6. Мастерская в доме Перцова

НА СНИМКЕ: Дом Перцова на Сойминской набережной  Москвы-реки.


С мастерской в Москве Фальку повезло. В Доме Перцова на углу Курсового переулка и Соймоновского проезда (Пречистенской набережной) – в центре Москвы освободилась мастерская, принадлежащая художнику П.П. Соколову-Скаля.

Тот получил новую мастерскую на Верхней Масловке, где жили в основном советские художники среднего поколения.

Два товарища Фалька по объединению «Бубновый валет» Куприн и Рождественский, поддерживаемые другими художниками, живущими в этом доме, начали ходатайствовать, чтобы это помещение получил Фальк. 

Вмешательство «сталинского сокола» оказалось решающим, и мастерскую получил Фальк. Это была большая удача для Фалька. В ту пору многие художники жили и работали в коммунальных квартирах, а то и в подвалах.

К возвращению Фалька из поездки с Юмашевым по Средней Азии и Крыму традиционная бюрократическая карусель с получением прав на эту мастерскую уже завершилась, и в 1938 году Фальк её занял.

К этому же времени пришли из Парижа ящики с картинами.

«…В новой мастерской было много места, чтобы расставить вдоль стен картины, разложить папки с рисунками. Комендант дома презентовал какую-то списанную мебель, кое-что дали друзья, пишет Щёкин-Кротова и продолжает, – Фальк был очень неприхотлив в быту. Его радовал красивый вид из окна мастерской на Москву-реку и Кремль вдали, который описан еще Буниным в рассказе «Чистый понедельник» из цикла «Тенистые аллеи» –героиня этого рассказа как раз жила в Доме Перцова», – пишет А.В. Щёкин-Кротова.

Комендант дома презентовал какую-то списанную мебель, кое-что дали друзья. Фальк был очень неприхотлив в быту.
НА СНИМКЕ: Дом Перцова на Сойминской набережной  Москвы-реки.


Его радовал красивый вид из окна мастерской на Москву-реку и Кремль вдали, который описан еще Буниным в рассказе «Чистый понедельник» из цикла «Тенистые аллеи» –героиня этого рассказа как раз жила в Доме Перцова.

Вестибюль сохранил свой дореволюционный вид: справа – огромное, от пола до потолка, зеркало, слева – резная вешалка черного дерева. Широкая удобная лестница приводила к дверям квартир и освещалась днём через огромные окна из цветного стекла (пострадавшие от бомбардировки, они после войны были частично заменены простыми стёклами).

На массивных дверях четвёртого этажа висела картонка с надписью «Студии». Дверь вела в длинный ко5ридор, налево шли двери в мастерские, направо – большие окна, открывавшие вид во двор, на извилистые переулки разноэтажных зданий и одноглавую церковь Ильи Обыденного с колокольней».

Дом Перцова и мастерская Фалька подробно описаны не только А.В. Щёкин-Кротовой, и Еленой Левиной. Советую посмотреть и два блога в «Живом журнале»:
http://moya-moskva.livejournal.com/4004693.html 
http://moscow-i-ya.livejournal.com/48724.html 

Фальк работал в своей мастерской в этом доме до самой смерти. В середине 70-х годов ХХ века дом стал собственностью Министерства иностранных дел СССР, и все жильцы из него были переселены. Выехала с картинами Роберта Фалька и Ангелина Васильевна Щёкин-Кротова.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/26/369


Рецензии