Шрам перестройки

Бесшумно падал снег, деревья припорошило мягкой холодной ватой, тонкий лед на лужах то и дело грозил предательски треснуть... На всем этом спокойном фоне табличка с надписью «Стой, зона повышенной секретности!» смотрелась как-то дисгармонично… Еще более неформатными казались «качалки» нефтяников при въезде в «ракетный лес».

Приехав на заказном автобусе через поселок Юг, наша группа направилась к заброшенной территории ракетного комплекса… Лужи-ловушки неожиданно и неприятно напоминали о себе холодной водой в обуви, ругаясь и матерясь отряд упорно продолжал идти к намеченной цели. Кроме этого приходилось остерегаться узких и глубоких бетонных колодцев, на поверхности, покрытой снегом, они были не видны, и передвигаться по ракетному комплексу приходилось осторожно.

Проводник шел и осторожно нащупывал алюминиевым шестом каждый дюйм земли. Вся колонна шла следом за ним. Обломки бетонных стен и торчащие их них железные прутья выделялись из белой кристаллической снежной массы. Ангары, бункеры и непонятные помещения смотрели на приехавших сталкеров черной пустотой своего пространства, дверей не было – их разобрали, перед тем как взорвать шахту. Шахта, находившаяся неподалеку от ангара, представляла собой строго вертикальную железобетонную яму глубиной до 50-60 метров. Взорванные останки шахты для межконтинентальной баллистической ракеты, находившиеся на краю пропасти, смотрелись гротескно и чересчур сюрреалистично… Берлога выглядела уродливо-гротескно без своей «сатаны»*. Грозно и испытующе изучали нас развалины военной мощи Советской Империи. Ледяное дно шахты, принявшее на себя удар случайно упавшего камня из под наших ног, гулко отозвалось мрачным эхом… Подходить к краю пропасти просто страшно: внизу лед и острая арматура. Словами всю эту гамму чувств не передать, надо это видеть и только тогда может сложиться впечатление о той эпохе «холодной войны».
 
Все эти сооружения ракетного леса соединены между собой под землей туннелями в несколько ярусов. Мы спустились в первый ярус Подземного Города. На самом верхнем ярусе нужно было внимательно смотреть и вверх, и вниз, так как сверху и по бокам тоннелей торчали острые железные прутья, а снизу – ямы. На втором ярусе было уже темнее, фонарики пришлось включить на полню мощь. Еще глубже спуститься было нереально – шахта затоплена, только тонкая кромка льда напоминает о том, что там внизу находится смерть. Компьютерная игра «HalfLife» на территории этого Подземного мира воплотилась в реальность не только для меня.

Выйдя на поверхность, мы вздохнули с облегчением, основное уже позади и следующий пункт нашей экскурсии – Город Мёртвых. Городок встретил нас холодным молчанием, страшная тишина висела над улицами. Обломки домов, каркасы, кирпичи – это хаос, но в то же время какой-то определенный порядок… Снег тихо скрипел под ногами, нарушая сакральную тишину города. Стекло под грубыми берцами пронзительно кричало от тоски. Звук дыханья уставших сталкеров заглушался падающим снегом… В поисках приключений мы зашли в разрушенную библиотеку, рваные книги и листы лежали по всему полу, полки неестественно стояли в углу. Одна из таких книг привлекала мое внимание – это произведение Куприна «Молох». Какая ирония судьбы! Молох** (в данном случае это не завод, а ракетный комплекс) пал, а история завершилась вот таким неожиданным и красивым поворотом… Вот такое идеологическое обоснование разрушения Город Мёртвых хранил в своей библиотеке…

В четыре часа экскурсия закончилась, на перекрестке нас ждал автобус. Загрузившись и освободившись от оцепенения, мы наконец-то могли поделиться своими впечатлениями. Автобус оживился, не умолкая шли разговоры о прошедшем дне…

________________________________________________

*Так называли американцы советские межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 за их неуязвимость.
**Символ жестокой и неумолимой силы, требующей жертв от людей.


Рецензии