Молниеносные решения в шахматах

Сколько партий я сыграл в своей недолгой шахматной жизни?
Казалось бы невозможно подсчитать.
Но я всё-таки решился попробовать.
Турнирных партий я сыграл немного, и они поддаются подсчёту проще всего.
В свердловском Дворце пионеров я занимался три года, но не очень регулярно, поскольку основное моё внимание было сосредоточено на лёгкой атлетике. Там я вырос до второго разряда и сыграл порядка пятнадцати турниров по 10-12 партий в каждом. Понятно, что число лёгких партий было на порядок больше. Считать буду «по минимуму» -  150 турнирных партий и 1000 лёгких. Легкие партии я играл и дома, и с Юрой Мещеряковым и его отцом (папой Вовой) и с дядей Мишей (братом мамы, сильным первокатегорником по дореволюционной градации), и в школе в основном с Серёжей Шишмаковым. Очень часто играл в своих многочисленных больницах. Естественно разыгрывал партии по доступным руководствам и учебникам и много играл сам с собой. Но остановлюсь на цифре в 1000.
В Краснодаре я много играл с Геннадием Александровичем и в шахматном клубе. Но период Краснодара и Свердловского строительного техникума будем считать «вялым» перидом, включая сюда и сотню легких партий в Анапе. Запишем в среднем по одной партии на два дня и ограничимся общим числом в 500.
Вооруженные силы: в части мне довелось создать шахматный клуб, и часто играть с командиром части Брониславом Прокопьевичем – большим любителем шахмат и сильным игроком. Раз в две недели по входным он вызывал меня в свой кабинет и мы «резались» по три-пять партий без часов.
Играл и с сослуживцами, но сильных игроков в части не было ни среди офицеров, ни среди рядового личного состава. Когда через восемнадцать лет я привёз в часть своего сына один мичман вспомнил меня и закричал: «Это тот самый матрос, который обыгрывал командира части!»
Да! Не умел я правильно играть со старшими товарищами!
Впрочем на моей службе это никак не отражалось.
А вот клуб создать мне разрешили!
Мой первый шахматный клуб.
Три года, около 500 партий.
Так и запишем – 500.
Архангельский период – восемь лет! Он совпадает и с периодом Ленинградского госуниверситета, где мы долгими ночами играли безостановочный блиц с Валерием Петровичем – по тридцать-сорок партий кряду.
А выпало и двое суток, когда мы сыграли сто тридцать партий подряд безо сна, но с кофе!
На Сульфате (микрорайон Первых Пятилеток в Архангельске) мы постоянно играли блиц с Геной Кремлёвым и Володей Лисицыным.
В обей сложности было сыграно не менее двух тысяч блиц-партий ДО моего директорства в областном шахматно-шашечном клубе.
Эти три года я играл ежедневно по 5-10 партий блиц.
Грубо говоря это 7000 блиц-партий, плюс порядка двухсот турнирных партий разного уровня (включая и сульфатский период) и около пятидесяти сеансов одновременной игры, включая опять же и сульфатский в Первомайские праздники на 42-х досках (счёт +40-0=2).
То есть 1000 сеансовых партий.
В период СЛДК я играл меньше, в основном на смене с другом-электриком Серёжей Бураковым – обычно пару-тройку партий за смену. В общем до 1983-его года сыграл порядка 400 партий.
В Фоминском я естественно вёл шахматный кружок при школе, деток было немного и играли мы мало.
В отпуске в Архангельске я немного отрвался с друзьями, но за весь этот период будем считать, сыграно двести партий.
Как только я попал в Качканар (а приглашен туда я был именно как шахматный организатор и тренер) началась новая волна шахматной опупеи.
Сеансов для детей (учебных) я провел более 1000. Будем считать каждый такой сеанс на число ходов (кругов!) за ОДНУ партию блиц.
В турнире сеансёров (по моей формуле изобретённой ещё в Архангельске в АШШК) в Качканаре мне довелось дать сеанс с часами шести сильнейшим шахматистам города и выиграть 6:0. До сих пор где-то в архивах лежат записи всех шести партий!
Естественно каждый вечер в клубе, организованном И.В.Звягиным и мной мы играли бесконечные блиц-турниры и в общей сложности в свой «актив» я могу уверенно записать (заведомо занижая цифру в два раза!) 2000 легких и турнирных партий.
В Урае я играл мало.
В общей сложности можно записать на первфй период Урая не более 600 легких партий. А это семь лет напряженной работы в педагогике.
Екатеринбургский период ознаменовался кратковременным двухлетним подъёмом – частая игра в воскресных блицтурнирах проводившихся бессменным великим Адабашем и блиц-турниры во Дворце шахмат на 8-ое марта.  За два года около 500 блиц-турнирных партий и несколько сеансов, включая Новогдний сеанс Деда Мороза в шахматной школе в 1999.
Киевский перид ознаменовался десятилетними ежедневными и ежевечерними посиделками в парке Шевченко в «летнем шахматном клубе».
Сидения на самом деле были круглогодичными. За этот период я записываю себе «в актив» 8000 легких партий (и с кем я там только не играл!).
Подведём «итоги»:
Свердловск – 1150
Краснодар и ССТ – 500
Архангельск и Ленинград ДО АШШК – 2000
Архангельск – АШШК + сеансы – 8000
Архангельск СЛДК – 400
Фоминский – 200
Качканар – 2000
Екатеринбург – 500
Киев – 8000
После Киева я сыграл буквально пару сотен легких блиц-партий за пару лет.
Итого: 22950.
Но это ещё не всё.
С 1998-го года я постоянно – с перерывами – играл «на Берегу», «Планете Чесс», «Самаре Чесс» простой блиц по 5 минут.
Например на Самаре Чесс у меня «в активе» уже около 1000 партий. И на других ресурсах их было не меньше.
Именно в Интернете я сыграл однажды три партии с Бобби Фишером!
Жалею, что не сохранил записи этих трех разгромов в защите Алехина.
Однажды в Киеве примерно также меня разделал какой-то очень сильный шахматист, «проходя мимо». От моих скромных двух гривен за показательный разгром он отказался.
Но тогда и в Екатеринбурге в ночном блице с любителем из Рейкъявика и в Киеве я даже и в мыслях не планировал когда-либо что-либо из сыгранного публиковать… Да-да! Хорошая мысля приходит опосля! Не мною придумано, но зато как точно и верно подмечено!
Но не будем скупердяйничать.
Прибавим 2050 интернет блиц-партий к ранее учтенному:
Получим вполне осязаемую цифру: 25000 партий!
Вы думаете, это всё?
Нет, мой милый Читатель, мой дорогой друг!
Самое интересное совсем в другом.
Я готовлю вас к восприятию совершенно другой цифры.
Начну издалека.
Готовя книги о творчестве Людмилы Сауниной – я исследовал более 1200 сыгранных ею в официальных турнирах партий.
Каждую прочитал и просмотрел по несколько раз.
И обнаружил, используя компьютер, что она в игре считала варианты на 7-8 и до 12-ти полуходов! Компьютер считая так оценивает сотни тысяч и миллионы позиций в одной партии!
Будем считать, что мозг человека «эвристичнее» на порядки, и за одну партию он в среднем оценивает скромные 100000 позиций.
Думаю – это преднамеренно на порядки заниженная оценка, но существа дела это не меняет.
Глядя, как Хенкин гоняет по доске пару пешек и ладью против ферзя при двух королях я убедился: он не ленился сто тысяч раз передвинуть фигурки не в голове а на доске!!!
Итак – 25000 партий умножаем на жалкие 100000 оценённых при игре позиций.
За свою крошечную шахматную жизнь я имел счастье оценить два с половиной миллиарда позиций!!!
Знаете чем поразительна эта цифра?
Она в целом совпадает с числом сердцебиений, уже сделанных за жизнь моим сердцем!
И вот это и выражается таким скромным и ёмким четырёхбуквенным словом «опыт».
На иллюстрации я привожу всего одну позицию, оценённую мною в молниеносной игре блиц как раз на «Самаре-чесс».
Уже на ней скрыты еще три позиции: позиция после тычка пешкой, позиция после взятия пешки слоном белых и позиция после коварной коневой вилки с пункта с5!
Так что каждое молниеносное решение в шахматах – это одно биение сердца!
И это биение сердца я дарю Вам и каждому из своих учеников и учениц.


Рецензии