян-колхозников не было. Смотря на сцену, я сегодня думала о нескольких вещах. Во-первых, преподнесенная в таком обличье значимая национальная опера сравнима с человеком, пришедшим в неподобающей одежде в общественное место, например, на светский прием – в ночной рубашке или на работу – в костюме для садо-мазо. Во-вторых, я увидела не очень умело реализованную попытку воплотить на сцене столь милый нашей культурной элите концептуализм, в котором извращаются смыслы вплоть до противоположного, когда слова, действия и картинка противоречат друг другу, уничтожая и обесценивая естественные чувства, идеи, ценности всякими мелкими пакостями. Во-третьих, я почувствовала, насколько этот подход в искусстве деструктивен, как он деморализует. Я, оптимист до мозга костей, но мне хотелось плакать от отчаяния от всего, что я видела на сцене. Если я как-то пережила «Иоланту» и «Сказание о невидимом граде Китеже…» (я эти оперы не очень люблю), то любимая опера «Жизнь за царя», в которой не понятно, зачем и за кого умирать, и нам показывают, что и правда, незачем и не за кого, повергла меня в крайнее уныние. Я, наконец, поняла, что такое психологическое оружие, о котором все столько сейчас говорят, но никто не понимает, как его заряжают, как оно стреляет, как оно убивает. И если бы не вдохновенный Сусанин Станислава Трофимова, если бы не изумительное исполнение им прощальной арии, сжигающей всю подлую шелуху режиссеры, я ушла бы с оперы в отчаянии. А так я плакала от облегчения, слушая ее, и думала, что пока есть такие певцы, подлинное искусство не убить и не уничтожить, как бы ни старались режиссеры-разрушители! Мне хотелось сказать ему: «Низкий Вам поклон! Пойте так, и никакие враги, в том числе в искусстве, не страшны! Вы великий певец! Как хотелось бы услышать Вас в нормальной постановке "Жизни за царя", где будет опера Глинки, а не эта режиссерская халтура, которую видно невооруженным глазом! Где Вашему Сусанину не надо будет странно раздеваться на глазах своих детей, перебирать яблоки, есть, строгать и пилить доски на одном и том же столе-верстаке. Чтобы, слушая Вас в прощальной арии, зал рыдал, не стесняясь слез, как и должен от великой музыки Глинки и прекрасного исполнения певца. И чтобы, несмотря на смерть героя, отдавшего жизнь за спасение очень важного и для него и для всех – Отечества, воплощенного в лице царя, тогда Михаила Романова, публика радовалась и понимала, почему в конце оперы звучит такая торжественная музыка, ставшая официальным маршем Российской Империи и исполнялась и исполняется сейчас на официальных приемах».
Свидетельство о публикации №216102600240
Вторая сцена Мариинского - площадка для творческого поиска. Уж к 4-му сезону стоит это осознать. Если бы Вы просто оценили: что получилось, что нет, - я бы прошёл мимо. Прежде всего, хочу Вас поблагодарить за то, что я погрузился в мир Глинки, чтобы написать Вам. Даже заново просмотрел, пусть и в записи, кастрированного "Сусанина", почитал либретто. Спасибо за эти часы. А теперь к делу.
Начнем с мелочей. Вот Вам лось не смотрелся. А ведь был он в центре гуляний. А "лось"завсегда в центре русских гуляний, поскольку является самым часто произносимым тостом. Конечно, европейцу это не понять.
А вот с забором Вы правы. Меня самого раздражает эта тенденция заборотизации всей страны. Вот и до Мариинского добрались. Бросили бы пару жердей супротив скота и всех делов. Нет же, забор, как он въелся в натуру нашего народа!
Но побелка яблонь! Чем же это древнее и полезное действие Вас покоробило? Только потому, что вы не с теми крестьянами общались? Нонешние больше по питию доки, а с агрономией у них не очень. К счастью не у всех, но факт есть фактом. Так вот, хороший хозяин не токмо побелит известью, но еще и рогожей обмотает яблоньку. Ибо зимой пакостник-заяц, в ожидании деда Мазая, сожрет всю кору. И не будет яблоньки.
А вот под Вашим праведным гневом по поводу колодцев я подпишусь. Сам устал гонять любителей поплескаться в жаркий день у животворящего колодца. Накосячил творец ради красивой сцены. Бывает.
Но омывание сакрально в русской культуре. Это и хотел подчеркнуть постановщик. А что Вам переодевание отца перед детьми не угодило? Вы бы, наверное, пороли крестьян, которые всей семьей голышом (о Боже!) ходили в баню. Ханжеству не место в искусстве.
Ладно, хватит о мелочах. Давайте про ружья.
Русская культура неразрывно связана с христианством. И поэтому плотничанье Сусанина является отсылом к беззаветной жертвенности во имя веры. В нашем случае - веры в сакральность царя для судьбы Руси. А повтор сцены, но уже только с детьми, показывает непрерывность уклада жизни, который не зависит от политиков, он суть души народа.
И отдельный поклон и постановщику и Егору Розену, которые смогли показать глубину русской души. Которой важно, чтобы при смерти родителей присутствовали дети, чтобы могли они поклониться праху родных.
Не увидели Вы леса за деревьями.
P.S. Что касается "Славься...", то вот что скажу. Как говаривал Даль, гимн - хвалебная песнь. А песнь без слов не бывает. И то, что Вы именуете "первым гимном Российской Федерации после развала СССР", не имеет отношение к опер "Жизнь за царя, поскольку там другой текс. Вот такие дела....
Алексей Черкашин 06.11.2016 12:23 Заявить о нарушении
Мари Козлова 06.11.2016 15:06 Заявить о нарушении
Мари Козлова 06.11.2016 15:18 Заявить о нарушении