Алеша таджик

АЛЕША -ТАДЖИК
Рассказ

Джунайд умылся холодной водой канала, протекающего через их сад, и полной грудью вдохнул чистого воздуха кишлака. Кишлак находился прямо у подножия горы, из-за которой робко выглядывало утреннее солнце. А лучи его расцвечивали ветки с красными яблоками и желтыми грушами  в их саду. А между яблонями и грушевыми деревьями на ветках деревьев свисали сиреневые сливы. Цветы, высаженные матерю,  придавали саду особое очарование. Сипло закукарекал соседний петух, его тотчас же поддержали петухи со всей округи. Залаяла собака в доме справа. Раздался звон ведер: хозяйки пошли доить коров, прежде чем отправить их на выпас. Обиженно замычали телята, которых хозяйки не подпускали к вымени матери. Кишлак не спеша  просыпался. «Боже, как же тут хорошо!» воскликнул он и снова полной грудью вдохнул чистого, горного воздуха. Как давно он не был дома! Его отправили учиться в Московскую консерваторию, и он там и остался после учебы. И вот, почти через пять лет, по настоятельным просьбам матери он приехал проведать родных. Ему уже исполнилось тридцать лет, а он до сих пор не был женат, что очень огорчало его родителей, мечтающих понянчить внуков от него. Под разными предлогами в дом приходили незамужние девушки кишлака, а мать делала все возможное, чтобы он обратил на них внимания. Но Джунайду было не до женитьбы: и женой и любовницей его была только музыка! Мир музыки, вот где ему было хорошо, чувствовал себя прекрасно. Особенно, когда он изливал свою переполненную душу в очередном музыкальном произведении.
Погуляв по всему саду, Джунайд вошел в дом, увидев дверь комнаты отца открытой, зашел, чтобы немного поговорить с ним о том, о сем. Но отца не было: он уже ушел на свою любимую работу: в школу, учить подрастающих оболтусов, которых любил всей душой. Джунайд  заметил, что ящик письменного стола выдвинут, и там лежат какие-то бумаги. Подумав, что это сочинения школьников, он решил посмотреть уровень знаний учеников кишлачной школы. Отец его преподавал русский язык и литературу и смог внушить и своим детям любовь к великому языку Пушкина.
«Вчера мне опять приснилась наша первая встреча в 1960 году: Это был слет учителей всего Советского Союза в Москве. Меня отправили на него как лучшего педагога русской словесности   года в нашей республике. Когда мы все собрались в зале, начали знакомиться друг с другом. «Я Мария Павловна»- протянула ты мне свою маленькую, пухлую ручонку. «Фирдавс» - ответил я, и, взглянув в твои голубые и глубокие, как озера глаза, не мог оторвать от них своего взгляда. «А как по отчеству?»- отрезвил меня твой вопрос. «Кудратович» - ответил я, все так же глядя в твои глаза. Я понял, что я утонул в них навсегда, утонул по собственной воле и не хочу, чтобы меня спасли. За три дня нашего слета мы с тобой сблизились так, словно знали друг - друга лет десять.  Когда твоя ручонка  затрепетала в моей огромной, мозолистой от работы в огороде ладони, я понял, что и я тебе небезразличен. И объяснился тебе в любви с первого взгляда и сделал предложение. Ты приняла его, и уже через месяц я привез тебя к себе, в   Таджикистан. Невзирая на все протесты родителей, я настоял на женитьбе на тебе. «Она же урус, не знает наших обычаев!» пыталась отговорить меня от свадьбы мама. «Ничего, выучит, привыкнет» отмахивался я от неё. За эти полгода совместной жизни с тобой я бы отдал все на свете! Ты оказалась мужественной: выдержала все тяготы сельской жизни, хотя сама была городской. Ни разу не попрекнула меня за отсутствие бытовых условий. Тебя полюбил весь кишлак за свой добрый, открытый характер. Только не моя мама. Ведь она мечтала женить меня на своей родственнице - таджичке, а тут ты -урус, как она тебя называла.  И вдруг… Вдруг меня призвали в армию, где нужно было отслужить три года!  Ты безутешно плакала, провожая меня: словно предчувствовала, что расстаемся навсегда.  Я нежно поцеловал тебя и прошептал на ухо: «Береги нашего ребенка!» И отбыл в автобусе с новобранцами, ещё не зная, куда меня отправят. Попал я в Мурманск, в Морфлот. Сколько я написал тебе писем, но не получил ни одного ответа! Я не знал, что и подумать: пока мне не написали мои родичи, что ты не захотела остаться в кишлаке без меня и уехала в Россию… Я писал в Псков, откуда ты родом, но снова не весточки… Тогда я решил, что ты разлюбила меня и нашла мужчину русской национальности. Если бы ты знала, как я тяжело пережил это твоё воображаемое мною предательство! Даже хотел покончить с собой! Благо, мои друзья - азербайджанец Али и грузин Вано не оставляли меня одного ни на минуту, поддерживали как могли.
Когда я вернулся из армии, и родители решили женить меня, я вел себя так, словно все это не касалось меня. Свадьба прошла как во сне. Уже сколько лет мы вместе с женой Мадиной, у нас уже пятеро детей - двое сыновей и трое дочерей.  Мадина оказалась покладистой, послушной и работящей, как и большинство таджикских женщин. Она ни разу не посмела перечить мне. Но,
дорогая Мария, я ни на миг не переставал думать о тебе! Ты всегда была и остаешься в моем сердце. Даже обнимая жену, я закрывал глаза, и представлял себе, что обнимаю тебя. Я долго искал тебя, но, увы, тщетно. Ты исчезла бесследно, унося с собой и нашу любовь, и нашего будущего ребенка. Как бы я хотел узнать, кто же у нас родился?! Ах, как бы я любил и лелеял это дитя нашей бурной любви! Но я никогда не рассказал о ней нашим детям, а жена сама знала все…  Судьба оказалась жестокой… Каждый вечер ложась спать, я молю Бога только об одном: чтобы я смог увидеть хоть раз до своей смерти тебя и нашего ребенка! Наверное, и умру с этой  надеждой. Любящий тебя безумно твой  Фирдавс».
Джунайд долго не мог вернуться к реальности: он был в шоке от своего открытия: его отец всю жизнь любил другую женщину, но мать ни разу не рассказала своим детям о той, русской женщине со светлыми волосами и голубыми глазами! У него где - то есть сестра или брат! «Я сделаю все возможное, чтобы найти их!» Принял Джунайд решение. Когда отец вернулся с работы, Джунайд  сказал, что ему нужно поговорить  с ним. Обрадованный отец решил, что наконец-то Джунайд выбрал невестку и повел его в свою комнату - кабинет. Увидев открытое письмо на столе, он побледнел: «Ты  все знаешь? Читал?» - Спросил он упавшим голосом.
- Я не хотел, отец, думал, что это сочинения школьников. Прости.
- Нет, нет, не извиняйся. Это даже к лучшему: Мне даже стало легче. Тяжело было нести это бремя по жизни одному.
- Отец, я найду их, я тебе обещаю!
- Как же ты их можешь найти, если она сменила фамилию, место жительства?
- Я придумаю что-нибудь. Мне самому хочется увидеть своего брата или сестру!
- Хорошо, но ты невестку себе выбрал? Мать твоя привела к нам в дом всех девушек кишлака!
- Отец, я ещё не хочу жениться. У меня другие планы, дайте мне пока заниматься моей любимой работой! Позже, я сам вам скажу.
- Мать твоя расстроится. Она очень переживает за тебя.
- А ты скажи ей, что в следующий приезд я непременно выберу себе невестку и женюсь!
- Когда он будет то твой следующий приезд, ещё через пять лет?
- Обещаю, что намного раньше: я приеду к тебе с русским братом или сестрой! А ты можешь мне дать прежний адрес Марии? Может там, кто помнит её и знает, куда она переехала?
- Город Псков. Как ты будешь искать иголку в стоге?
- Уж это ты предоставь мне самому.
… Через два дня весь кишлак провожал Джунайда в Россию, точнее, в Москву, где он работал и учился.
Через несколько дней Джунайд отправился в город Псков, обошел почти все адресные столы,  но так и не добился никаких результатов. 
Наконец, в одном из них дали ему название села, где предположительно живет Мария Ивановна, но та ли эта женщина, которую ищет Джунайд, они не могут сказать точно.
Джунайд добирался на попутных машинах и удивлялся бездорожью: Боже, это проблема России не решается веками!- подумал он про себя. Наконец, КАМАЗ, на котором он ехал, остановился у въезда в село и сказал: вот ваше село, а мне ехать дальше. Желаю вам успехов! Джунайд протянул водителю деньги: тот отпрянул как ошпаренный: зачем вы меня обижаете? Или вам наговорили много плохого про нас русских?
- Ради Бога, простите меня, у меня и в мыслях не было обидеть вас! Как я могу думать плохо о русских, когда сам учусь  и работаю в России, и все мои друзья русские? Я просто хотел отблагодарить вас. Тогда вот что, я дам вам свой адрес в Таджикистане, приезжайте к нам в гости со всей семьей! Мы будем очень рады! - протянул бумагу Джунайд водителю, и крепко пожав ему руку, отправился в путь.
Улицы села были безлюдны. Даже не у кого было спросить информацию. Но вдруг, Джунайд увидел старух, сидящих перед избой вдали. Сравнявшись с ними, он почтительно поздоровался, представился и рассказал о цели своего визита.
- Нет, она давно уехала в другой город, куда, никто не знает!
Разочарованный тщетными поисками Джунайд понуро сидел в поезде в Москву, глубоко задумавшись. «Что же я отвечу отцу? И почему я обнадежил его?»
- Чаю будете? - это вагоновожатая, женщина лет сорока пяти -пятидесяти оторвала его от тяжких дум. - И что у нас такое случилось? - спросила она полусерьёзно - полушутливо. - Что мы такие печальные?
Джунайд взглянул на открытое лицо женщины, и вдруг, почувствова к ней доверие,  начал рассказывать ей свою историю.
- Значит, ты ищешь Алешу-таджика! - воскликнула вагоновожатая. - Вот он обрадуется! Он всю жизнь мечтал о встрече со своим отцом и родственниками таджиками! Его ведь дразнили Алешой-таджиком, мальчишки обзывали его безотцовщиной. Сами знаете, какой жестокой порой бывает детвора! Сколько раз мать вытирала его слезы, утешала его, обещая, что отец непременно найдет его и накажет его обидчиков. Боже, как давно это было! Теперь у него самого дети! Его мать живет в нашем селе.
- Что? - не поверил Джунайд своим ушам. -  В каком селе?
- В Малиновке. Мы уже проехали его.
- Когда следующая станция? - спросил Джунайд прерывющимся от волнения, голосом.
- Скоро, через двадцать минут.
Эти двадцать минут Джунайду показались вечностью. Не успел поезд затормозить, как он оказался у выхода. Он поблагодарил вагоновожатую и спустился на землю.
Добирался он до Малиновки снова на попутных машинах.
Улицы села были пустынны. Джунайд постучался наугад, в первую же калитку.
- Хозяйка! - позвал он.
Вышла женщина средних лет.
-  Вы не скажете, где живет Мария Ивановна? - спросил Джунайд.
- Это та, у кого сын Алеша таджик? - вопросом на вопрос ответила она.
Джунайд утвердительно кивнул головой.
- Вон, видите ту избу с голубыми наличниками на окнах?
Поблагодарив её, Джунайд  отправился к указанной избе.
- Хозяйка! - Позвал он сиплым голосом.
Открылась дверь и вышла седая, стройная  женщина все с такими же голубыми, огромными глазами.
«В них невозможно не утонуть!-  Подумал Джунайд.- Теперь я понимаю отца!»
Женщина внимательно посмотрела на него и воскликнула:
- Ты от Фирдавса?!-  и чуть не упала в обморок, благо Джунайд вовремя подхватил её за талию.
- Я ждала этого дня сорок пять лет! - открыла глаза Мария Ивановна.
- Но отец искал вас все эти годы, а вы, поменяли фамилию, место жительства, вот и не мог найти вас! Я захватил его письмо, можете сами убедиться!- протянул Джунайд письмо отца, пролежавшее столько лет в ящике письменного стола.
Мария Ивановна раскрыла письмо  дрожащими руками, и, поднося близко к глазам, начала читать, беззвучно шевеля губами. Слезы текли ручьём по её увядшим, морщинистым щекам.
Джунайд обнял её, и прижал к груди:
- А где же Алеша, мой брат? - попытался он  отвлечь Марию Ивановну от письма.
- Надо же, именно сегодня ему понадобилась уехать на пикник с друзьями! У них есть своё облюбованное место в лесу, в ста километрах отсюда. Как  же оповестить его?
Это было время, когда ещё не было мобильной связи, к которой мы так привыкли. Да простой телефон то был не у всех дома! Тем удивительней было Джунайду то, как же умудрились сельчане, найти Алешу - таджика  за какие - то три часа, и направить  его в дом матери.
Джунайд пил чай со знаменитым малиновым вареньем Марии Ивановны и рассказывал ей о жизни отца в Таджикистане, о брате, сестрах. Действительно, ни у кого в селе не получалось такого варенья, как у Марии Ивановны: у неё были какие-то свои секреты.
Перед домом засигналила машина, и Джунайд выбежал во двор и увидел не одну, а целых четыре легковых автомашин на улице. Когда из первой иномарки вышел мужчина, у Джунайда отвисла челюсть: Ему показалось, что это его брат Олим приехал по его следам. Но, когда увидел серебряные нити в каштанговых  волосах мужчины, понял, что ошибся. Боже, как же он был похож на Олима!
Мужчина подбежал к нему и порывисто обнял его безо всякого предисловия. Джунайд тоже обнял его. Марина Ивановна наблюдала за происходящим, все так же плача. Толпа односельчан окружила обнимавшихся. Кто-то радостно восклицал, кто-то не мог сдержать своих слез.
- Ты мой старший брат, Алеша!- заговорил наконец, Джунайд. - Я младше тебя всего на три года! А дома у тебя ещё один брат - твой двойник и три сестры. Они все ждут вас с нетерпением!
- Нет, Джунайд, я уже не в состоянии сделать такой путь, слишком стара, а вы с Алешой поезжайте!
Вечером односельчане вместе праздновали долгожданную встречу братьев. А на следующий день Джунайд с Алешой-таджиком отбыли в Таджикистан.  Джунайд отправил домой телеграмму, сообщив, каким рейсом они прибывают в Душанбе.
Встреча, которая была организована им, была сюрпризом даже  для самого Джунайда: их встречали с карнаем, сурнаем, с цветами. Казалось в аэропорт приехали все жители их кишлака. Алеша удивленно посмотрел на Олима, который как две капли был похож на него, и обнял его.  А присутствующие изумлялись их сходству. Даже не верилось, что их родили матери  разных национальностей!
Отец с матерю  ждали их в кишлаке. Вся цепь автомобилей  отправилась с аэропорта в кишлак. Всю дорогу братья расспрашивали друг друга, знакомились ближе. После шестичасовой езды по горной дороге с изумительными пейзажами, которыми не переставал восхищаться Алеша -таджик, они наконец, доехали до своего кишлака: «Приехали, приехали!» - с этими криками  ватага  детей побежала в сторону дома Фирдавса,  обгоняя автомобили.
Двор был полон людей. Мать Джунайда -  Мадина  расстелила от ворот красивую ткань и ждала, когда же гость выйдет из машины. Увидев идущих в обнимку Олима с Алешой  -таджиком, она замерла на месте. Словно она сама родила этого мужчину, приехавшего из далекой России.
- Ступай по этой ткани, это твой пояндоз,* сынок, - обратилась она к Алеше таджику, и обняла его. Фирдавс стоял рядом с ней, не скрывая своих слез.
- Вот наш отец, - шепнул ему на ухо Олим.  - Он очень ждал тебя, подойди к нему.
Алеша - таджик подошел к отцу, которого приобрел только после сорока с лишним лет, когда уже сам стал отцом семейства, и крепко обняв его, зарыдал, не стесняясь окружающих. Многие плакали, глядя на встречу отца с сыном.
Затем к Алеше таджику подошли сестры, и робко обняли его. Мадина пригласила всех пройти в дом. Но,  к удивлению Алеши - таджика, в дом вошли только мужчины, а женщины остались во дворе.
- У нас не принято, чтобы женщины сидели вместе с мужчинами, - объяснил ему Джунайд. - Но когда гости разойдутся, ты сможешь вдоволь пообщаться с сестрами и с нашей матерью.
А в дальнем углу двора мужчины в фартуках хлопотали вокруг огромных казанов, в которых варилось мясо  баранов, зарезанных в честь этого радостного события.
В просторной, светлой комнате с огромным ковром  на полу был расстелен дастархан, полный всяких яств.
- У нас сидят на полу, привыкай брат, - снова обратился Джунайд к брату.
Алеша таджик с непривычки с трудом уселся на пол, но не знал, куда подевать ноги.
- Облокотись на эту подушку у стены, так будет легче сидеть - подсказал ему Олим.
Последним в комнату зашел Фирдавс. Стоя на пороге, он внимательно оглядел всех, словно хотел попрощаться и без сознания рухнул на пол.
Вызванной Скорой помощи оставалось только констатировать факт смерти.
- Отец, отец!- надрывно закричал Алеша - таджик. - Не бросай меня снова, я ждал этой встречи так долго! - его душили рыдания, которых оглушали крики и вопли плачущих женщин. Он выбежал во двор, и, увидев, толстый ствол орехового  дерева, ударился головой об него и рассек себе лоб.
- Это я виноват в его смерти! -  кричал он. - Мне не следовало приехать! Он был бы жив!
Кровь шла фонтаном, и люди не знали, кем заняться, усопшим отцом или раненым сыном. Благо, врачи вызванной к Фирдавсу, Скорой помощи ещё не уехали, и, остановив ему кровь, сделали успокоительный укол. Вот так  прошла короткая, длиной в двадцать минут, встреча Алеши - таджика с отцом, о которой он мечтал всю жизнь…








Рецензии