A big round eye

Неоновый эмпирический кошмар. Рецензия на фильм «Неоновый демон». Фильм имеет возрастное ограничение 18+

Фильм «Неоновый демон» премьера, которого состоялась 20 мая 2016 года в рамках 69-го Каннского кинофестиваля. Режиссёр Николас Виндинг Рефн, а главная роль досталась Эль Фэннинг, также в фильме был задействован Киану Ривз. До российских кинотеатров фильм добрался 28 июля 2016 года.

Сюжет фильма повествует о молодой девушке Джесси (которую сыграла Эль Фэннинг), приехавшей в Лос-Анджелес, чтобы стать моделью. И внезапно для всего модельного общества карьера Джесси развивается с большой скоростью, благодаря ее естественно красоте. Тривиальный сюжет, который не изобилует твистами и необычными решениями в своем ходе. В нем нет мыслей которые нужно искать между строк, ради которых нужно потратить не один час времени, проводя анализ всего увиденного. Все умные мысли здесь сводятся к двум-трем фразам, к слову и текста в фильме не много. Сюжет очевидный и поверхностный и понять его просто.

Но «Неоновый демон» безусловный артхаус. А в артхаусе должно быть что-то необычное. И это необычное фильм дает буквально с первых минут, а именно эстетическое наслаждение. Невероятно красивый визуальный ряд, изобилующий сочными и приятными сочетаниями цветов, буйство неоновых красок; розовые, синие и красные оттенки, как в картинах импрессионистов, а также внешне красивые актеры, часть из которых, кстати, является моделями. Все это заключено в кадры, которые зачастую имеют необычную постановку, что является заслугой оператора Наташи Брайер. В такой же, если не большей, степени атмосферу создает и саундтрек, написанный Клиффом Мартинесом («Больница никербокер», «Драйв»).

При просмотре вспоминаются фильм «Драйв», срежиссированный тем же Николасом Виндингом Рефном, игра «Hotline Miami»; все эти произведения схожи атмосферой, визуальной частью и потрясающим саундтреком. Но все же сложно найти фильм более красивый и настолько эстетично выверенный.

«Неоновый демон» похож на сон, на идеальный, прекрасный кошмар. Да именно кошмар, так как жанр фильма психологический хоррор. И этот жанр как нельзя лучше описывает то, как стоит воспринимать этот фильм. И даже тут не все так просто: «психологический» он не потому что страх развивается от действий и взаимоотношений персонажей, а из-за воздействия на зрителя. На протяжении всего фильма зрителя будто бы готовят пережить все то, что переживает главная героиня. Демона стоит именно пережить, не понять, а прочувствовать. Он крайне эмпирический. И когда зритель наконец настраивается на эту волну, идентефицирует себя с главной героиней, которая является скорее «камерой», через которую зритель видит и воспринимает происходящее на экране; тут то и становится страшно. И страх овладевает наблюдателем полностью. А когда повествование доходит до развязки, которая затрагивает дикое первобытное естество человека, кажется, будто темный холод ужаса проник в самый спинной мозг. Наверное, это один из лучших хорроров за последнее время.

В фильме множество маленьких деталей, которые будто бы учат, как правильно воспринимать его. Отсылки и аллюзии: луна – большой круглый глаз, так говорит сама Джесси, и эта фраза отсылает в самый конец фильма, где она приобретает совершенно новый характер, куда менее невинный. Появление, казалось бы, совершенно неуместной пумы в квартире главной героини, как бы намекает на то, что стоит откинуть рационализм и оставить только ощущения, на уровне животных инстинктов.

Одна из явных неочевидных и в большой степени неуместных вещей в фильме это персонаж Киану Ривза и сюжетная линяя связанная с ним, складывается ощущение, как будто он здесь только для громкого имени на плакатах и в титрах.

Подводя итоги, хочется сказать что «Неоновый демон» один из самых красивых и органичных фильмов в истории кинематографа. Он однажды должен встать в один ряд с произведениями великих режиссеров, таких как Стэнли Кубрик. Сама его концепция является аллюзией на главный объект фильма – моделей. Он такой же убийственно красивый и такой же пустой. В качестве оценки я использую фразу одного из героев фильма: «Бриллиант в море стекла».


Рецензии