К юбилею Аллы Демидовой

               


           Алла Сергеевна Демидова - одна из наиболее известных и значимых актрис современности. Обладая широченными возможностями актерского мастерства, она сумела изменить взгляд на классические стереотипы образов, придав им свою, ни на что не похожую,  стилистику. Бережно относясь к создаваемым  ролям, она использовала неожиданные нестандартные творческие  решения, демонстрируя  «тонкое чувство литературного портрета, авторского стиля воссоздаваемой эпохи» (Михаил Брашинский).

           Уже с детства, Алла Демидова говорила, что хочет стать «великойактрисой» (произносила это словосочетание слитно). В школе она занималась в драмкружке, и, кроме этого,  подготовила собственную чтецкую программу, в которую вошли монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной».
            
           По окончании школы  Алла Демидова пыталась поступить в Театральное училище имени  Б.В.Щукина, но не была принята из-за плохой дикции.  В зтом же году она поступила на экономический факультет МГУ и окончила его в 1959 году.
            
           На третьем курсе Алла Демидова стала актрисой студенческого театра МГУ. Вскоре руководство театром принял молодой артист ТЮЗа Ролан Быков. В 1958 году он поставил спектакль «Такая любовь» по пьесе П.Когоута, где Алла Демидова сыграла Лиду Петрусову. На спектакль «пошла вся Москва» (А.Демидова).

           Вторая попытка поступления в Щукинское училище была удачной. Училище Алла Демидова закончила с отличием в 1964 году.
           Постановку дипломного спектакля  «Добрый человек из Сезуана» осуществил Юрий Любимов. Этим спектаклем начиналась новая эра в театральном искусстве – открытие театра на Таганке.
           Долгое время у Аллы Демидовой не было ролей, она выходила в массовках, участвовала в пантомимах, танцах.
            
           Алла Демидова рано начала сниматься в кино, но это были эпизодические роли. Настоящий успех пришел к ней в 1966 году в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды», созданным по мотивам автобиографической повести Ольги Бергольц, где она сыграла главную роль. В дальнейшем Таланкин снимал Демидову  во многих  своих фильмах.
            В 1967 году вышел фильм «Стюардесса»( В .Краснопольский и В.Усков)
            В 1968 году на экраны вышло несколько фильмов с участием  Аллы Демидовой: «Щит и меч» (Владимир Басов), «Степень риска»(Илья Авербах), «Шестое июля» (Юлий Карасик), «Живой труп» (Владимир Венгеров), «Четвертый папа» (В.Краснопольский и В.Усков), «Служили два товарища» (Евгений Карелов). 
            
            В это же время, Алла Демидова стала получать крупные роли в новых спектаклях театра. Первой из них стала Эльмира в «Тартюфе» Юрия Любимова по Мольеру (1968).За роль Боженцкой в спектакле «Час пик» (по роману Е.Ставинского,1969) она получила премию на фестивале польской драматургии.
             
            В 1971 году был выпущен спектакль «Гамлет», в котором Алла Демидова сыграла Гертруду. Ее исполнение роли было признано выдающимся всеми, без исключения, критиками. Мне повезло, в выпуске последних двух спектаклей я принимал непосредственное участие. Если ее роль в «Часе пик» не оставила в моей памяти заметного следа, то Гертруда Демидовой произвела ошеломляющее впечатление.
            Ее тоненькая фигурка в белом, цвета королевской скорби, вязанном платье создает потрясающую пластику образа. Демидова рассказала «…не тривиальную историю порока, а драматическую историю заблуждения»(Р.Беньяш).  Гертруда, не раздумывает, принимая яд, также, как Гамлет, который идет на последнюю схватку с Лаэртом.

            Затем были другие,блестяще сыгранные роли: Раневская в спектакле Анатолия Эфроса «Вишневый сад»,  Василиса Милентьевна («Деревянные кони» реж.Ю.Любимов),мать Раскольникова («Преступление и наказание» по Достоевскому, Ю.Любимов), Маша («Три сестры», реж.Ю.Любимов), Марина Мнишек («Борис Годунов», реж. Ю.Любимов)

            В 1970-х годах Алла Демидова активно снималась в кино.Ее приглашают лучшие режиссеры страны: Лариса Шепитько, Юлий Райзман, Михаил Швейцер, Андрей Тарковский, Кира Муратова.
            Позже она говорила, что в те годы мимо неё «не проходил ни один заслуживавший внимания сценарий». При этом в «Новейшей истории отечественного кино» Демидова характеризуется как одна из самых невоплощённых в экранном пространстве. В числе других заметных ролей Демидовой начала 1970-х годов была Лизавета Павловна («Зеркало», 1974). Волшебница в фильме Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек» (1977) стала одной ролью Демидовой в сказке. Но и здесь, во многом благодаря её участию, произошло жанровое смещение: сказка сделалась притчей. Яркий образ А. Демидова создала, сыграв герцогиню Мальборо в фильме «Стакан воды», в сюжетном противостоянии главе оппозиции, герцогу Болингброку.

            В 1988-м началось сотрудничество Демидовой с режиссёром Романом Виктюком. В его постановке на сцене Таганки вышел спектакль «Федра» по пьесе Марины Цветаевой. Критики характеризовали «Федру» как один из лучших спектаклей 1980-х годов. В конце 1980-х - начале 1990-х годов спектакль «Федра» Р.Виктюка имел успех во многих странах Европы и Америки. Западные критики отмечали «стильность» Демидовой, её «тяготение к четкой сценической форме» и «ярко выраженное личностное начало», считая образцом современной русской актрисы.
            
             В 1989 году Демидова начала переговоры с Антуаном Витезом. Французский режиссёр, назвавший её однажды «кометой, которую надо уметь уловить», предложил сыграть «Федру» Ж. Расина в театре «Комеди Франсез», директором которого он тогда был. Витез решил, что Демидова должна играть роль на русском языке(поскольку Федра - иностранка среди греков), но, чтобы было удобно репетировать, посоветовал ей выучить французский и даже оплатил занятия языком в специальной школе для иностранцев. Однако, «актрисы Комеди Франсез не захотели признать русскую приезжую»(Алла Демидова). Тогда Витез решил сделать спектакль сначала только с русскими актёрами, а потом перенести его в Театр «Одеон». Он приехал в Москву,  набрал труппу и распределил роли. Но 30 апреля 1990 года его не стало.
            
             К началу 1990-х годов актриса стала всё более явно ощущать тягу к искусству античности. В новом амплуа, как отмечали критики, по-новому реализовались свойственные её актёрскому дару «изысканный психологизм и эксцентричная характерность». На фоне кризиса отечественного театра,еще работая в театре на Таганке, Демидова создала собственный «Театр А». Для него была восстановлена  «Федра».
            
            В 1993 году, будучи ещё формально актрисой Таганки, Демидова приступила к сотрудничеству с греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом. Сотрудничество с Т.Терзопулосом, которого Демидова называла уникальным человеком, по словам актрисы, привело её к полной переоценке ценностей: «Я перестала всерьёз относиться к актёрской профессии. Когда-то относилась всерьёз, даже плакала, когда не находила себя в списках распределения ролей. Сейчас смешно об этом вспоминать... После того, как я сыграла Электру, Федру и Медею, всё остальное стало пресным»

            В 2004 году значительный резонанс имел фильм «Настройщик» Киры Муратовой, где А.Демидовой досталась роль «комической старухи». За фильм «Настройщик» актриса получила три премии: «Ника-2005», «Золотой Овен-2005» и «Золотой Орёл-2006» (все три - в номинации «Лучшая женская роль»), а также - с Ниной Руслановой на двоих - приз «За лучшее исполнение женской роли» от II Международного кинофестиваля «Европа - Азия» в Алма-Ате. 3 июля 2006 года Демидова представила фильм «Настройщик» в Каннах: он прошёл там в рамках программы Русского Фестиваля. В 2004 году на экраны вышел фильм Бориса Бланка «Смерть Таирова», где Демидова сыграла роль Алисы Коонен.
            В 2012-м вышла картина с ее участием «Вечное возвращение», а в 2014-м - «Яхонты. Убийство».
 
            Алла Демидова постоянно выступает с концертными программами, которых у нее великое множество.
            Среди них - «Золотой век русской поэзии», «Серебряный век русской поэзии», «Современная поэзия», «Два поэта», различные тематические программы. Концерты с хором, с оркестром.

            В 2007 году А. Демидова провела серию авторских концертов: «Поэты XX века: от Блока до Бродского», «Два Тарковских», «Анна Ахматова. Марина Цветаева» (в Киеве), «От Пушкина до Бродского» (в Болдино), «Поэзия Ахматовой и Цветаевой» (в Минске).
          
            В 2008 году А. Демидова заявила, что практически утратила интерес к актёрской работе и теперь откликается лишь на отдельные проекты, которые ей интересны.
 
            Весной 2009 года А. Демидова (вместе с И. Антоновой) стала инициатором серии «Поэтических мартовских вечеров по четвергам» в Музее частных коллекций(ГМИИ им. Пушкина) и 5 марта выступила с программой стихов М. Цветаевой.
            3 апреля в Большом зале Консерватории состоялся концерт хора под управлением В.Н.Минина, на котором Алла Демидова прочла стихотворение Г.Державина «Бог» и отрывки из поэмы А.К.Толстого «Иоанн Дамаскин».
 
   «Стихи, может быть, не изменяют нас, но они приподнимают нас над бытом, мы отрываемся от повседневной жизни, начинаем мыслить по-другому, чувствовать»

            В этих словах Аллы Сергеевны Демидовой и заключается смысл ее великолепных концертов.

      
            В 1980 году увидела свет первая книга Аллы Сергеевны «Вторая реальность» - размышления о сыгранных ролях, о спектаклях.
            В 1988 году выходит вторая книга, написанная в виде диалога с И.Смоктуновским «А скажите Иннокентий Михайлович».
            В следующем 1989 году книга «Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю».
            Затем выходят еще пять книг, каждая из которых является предметом долгих раздумий, больших временных затрат с использованием собственного архива:
            1993 год. «Тени зазеркалья»
            2000 год. «Бегущая строка памяти»
            2004 год. «Ахматовские зеркала»
            2008 год. «В глубине зеркал»
            2010 год. «Письма к Тому»-  Пятнадцатилетняя переписка с профессором Гарвардского университета Томом Батлером.
 
            Алла Сергеевна Демидова неподражаема. Диапазон ее творчества огромен. Актриса, режиссер, литератор – все, чем она занимается, получает наивысшую оценку. И верю - будет нас еще долго радовать.

            Алла Сергеевна была замужем за киносценаристом Владимиром Ивановичем Валуцким (1936-2015). Они познакомились в 1961 году, когда его исключили из ВГИКа за пародию на ленинские фильмы. С тех пор и до самой смерти Владимира Ивановича они не расставались.


            P.S. Уже почти готов был материал, как однажды, поздно вечером, переключая каналы телевизора, я попал на первый. В это время идет передача «Вечерний Ургант», которую я не смотрю по следующей причине – она сделана примитивно, на потребу пришедшим посмеяться зрителям, причем смеются они над всем, чтобы ни сказал ведущий, а, последний, говорит зачастую на грани фола. Только собрался переключить канал, как на экране увидел Аллу Демидову, и решил посмотреть. Ургант задавал вопросы, не всегда по существу, публика покатывалась от хохота. Алла Сергеевна спокойно отвечала, не обращая на все это внимания. Было интересно смотреть, как Ургант пытался прыгнуть выше себя. Может быть, он понимал, кто у него в гостях, но поделать с собой ничего не мог. Словесный понос  лился рекой, шуточки были в его стиле. Я посмотрел несколько минут. Передача закончилась. Для меня было абсолютно очевидно – Королева всегда останется Королевой, даже, если шуты не настоящие.

                Библиография Аллы Демидовой:
 1980 - Вторая реальность
 1988 - А скажите, Иннокентий Михайлович...
 1989 - Владимир Высоцкий,каким знаю и люблю
 1993 - Тени зазеркалья
 2000 - Бегущая строка памяти
 2004 - Ахматовские зеркала
 2007 - Заполняя паузу (переиздание книги «Бегущая строка памяти»)
 2008 - В глубине зеркал 2010 - Письма к Тому

Награды, звания и премии
Награды
• Орден Дружбы — «За заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства» (1997)
• Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность» (2007)
• Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — «За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность» (2011).
Звания
• Заслуженный артист РСФСР (1973)
• Народный артист РСФСР (1984)
Премии
• Государственная премия СССР — За участие в фильме Бегство мистера Мак-Кинли (1977)
• Премия имени К. С. Станиславского (1993)
• Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (25 апреля 2001)[52]
• Премия «Кумир» — «За высокое служение искусству» (2009)
• Национальная премия «Россиянин года» (2011).


                фильмография


РОЛИ В КИНО
2013 Яхонты. Убийство (не был завершен)

2012 Вечное возвращение (Украина)  ::  Женщина

2006 Русские деньги  ::  Меропия Давыдовна Мурзавецкая  ::  главная роль

2004 Смерть Таирова  ::  Алиса Георгиевна Коонен

2004 Настройщик (Украина)  ::  Анна Сергеевна  ::  главная роль
Премия за лучшую женскую роль "Ника-2005".
Премия "Золотой Овен" за лучшую женскую роль в 2005 году.
Премия "Золотой Орел" за лучшую женскую роль в 2006 году.
2002 Письма к Эльзе  ::  Эльза

2000 Тёмные аллеи И. Бунин
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе  ::  Лора Лайнс

1998 Незримый путешественник  ::  императрица Елизавета Алексеевна

1997 Маленькая принцесса  ::  мисс Минчин  хозяйка пансиона

1992 Электра (фильм-спектакль)  ::  Электра

1992 Бесы  ::  Марья Тимофеевна Лебядкина

1989 Три сестры (фильм-спектакль)  ::  Маша

1988 Осень, Чертаново...  ::  кинорежиссер

1987 Крейцерова соната  ::  пассажирка

1987 Воскресные прогулки (киноальманах)  ::  Елена   мать
1987 Испытатель


1985 Дети солнца  ::  Елена Николаевна Протасова  ::  главная роль жена Павла           Фёдоровича
1984 Время отдыха с субботы до понедельника  ::  Анна  ::  главная роль

1984 Александр Блок. Родина (фильм-спектакль)

1982 Пиковая дама  ::  ведущая  от автора

1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона  ::  Лора Лайнс
1981 Собака Баскервилей | 3 фильм / 1-2 серии


1981 Звездопад  ::  мать Лиды  ::  главная роль

1979 Стакан воды  ::  герцогиня Мальборо  ::  главная роль

1978 Отец Сергий  ::  Пашенька

1977 Любовь Яровая (фильм-спектакль)  ::  Павла Петровна Панова  ::  главная роль
1977 Аленький цветочек  ::  Волшебница

1976 Повесть о неизвестном актёре  ::  Ольга Сергеевна Светильникова  прима

1976 Легенда о Тиле  ::  Катлина  мать Неле

1976 Всегда со мною...  ::  Елена Игнатьевна Смысловская
Искусствовед отдела Эрмитажа в блокадном Ленинграде
1975 Бегство мистера Мак-Кинли  ::  Потаскушка  ::  главная роль
Лауреат Государственной премии СССР за исполнение роли (1977)
1974 Зеркало  ::  Елизавета Павловна работала в типографии на Серпуховке с Марией Николаевной - матерью автора
1974 Выбор цели  ::  Джейн   возлюбленная Оппенгеймера

1972 Стихи о Прекрасной даме (фильм-спектакль)

1972 Визит вежливости  ::  Нина Сергеевна  актриса театра

1971 Ты и я  ::  Катя  ::  главная роль

1971 Иду к тебе... | Іду до тебе...  ::  Леся Украинка  ::  главная роль
Лариса Петровна Косач
1971 Вся королевская рать  ::  Анна Стентон

1971 Возмездие (фильм-спектакль)

1970 Чайка  ::  Ирина Николаевна Аркадина  ::  главная роль

1969 Чайковский  ::  Юлия фон-Мекк

1968 Щит и меч | Schild und Schwert  ::  Ангелика Бюхер
1968 Без права быть собой | Фильм 1
1968 Приказано - выжить... | Фильм 2
1968 Обжалованию не подлежит | Фильм 3
1968 Последний рубеж | Фильм 4

1968 Шестое июля  ::  Мария Александровна Спиридонова  ::  главная роль лидер партии левых эсеров
1968 Степень риска  ::  Женя Кириллова  ::  главная роль

1968 Служили два товарища  ::  комиссар

1968 Живой труп  ::  Лиза Протасова

1968 Времена года (киноальманах)  ::  Елена Ивановна  воспитательница в детском саду
1968 Четвертый папа

1967 Стюардесса (короткометражный)  ::  Ольга Ивановна  ::  главная роль
бортпроводница
1966 Дневные звёзды  ::  Ольга Берггольц  ::  главная роль

1965 Комэск (короткометражный)  ::  Лидия Васильевна Линяева дежурный метеоролог
1964 Что такое теория относительности (короткометражный)  ::  ученый-физик  ::  главная роль
1961 Девять дней одного года  ::  студентка (нет в титрах)

1960 Первое свидание  ::  девушка у костра студентка-туристка под дождём в лесу чистит картошку
(нет в титрах)
1957 Ленинградская симфония  ::  студентка на лекции


ОЗВУЧИВАНИЕ
1988 Анна Ахматова. Листки из дневника (документальный)читает стихи Ахматовой
1987 Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником (анимационный)

1984 Волоколамское шоссе (фильм-спектакль)читает стихи О.Берггольц
1971 Гойя, или Тяжкий путь познания | Goya or the Hard Way to Enlightenment | Goya - oder Der arge Weg der Erkenntnis (ГДР, СССР, Болгария, Югославия)  ::  герцогиня Альба
роль Оливеры 'Вучо' Катарины

УЧАСТИЕ В ФИЛЬМАХ
2013 Поздняя любовь Станислава Любшина (документальный)
народная артистка РСФСР
2012 Белла Ахмадулина. Чистые помыслы (документальный)

2011 Михаил Козаков. Не дай мне Бог сойти с ума (документальный)

2011 Валерий Золотухин. Я устал быть Бумбарашем (документальный)

2010-2011 Острова (документальный)
2010 Иннокентий Смоктуновский
2011 Алиса Коонен


2009 Неизвестная версия | Невідома версія (Украина, документальный)
2009 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона | Пригоди Шерлока Холмса та доктора Ватсона


2009 Дети Войны. Последние свидетели (документальный)

2009 Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)

2008-2009 Человек в кадре (документальный)
2008 Алла Демидова

2008 Иван Дыховичный

2009 Вениамин Смехов

2009 Татьяна Друбич


2007 Зачем пережила тебя любовь моя... (документальный)

1998 Чтобы помнили (документальный)
1998 Владимир Высоцкий | Фильм 41


1988 Владимир Высоцкий — киноактер. Штрихи к портрету (документальный)

1987 Четыре встречи с Владимиром Высоцким (документальный)

1980 Пушкин и Пущин (документальный)  ::  читает стихи


СЦЕНАРИСТ
2011 Острова (документальный)
2011 Алиса Коонен


При подготовке текста были использованы материалы из интернета.
             








               

 
          


Рецензии
Замечательная актриса, просто необыкновенная, второй такой не было и не будет в нашем театре. Спасибо Вам большое за эту статью. Уважаемый Павел, продолжайте, пожалуйста, эту театральную тему, потому что у Вас это получается очень интересно.

Ольга Никитина 64   01.11.2020 10:00     Заявить о нарушении
Интеллигентная, умная, талантливая и еще масса эпитетов. Все они относятся к Алле Сергеевне Демидовой, прекрасно проявившей себя в различных ипостасях.
Благодарю, Ольга, за чудный отзыв! Примите мои самые добрые пожелания,

Павел Лосев   01.11.2020 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 148 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.