Что наша жизнь - игра. Продолжение следует

   Жизнь - это шанс, не упусти его.
   Жизнь - это красота, удивляйся ей.
   Жизнь - это мечта, осуществи её.
   Жизнь - это долг, исполни его.
   Жизнь - это игра, так играй!
   Жизнь - это любовь, так люби!
   Жизнь - это тайна, разгадай её.
   Жизнь - это трагедия, выдержи её.
   Жизнь - это приключение, решись на него.
   Жизнь - это жизнь, спаси её!
   Жизнь - это счастье, сотвори его сам!
          Жить  -  стоит!
   Не уничтожай свою жизнь!   /Мать Тереза/

   Молодой преподаватель философии - страстный поклонник классической музыки и оперы - дал своим студентам, большинство из которых были мальчики, задание: написать реферат под таким заголовком.
   Он хотел понять, насколько это позволяло задание, психологию ребят.
   Собрав через неделю работы и уютно устроившись на диване, Вадим Юрьевич обратился к жене:
 - Сядь ко мне, Танюша. Сейчас нас ждёт интересное чтение!
 - Опять твои "философы" что - то мудрёное насочиняли?
 - Да, опять насочиняли и, надеюсь, нам не будет скучно почитать, что именно.
 - А о чём писали?
 — Писали о своём понимании жизни.
 - И что эти молодые юноши и девушки могут написать о жизни, не имея опыта?!
 - Тем интереснее, как ты не понимаешь!
 - Не кипятись, всё я понимаю, и иду к тебе.

 - Смотри, здесь 22 работы. Я предлагаю сделать так: возьмём по 11 тетрадей, почитаем. Каждый выберет те работы, которые ему покажутся наиболее интересными. Их мы и прочтём вместе, вслух.
 - Согласна.
 - Тогда отсчитай первые 11 и - вперёд.

   Прошёл час, а супруги всё ещё читали. Время от времени слышался смех или восклицания: -"Интересно!... Молодец!... Как здорово!... А девочка  - с фантазией!... Как неожиданно!... Вот это - да!..."
   Наконец Таня бодро сказала:
 - Всё, закончила! Как жалко. Молодцы твои "философы"!
 - Я тоже заканчиваю, дочитываю последнюю тетрадь... Всё. И сколько работ тебе показались интересными?
 - Знаешь, Вадюш, все. Ну просто одна лучше другой. А у тебя как?
 - У меня скромнее, семь.
 - Какой ты привередливый, - укоризненно отреагировала жена. Давай начнём, ты первый.

   И Вадим начал читать:
 - Жизнь - дорога: в пугающую неизвестность,  или в возрождающую вечность. Дорога, по которой мы сперва идём, поддерживаемые добрыми любящими руками, затем ползём, не ведая куда. Проходит время - встаём на нетвёрдые ещё ножки, делаем первые шаги.
   И вот уже побежали, оберегаемые всё теми же руками, готовыми подхватить,
помочь дойти от дивана до стола, от стола до окна. Эти руки ведут нас в садик и школу.

   Наконец мы твёрдо стоим на ногах: выбираем дорогу - по способностям, по душе, бывает - из соображений выгоды.
   Дорога... Как ты многообразна и непредсказуема... То широкая и ровная, то
узкая и извилистая, то заставляешь задыхаться, преодолевая крутые под'ёмы, резкие спуски и повороты, за которыми всё непредсказуемо.
   А кто идёт рядом, впереди, следом, по обочине, и что можно ждать от негo?

   Мы не только идём, мы создаём и рушим, любим и ненавидим, смеёмся и плачем, дружим и (или) остаёмся одинокими, веселимся и грустим,... живём. Но как непохожи наши дороги! Для одних - это дорога до ближайшей булочной, для другого - кругосветное путешествие.
   Приходит время, путь закончен... Замедляется шаг... Теперь не любящие руки, а
палка наша опора. И, наконец, всё медленнее наш шаг, всё меньше людей вокруг,
всё глуше сердца стук, всё ближе та черта, за которой тишина...
 
   Мужчина отложил тетрадь.
 - Как грустно, - сказала женщина.
 - Грустно, но такова жизнь. Сейчас почитаю следующую работу. Она мне показалась любопытной. Слушай.
   Бесконечной длины поезд едет по планете Жизнь. Люди входят и выходят, а поезд
мчится, делая остановки на больших вокзалах, коротко останавливаясь на
полустанках, пролетая мимо маленьких поселений.
   Пассажиры выбирают остановки, не зная, где и что их ждёт, выходят, снова заходят, едут дальше.
   Не остановить поезд: здесь влюбляются, рожают детей, творят и ошибаются, болеют и выздоравливают.
   Никто из пассажиров не знает, где закончится его путь, где та станция, где он выйдет, чтобы прилечь, отдохнуть.

 - Хорошо, но коротко.
 - Нет, это не всё. Эта девушка написала ещё о непохожих пассажирах: разного возраста, пола, комплекции, воспитанных и хамов,  красивых и не очень, умных, образованных и невеждах, честных, благородных и людях с нечистой совестью,
любящих, умеющих работать, и бездельниках ... Прочтёшь потом сама. Мне понравилась аналогия жизни с мчащимся поездом. А ещё - аналогия с кофе.
 
 - Вадюш, с кофе неожиданно. И вообще всё это интересно. Я хочу сама дальше почитать, но про кофе, давай, читай.
 - Пожалуйста... так ... начинаю... кстати, это пишет парень. Итак...
   Вадим Юрьевич, зачем такая тема? Что можем мы сказать о жизни, не познав ни прелести её, ни горечи, не испытав  счастья, побед, взлётов и падений?! И потому - надеюсь Вы меня не осудите - я попросил помощи у арабских мудрецов.
   У арабов масса притч и легенд, созданных как обобщение вековых наблюдений за окружающей жизнью. Одна из притч мне показалась очень интересной глубиной своей мысли, оставляющей послевкусие, желание задуматься и сделать определённые выводы.
   Группа бывших выпускников одного из престижных ВУЗов, достаточно успешных, сделавших прекрасную карьеру, добившихся успехов в жизни, пришли к своему старому профессору в гости. Он, естественно, обрадовался, пригласил пройти в комнаты, сесть поудобнее. Затем хозяин стал расспрашивать о жизни, работе, удачах, дальнейших планах...

   Как ни удивительно, эти удачливые молодые ребята больше говорили о трудностях, проблемах, стрессах, которые им приходится исытывать. Профессор, не перебивая никого, молча слушал, сдержанно улыбаясь и покачивая головой. Когда, вроде, высказались все, он предложил гостям:
 - Друзья мои, позвольте мне предложить вам кофе, крепкое, ароматное, вкусное.
   Профессор направился на кухню и по прошествии какого-то времени вернулся в комнату с подносом, на котором стояли чашки с кружащим голову напитком.

   Но обращал на себя внимание интересный факт: кофе был разлит в разные чашки. Отличались они размерами и материалом, из которого были изготовлены: стеклянные и фарфоровые, керамические и хрустальные, пластиковые и одноразовые, в виде тюльпана и бочонка, низкие широкие и высокие узкие, одни - дорогие, другие - дешёвые.
   Гости быстро разобрали кофе и уже приступили было с наслаждением пригубить, когда профессор вдруг сказал:
 - Друзья мои, обратите внимание, все красивые чашки разобраны, а простые остались стоять на подносе. Нет, это нормально - желать для себя лучшее. Но именно это - источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше, крепче, ароматнее или слаще... Да, она может быть дороже, красивее, но, чаще всего, она скрывает то, что в ней находится... На самом-то деле вы все хотели одно - кофе, а не чашку... Но выбирали все вы лучшую на ваш взгляд чашку, а потом посмотрели, что, у кого в руках. Мои дорогие, так и жизнь.  Она - кофе, а работа, деньги, положение в обществе - это чашка, инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку вы выбираете, качества жизни не меняет. Наоборот, часто, концентрируясь на чашке, человек забывает насладиться самим кофе... Счастливы не те, кто имеют всё лучшее, а те, кто извлекают всё лучшее из того, что имеют...
      
   Всё, больше не читай, но скажи, как видят жизнь остальные ребята?
 - Так... хорошо... Значит:  жизнь - колода карт, жизнь - песня, жизнь - музыка, жизнь - кружева, жизнь - фортепиано. Эта последняя работа весьма своеобразна. Пишет парень, и так интересно говорит о разного цвета клавишах, о звучании каждой ноты, о музыкальных тонах, аккордах, огромном многообразии музыкальных произведений...  Мне очень понравилась одна деталь. Он нарисовал памятную плиту на могиле Альфреда Шнитке.
 - Плиту на могиле?!
 - Именно! Этим он показал, как красноречивы музыкальные знаки. Смотри: здесь пять нотных линеек, под червёртой линией изображён знак "пауза", над ней, чуть выше пятой линии - "фермата", т.е. увеличение продолжительности паузы на любое время. Под паузой - "форте - фортиссимо", т.е. следует играть ноту максимально громко.
 - И что?
 - А то, что всё это вместе означает фразу - "Оглушающая и вечная тишина".
 - Господи, как прекрасно...
 - Согласен, а что у тебя?
 - Сейчас, - стала перебирать тетради женщина. - Смотри: жизнь - большой оркестр,   жизнь - книга, где автор - каждый из нас, жизнь - часы, жизнь - написанная человеком картина, жизнь -  поле, которое мы сами засеваем ... так ... тоже аналогия с дорогой, жизнь - узор, который человек вышивает. Тут есть, как мне кажется, любопытная аналогия с водой в разном её виде: от водопроводной до рек, озёр, морей, океанов, водопадов. Причём, написано о воде всё: характер, внешний вид, темперамент, вкус, голос ... И вот последнее. Оно мне больше всего понравилось. Написала девушка. Она сравнила жизнь с лестницей.  Читать?
 - Нет, ты правa: дай мне свои тетради, возьми мои  и ... пойдём ужинать. Продолжим завтра, согласна?
 - Согласна, мой философ! - бодро ответила женщина, вскочила и побежала к плите.
 - И начну я с работы, где приводится аналогия с картами.
 - Ты многое узнаешь! Фамилия студента - ты не поверишь - Козырев, и он проявил такую осведомлённость, что у меня появилась крамольная мысль - не увлекается ли он картами?
 - Да ты что!
 - Да, послушай. Нет, прочтёшь сам, но одно не могу не сказать: он знает, что существуют  самые разные колоды карт - из 32 и 36 листов, 52 и 56, 102, 104, 106, 108, 112 и 168 листов. И он знает названия игр, в которых используется та или иная колода. Можешь себе представить?! Твой Козырев - игрок!
 - А, может, просто эрудированный молодой человек? Вообще то, он силён во многих областях. Например, в минералогии. У него родители - геологи.
 - Тебе виднее. Во всех случаях, сегодня нас ещё ждёт интересное чтиво... 
   

  P.S.На фото - памятная плита на могиле Альфреда Шнитке.
   
 


Рецензии
Мне не нравится это выражение из "Пиковой дамы", да и студенты в приведенных в рассказе выдержках об "игре" не писали,а приводили сравнения, образы, удивительной красивости. ( Мне очень нравится любимое выражение моей старшей дочи).
Почитать бы такие сочинения - было бы даже чему поучиться.
Магда! Хороший сюжетик!

Ромуальд Наумчик   05.02.2023 21:38     Заявить о нарушении
Роман, спасибо Вам! Вы и читаете внимательно, и не остаётесь равнодушным к прочитанному. Такой читатель - награда для пишущего. А любимое выражение Вашей старшей дочери мне тоже очень нравится.
У нас есть фото - годовалая Яночка стоит среди роз, протянув ручку к цветку. Фото сделал мой Гарри и на обороте написал:"Доченька, помни, что ты родилась и жила в доме, где вокруг было чисто и красиво. Пусть чистота и красота окружают тебя всю жизнь!"
Как было бы здорово, если бы вокруг каждого человека было чисто и красиво! Вот тогда можно было бы сказать, что жизнь на земле УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСИВОСТИ.


Магда Кешишева   05.02.2023 23:01   Заявить о нарушении
Магда,надо выискивать из будней такое качество жизни и дарить его себе и всем любимым нами.Мы просто обязаны владеть этим волшебным человеческим свойством.
Это же просто! (Однако, не всегда...)

Ромуальд Наумчик   05.02.2023 23:15   Заявить о нарушении
Роман, какое точное слово Вы употребили - "выискивать". То есть надо постараться, т.к. не так это легко искать среди негативной массы что - то, вызывающее улыбку и греющее сердце. Хотя, всё зависит он человека: его возраста, характера, жизненого опыта. Вспомнила короткую притчу в тему. Неожиданно началась гроза, засверкала молния, загремел гром. Все дети поспешили домой, а самой маленькой девочки не было. Обеспокоенная мама вышла во двор, чтобы позвать ребёнка. Тут снова загрохотал гром, сверкнула молния. Женщина закрыла глаза и закрыла руками уши. Затем, открыв глаза увидела девочку, которая - мокрая с ног до головы - раскинув руки, танцует поддождём, а когда сверкает молния, поднимает руки и головку к небу и улыбается.
- Доченька, быстрее беги домой, ты не боишься грозы?
- Нет, мамочка! Зачем её бояться!?
- А гром, а молния?
- Нет, мамочка, смотри, небо меня фотографирует!
Вот, что значит чистая детская душа!

Магда Кешишева   06.02.2023 09:39   Заявить о нарушении
Бесподобно!

Ромуальд Наумчик   06.02.2023 10:19   Заявить о нарушении