Библейское появление кузнечного ремесла
Наибольший интерес для определения хронологической даты возникновения кузнечного ремесла представляют данные Первой книги Библии – Книги Бытия, поскольку в ней прямо сказано: “Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачем всех орудий из меди и железа”. [Быт. 4 : 22]. Кроме того, этот уникальный письменный источник знаний о наиболее древней истории человечества имеет точную хронологию допотопного периода, опираясь на которую, можно достаточно точно установить годы жизни Тувалкаина – Первокузнеца. В качестве источника взята Biblia Hebraica Stuttgartensia.
Стихи Книги Бытия с абсолютной точностью воспроизводят даты рождения, смерти, появления детей начиная от Первочеловека – Адама по линии его третьего сына – Шета. Потомки Каина только перечисляются, но хронологически не определяются. Известные справочные и толковые материалы, основанные на библейских текстах (а не на апокрифах), мало что дополняют к личности Тувалкаина. Толковая Библия А.П.Лопухина сообщает, что: “Библия не объясняет нам значение имени этого патриарха, но она прекрасно определяет его роль, как изобретателя разного рода медных и железных инструментов, потребных для земледелия, скотоводства, охоты, войны и музыки. Краткая заметка бытописателя обо всем этом служит попутным указанием на весьма важный культурно-исторический момент, знаменующий переход из каменного века в металлический, при этом обращает на себя особое внимание и та любопытная подробность, что и Библия, в полном согласии с позитивной историей культуры, обработку “меди” ставит раньше выработки “железа”.
«Симфония» показывает, что упоминание об Тувалкаине встречается в Библии только один раз в Книге Бытия. Библейская энциклопедия записывая имя первокузнеца как Тувал-каинъ, а, затем, как qувал, проводит аналогию с упоминаемым в книге Пророка Иезекииля (Иез. 27-13, 38-2, 39-2) народом qувал, который в земле Магогъ производил торговлю, выменивая товары на медную посуду. Это является косвенным свидетельствои того, что искуство первокузнеца положило начало племени кузнецов-ремесленников. Библейский словарь Э. Нострема также акцентирует на этом внимание.
Если взять продолжительность жизни Патриархов и возраст, когда родились их дети, математическое ожидание средней продолжительности жизни равняется 900 лет ± 60 лет. Рождение детей, соответственно, в 120 лет ± 50 лет. Исходя из этих посылок, можно вычислить “Библейскую” дату зарождения кузнечной технологии: 3400 год. до Р.Х. по хронологии архиепископа Ушера, или 3900 год до Р.Х. по Септуагинте, почти за 1000 лет до всемирного потопа.
Очевидно, что кузнечное дело явилось первоосновой всех металлообрабатывающих технологий. Это имеет свою естественную историческую основу. Переход от неолита к альколиту поставил задачу не просто получать медные изделия, но и уплотнять, упрочнять рыхлую и пористую поверхность. Осознание ковки на основе жизненного опыта, практики, как способа повышения работоспособности медных предметов путем деформирования, явилось революционным технологическим прорывом в будущее.
Возможно, что следующим осознанным революционным технологическим процессом после гончарного и кузнечного искусства явилась пайка. Это объясняется следующим образом: тектология определяет в качестве основной формы организации комплексов их соединения друг с другом. Совершенствование этих соединений являлось осознанной потребностью общества в целях повышения их совместной работоспособности. При этом системы соединялись между собой посредством общих звеньев-связок, создавая упорядоченные цепи. Для того, чтобы две системы работали организованно, связка должна быть удобна и сродственна обоим комплексам. Если связка "антагонистична" хотя бы одному из них, или какая то связка отсутствует, или она вдруг нарушена - происходит дезорганизация комплексов до тех пор, пока удобная связка не будет восстановлена.
Методы “связок” эволюционизировали: оббитые каменные и костяные орудия привязывались к рукояткам, древкам, палкам из дерева или кости жилами животных, корнями, ветвями лианами и другими материалами. В эпоху неолита система соединения комплексов усовершенствовалась - в орудиях из камня шлифовались канавки под рукоятки или сверлились отверстия. Действительно, древнейший человек, вооруженный каменным топором, привязанным жилами к деревянной палке, мог достойно противостоять саблезубой кошке или пещерному медведю. Но, стоило только порваться связке-жиле, даже с каменным топором в руках, человек становился беззащитным. Произошла дезорганизация. Поэтому, чем надежнее, чем удобнее была связка, тем больше была организованность комплексов, тем надежнее чувствовал себя человек в окружающей среде. Пайка, после гвоздей, скрепок, заклепок, явилась следующим этапом технологической эволюции соединения (сборки) комплексов-орудий производства, труда и быта. Тонкая прослойка припоя, не нарушающая физико-химического однообразия каждой из соединяемых деталей и естественно - надежно контактирующая с ними, с точки зрения тектологической организованности, явилась оптимальным вариантом технической эволюции. Ведь с точки зрения абстрактно-организационных законов тектологии, нет разницы между принципами соединения в гончарном искусстве, архитектуре и пайке.
Свидетельство о публикации №216102800450