Созидание глава 11 1970 г. Часть 13 легенды
ГЛАВА 11 1969 год
ЧАСТЬ 13 ЛЕГЕНДЫ
Прощаясь с темой нашего ОТПУСКА в ПЛАНЕРСКОМ и – КАРА ДАГОМ, хочется вспомнить несколько ЛЕГЕНД, связанных с этими волшебными и отчасти – мистическими местами.
Гора Кара-Даг овеяна многими легендами. По мнению греков здесь находился вход в подземное «царство мрачное Аида». Суровая мощь вулкана издревле вызывала у человечества ассоциации с потусторонними силами. Недаром в Карадагских названиях так много «чертовщины».
Конечно, первой легендой нужно назвать легенду о возникновении самого КАРА ДАГА , которого называют ещё – ЧЁРНОЙ ГОРОЙ.
Легенда очень красивая…
Донеслась из ущелья девичья песня, высокой нотой прорезала воздух, на мгновение оборвалась и тут же, подхваченная многими голосами, разлилась по Отузской долине.
Это девушки, покончив с укладкой винограда, торопятся домой. Спешат девушки, словно быстрые сумерки подгоняют их, и с опаской поглядывают на Кара-Даг — Черную гору, которая зловеще нависла над долиной, заслонив собой часть неба. Там, в недрах горы, обитает страшное чудовище — одноглазый великан-людоед.
Днем великан спит, но даже его мирный храп, похожий на отдаленные раскаты грома, пугает жителей окрестных селений. Повернется великан во сне — вся гора дрожит до основания, а вздохнет — из отверстия, находящегося на ее вершине, пар клубами валит.
Поздним вечером, когда совсем стемнеет, великан просыпается и вылезает из своего логова. Угрожающе сверкая своим единственным глазом, он начинает оглушительно реветь, так что громовое эхо далеко перекатывается по Крымским горам и замирает где-то на Ай-Петри.
Тогда в страхе прятались все — дети, старики, женщины, прятались где только кто мог, а мужчины, чтобы задобрить чудовище, отводили к подножию Черной горы быка или пару овец. Привязав скотину на видном месте, мужчины удалялись, а великан мгновенно замолкал и успокаивался до следующего вечера.
Но осенью, когда вслед за листопадом наступал месяц свадеб, великан требовал большой жертвы. Его не удовлетворяли тогда даже десятки овец и быков. Он ревел и ревел, не переставая, целую ночь. От рева его дрожали окна в селении и потухал огонь в очагах. Наконец, он хватал огромные камни и начинал сбрасывать их в долину. Камни, скатываясь по склону горы, цепляли за собой десятки других камней помельче, и эта лавина сметала все на своем пути, засыпала виноградники, разрушала строения.
Напуганные до смерти люди выбирали тогда одну из невест, приводили ее на Кара-Даг и связанную оставляли на высокой скале...
Много лет властвовал великан над Отузской долиной, много жертв погубил, много горя людям принес. И люди, проклиная свою тяжелую судьбу, терпели великана, и никто не знал, как избавиться от него.
Но вот нашелся один юноша, сильный и смелый, словно горный орел, который не боится даже человека, как бы тот высоко в горы ни забирался.
— Надо убить великана, — сказал юноша.
— Сами знаем, что надо убить, — ответили ему мужчины-односельчане. — Но как это сделать?
— Надо всем нам вооружиться, взобраться на Черную гору, спрятаться недалеко от выхода и ждать, когда проснется великан. А как только высунет он свою голову, тут и забросать ого стрелами.
Посмеялись мужчины над юношей:
— Что значит молодо-зелено! Да ведь великан, как гора, а мы, как мыши перед ним. Что ему наши стрелы сделают? Нос поцарапают и только. Он нас одним взмахом сметет с вершины. Мы погибнем, и семьи наши погибнут.
— Что ж, если вы боитесь, тогда я сам влезу на Черную гору и убью великана, — сказал юноша.
— Зря бахвалишься, только народ смешишь.
— Клянусь, что убью великана, — упрямо повторил юноша и стал дожидаться месяца свадеб.
Дождавшись месяца свадеб, юноша выполнил свою клятву — отправился на Кара-Даг к великану.
Солнце зашло, с гор в долину спустились сумерки. На темно-синем небе появилась большая луна и покрыла серебристой чешуей морскую гладь. В селении постепенно затихли людские голоса, блеяние овец, мычание коров, там и сям вспыхивали вечерние огоньки.
«Красиво как у нас здесь, — думал юноша, оглядываясь вокруг. — И жить очень хочется! Но лучше погибнуть в неравном, но правом бою, чем терпеть ненасытное чудовище. Завтра потребует оно очередную жертву, и, может быть, жребий выпадет на мою дорогую Эльбис».
Вспомнил юноша свою возлюбленную, присел на камне и, мечтательно глядя на море, запел старинную песенку:
Любовь — это птичка весны.
Пришла ей пора прилететь,
Спросил я старуху-гречанку,
Как птичку любви мне поймать?
Гречанка ответила так:
«Глазами ты птичку лови.
Она на уста упадет
И в сердце проникнет твое...»
— Ха-ха-ха! — раздался над головой юноши такой громкий смех, что его услышали, наверное, чабаны на Перекопе. — Однако ты ничего поешь. Мне нравится.
Юноша задрал вверх голову и увидел на вершине Кара-Дага горящий, как яркая звезда, глаз великана.
— А, это ты, сосед, — не испугался юноша, — рад тебя видеть.
— Спой мне еще свою песенку, — пророкотал великан. — У меня весеннее настроение. Я тоже хочу, чтобы ко мне птичка любви прилетела, чтобы мне на уста упала и чтобы в самое сердце проникла.
— Значит, ты хочешь увидеть птичку любви?! — обрадовался юноша. — Ты ее увидишь, даю тебе слово, только тебе придется потерпеть до завтра. А завтра я приведу ту, которая посылает любовь.
Следующим вечером в то же время юноша снова отправился на Кара-Даг, но уже не сам, а вместе со своей суженой, красавицей Эльбис.
Увидев на вершине Черной горы огромного великана, силуэт которого четко вырисовывался на звездном небе, Эльбис в ужасе остановилась. Но, взглянув на своего любимого, она поборола страх и отважно шагнула навстречу опасности.
Она взошла на высокую скалу, ту самую, на которой великану приносили в жертву девушек, и громко произнесла:
— Эй, великан, я пришла! Я принесла птичку любви! Посмотри на меня: нравлюсь ли я тебе? Если нравлюсь, то открой пошире глаз и гляди внимательно сюда. Я выпушу птичку любви.
Красота Эльбис была настолько ослепительна, что великан от изумления широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка, — она была достойной парой своему возлюбленному, — взяла лук, натянула тугую тетиву и пустила в светящийся глаз великана каменную ядовитую стрелу.
Взвыл от невыносимой боли великан и рванулся было к смельчакам, чтобы раздавить их, но, ничего не видя, споткнулся о камень и сорвался в свою глубокую нору.
То ли великан при падении поломал себе руки и ноги, то ли отверстие завалилось, только остался он в горе и не мог уже выбраться наружу, чтобы отомстить людям. В каменной ловушке он корчился от боли и ревел от бешенства. Он напрягал все свои силы, пытаясь развалить Черную гору, отчего гора шевелилась, как живая. Громадные камни, а то и целые утесы откалывались от нее и с шумом падали в море. От гневного дыхания великана плавилась земля и сквозь образовавшиеся трещины стекала со склонов огненными потоками.
Целую ночь над Кара-Дагом стоял беспрерывный гул, целую ночь вершина его извергала огонь, дым и пепел. Черная зловещая туча заволокла все небо, сверкали молнии, беспрерывно гремел гром. Весь Крымский полуостров трясся, как в лихорадке, а море, вздымая свои волны-горы, с яростью наскакивало на берег, словно хотело поглотить сушу.
На рассвете над Отузской долиной выпал дождь и все утихло. Вышли люди из своих убежищ, посмотрели в ту сторону, где вчера еще было логово великана, и в удивлении замерли. Черной горы больше не существовало. Она развалилась до основания, похоронив под собой великана. А на том месте поднялись высоко к небу новые утесы, зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. Море уже больше не сердилось, а ласково обмывало отвесные стены торчащих из воды скал, заливало многочисленные бухточки и пещеры и, выливаясь, что-то радостно бормотало.
Люди ходили по берегу, собирали разноцветные камешки и любовались дикой красотой мертвого царства великана.
Вряд ли можно вспомнить кого-либо из известных людей, побывавших хотя бы раз на Карадаге – и не влюбившихся в него навсегда. Даже увидев Кара-Даг буквально мельком, с борта проплывшего вдоль берега парусника, великий Пушкин не смог остаться равнодушным – через годы на полях рукописи «Евгения Онегина» поэт набросал рисунок Золотых ворот – знаменитой каменной арки, выступающей из моря, своеобразной «визитной карточки» древнего вулкана.
Вторая легенда…
Давным-давно, в те счастливые времена, когда люди на Земле не знали вражды и больше всего почитали мир, на вершине Кара-Дага высился храм, посвященный миру. Храм был сооружен из драгоценных камней, и под Солнцем ослепительно сверкали его сердоликовые колонны, агатовые портики, аметистовые карнизы. Туда стекались люди подтвердить свой обет никогда не нарушать мир на Земле.
Но шли века, среди людей начались ссоры, которые затем стали перерастать в крупные распри. В конце концов, начались войны... И тогда разгневанные боги решили наказать людей. В страшных громовых раскатах разверзлись небеса, и оттуда раздался голос, возвестивший, что отныне люди недостойны своего храма. И до тех пор им предстоит жить в бедах и во вражде, пока не соберут они своими руками всех обломков оскверненного ими святилища.
С этими словами прекрасный сияющий храм распался на куски и вместе с половиной горы, на которой стоял, обрушился в море...
С тех давних пор люди находят у подножия Кара-Дага камешки сердолика, отливающие золотым отсветом древнего вулкана.
Есть ещё легенда, которая гласит, что на склонах величественного вулкана Кара-Даг проживал народ, способностями не уступавший богам. Возгордились люди, за что божества ниспровергли на них засуху, погубившую посевы и виноградники. Ежедневно проклинали они богов, и лишь один мудрец призывал их к смирению перед божествами. Возненавидели старика жители и забили камнями, после чего на их город обрушился ливень, потоки от которого снесли их чудесный город и самих людей в море. Немногим удалось спастись и тело мудреца уцелело. А дождь не прекращался. Только, когда тело старика захоронили на вершине горы, ливень окончился, а само место погребения стало чудотворным, за что сам Кара-Даг и получил название «Святой горы».
Тесно связано с последней легендой и расположение Золотых Ворот Кара-Дага, величественной, каменной арки, находящейся недалеко от скалистого берега и покрытой желтым лишайником, словно золотом.
Говорят, что через много лет после смерти мудреца у местного царя родилась прекрасная и набожная дочь, в которую влюбился чужеземец – помощник торговца. Правителя отличал суровый нрав и любовь к захватническим войнам. Его дочь ежедневного приходила на гору помолиться за души невинно убиенных её отцом, там её и заприметил местный джин.
Заточил он её обманом на вершине Кара-Дага, куда не смог проникнуть из-за святости места, и стал разрушать гору у её ложа. На выручку девушке ринулся её любимый, которого джин хитростью отправил сквозь каменную арку в пещеру под скалой.
Ущелье завалило камнями и в процессе обрушения погиб и джин, от которого остался лишь в небо устремленный палец, который местные жители называют «чертовым пальцем».
«Чёртов палец» и «Пряничный конь» являются одними из самых известных скал. Каждая из них безоговорочно вызывает ассоциации связанные с названием скал, и каждая гора имеет свою уникальную историю и легенду.
Например, считается, что «Чертов палец» выглядывает из ада, и время в этом месте останавливается.
А сама арка покрылась золотом и стала выполнять самые заветные желания тех, кто проплывет под ней, в память о чистой любви простого юноши к царственной деве.
Морской змей
Пожалуй всё-таки , главная легенда – это легенда о гигантском змее. Жившие в Крыму люди издревле считали, что около его берегов обитает жуткий дракон с огромной головой, высоким гребнем и широким длинным туловищем. Не раз чудовище наводило панический ужас на местное население и являлось причиной мифов.
Рассказы о морском чудовище, обитающем в водах Черного и Азовского морей, передают из уст в уста до сих пор — экскурсоводы, моряки, местные жители. Очевидцы рассказывают о змееобразном существе, покрытом чешуей. Оно охотится на дельфинов и пугает моряков и дайверов.
Сведения о наличии в районе Карадага змей огромных размеров неоднократно появлялись и в прессе. Так в 1921 году в местной феодосийской газете была напечатана заметка, в которой говорилось, что в районе горы Карадаг появился «огромный гад» и на его поимку была отправлена рота красноармейцев. Гада якобы видели и в поселке Коктебель. Эту заметку прочитал Михаил Булгаков, и она легла в основу повести «Роковые яйца».
В 30-е годы татарин-рыбак из деревни Кучук-Ламбат (ныне село Малый Маяк) столкнулся в Каменном Хаосе с огромным змеем. Подоспевшие рыбаки спасли его, однако беднягу парализовало, и через месяц он умер. «Собачья башка», - только и успел он выговорить перед своей кончиной.
В 1952 году странное существо видели на Кара-Даге у мыса Мальчик. Собиравшая хворост женщина чуть на него не наступила. По описанию, у животного маленькая голова, тонкая шея, а спина толстая как столб. Были видны нижние и верхние конечности, и оно пищало.В том же 1952 году кара-дагское чудовище вновь дало о себе знать. Очевидец Всеволод Иванов рассказывал, что видел в море змееобразное существо, «длиной метров 25-30, а толщиной со столешницу письменного стола, если повернуть ее боком».
Осенним вечером 1967 года Людмила Сегеда, прогуливаясь по Арматлукской долине, переступила через бревно. Услышав сзади себя всплеск, она обернулась и увидела огромного, толщиной с бревно, змея, переползавшего из одного водоема в другой. Бревна, через которое она переступила, на месте не было.
Другое более-менее объективное свидетельство было зафиксировано в 1991 году, когда были найдены мертвые дельфины-афалины со странными повреждениями на теле. У одного дельфина было вырвано брюхо — как будто ударом мощных челюстей. У другого имелись похожие раны на голове. Дельфинов исследовали в Институте Биологии Южных Морей, однако конкретных выводов о происхождении ран так и не озвучили.
12 августа 1992 года работник исполкома Феодосийского горсовета Владимир Вольский решил окунуться в бухточке на восточном берегу мыса Киик-Атлама. Будучи хорошим пловцом, он легко отплыл метров на 40 от берега. Вынырнув, оглянулся и с ужасом примерно в 30 метрах от себя увидел огромную - до полуметра - голову змея. Не раздумывая ни секунды, Владимир Михайлович рванул к берегу и спрятался за камнями. А на том месте, где он был в воде, появилась голова чудовища. Отчетливо были видны даже кожа и роговые пластинки серого цвета на голове и шее. По словам Вольского, за год до его встречи с чудовищем в этом районе погиб от разрыва сердца крепкий молодой человек, военнослужащий, мастер спорта по плаванию, всегда здесь купавшийся.
Ученые, которые наотрез отказывались верить в существование морского змея, гадали: быть может, это тот редкий случай, когда в Черное море из Средиземного зашел опасный хищник? Например, голубая акула или рыба-молот? Бывали же такие эпизоды в прошлом.
Эта версия единственная объясняла существование «морского змея», пока…
Пока в 1995 году западные СМИ не объявили о сенсационной находке североамериканских зоологов: в морском заливе Кадборо они обнаружили новый вид животного — кадборозавра. По описанию он был как две капли воды похож на черноморского змея, только питался не дельфинами, а рыбой.
Впоследствии выяснилось, что у океанологов было слишком мало фактов, а также много ошибок в описании животного, чтобы их заявление было воспринято всерьез.
Вот такие легенды Кара-Дага могут услышать туристы от местных жителей.
А вот уже – не легенды, а – быль.
Во время нашего плавания на катере вдоль берегов Кара Дага, экскурсовод нам рассказывал и о бытующих легендах и о разных реальных историях, связанных с местами, которые мы проплывали.
Хотя мы уже показали Вам на фотографиях эти красивые скалы и пещеры, но вернемся к некоторым этим местам ещё раз, дополнив их интересными рассказами, услышанными нами и тогда и позже…
В 1969 году Владимир Высоцкий, отдыхавший тогда в Коктебеле, побывал в БУХТЕ – БАРАХТЕ и просто влюбился в это место. Вернувшись домой, к жене Марине Влади, тут же пропел ей об этом куплет:
Прилетел я не из Ахты,
А с бухты "Барахты".
Обычно он возвращался с крымских гастролей через Севастополь, где есть его любимая Ахтиарская бухта, но в том году поехал домой из Коктебеля. И потом, встречаясь с бесчисленными друзьями и знакомыми, повторял напевом эти строчки, будучи не в силах освободиться от воспоминаний чудесного отдыха в Коктебеле. "Карадагский вирус" прочно завладел сознанием великого барда. Этот куплетик тут же "ушёл в народ" и как-то быстро прижился. Первую строчку забыли, а вот вторая стала известным выражением "с бухты-барахты", то есть как-бы ни с того - ни с сего. Все знают об этом выражении, но кто знает, что родилось оно здесь, на Кара-Даге, а автор его Владимир Семёнович Высоцкий.
В некотором отдалении от берега этой бухты стоит большая скала, настолько характерной формы, что волей-неволей думаешь о каком-то мифическом корабле, потерпевшем здесь крушение, но его огромный парус застрял в камнях и превратился в камень. Это скала Парус, излюбленное место отдыха многочисленных стрижей, которые здесь живут. Поэтому ещё эту скалу называют Стрижевой.
После прохождения бухты пред глазами как-то очень быстро и очень уж близко возникает большая скала Шайтан, часть Хоба-Тепе. Место опасное, где часто гибли парусно-весельные корабли, отсюда такое название. В отвесной скале зияет огромная щель, частично занятая водой. На маленькой лодке можно зайти в эту щель и тогда можно услышать глухой (как из преисподней) и рокочущий звук, чередующийся правильными интервалами каждые 16-18 сек. Иные говорят, что здесь бьётся сердце Кара-Дага.
Эффект очень силён для любого из присутствующих. Когда море волнуется сильнее, этот глухой рокот переходит в рев. И тогда это место становится по-настоящему опасным - сущий Ад для многих людей, погибших здесь. Этот рёв раздается из грота, который так и назвали - Ревущий грот.
Согласно греческому баснословию здесь был один из входов в Аид, излюбленное место Гекаты ("далеко разящей"), потому что в гроте живут ещё летучие мыши, которые согласно представлениям древних греков являются душами умерших. Как раз здесь легендарный Одиссей воспользовался разрешением богов пройти в потусторонний мир, чтобы вопросить души умерших родственников о своей судьбе.
М. Волошин, будучи уже прославленным мэтром, показывал грот юной Марине Цветаевой.
«…Но тени тех, кого здесь звал Улисс, опять вином и кровью налились".
Это надо понимать так, что мифы не исчезают, а легендарные герои могут жить и среди нас.
Заветная страна! Здесь в зареве заката
Сухие травы в могильный холм впились
И скалы высятся, где вход в Аид когда-то,
На сумрачной ладье, дерзал искать Улисс...
В. Рождественский
Ревущий грот вдается в тело скалы где-то на 70 метров, а на самом деле много дальше, потому что водолазы-исследователи не в состоянии проникнуть дальше из-за сильного сужения.
Отвесные обрывы Хоба-Тепе, которые являются самыми мощными в линии Берегового хребта, заканчиваются сильным аккордом - скалой Маяк, которая почти отвесно взлетает вверх на 380 метров. На самом верху Маяка есть маленькая площадка, где находился дом доктора Сальватора, а внизу под водой - нора Ихтиандра, его сына.
Ленинградские кинематографисты в 1961 году здесь отсняли значительную часть бессмертного киношедевра. Сценарий художественного фильма "Человек-амфибия" написал Алексей Каплер, гуляя с поэтессой Юлией Друниной по "Тропе Грина" (из Старого Крыма в Коктебель).
Скала Маяк оправдывает своё название, она видна издалека и по ней ориентируются мореплаватели. Этот материал "вырезали" тогдашние кинокритики по непонятной причине и в кинофильм вошли только считанные секунды экранного времени.
И, наконец мы должны ещё на прощанье вспомнить о профиле Волошина.
Резко в море выступает Синяя скала (Кок-Кая), очертаниями похожая на лицо Максимилиана Волошина. Это тот самый знаменитый Профиль Поэта, который он воспел в своем стихотворение:
Вон там - за профилем прибрежных скал,
Запечатлевшим некое подобье
(Мой лоб, мой нос, ощёчье и подлобье),
... И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой...
М. Волошин
Ничего подобного во всей обозримой истории мы не знаем. На Земле нет естественного рельефа, который так точно бы запечатлел лицо человека узнаваемого всеми. Даже теми, кто не знаком с творчеством Волошина, но по мере ознакомления легко убеждающемся в таком сходстве. Это редчайший случай тесной связи между землёй и живущим на ней художником. Катастрофические оползни 1911-12 года обрушили скалу и 300-метровый профиль стал узнаваем. А землетрясение 1927 года ещё более "подправило" в сторону похожести природную скульптуру. И вот уже почти сто лет как люди наблюдают это явление и много рассуждают на эту тему, а наша официальная наука упорно демонстрирует по данному поводу гробовое молчание.
Если развернуть угол на 180° от того места, из которого вы см. отрите на Профиль (лучше всего от самого Дома Поэта), то второй конец этого угла будет в открытом море, в определённой точке. Находящийся в этой точке наблюдатель видит Профиль Поэта с моря, только теперь на фоне Коктебеля и окружающих его холмов.
Свидетельство о публикации №216102800781