Корнелиу Симут. Оправдание в богословии Лютера
Корнелиу Симут
Введение
Западное богословие завалено тысячами научных работ по богословию Мартина Лютера и его учению об оправдании. С этой точки зрения мы вряд ли добавим что-то новое к развитию науки в области лютеранских исследований. Для румынского богословия, однако, это не является обычным делом. К сожалению, печальная реальность такова, что и в XXI веке наша страна едва знакома с классической протестантской мыслью и с богословием Лютера в частности. Таким образом, цель данной статьи заключается в том, чтобы представить основные постулаты учения Лютера об оправдании. Является ли это совпадением или нет, в настоящее время румынские евангелисты крайне обеспокоены нравственным распадом собственного общества. Раздается уже не шепот, а все более пронзительные голоса о том, что решения для желаемого морального обновления, возможно, исчерпаны, а обращение к Священному Писанию, как норматив для нашей повседневной жизни, устарело и стало неэффективным. Для тех, кто обеспокоен такими мыслями, почти 500-летнее библейское богословие Лютера может стать новым раскрытием подхода к личной морали и повседневной жизни.
В лютеранской теологии ранней Реформации учение об оправдании стало чрезвычайно важным и актуальным вопросом не только для всего учения о спасении, но также для всей доктрины и практики Церкви. Для Лютера, оправдание было резюме христианской доктрины. Весь ее характер зависит от оправдания, и это статья , с которой Церковь стоит или падает. Лютер также сказал , что оправдание подобно солнцу, которым Бог освещает Свою Церковь. Оно имеет столь важное значение в лютеранской мысли, что любое его неправильное толкование должно было бы неявно привести к ошибочным формулировкам в христологии и экклезиологии. Существенным элементом лютеранской доктрины оправдания является вопрос: как мы можем стоять перед Богом (Coram Deo)? Это та доктрина, которая делает христианина уверенным в своем спасении (1).
Лютеранское богословие крайне осторожно с перспективой. Понятие оправдания в нем варьируется от простых библейских определений до разработки утонченных богословских формулировок. Например, оправдание может относиться как состояние к человеку, оправданному Богом; но также это событие, через которое человек оправдан, изменен и обновлен в силу Божественного обетования и благодати. Таким образом, оправдание представляет собой процесс, который развивается на протяжении всей жизни человека и достигает своего апогея только при окончательном воскресении человечества.
Важным аспектом лютеранской доктрины оправдания является вменение "чужой праведности" (justitia aliena), которая, в отличие от средневековых сотериологических понятий об оправдывающей праведности, не присуща человечеству, но является полностью внешней по отношению к нему. Переход от антропологии к богословию, от праведности человека к праведности Божией имеет очень большое значение для лютеранского богословия. Оправдание больше не богословская реальность, которая возникает из качеств человека, но совершенное дело Бога (2). Следовательно, определение основных богословских терминов, таких, как вера и благодать, претерпело значительные изменения, и их происхождение было помещено в Царство Божие. Озабоченность лютеранских богословов теперь вынесла праведность далеко из сферы действия верующего. Не человек инициирует оправдание и, в конечном счете, спасение, но Бог, Который действует в любви и милосердии, и Он являет Себя в деле Христа на Кресте (3).
1. Дело Бога и Христа в оправдании
Следует отметить с самого начала, что доктрина оправдания в богословии Лютера имеет сильный христологический фокус. Для Лютера дело Христа и оправдание есть одно и то же. Оправдание по вере должно обсуждаться в тесной и непосредственной связи с учением Христа. В вопросах спасения вообще и оправдания в частности человек никогда не должен доверять себе, но только Христу (4). В богословии Лютера оправдание истолковано христологически. В то же время оправдание никогда не должно быть отделено от веры во Христа и в конечном счете зависит от нее; другими словами, вера является конститутивной для оправдания*. Очень важно отметить, что Лютер использовал термины "оправдать" (justificare) и "оправдание" (justificatio) не в одном смысле. Оправдание часто имеет в виду суд Божий, в котором Он заявляет, что считает человека праведным. "Другая истина в том, что вера не заключается в каких-либо делах, но это благодатная милость Бога. Посмотрите , как Павел подчеркивает слово "вменяется", как он на этом настаивает и повторяет его и применяет... заявляя, что правда вменяется не через дела, ибо она дана не делающему, но верующему" (5). С другой стороны, оправдание часто относится ко всему, через что человек по существу делается праведным, а именно как к вменению праведности человеку, так и к самому процессу, посредством которого человек становится праведным. В этом смысле оправдание является неполным на земле, но будет совершенным в последний день. Это полное оправдание или праведность - только эсхатологическая реальность.
Самый основной смысл оправдания относится к Божьему акту вменения, или признания (imputare, reputare) праведными, то есть акту, посредством которого Бог вводит человека в отношения с Ним (6). В перспективе собственно Евангелия оправдание есть акт, в котором Бог рассматривает и принимает грешника , который является неправедным перед Ним, как праведника. Это означает , что Бог не вменяет грех, но прощает его, и имеет дело с грехом, как если бы его не было (НЕВЕРНО! - Пер.). Прощение грехов или не-вменение грехов на самом деле есть вменение праведности. Праведность Христа вменена грешнику. Бог видит грешника через праведность Христа, как если бы грешник с самого начала пребывал со Христом ("вечный союз"! - пер.). Бог прощает грех и считает грешника праведным ради Христа (propter Christum) (7). Соответственно вмененная праведность никак не производится грешником, она - "чужая праведность", которая не есть его достояние. Эта чужая праведность принадлежит только Христу. Праведность это не качество человека, но качество Христа, качество , которое вменяется грешному человеку по милости Божией. Грешник никак не может заработать или произвести эту правду для себя. Эта чужая праведность Христа вменяется грешнику и дается ему по благодати и милости Бога ради Христа. Человек в конечном счете полностью пассивен в оправдании. Что-то происходит с грешником, и он может только позволить этому случиться. Только Бог есть активная сторона в оправдании. Грешник только получает оправдание или праведность Христа от Бога, Который активно дарует ему эту праведность. В этом случае учение о союзе Христа с верующим приобретает особую важность. Когда Христос соединяет Себя с человеком, когда Он становится одним с грешником, Его праведность становится достоянием грешника, и она делает грешника праведным перед Богом. Это происходит на протяжении всей жизни человека. Лютер утверждал , что человек, в том числе христианин, остается грешником всю жизнь. Сама жизнь грешника, теперь христианина, имеет нравственную ценность перед Богом только в силу вмененной праведности Христовой, которая становится достоянием грешника через вменение, осуществляемое Богом.
2. Важность веры
Милость и благодать Божья являются основным источником праведности Христа как вменяемой грешнику. Праведность и, таким образом, оправдание приходит к человеку извне и не является внутренним свойством человеческого сердца. Никто не оправдывается своими делами. Если оправдание происходит вообще, то только ради Христа (8). Бог считает грешника праведным только ради Сына Своего, Иисуса Христа. Оправдание - это целиком и полностью дело Бога, Который действенно предоставляет его грешникам. Но чтобы оправдание было действенным, человек должен получить его. Он получает его только верой, то есть по вере в Иисуса Христа: "Он видит правильный путь , по которому люди должны быть оправданы и спасены, и знает, что все они являются грешниками и лишены славы Божией, но они должны быть оправданы без заслуг, через веру во Христа, Который заслужил это для нас Своей Кровью и стал для нас ковчегом Бога, Который прощает все наши прежние грехи, доказывая тем самым, что мы лишь приняли Его праведность, которую Он дает нам по вере, и которая явлена нам через Евангелие и свидетельствуется законом и пророками. Таким образом, закон устанавливается по вере, и дела закона подразумеваются ею, вместе с репутацией, что они дают" (9).
Вера во Христа предполагает много аспектов. Для Лютера верить во Христа значит признать и осознать любовь Бога Отца в истории Иисуса Христа. Суть оправдывающей веры в том, что это fides apprehensiva, вера , которая схватывает Христа для того , чтобы Его праведность стала нашей, а наш грех был вменен Ему. Этот обмен Лютер называет Commercium admirabile - замечательный обмен между нашими грехами и праведностью Христа (10). Для грешника вера означает принятие Богом и Его милость в суде. Если грешник имеет веру во Христа, это означает , что он убедился, что оправдание и все дело Христа произошло ради грешника. Его вера является не только исторической, но фундаментально личной. Смерть Христа на кресте для того, чтобы обеспечить наше спасение, является историческим фактом, который должен быть принят верующим как относящийся к нему лично. Вера это не просто интеллектуальный факт; он также включает в себя (Fiducia) Богу, и упование на милость, предложенную Богом во Христе. Само содержание веры есть Христос, так что Христос и вера должны рассматриваться вместе, как всегда предполагающие друг друга и никак не противоречащие друг другу. Вера сильна только из - за Христа и потому , что основывается на праведности Христа. Обетование благодати Божией принимается верой, которая не произведение человека, а всего лишь ответ на Божественное слово прощения. Вмененная праведность Христа - это та праведность, которую Он принес Своей смертью на кресте. Так оправдание связано с делом Христа и Его вмененной праведностью, принимаемой нами по вере. Когда мы делаем это, мы оправданы, потому что вера оправдывает благодаря сообщаемой через нее праведности Самого Христа. Христос присутствует в нашей вере, которая оправдывает.
Оправдание как таковое прочно связано с Личностью Христа, имея поэтому как объективный, так и субъективный аспект. Его объективный аспект относится к реальному прощению грешников. Субъективная же сторона оправдания связана с усвоением этого прощения. Через дело Христа мир примирился с Богом, независимо от того, признают это люди или нет. Суд Божий уже совершился над Христом, потому что Христос представляет новое творение. Приговор осуждения был вынесен Адаму, как представителю ветхого творения. Соответственно есть люди , которые оправданы во Христе , и люди , которые обречены в Адаме. Таким образом, становится ясно , что для Лютера Сам Христос является нашим оправданием, ибо Он есть наша праведность. Оправдание не есть своего рода сделка между Богом на небесах и человеком на земле, при которой от человека требуется исполнить некое необходимое условие, чтобы ему была предоставлена праведность Христа, оправдывающая его перед Богом. Commercium admirabile, этот дивный обмен, совершается благодаря Личности Христа, за Которого мы хватаемся верой. Сам Христос наша праведность, Он наше оправдание; мы ничего не делаем для нашего спасения, потому что только Бог может сделать что-то в этом отношении. Христос не является средством оправдания, Он есть само оправдание (11).
Вера делает человека праведным только потому, что она схватывает Христа. Христос присутствует в вере, и именно поэтому мы оправданы. В богословии Лютера истина об оправдании имеет актуальное значение в свете учения о Святом Духе. Здесь вера есть человеческое отношение к работе Святого Духа. Такое отношение предполагает , что верующий больше не удовлетворен и не доволен собой. Таким образом, он ничего не ожидает от Бога, потому что он ничего не может сделать, чтобы угодить Богу. Он просто полностью доверяет Богу свое спасение и готов принять праведность Христа от Бога. Можно легко заметить активное участие Бога в этом процессе, потому что именно Святой Дух, Который произволит веру в грешнике, дает ему также принять активное вменение Богом праведности Христа. Вера - это не дело, оправдывающее нас, но это источник всех добрых дел. Вера есть также начало новой праведности, которой человек обладает, потому что он действительно праведен. Вера оправдывает через Христа и приносит Христа в сердце верующего, и это действенная работа, которую совершает Святой Дух. Божественная природа Бога открывается нам через веру. Поэтому наше сердце становится праведным не только из-за вменения праведности Христа, но и из - за самого факта , что Святой Дух излит Богом в наши сердца. Поэтому Христос, Который действует в сердце верой - это не только чужая нам праведность, но и сила Самого Бога, работающего в нашем сердце для того , чтобы принести нам жизнь и бытие Самого Бога.
В отношении к нам Христос исполняет закон двумя способами. Во-первых, Он исполняет закон вне нас (extra nos), через Свою "чужую" праведность, которая вменяется нам. Во- вторых, Христос исполняет закон внутри нас, через Святого Духа, Который позволяет нам стать подобными Богу. Христос для нас , и наша вера не только приносит нам внешнюю праведность Христа, но вера есть Его мощное присутствие внутри нас. Христос не только внутри нас, но и перед Богом, чтобы мы не могли быть осуждены (12). Вера дает нам как прощение грехов, так и торжество над грехом. Для богословия Лютера основной аспект оправдания - это прощение. Субъективное прощение грехов человека полностью основано на объективной реальности полного прощения во Христе. Браатен писал, что "актуальность прощения во Христе, Который объективно примирил мир с Богом, является предпосылкой для каждого индивидуального восприятия Бога как Того, Кто прощает грехи". Это усвоение осуществляется только верой. Оправдание как прощение грехов принципиально есть дар, не достижимый никакими нашими усилиями. Прощение грехов - объективно реализуемое событие, совершенное раз навсегда во Христе. Субъективная возможность обрести прощение всегда зависит от уже реализованных объективных оснований. Объективно прощение грехов всегда предшествует человеческому акту веры, которая приходит как дар от Бога. Оправдание - это дело Бога ради Христа, и оно всегда предшествует покаянию. Во всей своей объективной реальности оправдание может быть описано как отношение всепрощающего сердца Бога, Который намерен спасти погибшее человечество посредством благодати.
3. Актуальность добрых дел
Субъективная сторона оправдания, а именно личное усвоение нами дела Христа и внутреннее примирение нашего сердца с Богом, имеет место не потому, что мы инициируем связь со Христом, а потому, что Христос устанавливает отношения с нами. Приоритет Христа в оправдании является основой всей сотериологии Лютера. Не человек делает первый шаг к своему собственному спасению, но Бог, Который любезно совершает наше спасение посредством смерти Христа, но это спасение должно быть лично усвоено каждым верующим. Никто не может сделать это для кого-то еще. Исповедание грехов, вера и раскаяние - это то, что мы должны пережить сами лично, как и смерть (13). По вере грешник становится новым человеком. Вера имеет этическое измерение. Любой , кто имеет веру готов служить Богу через вовлечение себя в борьбу с грехом. Добрые дела являются необходимым признаком того, что человек имеет веру. Дела не важны для оправдания. Это принципиально и существенно важно - что оправдание только верой, а не делами. Для статуса человека перед действием Бога дела не имеют никакого значения. Оправдание верой никогда не есть оправдание уже праведных. Добрые дела, однако, должны обязательно следовать за оправданием верой. Вера во Христа должна пребывать в наших сердцах и эта вера не мертва. Такая вера обязательно сопровождается добрыми делами, которые являются доказательством присутствия благодати в нас. Любовь, производящая добрые дела, должна быть свидетелем веры и должна дать нам уверенность. Все это позволяет нам также твердо полагаться на милость Божию. Добрые дела не оправдывают, но они являются нашим призванием. Когда дела следуют за нашим оправданием, ясно, что мы имеем веру. Если дел нет, то ясно, что наша вера потеряна. Для Лютера оправдание - только верой и только благодатью. Никакие дела не позволяют рассчитывать на оправдание. Они имеют важное значение для нашего спасения, но не для нашего оправдания. Целью всего учения Лютера об оправдании было направить грешника только ко Христу, Который является источником нашего оправдания (14).
Таким образом, вера в Христа имеет два результата. Во - первых, вера получает прощение грехов и вменение праведности Христа. Один из аспектов этого, не вполне разъясненный Лютером, в том, является ли вера делом или нет. Из богословия Лютера очевидно, что вера объективно предшествует делам. Сама вера есть субъективное влияние, которое принятие Богом оказывает на грешника. Можно сказать, что вера оправдывает только в том смысле, что она раскрывает всепрощающую любовь Бога, Который при этом заверяет нас, что наше оправдание основано на смерти Христа. Оправдание всегда предшествует вере, а вера есть признание, что оправдание - это свободный дар Божий для грешника. Вера не является причиной прощения, но через нее грешник узнает о милостивом деле Бога (15).
Во-вторых, вера развивает новое творение и делает грешника праведным. Оправдание состоит из обоих этих эффектов веры. Было показано, что в мысли Лютера оправдание имеет преимущественно христологическое измерение, касающееся вменения чужой праведности Христа грешнику. Но оно также имеет этическое измерение, в результате чего вменение чуждой праведности Христовой по вере обязательно должно производить новую жизнь в верующем, который будет совершать добрые дела из послушания Богу.
Существует также третий аспект оправдания, который относится к последнему Божию суду. Эсхатологическое измерение оправдания совершенствует два предыдущих измерения. Верующий не просто опирается на прощение своих грехов, хотя он знает , что это реально и верно, но он активно участвует в повседневной борьбе против греха, зная, что это предстоит ему до конца жизни. Нынешняя праведность - обетование праведности, что придет в будущем. Это праведность как полная, так и частичная, в зависимости от точки зрения , с которой она рассматривается. Она является совершенной, когда рассматривается как принятие Богом и как участие в Христовой праведности, и частичной в отношении нового бытия человека и нового послушания. Завершение нашего нового творения и полнота послушания придут в будущем (16). Именно в этом контексте становится ясна знаменитая формула Лютера "всегда праведник и всегда грешник". "Таким образом, мы можем теперь видеть , как вера оправдывает без дел и вместе с тем , как вменение праведности также необходимо. В нас остаются грехи, которые Бог ненавидит. Поэтому необходимо , чтобы мы должны были иметь вменение праведности, которую мы получаем через Христа и ради Христа, и которая дается нам и принимается нами по вере. В то же время, до тех пор, пока мы живем здесь, мы нуждаемся в питании благодатью, которое будет поддерживать нас, пока тело греха не будет упразднено, и мы не взойдем ввысь как новые творения в этот великий день. Тогда будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда. Под нынешним же небом продолжают обитать грех и нечестие, и грех есть даже в самых благочестивых людях" (17).
Этот двойной характер сохраняется на протяжении всей жизни христианина. "Всегда праведник и всегда грешник" показывает двойное состояние христианской жизни: по своей теоцентричной природе христианин праведник, а просто как человек он остается грешником. Эта двойственность оправдания верна в отношении внутреннего движения христианской жизни. С одной стороны христианин должен участвовать в ежедневном обновлении, отдавая себя верой милосердному суду Бога, Который дарит христианину оправдание и оно должно быть усвоено по вере. С другой стороны, это постоянное обновление, предающее христианина Богу, производит постепенную смерть ветхого человека и воскресение нового в христианине (86).
Вывод
Лютер был учителем человеческого самопознания. Румынские евангелисты очень часто говорили о совершенствовании повседневной жизни, которое, будучи желательно, оказалось невозможным. Лютер в высшей степени реалистически учил о том, как верующий должен смотреть на себя в свете Евангелия. В христианстве нет места перфекционизму, но в нем есть весь простор для духовного роста. Как и в остальном мире, румынские евангелисты сталкиваются с трудной задачей призыва грешных людей к жизни веры, чистоты и добрых дел. При этом они должны всегда подчеркивать, что никакие дела не обеспечат нам Божью милость. Человеческая природа может попытаться немедленно избавиться от греха и сосредоточиться на совершении добрых дел в надежде , что Бог успокоит Свой гнев по отношению к нам. Расставить приоритеты - это обременительная задача, но она имеет и жизненно важное значение для жизни Церкви. Следуя Лютеру, румынские евангелисты должны понимать , что проповедь веры и добрых дел как доказательств веры будет влиять на людей, которые приходят в свои церкви. Ничто не будет достигнуто, если кто -то приходит в церковь , чтобы заработать Божью милость. Люди должны быть научены по Писанию, что Бог уже сделал все для их спасения в смерти Христа. Они должны, однако, также уповать на Бога как на Того, Кто единственно способен оправдать их во Христе. Таким образом, румынские евангелисты должны научиться проповедовать реалистично о сути Божьего оправдания во Христе и о жизни веры , как средства морального восстановления нашего народа.
1 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 224. См. также Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology. Its Historical and Systematic Development (Edinburgh: T&T Clark, 1999), 258.
2 Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology. Its Historical and Systematic Development (Edinburgh:T&T Clark, 1999), 258.
3 . Carl Maxcey, Bona Opera. A Study in the Development of Doctrine of Philip Melanchthon (Nieuwkoop: B. de Graaf, 1980), 92.
4 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 225.
5 Martin Luther, The Bondage of the Will (Grand Rapids: Fleming H. Revell, 1999), 296. В результате своей экзегетической работы над трудами Павла Лютер пришел к выводу , что мы не можем быть праведны своими делами.
В результате его экзегетическим работа на трудах Павла, Лютер можем быть В этом контексте термины reputare и imputare в конечном счете очень важны. Их основное значение должно быть понято в свете Священного Писания. Рим.4.5 гласит: не делающему , но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ". Греческий оригинал logizestai переведен на латынь как reputatur, пассивная форма глагола reputare. Таким образом, reputare относится к оправданию виновного и также к обещанию благодати Божией. См. Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology. ItsHistorical and Systematic Development (Edinburgh: T&T Clark, 1999), 258.
6 Детальнее см. Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press,1966), 226-227.
7 Лютер очень внимателен к тому, чтобы отметить , что человек не является оправданным за счет своей веры (propter fidem), но за счет Христа (propter Christum). Alister McGrath, Iustitia Dei. A History of the Christian Doctrine of Justification from 1500 to the Present Day (Cambridge: Cambridge University Press, 1986),14.
8 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 228-229.
9 Martin Luther, Commentary on Romans (Grand Rapids: Kregel Publications, 1976), xix.
10 Alister McGrath, Iustitia Dei. A History of the Christian Doctrine of Justification from 1500 to the Present Day (Cambridge: Cambridge University Press, 1986), 12-13
11 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 230-231; Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology. Its Historical and Systematic Development (Edinburgh: T&T Clark,1999), 261. See Carl Braaten, Justification. The Article by Which the Church Stands or Falls (Minneapolis: Fortress Press, 1990), 23.
12 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 232-234. Истинная оправдывающая вера признает , что Христос предстает перед Богом для нас (Christus apparuit vultui Dei pro nobis). Alister McGrath, Iustitia Dei. A History of the Christian Doctrine of Justification from 1500 to the Present Day (Cambridge: Cambridge University Press, 1986), 13.
13 Carl Braaten, Justification. The Article by Which the Church Stands or Falls (Minneapolis: Fortress Press, 1990), 24-25.
14 Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology. Its Historical and Systematic Development (Edinburgh: T&T Clark, 1999), 264-166.
15 Carl Braaten, Justification. The Article by Which the Church Stands or Falls (Minneapolis: Fortress Press, 1990), 26.
16 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1966), 235-236.
17 Martin Luther, Commentary on Galatians (Grand Rapids: Kregel Publications, 1979), 133. Очень важно отметить , что, для Лютера, оправдание подразумевает как прощение грехов, так и обновление личности. Это обновление является подлинным, но не полным. Грех остается в человеке, пока он жив, так что верующий одновременно праведен и грешен.. Bernhard Lohse, Martin Luther’s Theology. Its Historical and Systematic Development (Edinburgh: T&T Clark,
1999), 262.
18 Далее к богословию оправдания у Лютера: Marc Lienhard, Luther: Witness to Jesus Christ (Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1982), 269-305; Gordon Rupp, The Righteousness of God (London: Hodder and Stoughton, 1953), 121-137; Martin Brecht, Martin Luther. Shaping and Defining the Reformation 1521-1532 (Minneapolis: Fortress Press, 1990), 451-459; Heinrich Bornkamm, Luther in Mid-Career 1521-1530 (London: Darton & Todd, 1983); Gerhard Ebeling,Luther: An Introduction to His Thought (Collins: Fontana Library of Theology and Philosophy, 1972),110-124; Carl Braaten, Principles of Lutheran Theology (Philadelphia: Fortress Press, 1985), 63-85; Paul Althaus, The Ethics of Martin Luther (Philadelphia: Fortress Press, 1986), 3-24.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №216102802129