Ч. 55 Не все вышли из ада
Эльтигенский десант свою задачу выполнил, оттянул на себя основные силы противника, что позволило с меньшими потерями высадить войска 56-й армии первого и второго эшелонов севернее Керчи. Но на восточной окраине Керчи наступление советских войск противник остановил.
Преградив продвижение частей 56-й армии, немцы взялись за уничтожение эльтигенского десанта. Всего на этот плацдарм доставили 9418 человек, оказавшихся в блокаде. С моря не давали подойти немецкие катера и БДБ.
Люди на эльтигенском плацдарме голодали, не хватало питьевой воды. Смелые лётчицы на фанерных По-2 из полка, которым командовала майор Евдокия Давыдовна Бершанская, по ночам сбрасывали мешки с продовольствием, но его, конечно, было мало. По поводу питьевой воды участник десанта высказался так: «Достать ведро воды из колодца порой не легче, чем взять «языка».
Полковник Василий Фёдорович Гладков, который командовал десантниками, вспоминал: «Боевой коллектив десанта с честью выдержал испытание. За все время нашелся лишь один негодяй-перебежчик да несколько недисциплинированных солдат потеряли голову из-за недоедания».
Полковник имел в виду солдат, которые растащили сброшенные с самолётов продукты. В результате 8-го ноября несколько подразделений остались без продовольствия.
Чтобы пресечь подобные случаи на будущее, Гладков создал чрезвычайную комиссию, в которую вошли заместитель командира дивизии по тылу, прокурор, председатель трибунала и зам. начальника политотдела.
Он поручил комиссии учитывать все поступающее продовольствие и расстреливать тех, кто будет заниматься грабежом. Приказ довели до сведения каждого десантника. Но уже в следующую ночь у сброшенных мешков схватили солдат. Двое пытались отстреливаться из автоматов. Нарушителей приказа расстреляли.
36 суток шло сражение на Эльтигене. Десантников подбадривали принятым по штабной рации сообщением о присвоении 34-м солдатам и офицерам звания Героя Советского Союза, остальных наградили орденами и медалями.
3-го декабря у совершенно измотанных постоянным голоданием и нехваткой воды солдат и офицеров оставалось от 0,2 до 0,5 боекомплекта.
В тот день противник приступил к непрерывным атакам. Из 9418 человек в строю оставалось около 4500 способных сражаться. В 18.00 6-го декабря генерал армии И.Е.Петров принял решение об эвакуации эльтигенского десанта.
В распоряжении Г.Н. Холостякова, который отвечал там за высадку и снабжение войск в Эльтигене, имелись три морских охотника, два десантных бота, четыре катера ПВО, рейдовый тральщик и три торпедных катера.
Смог пробиться сквозь блокаду на море только один катер ПВО №18, который принял 29 человек. Тогда И.Е.Петров приказал десантниками прорываться вдоль побережья к плацдарму, взятому войсками 56-й армии. Эти официальные сведения расходятся с тем, что написал в мемуарах полковник Гладков, будто на катер погрузили сто человек тяжелораненых.
Если посмотреть технические характеристики этих судов, то станет понятно, что полковник ошибся, столько человек тяжелораненых катер принять не мог.
С самолётов десантникам сбросили боеприпасы и 87 килограммов газет с сообщениями о победах Красной Армии. Попытка эвакуации морем не удалась. Выполняя приказ генерала армии Петрова, в ночь на 6-е декабря пошли на прорыв. Тяжелораненых оставили на милость врага и с ними несколько медсестёр.
Собралось около двух тысяч человек, включая раненых, которые могли передвигаться. Всем раздали по пригоршне сухарей и по банке мясных консервов на двоих. Прошли по ранее упоминавшемуся болоту, которое и наши, и немцы считали непроходимым. Около 1500 человек сумели прорваться к горе Митридат, захватили её и заняли круговую оборону.
Часть бойцов, прижатых к морю, попыталась спасаться на подручных средствах вплавь. Напомню, что был декабрь. Катера подобрали 125 человек в Керченском проливе. 50 человек прошли к своим по тылам немецко-румынских войск, применив военную хитрость – под видом колонны военнопленных. Вид у них был такой измождённый, что не вызвал у немцев подозрения.
Остатки десанта с вершины горы немцы выбили, и десантники сражались у её подножья. Им пришли на помощь моряки Азовской флотилии. Три бронекатера и 10 тендеров доставили подкрепление, продовольствие и боеприпасы, а с собой забрали раненых.
Но, несмотря на незначительное подкрепление, положение сражавшихся оставалось безнадёжным и генерал армии Петров приказал их эвакуировать. В ночь на 10-е декабря переправили на восточный берег Керченского пролива 1080 человек. В первую очередь на суда сажали раненых. Эвакуация проводилась под сильным огнём противника.
Днём оставшихся в живых моряков 144-го батальона морской пехоты, которые прикрывали отход, противник сбросил в воду. Они сооружали плоты из всего, что мало-мальски для этого подходило, и пытались переправляться самостоятельно. Суда Азовской флотилии сняли с берега 81 человека и 279 бойцов подобрали в воде.
При эвакуации погибли экипажи, и десантники, находившиеся на потопленных прямыми попаданиями снарядов пяти тендерах, двух мотоботах, морском охотнике и катерном тральщике «КТЩ—176».
На эльтигенскую группу десанта только 4-5 декабря противник обрушил 18 тысяч снарядов и мин, его авиация совершила 4 тысячи самолетовылетов для бомбёжки позиций десантников. Можно сказать, что участники десанта побывали в настоящем аду. Среди них были женщины. В живых приблизительно осталось по одному человеку из каждых десяти.
Освободить Керчь в 1943 году не удалось.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/31/1965
На фотографии: местные жители и военнопленные собирают тела погибших десантников
Свидетельство о публикации №216102801785
С уважением, Борис
Борис Готман 11.12.2016 17:41 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Владимир
Владимир Врубель 11.12.2016 16:53 Заявить о нарушении