19. Лыжи и деньги


        Было это давно,  я не смогу вспомнить, кто еще был в автобусе . но впечатление от монолога нашего водителя не стерлось. Часто по воскресеньям наша группа горнолыжников ездила на расчистку просек под линиями электропередач. Мы больше летали на вертолете по всей области, но сегодня работа была недалеко, и нас повезли на автобусе. Это была команда интеллигентов – инженеры, научные работники, преподаватели ВУЗов, объединившиеся в бригаду лесорубов. Деньги нам платили по безналичному расчету, довольно прилично,  но истратить их можно было лишь путем безналичных перечислений для оплаты спортивных экспедиций в горы.
Но это еще будет, а пока мы едем в автобусе. Ведет автобус средних лет водитель. Воскресенье, ему не хотелось ехать, тем более бесплатно ( за обычную зарплату ), и он ворчал всю дорогу. Мол, он, рабочая кость, представитель единственного по настоящему полезного класса на земле, чьими руками создано вообще все на земле, без которого и вода не освятится, должен везти этих интеллигентов ( для него это синоним дармоедов ) в лес. Хоть бы левая была поездка, а так…О том, что у нас это тоже выходной, то, что мы едем не прохлаждаться, а работать лесорубами ( не самая легкая работа!), ему и в голову не приходило. Он так был увлечен рассказом о своей классовой исключительности, о том, как он всем нужен, умением все достать и достатком в семье, что не замечал, что описывает, как достичь высокого уровня жизни путем просто воровства.
Эти интеллигенты корячатся по воскресеньям ради какой-то химеры – горы, лыжи, книги. Другое дело он – машина всем нужна, это был дефицит, он его менял на другие дефицитные вещи и деньги. А то, что машина не его, он ворует машину, бензин, зачастую рабочее время – он этого просто не понимал. Он же рабочий, все принадлежит ему! И даже оформление фальшивого путевого листа, за трешку подписанного Зинкой- диспетчером, не кажется ему незаконным, все так делают, он всегда прав и презирает этих не умеющих жить очкариков, какие-то доценты, инженеры, кандидаты и доктора наук. Знал бы он, какого уровня жизни некоторые из этих очкариков, решившиеся уехать в эмиграцию, достигли в США, Израиле, Австралии….Но черт с ним, с водителем. Помнится в основном хорошее, а работа в хорошей компании, без насилия, в радость, да и  катались после этого с удовольствием.
Но не всегда. Мне довелось стать, наверное, чемпионом бригады, так как ездил на порубку я немало, но ни разу не смог воспользоваться хоть копейкой из заработанных денег. Однажды я был уже близок к поездке в Болгарию, деньги были перечислены, все было оформлено, но партбюро не утвердило мне характеристику для получения выездной визы. Удивительным образом характеристики не были подписаны, и не смогли поехать в лыжную экспедицию за свои деньги еще двое участников группы. Наша троица с откровенно еврейскими фамилиями «чем-то» не понравилась трем парткомам трех разных институтов.  Остальные участники с не столь вызывающими фамилиями прекрасно покатались в Болгарии.
Но однажды мне все же удалось потратить свои деньги, но это была другая работа – покраска опор линий электропередач, работа более рискованная, трудная и тоже хорошо оплачиваемая при безналичном расчете. К сожалению, я начал заниматься альпинизмом уже в зрелом возрасте – значок «Альпинист СССР» я получил  в 27 лет. Был я старый, малоперспективный, мой рост вне хорошей команды был медленным и тяжелым. Я не стал хорошим альпинистом, но красота гор, желание и способность преодолевать себя и внешние трудности доступны и на не самых высоких спортивных уровнях (может, не столь ярко). Те восхождения 4 категории сложности, которые я совершил, нельзя сравнивать с восхождениями на Памире и Гималаях, но они оставили заметный след в моей душе, тем более, что удалось походить с хорошими альпинистами.
Но сейчас о земном. Залез на опору под напряжением 330 кв, банка краски в руке, кисть, на страховку ни рук, ни времени. Или красить, или страховаться. Лазание легкое, но скользко от краски, надо быть очень внимательным, но в альпинизме это всегда. Как-то справился. А был уже немолодым – больше 40. В молодости все было много легче. Покрасив за 2 дня опору, я заработал приличную сумму, но где она, на каком счету, даже не знал. Бригадир перевел деньги в фонд только что образовавшегося и недолго просуществовавшего горнолыжного клуба. Другой  мой друг умудрился оформить через клуб поездку на Кавказ группы лыжников. Нам оплатили переезд, жилье в бункере под станцией канатной дороги «Мир». Класс! Знал бы я кто за это заплатит! А пока мы живем в этом бункере на высоте 3500 м, После 3 ч дня жизнь замирает, мы одни, красота, тишина, да и катание прекрасное – не надо стоять в очереди, чтобы сюда подняться. Мы быстро акклиматизировались, легко прогуливались до Приюта 11 ( 4200 м) и однажды спустились на лыжах со скал Пастухова ( 4800 м). Никогда не забуду этот спуск! Ширина склона, хороший наст, потрясающий вид – красота, душа пела.
Опять душа, а мы о деньгах. Клуб разогнали, деньги разобрали те, кто их внесли, а куда списать расходы на поездку? Оказалось, что моя фамилия фигурировала как в держателях денег, так и в участниках поездки. На меня ( точнее с меня) все и списали. Теперь я горжусь тем, что принадлежу к богатеям, которые могут за свои деньги пригласить друзей в горы, оплатив им все расходы. Небольшую часть денег мне, правда, вернули.
А поездка была замечательной. Кроме пары дней, когда не было света ( и печки не работали, но под землей мы не замерзли) жизнь была интересной и по вечерам. По всему Чегету ходили слухи о нашей команде. Один из нас рассказывал об открытой недавно (тогда) высокотемпературной сверхпроводимости и перспективах изменения жизни с ее использованием. Другой, хорошо знавший английский, с листа переводил вслух откуда-то появившуюся книгу о китайском сексе Дао. Наш организатор не поленился составить альбом из фотографий ( черно-белых) о поездке. Современная техника позволила без труда его размножить. Теперь мы все можем посмотреть альбом и вспомнить. А вспомнить есть что. Кроме указанных мероприятий мы пытались совершить восхождение на Эльбрус. Погода была жуткая. Палка, повешенная за лямки,  висела почти горизонтально. Ведущий, известный альпинист, прекратил наше восхождение. И так 2 дня подряд. Взошла в эти дни на вершину только непонятная зондеркоманда молчаливых почти одинаковых людей, о которых нам ничего не удалось узнать. А наши помороженные с стороны ветра рожи выставлены в альбоме. Нашла там свое отражение и шуточная демонстрация, которую мы провели 1 мая вокруг станции «Мир».
Хорошо оплатили 2 дня на работы на опорах.


Старый Салтов 2016


Evgeni Buchstab
ebuch111@gmail.com
http://www.proza.ru/avtor/ebuch111


Рецензии