Если пишется рассказ, повесть...

Перед началом работы я составляю её план. Если пишется рассказ, то на двух, трёх листках бумаги я размечаю по главам или частям весь его сюжет. Отдельные эпизоды, коротко записанные, дополняют, иллюстрируют основную разметку. Финальное положение записывается точно, часто заранее устанавливается окончательная редакция последней фразы. План рассказа во время работы меняется редко, мысленно я вижу рассказ совершенно законченным, знаю его общий размер, объём каждой главы. Весь труд сводиться к поискам наилучшего словесного выражения уже существующих образов. Константин Федин. // Нужно ли для переезда через лужу в челноке раскладывать перед собой морскую карту? Николай Надеждин. // Я не принадлежу к писателям, которые составляют себе план, потом размышляют. Большинство из того, что я написал, получилось как-то само собой, и я не могу сказать, как это происходило. Возникала мысль или воспоминание, тянуло меня к бумаге – и я писал, не вымышляя ничего. Про многие рассказы я и не знал, что напишу их. И часто, когда начал писать, – не знал, чем кончу. Иван Соколов-Микитов. // Я теперь занят составлением плана для новой повести. Это работа довольно утомительная, тем более, что она никаких видимых следов не оставляет. Лежишь себе на диване, или ходишь по комнате, да переворачиваешь в голове какой-нибудь характер или положение. Смотришь, часа три, четыре прошло, а кажется немного вперёд подвинулся. Иван Тургенев. // Конечно, каждый прозаик составляет планы своих романов и повестей. Часто свободное воображение писателя сопротивляется заранее составленным планам и схемам. Одни разрабатывают планы «до последней точки», другие набрасывают их коротко, даже неясно. Константин Паустовский.


Рецензии