Инструмент объяснения, он же - средство контроля

(Из сборника  «Мой Календарь знаменательных дат»)    

                «Говорить – совсем не то, что видеть».
               
                (М.Бланшо)



Забавно, но факт: имея несколько праздничных Дней разного масштаба, во главе угла которых стоит «охрана и хранение» информации (будь то – письменное наследие, язык, иные виды коммуникаций и фиксации, по сути, «прошлого», автоматически становящимися вещдоками различных архивов, хранилищ и т.п.) ООН посчитала необходимым отвести Празднованию «Аудиовизуального наследия» – отдельную дату: 27 октября.

Вместе с новыми достижениями в области информационных технологий, множатся, как грибы и способы запечатлений, передач, кодирования и считывания непосредственно самой информации. (Я это к тому, что  Праздникам в календаре придётся уплотнятся ни раз, поскольку, по логике, Организация Объединенных Наций намеревается и далее  выделять персонально каждый новый способ свое-образного «наследия»…. Впрочем, и без-Образного…).

Рукописи, которые, по мнению героев знаменитых писателей, «не горят» – горят и очень даже неплохо. «Горят» картины, письма, дневники, фотографии, «немые» кинопленки, «слепые» плёнки магнитофонов… И не только горят, но и отсыревают, рвутся, выцветают, затираются, склеиваются и несут прочий, зачастую, невосполнимый ущерб. Археологи, этнологи, лингвисты, историки, критики, разного плана ученые, следователи, сотрудники музеев, фольклористы, реставраторы и т.д., – список можно продолжать ещё очень долго, ибо он внушителен и наглядно демонстрирует: сколько специалистов заинтересовано в сохранности и нахождении в надлежащем виде (т.е.чтобы с ней можно было работать) той или иной информации.   

С появлением радиопрограмм, звукового кино, телевиденья – появляется и необходимость специальных хранилищ, своеобразных «библиотек». Свои «библиотеки» есть у игровых фильмов, но совсем иначе хранятся плёнки хроники или документальных кино- и аудио- записей. С появлением информационных носителей, многие документы переносятся на специальные устройства, с помощью которых можно неоднократно работать с тем или иным документом, не дожидаясь своей очереди (что не было редкостью для особо востребованных информационных записей). А с изобретением видеозаписывающих устройств, возникла необходимость сортировки и хранения сначала видеокассет, затем – дисков, потом небольших запоминающих устройств, так называемой «выносной» флэш-памятью. Таким образом, мир «настоящего-прошлого» по-прежнему существует в нескольких форматах, количество которых продолжает неуклонно расти…

Лавинообразный процесс наращивания разнообразной информации, казалось, скоро буквально погребёт под собой живых людей, работающих с её учетом, систематизацией и хранением. Однако с помощью «вовремя подоспевших» новых технологий, проблема постепенно решается.  Во многом ускоряет и облегчает процесс компьютеризация большинства операций, а также задействование разноплановых медиа-устройств. Но. Всё-таки, никакой заранее запрограммированный алгоритм не может сравниться с обработкой и подбором  необходимых данных, сделанных самим человеком. Потому что любой источник информации, так или иначе, всего лишь «осколок голограммы», фрагмент чего-то, существовавшего некогда в целостном контексте. Следовательно, любая информация имеет не одну или две грани, а представляет собой многогранник, каждая сторона которого, каким-то образом, соединена единомоментно с другими, также имеющими свой объём и ракурс, гранями. Качественное воссоздание таких «микро-миров», по сути, тот же творческий процесс. И только такой подход и претендует на, пусть и весьма близкое, но, увы (по чести по совести), всё равно, лишь деликатное приближение к изучаемому оригиналу. Другого шанса составить относительно достоверную, приближенную к действительности «живую картину», в принципе-то, и нет.   

Мультимедийные устройства совместно с постоянно совершенствующимися программами могут творить (допустим, в сравнении с  возможностями различных хранилищ двадцатилетней давности) настоящие чудеса. Проблема, однако, в том, что и при таком фантастическом оснащении роль человеческого фактора невозможно переоценить.

Мне кажется, осознавая задачи, относящиеся к качеству хранения и своевременной подаче той или иной информации (на основании которой современный человек не только реконструирует прошлое, но и наиболее адекватно ориентируется во всё более усложняющемся настоящем, так и в наступающем ему на пятки, будущем), ООН, прежде всего, обращает внимание всего цивилизованного сообщества на огромную ответственность, которая ложится на плечи человека. Я имею в виду буквально человеческие качества, не присущие ни одному, пусть и самому совершенному устройству. Такие как: совесть, честь, достоинство, милосердие, долг, надежность, справедливость, умение сострадать и вообще – возможность не только думать, но и чувствовать и др. Ни для кого не секрет, например, что подбор данных для «новостных  (радио или ТВ-программ» («лент» – в Интернете), их уровень и т.п., формируется не какими-то безупречно объективно реагирующими устройствами, а – командой людей. Людей (!), поскольку единственно технократический подход именно в этой среде, несёт в себе скрытую угрозу намеренного искажения самой текущей реальности. Но люди, в свою очередь, могут выполнять свои обязанности недобросовестно  или быть вынуждено- заинтересованными в подаче данной информации под нужным заказчику/спонсору/владельцу канала и т.п./ углом…

Поэтому новый Праздник, на мой взгляд, призван (в который раз (!)) обратить внимание общественности на НЕОБХОДИМОСТЬ в качественной, но ОБЪЕКТИВНОЙ (из проверенных, достоверных источников) информации. С этой же целью требуется уметь её правильно отбирать и сохранять.

К сожалению, задача не только кропотливая, но и непростая. Поскольку решение её необходимо начинать не с одного только обучения соответствующих кадров, но, что гораздо сложнее, с ВОСПИТАНИЯ массовой аудитории, явно отвыкшей от такой трудоёмкой «работы», как: ДУМАТЬ и АНАЛИЗИРОВАТЬ (услышанное и увиденное) САМОСТОЯТЕЛЬНО. Ибо гораздо проще поглощать то, что уже кем-то тщательно переработано и подано в привлекательном («аппетитно выглядящем») виде.

Так, каким же образом, возможно сложившуюся ситуацию изменить? Прививая аудитории ЖЕЛАНИЕ  быть НЕ ПАССИВНЫМ, но АКТИВНЫМ участником коммуникативного процесса. А дальше?…  Именно новые способы хранения и доступа к информации сделают возможным достижение выше озвученной цели. Во всяком случае, на это надеется ООН)), ну... и мне бы в это хотелось верить.


Рецензии