Молотовский НПЗ. След

               

Время бежит неумолимо. Его не остановить. Прошло меньше двух лет, как я уехал из Перми, а сейчас сижу в кабинете и занимаю должность Заместителя начальника Главного управления основной химии Минхимпрома СССР Начальник у меня – Петр Степанович Малышков, бывший начальник Управления нефтехимии Пермского совнархоза. До этого, в ноябре 1965 года,  я приказом по Управлении химии Белорусского совнархоза был назначен директором Мозырского химкомбината.
На площадке предусматривалось сначала построить нефтеперерабатывающий завод по топливной схеме, а в последующем, -  химкомбинат  на базе запасов соли (NaCl).
 Институт «Грознефтезаводы» прислал технический проект на строительство
нефтеперерабатывающего завода. Ознакомившись со всеми разделами технического проекта, я написал разгромное заключение и направил  его в «Грознефтезаводы» и  в
Главное управление хлорной промышленности Минхимпрома СССР.
Дело в том, что в это время образовывались Союзные министерства и делились заводы между Костандовым (Минхимпром СССР) и Федоровым (Миннефтепром СССР) . Мозырский химкомбинат отнесли к Минхимпрому СССР и его хлорщикам.
Антонов ( начальник Главхлора МХП СССР), ознакомившись с моим заключением,
принял решение перевести меня в Главк.  В марте 1966 года меня назначают Главным механиком Главхлора, а в июле 1967 года – зам. начальника Главоснов хима. 
 Знакомлюсь с титульным списком на 1969 год Сумского химзавода. Звонок по телефону:
-  Здравствуйте, вы  - Корниенко Владимир Михайлович?
- Да.
- Вам звонит следователь Пермской прокуратуры. Вы должны приехать в Пермь и дать показания по взрыву  газгольдеров водорода на Пермском НПЗ. Нами обнаружен ваш след  в причине взрыва газгольдера.  В исполнительной документации нашли чертеж, где вы перенесли предохранительный клапан из проектного положения на новое, имеется ваша подпись.
- Хорошо. Когда?
- Желательно в течении пяти дней.
- Договорились.
Начал вспоминать. Да, действительно, Ваня Танцура (начальник монтажного участка) приходил и уговорил меня перенести рычажный предохранительный                клапан на коллектор сообщающихся водородных газгольдеров, т.к. проектное расположение  было очень сложно выполнить и неудобно обслуживать.
Открыли «Инструкцию котлонадзора». Для сообщающихся сосудов предохранительные клапаны можно ставить на одном из сосудов или на общих коллекторах. Требуется удобное обслуживание клапана. На чертеж нанесли новое расположение клапана, и я расписался.
Доложил начальнику, он разрешил мою поездку в Пермь.
Еду. Знакомые места: Ярославль, Александров, Буй,  Шарья, Киров, Верещагино…  Четырнадцать раз ездил каждый год в отпуск, а еще и  командировки в Москву. Поеду на завод, посмотрю  должностную инструкцию сменного оператора  парка водородных газгольдеров
 В инструкции имеется пункт: « оператор при принятии смены в обязательном порядке должен подорвать рычагом предохранительный клапан».
Попросил журнал дежурств. В журнале нет записи о подрыве клапана.
Еду на ул. Луначарского 3, в прокуратуру города. Нашел следователя, у него была «Инструкция котлонадзора» и  чертеж с моей подписью. Открыли статью об установке предохранительных клапанов на сосудах под давлением . Всё в порядке, -  я не нарушил правил котлонадзора. Вопрос о необходимости каждую смену подрывать предохранительный клапан я не стал поднимать. Сами разберутся.
Позже я узнал о причине взрыва газгольдера водорода. Днем было тепло,  и под седлом клапана накопилась влага. Ночью подморозило, клапан прихватило. В сети повысилось давление,  и сварной шов на одном из газгольдеров не выдержал и произошел взрыв.  При исследовании образцов сварных швов, взорвавшегося газгольдера ,выявили , что при сварке днища газгольдера с корпусом был  нарушен допускаемый зазор, между свариваемыми  элементами. Вместо доведения зазора до допустимого, сварщики проложили сварную проволоку и заварили.
Следствие длилось долго. Выявили сварщиков завода –
изготовителя газгольдеров. Состоялся суд. Вину за взрыв полностью возложили на машиностроителей.
Мой след оказался ложны.

                В.М. Корниенко Москва, сентябрь 2016 г..

               


Рецензии