6. Мастерская в доме Перцова
С мастерской в Москве Фальку повезло. В Доме Перцова на углу Курсового переулка и Соймоновского проезда (Пречистенской набережной) – в центре Москвы освободилась мастерская, принадлежащая художнику П.П. Соколову-Скаля.
Тот получил новую мастерскую на Верхней Масловке, где жили в основном советские художники среднего поколения.
Два товарища Фалька по объединению «Бубновый валет» Куприн и Рождественский, поддерживаемые другими художниками, живущими в этом доме, начали ходатайствовать, чтобы это помещение получил Фальк.
Вмешательство «сталинского сокола» оказалось решающим, и мастерскую получил Фальк. Это была большая удача для Фалька. В ту пору многие художники жили и работали в коммунальных квартирах, а то и в подвалах.
К возвращению Фалька из поездки с Юмашевым по Средней Азии и Крыму традиционная бюрократическая карусель с получением прав на эту мастерскую уже завершилась, и в 1938 году Фальк её занял.
К этому же времени пришли из Парижа ящики с картинами.
«…В новой мастерской было много места, чтобы расставить вдоль стен картины, разложить папки с рисунками. Комендант дома презентовал какую-то списанную мебель, кое-что дали друзья, пишет Щёкин-Кротова и продолжает, – Фальк был очень неприхотлив в быту. Его радовал красивый вид из окна мастерской на Москву-реку и Кремль вдали, который описан еще Буниным в рассказе «Чистый понедельник» из цикла «Тенистые аллеи» –героиня этого рассказа как раз жила в Доме Перцова», – пишет А.В. Щёкин-Кротова.
Комендант дома презентовал какую-то списанную мебель, кое-что дали друзья. Фальк был очень неприхотлив в быту.
НА СНИМКЕ: Дом Перцова на Сойминской набережной Москвы-реки.
Его радовал красивый вид из окна мастерской на Москву-реку и Кремль вдали, который описан еще Буниным в рассказе «Чистый понедельник» из цикла «Тенистые аллеи» –героиня этого рассказа как раз жила в Доме Перцова.
Вестибюль сохранил свой дореволюционный вид: справа – огромное, от пола до потолка, зеркало, слева – резная вешалка черного дерева. Широкая удобная лестница приводила к дверям квартир и освещалась днём через огромные окна из цветного стекла (пострадавшие от бомбардировки, они после войны были частично заменены простыми стёклами).
На массивных дверях четвёртого этажа висела картонка с надписью «Студии». Дверь вела в длинный ко5ридор, налево шли двери в мастерские, направо – большие окна, открывавшие вид во двор, на извилистые переулки разноэтажных зданий и одноглавую церковь Ильи Обыденного с колокольней».
Дом Перцова и мастерская Фалька подробно описаны не только А.В. Щёкин-Кротовой, и Еленой Левиной. Советую посмотреть и два блога в «Живом журнале»:
http://moya-moskva.livejournal.com/4004693.html
http://moscow-i-ya.livejournal.com/48724.html
Фальк работал в своей мастерской в этом доме до самой смерти. В середине 70-х годов ХХ века дом стал собственностью Министерства иностранных дел СССР, и все жильцы из него были переселены. Выехала с картинами Роберта Фалька и Ангелина Васильевна Щёкин-Кротова.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/26/369
Свидетельство о публикации №216102600353