Беседа с народом

                Притча

 - Ну когда же мне, наконец, слово дадут?
Дали. Дали мне, наконец, возможность поговорить с народом. Я вышел на трибуну, набрал в легкие воздуха и, улыбнувшись, сказал:
 - Граждане! Отныне и навсегда я предоставляю вам полную свободу. Делайте только то, что вам нравится. Живите так, как считаете нужным. Делайте, что хотите.
Народ выслушал меня и зароптал.
 - Нет, - сказал народ, - такой нам не нужен. Мы ему безразличны. Что значит делайте, что хотите? Он к нам равнодушен. Мы для него ничего не значим. Ему наплевать на нас.
Тогда я набрал в легкие воздуха, нахмурился и густым зычным басом изрек:
 - Граждане! Отныне и навсегда вы будете делать только то, что скажу я. Вы будете ходить по струнке и отчитываться передо мной за каждый свой шаг и поступок.
Народ меня выслушал и зароптал.
 - Нет, - сказал народ, - такой нам не нужен. Тиранов, диктаторов и деспотов мы уже пережили не одного. С нас довольно. Мы желаем жить свободно.
- Ну так вот, - снова воодушевился я, - я и предлагаю вам полную свободу. Делайте, что хотите.
 - Твоя свобода, - ответил мне народ, - штука, конечно, замечательная. Но ты нам все-таки подскажи, что делать-то с ней. Мы как-то не научены.
Мне пришлось признать, что народ абсолютно прав. Откуда ему знать, что делать с этой свободой, если он десятки лет жил по указке и из-под палки.
Тогда я задал себе вопрос — что же хочет народ? Что хочет народ в целом и каждый человек в отдельности? Ответ оказался прост — и народ в целом, и каждый человек в отдельности хотят счастья. Все люди, живущие в государстве, хотят быть счастливыми. Но что значит для человека быть счастливым? Предположим, у человека есть много денег, машина и дом со всеми удобствами. Будет ли он счастлив? Вопрос спорный. Можно с уверенностью сказать, что такой человек будет доволен, а это значит, что если он лишится части своих денег или машины, то он сразу превратится в человека недовольного. Таким образом, мне пришлось признать, что счастье и довольство все-таки состояния разные. Но когда же все-таки человек бывает счастливым? По-настоящему счастливым? Я нашел ответ и на этот вопрос.
Человек счастлив тогда, и только тогда, когда он любит и когда он любим. То есть, общество в целом станет счастливым тогда, когда люди станут доброжелательны друг к другу, когда станут друг к другу испытывать симпатию, когда из общества навсегда исчезнут негативные эмоции. И я с радостью поведал об этом народу.
Народ выслушал меня и зароптал.
 - Нет, - сказал народ, - мы так не умеем. Мы на протяжении десятков лет привыкли раздражаться и гневаться, обижаться и ненавидеть. Как же мы можем вот так сразу взять и начать испытывать симпатию, о которой нам толком ничего не известно. Да и к кому? К кому мы будем эту симпатию испытывать? К алкоголикам мужьям? К осточертевшим женам? К нудным соседкам? К детям, которые вечно раздражают? Или может к друзьям, которые появляются только после получки, а потом сразу исчезают? Нет, так ничего не получится, а если и получится, то далеко не сразу, а спустя долгие-долгие годы.
И тут меня вдруг осенило.
 - Получится быстро только в том случае, - сказал я народу, - если вы начнете испытывать симпатию к своему правителю.
 - Ну-у, - отмахнулся народ, - такое мы тоже уже проходили. Был у нас правитель, который всем вроде бы нравился, но что-то и он не оправдал наших ожиданий.
 - Вот, - сказал я, - именно в этих ожиданиях и кроется ваша чудовищная ошибка. Когда вы ожидаете что-либо от кого-либо, вы не можете испытывать симпатию. Вы можете испытывать только позитивное отношение. А позитивное отношение, в свою очередь, имеет свойство превращаться в отношение негативное, если ваши ожидания человек не оправдывает.
 - Ну и как же нам быть? - спросил народ, - как нам выбрать правителя, от которого мы ничего не ожидаем? Да разве такое возможно?
 - Возможно, - ответил я, - прежде всего, не придавайте большого значения предвыборной программе кандидатов в правители. Это сразу избавит вас от каких бы то ни было ожиданий.
 - Да как же мы выберем правителя, - возмутился народ, - если не будем придавать значения его предвыборной  программе?
- Очень просто, - ответил я, - голосуйте только за того кандидата, который вам приятен. Голосуйте только за того кандидата, который вам по сердцу. Голосуйте только за того кандидата, который просто вам симпатичен как человек.
 - И что же произойдет в этом случае? - полюбопытствовал народ.
Поскольку правителя выбирают большинством голосов, - пояснил я, - то если вы все поступите подобным образом, то это значит, что у власти окажется человек, которого большинство населения любит. Человек, к которому большинство населения испытывает симпатию. А симпатия одного человека, помноженная на миллионы других, это огромная движущая сила, которая объединит людей. Во-вторых, испытывая симпатию к одному, в данному случае к правителю, люди неизбежно найдут кого-то и в своем окружении, к кому они тоже будут испытывать симпатию. Люди станут доброжелательнее друг к другу. И в-третьих, испытывая симпатию, человек не сможет работать на нелюбимой работе и начнет заниматься только тем, что ему нравится, то есть тем, что будет резонировать с той симпатией, которую он испытывает. И вот только с этого момента народ любой страны начнет поворачиваться в сторону счастливой и благополучной жизни.


Рецензии