Различные литературные направления

РАЗЛИЧНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Литературные направления/Годы/Писатели

1. КЛАССИЦИЗМ  (в основном пьесы)/XVII-начало XIX в.

Российский: Ломоносов; Фонвизин; Державин;
Французский: Расин (трагедии); П. Корнель; Вольтер;  Мольер;  Лафонтен; ранний Беранже;
Английский: Шекспир (пьесы); Марло;
Немецкий: Гёте,  Шиллер (веймарский период).

2. Сентиментализм/ 2-ая половина XVIII в. – начало XIX в.

Английский: Ричардсон; Лоренс Стерн;               
Французский: Руссо;
Русский: Карамзин («Бедная Лиза»); ранний Державин.

3. РОМАНТИЗМ/Конец XVIII- первая половина XIX в.

Французский: Ламартин; Шатобриан; Мюссе; Дюма; Готье; Мериме;  ранние: Гюго; Стендаль; Ж.Санд;
Немецкий: Гофман; Новалис; братья Шлегели; ранние: Гёте;  Гейне;
Английский: Байрон; Шелли; Китс; Блейк; Теннисон; де Куинси;
Шотландский: Бёрнс; Скотт;               
Американский: По; Мелвилл; Купер;               
Польский: Мицкевич;               
Русский: Жуковский; Державин; Одоевский; ранние: Тютчев; Пушкин; Лермонтов; Вяземский; Крылов.

4. РЕАЛИЗМ/С 30-х годов  XIX в.

Немецкий: поздние:  Гёте:  Гейне;               
Французский: Флобер; поздние: Гюго; Стендаль; Ж.Санд; Бальзак;
Американский: Твен; Фолкнер;               
Английский: Диккенс; Теккерей; Гарди;
Немецкий: Фонтане;               
Русский: Некрасов; поздние: Тютчев; Пушкин; Лермонтов*; Вяземский; Крылов; ранние Достоевский; Чехов; Грибоедов; Солженицын.               

5. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ/Середина-конец XIX в.

Американский: Фолкнер; Драйзер; Лондон;
Французский:  Мопассан; Бальзак;               
Германский: Т. Манн; Г. Манн;               
Русский: Л. Толстой; Гоголь; Тургенев; Гончаров; поздние: Достоевский; Чехов.               
6. НАТУРАЛИЗМ/Последняя треть XIX в.

Французский: Золя; братья  Гонкур; Гюисмане; Мопассан.

7. СИМВОЛИЗМ**/1870-1910 гг.

Американский: По; Уитмен;
Французский: Бодлер; Верлен; Маллармэ; Рембо; Валери;               
Немецкий: Шопенгауэр; Ницше; Скандинавский: Ибсен; Гамсун; Стринберг;               
Английский: Блейк; Шелли; О. Уайльд;               
Бельгийский: Метерлинк; Верхарн;
Русский: Соловьёв; Анненский; Мережковский; З. Гиппиус; Ф.Сологуб; Бальмонт; Брюсов; Белый; Блок; Вяч. Иванов; Волошин (ранний).

8. АКМЕИЗМ***/1910-е годы

Ранние  Гумилёв,  Ахматова,  Мандельштам; Городецкий; Зенкевич; Нарбут;  Г. Иванов;  М. Кузмин;  Волошин (поздний).
 
9. ФУТУРИЗМ****/1910-1920 гг.

Маринетти - итальянский писатель, поэт, основатель футуризма;               
Бурлюки; Хлебников; Крученых; Гуро; Каменский; Лифшиц; Маяковский (ранний) - кубофутуризм;
Северянин; Олимпов; Гнедов; Игнатьев – эгофутуризм; 
Третьяков; Асеев; Пастернак (ранний); Шкловский – умеренные футуристы «Центрифуга».

10. ИМАЖИНИЗМ*****/1920-е годы

Есенин; Мариенгоф; Шершеневич; Грузинов; Ивнев; Кусиков; Ройзман; Эрдман.

11. СОЦ. РЕАЛИЗМ  (введён Горьким)С 1920-х гг.

Горький; Толстой А. Н.; Вересаев; Фадеев; Серафимович, Фурманов,  Ф. Гладков.
            
*ЛЕРМОНТОВ – основатель жанра социально-психологического реализма (романа) в России. Его предшественниками были МЮССЕ, ШАТОБРИАН и КОНСТАН.

**СИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ является основным приемом художественной изобразительности для художника, который в окружающей действительности ищет лишь соответствий с потусторонним миром. Для представителей символизма «все — лишь символ». Если для реалиста роза важна сама по себе, со своими нежношелковистыми лепестками, со своим ароматом, со своими ало-черным или розово-золотым цветом, то для символиста не приемлющего мир, роза является лишь мыслимым подобием мистической любви. Для символиста действительность это только трамплин для прыжка в неизвестное. При символическом творчестве органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность, мыслимое подобие и явное конкретное изображение.               

***АКМЕИЗМ — («высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

****ФУТУРИЗМ — авангардистское направление в европейском искусстве 1910—1920 годов. Стремление создать «искусство будущего», отрицание традиционной культуры, эстетика урбанизма и машинной индустрии.

Для живописи футуризма характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.

Для литературы — переплетение документального материала и фантастики.

В поэзии — экспериментирование: ритмическое, рифменное, языковое («слова на свободе» или «заумь»).

*****ИМАЖИНИЗМ — направление в литературе и живописи.  На русской почве развилось впервые годы революции. Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».

Литературная группа «СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» - 12 человек, из них одна женщина.

Образована 1 февраля 1921 г.  при  «Доме искусств»: Pощенко, Вс. Иванов, Никитин – «Восток» - работают над языком, принадлежат к традиции, начатой Далем и Вельтманом и продолженной Лесковым;               
Каверин, Лунц,  Слонимский, Тихонов,  Познер, Полонская  - западники – тянут в сторону авантюрного романа; Федин, Радищев Н., Груздев.               
Шкловский тоже примыкал к Серапионам.

Вопрос о влиянии Шкловского (и формальной школы) на серапионов неоднократно обсуждался современниками и исследователями литературы.               
В студии Дома искусств вместе со Шкловским преподавали Тынянов и Эйхенбаум; некоторые серапионы принимали участие в работе ОПОЯЗа, перенесшего с дек. 1919 г. свои заседания в Дом искусств (в числе членов ОПОЯЗа называли Л. Лунца, М. Слонимского, Е. Полонскую.               
Неменьшее значение имели и постоянные контакты Шкловского с серапионами, запечатленные в известных воспоминаниях В. Каверина, К. Федина, М. Слонимского, Е. Полонской, В. Познера, К. Чуковского и др.               
Современники часто ставили знак равенства между взглядами серапионов и формалистов.               
Влияние идей Шкловского (в первую очередь – о сюжетосложении) в наибольшей етепени коснулось ранней прозы Л. Лунца, М. Слонимского и В. Каверина (последний, в частности, в своих воспоминаниях о Шкловском признавался: «в те годы многие теоретико-литературные гипотезы Шкловского были мне близки, и в своей прозе я старался следовать его советам»).               
Особую остроту вопрос о членстве Шкловского в группе обрел после вынужденной эмиграции писателя в 1922 г. Отвечая на ст. П. Когана и П. Лебедева-Полянского  о серапионах, Л. Лунц тогда утверждал: «Виктор Шкловский – серапионов брат был и есть!»

ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.               

В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.               
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм,поэтику абсурда.               
В своём стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты были под влиянием футуристов (в особен¬ности В. Хлебникова), А. Крученых и И. Терентьева; вы¬ступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве.

ОПОЯЗ, русский формализм, «формальная школа» (общество изучения поэтического языка или общество изучения теории поэтического языка) — научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов  — представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916—1925 годах.

Сама «формальная школа» просуществовала до начала 1930-х годов и оказала значительное влияние на теоретическое литературоведение и семиотику.

ОПОЯЗ, название которого расшифровывается по одним источникам как общество изучения поэтического языка, а по другим — как общество изучения теории поэтического языка — полуформальный научный кружок, созданный около 1916 года (неформальный характер не позволяет указать точную дату) группой теоретиков и историков литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов) лингвистов (Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский), стиховедов (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), с ОПОЯЗом был связан В. В. Маяковский, вообще на раннем этапе ОПОЯЗ ориентировался на творчество футуристов, позднее некоторые ОПОЯЗовцы входили в ЛЕФ, руководимый Маяковским.

Согласно Р. О. Якобсону, решение о создании общества было принято на обеде в квартире О. М. Брика в феврале 1917 г. (кроме Брика и Якобсона присутствовали В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум и Л. П. Якубинский). Первые сборники ОПОЯЗа финансировал О. М. Брик.

Говоря об истории Опояза, следует иметь в виду, что ни в первое время своего существования, ни после Октябрьской революции, когда он "получил штамп, печать и был зарегистрирован".  "Опояз никогда не был регулярным обществом, со списком членов, общественным положением, статусом. 

В различное время в работе ОПОЯЗа принимали участие или были к нему близки также А. Л. Векслер, Б. А. Ларин, В. Пяст, Л. Я. Гинзбург,  Е. Г. Полонская,  А. И. Пиотровский, М. Л. Слонимский,  В. М. Жирмунский,  Л. В. Щерба, Б. В. Казанский, В. Р. Ховин, В. Г. Корди, Б. В. Томашевский, Б. А. Кушнер,  C. М. Бонди, М. К. Клеман, Л. Н. Лунц,  А. Л. Слонимский, И. А. Груздев и др.

Манифестом ОПОЯЗа можно считать ранние работы Шкловского «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как приём» (1917), в которых резко критиковался подход к искусству (и литературе, в частности) как к «системе образов» и выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов художника («формальный метод в литературоведении»).

Различные участники ОПОЯЗа в разные периоды его существования и в последующие годы поддерживали и проводили этот тезис в разной степени (от последовательного проведения его самим Шкловским через существенные уточнения и дополнения Тыняновым до полного отрицания Томашевским).

В 1920-е годы и позднее формальный метод в литературоведении подвергался сначала жёсткой критике (включая специальную главу в книге  Л. Д. Троцкого «Литература и революция» (1923), а затем жёсткой травле со стороны коммунистических идеологов и официозного литературоведения. После «проработочных» кампаний середины 1930-х годов само слово «формализм» превратилось в ругательство и статью политического обвинения.

ЮЖНОРУССКАЯ ШКОЛА. В каждом человеческом "множестве", подвергаемом перегрузкам, неизбежно возникают процессы конденсации и кристаллизации. Когда Причерноморье начали беспощадно прессовать, оно породило из своей среды собственных вождей, ораторов, певцов и художников. Мы не согласны со знаменитым утверждением Маркса о том, что, когда пушки стреляют, музы молчат. Более жестокой эпохи, чем начало двадцатого века, Россия не знала, а какое созвездие талантов породила эта эпоха! Русский Юг, пребывавший в вековой культурной спячке, также проснулся и делегировал наверх, в сферу профессиональной культуры блестящую плеяду писателей. Перечислим их: Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Лев Славин, Юрий Олеша (ОДЕССИТЫ), Константин Паустовский, Михаил Светлов, Илья  Сельвинский, Лев Никулин.

Середина и конец 1910-х гг. - время стремительно развивающегося литературного процесса не только в столицах, но и в провинции. Особое место в ряду небольших, но "литературно значимых" городов, как известно, занимает Одесса.

Именно в эти годы здесь начинают свою деятельность те авторы, чье творчество будет определять литературный процесс 1920 - 1930-х гг. В течение нескольких лет в Одессе существовал (одновременно или сменяя друг друга) целый ряд литературных объединений ("Студенческий литературно-художественный кружок", "Бронзовый гонг", "Коммуна поэтов", "Коллектив поэтов", кафе поэтов "Хлам", "Пеон IV"). С 1918 г. важную роль в культурной жизни города играет литературно-художественный кружок, вдохновителями и активными участниками которого были молодые одесские поэты и прозаики; большая часть из них ранее входила в "Студенческий литературно-художественный кружок".

Называлось это объединение "Зеленая лампа". По свидетельству Р. Александрова, официального списка членов кружка не сохранилось, а возможно, и не существовало, но "старые афиши, газетные объявления, воспоминания современников позволяют считать "Зеленую лампу" самым представительным литературным объединением Одессы конца 1910-х - начала 1920-х годов"1*. В коллектив "Зеленой лампы" входили: Валентин Катаев, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Зинаида Шишова, братья Борис и Исидор Бобовичи, Анатолий Гамма, Александр Биск, Владимир Дитрихштейн, братья Георгий и Вадим Долиновы, Иван Мунц, Леонид Нежданов, Эмилия Немировская, Софья Соколова, Анатолий Фиолетов и другие.

Участники кружка публиковали свои произведения в одесских периодических изданиях (среди них, например, "Бомба. Журнал революционной сатиры", "Огоньки.

Литературно-художественный еженедельник"). Как впоследствии вспоминал Георгий Долинов, "из всех существовавших кружков только студенческий удосужился оставить по себе память в виде отдельного альманаха, где поместили свои стихи 13 членов этого кружка"2*: он увидел свет 27 декабря 1918 г.

ДОПОЛНЕНИЕ.

Сегодня в интернете была опубликована любопытная статья по рассматриваемой теме.

Как правило, я не привожу материалы из интернета, но, в данном случае, сделаю отступление, ибо во многом эти данные повторяют приведенные выше, а кое в чём дополняют.

Основные направления в литературе 22 августа 2017 г., 19:43 Arlett Источник: канал @cultpop

Сегодня мы расскажем о том, что вряд ли у кого-то осталось в голове после школы
(в школах об этом всегда рассказывали крайне нудно). Поэтому постараемся максимально "сжать" эту обширную информацию и расскажем по каждому из литературных направлений только самое основное. Так оно с большей вероятностью останется в памяти. Поехали!
 
БАРОККО.

Это направление было распространено в европейской культуре в XVI-XVII вв. (в России не пользовалось популярностью). Оно появилось в противовес возрожденческой традиции и связано с крушением идеи о человеке-полубоге с одной стороны, а с другой стороны отличительной чертой барокко было позиционирование человека как творца, который противопоставлен обезличенному миру природы. Стилистика Барокко подразумевала обращение к словесной игре, интерес к парадоксам и обильному использованию метафор, и в то же время она была очень трагична по своей сути.               
Яркие представители: Кальдерон, Грифиус, Гриммельсгаузен, Вуатюр, Марино и др.

КЛАССИЦИЗМ.

Эпоха классицизма была долгой, и длилась она с середины XVII по начало XIX века.
Главный акцент классицизма - разумность человека и его встроенность в рациональную систему мира. Практически отсутствовал акцент на внутреннем мире героя, значительно важнее были его деяния. Сам по себе человек воспринимался, как звено "разумной пирамиды мироздания". Классицизм подразумевал строгую иерархию жанров, которые делились на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).
Яркие представители: Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Вольтер, Свифт, Фонвизин, Сумароков, Ломоносов, Державин.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.

Возник в европейской культуре в середине XVIII века и долгое время существовал параллельно с классицизмом. Сентименталисты обращались к внутреннему миру - их интересовали чувства и переживания человека. Также от классицизма его разительно отличала обращенность к жизни обычного обывателя. Впоследствии именно в рамках сентиментализма сложится оппозиция: "естественный человек" - "цивилизация", где цивилизация будет выступать в роли злого начала.
Яркие представители: Ричардсон, Томсон, Грей, Прево, Руссо, Карамзин.

РОМАНТИЗМ.

Появление романтизма связывают с концом XVIII века. Как доминирующее литературное направление существовал очень не долго (всего около 30 лет), но в значительной степени изменил подход к восприятию человеческой личности, впервые заявив о её самоценности и самодостаточности. Отсюда культ свободы, которым славились все романтики: мир мыслей и чувств отдельного человека ставился намного выше всего общественного. Также романтизм ещё острее противопоставил цивилизацию и природу, и разделил действительность на два мира, предположив, что известная нам социальная реальность - не единственное, что доступно человеку.
Яркие представители: Байрон, Шелли, По, Лермонтов, Гюго.

РЕАЛИЗМ.

Появился в 30-х годах XIX века. Принципиальным моментом было изображение героя "здесь и сейчас": принято говорить, что реализм сблизил изображающего и изображаемое. Изначально своей целью преследовал максимально объективное изображение действительности. А впоследствии именно реализм осуществил настоящий прорыв в области восприятия героя - такой психологизации личности не было ни в одном направлении ранее. Именно на почве реализма "родились" такие авторы, как Достоевский и Толстой. Впрочем, реализм - понятие очень широкое. В советскую эпоху, например, появился т.н. "социалистический реализм", сильно идеологизированная, заточенная на обличение буржуазной системы форма реализма, которая по сути мало имеет общего с литературой.
Яркие представители: Флобер, Стендаль, Толстой, Достоевский, Кафка, Ибсен и др.

МОДЕРНИЗМ.

В рамках модернизма существует огромное множество направлений, объединенных, по большому счету, одной идеей: противопоставление классическому реалистическому искусству и попытка найти другой способ изображения действительности. Структурно определить модернизм не представляется возможным, часто используется формулировка: "модернизм" - это всё, что не "реализм" и не "постмодернизм".
Понятно, что в этом случае критерии довольно условные.

Основные ответвления модернизма:

ИМПРЕССИОНИЗМ.

Направление последней трети XIX - начала XX века. Целью ставило запечатление мира в его изменчивости и акцент на передаче мимолетных впечатлений. Как отдельное литературное направление так и не сложился, однако эстетика импрессионизма была позднее заимствована символистами и неореалистами.
Условно к импрессионистам можно причислить Бальмонта и Анненского. 

СИМВОЛИЗМ.

Очень обширное направление, начавшее складываться во Франции в 70-х гг. XIX века, и очень быстро распространившееся по всей Европе (за исключением Италии - по непонятным причинам). В русской литературе существует разделение на т.н. "старших символистов" и "младосимволистов". Для старших символистов было свойственно тяготение к идее одиночества, избранности поэта и раскрытие несовершенства мира. Младосимволисты изменили посыл, заявив, что поэт может быть пророком, а через пророческое слово (=слово поэта) можно изменить мир по эстетическому канону. Естественно, идеи символизма в какой-то момент потерпели крах, но литературе эпоха символизма очень много дала.
"Старшие символисты": Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб.
"Младосимволисты": Блок, Белый, Вяч. Иванов.

АКМЕИЗМ.

Возник в десятых года XX века в России. В каком-то смысле появился как реакция на кризис символизма. Если последний провозглашал "таинство слова", то акмеизм настаивал на точности и провозглашал материальность, отмечая самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. Образы акмеистов становились очень вещественны, в целом акмеизм - это культ конкретного, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».
Яркие представители: Гумилев, Ахматова, Городецкий.

ФУТУРИЗМ.

Футуризм зародился в Италии. Его "отцом" принято считать итальянского поэта и теоретика искусства Ф. Маринетти. Он предложил революционный подход к искусству, а именно: отказаться от духовности и любых словесных изысков. Сам подход футуризма предполагал эпатаж, поэтому его представители запомнились своими яркими провокационными работами. Футуризм ставил своей целью установку новых эстетических ценностей. Впрочем, эта попытка была обречена на провал.
Яркие представители: Маяковский, Хлебников, Кручёных, Елена Гуро, Бенедикт Лившиц.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

В полной мере литературным направлением экзистенциализм назвать, конечно, нельзя.
В первую очередь это философское направление, а если смотреть шире, то и вовсе концепция восприятия человека. "Отцом" экзистенциализма принято считать датского философа и писателя Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Экзистенциалисты настаивали на рассмотрении человека не "со стороны", как это принято в традиционной литературе, а совмещая объект и субъект повествование, - объясняя, что всё едино. Для экзистенциалистов крайне важен акцент на психологической жизни человека и подчеркивание всего иррационального. Свобода у экзистенциалистов, таким образом, воспринимается исключительно как личностный выбор из множества вариантов.
Яркие представители: Кьеркегор, Ницше, Камю, Хайдеггер, Симона де Бовуар.

СЮРРЕАЛИЗМ.

Оформился в 1920-е гг. как леворадикальное движение. Авторы-сюрреалисты постановили целью освободить искусство от всех условностей. Особое внимание отводилось внезапным импульсам и случайным образам, которые затем подвергались тщательной художественной обработке. На формирование сюрреализма в значительной мере повлиял фрейдизм. В литературе сюрреализм прижился значительно хуже, чем в живописи.
Яркие представители: Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон и др.

ПОСТМОДЕРНИЗМ.

Мощнейшее литературное направление современности, крайне разношерстное, открытое к любым новаторствам и сложно классифицируемое. Объединяющим моментом во всех постмодернистских работах является отказ от любой иерархичности: нет "высокого" и "низкого" искусства, все жанры и подходы едины, равны и т.д. Постмодернизм не ставит целью сказать что-то новое о мире - это его ярчайшая отличительная черта относительно всех других направлений. Кроме того, для постмодернистов важен акцент на равенстве всех культур мира и подчеркивается бесконечность эстетического (т.е. всё, что угодно, может быть искусством).
Яркие представители:Воннегут, Гинзберг, Мураками, Ерофеев, Пелевин, Фаулз, Эко.

Подробнее на livelib.ru:


ДОМАШНЕЕ ФОТО


Рецензии
интеерсная статья познавательная:-))с уважением:-))удачи в творчестве:-)))

Александр Михельман   28.11.2018 09:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.