Заметки по ходу... пьесы-4

                Затянувшиеся поиски

Грядущая премьера фильма «Двадцать восемь панфиловцев» (реж. А. Шальопа и Ким Дружинин), открытие полмесяца назад первого в России памятника Ивану Грозному, эпопея с мемориальной доской в честь фельдмаршала Карла Маннергейма, широко освещаемая предстоящая установка ещё одного памятника, теперь уже князю Владимиру, на Боровицкой площади в Москве-события прошедшие и предстоящие, в той или иной степени, способствовали достаточно мощному всплеску дискуссий, которые продемонстрировали наличие раскола в нашем обществе. Собственно говоря, на мой взгляд (думаю, что я не одинок в подобной оценке), этот раскол образовался с незапамятных времён. Точки его отсчёта разнятся. И сдаётся мне, что стартовал он не в феврале 1917-го и даже не после октябрьского переворота того же года, а что вполне допустимо в плане размышлений, в середине XVII века в ходе предпринятых патриархом Никоном реформ. А может всё началось ранее с жёсткого противостояния, так называемых, «стяжателей», ведомых Иосифом Волоцким, и сторонников Нила Сорского? Или благодаря князю Владимиру осуществившему крещение Руси, не гнушаясь насильственных методов? Свыше тысячи лет насчитывает русская государственность, за такой период Россия пережила смуты, перевороты, многочисленные войны, невосполнимые потери, оказывалась на грани распада, но выстояла. Однако,по сию пору не может найти окончательную бесповоротную точку опоры, непоколебимые ориентиры, которые позволили бы сосредоточиться, нет, не на будущих, зачастую, иллюзорных прожектах, а именно на настоящем, на проблемах волнующих людей и требующих конкретных решений. В данном случае, говоря о России, как о государстве, я имею в виду институты власти… Похоже, в своих рассуждениях я понемногу начинаю сползать на слишком зыбкое поле из объёмных философских категорий. Так что, возвращаясь на грешную землю,напомню достаточно хорошо известную историю. Она, что называется, в тему и связана с художником Сергеем Алексеевичем Григорьевым, точнее с его картиной «ПРИЁМ В КОМСОМОЛ», написанной аж в 1949-м году.Сюжет полотна незатейлив-школьницу принимают в комсомольскую организацию. Ей предстоит пройти проверку на политическую зрелость. Этакий экзамен, который лучше не проваливать. Все участники процесса отражены точно в соответствии с реалиями, хорошо прорисованные нюансы подчёркивают серьёзность момента. Да и какие могут быть шутки или недомолвки, когда за всем бравым отрядом будущих строителей коммунизма строго наблюдает Иосиф Сталин! Его величественный бюст занимает место в правом углу картины. Одним словом, социалистический реализм в действии. Старания Сергея Григорьева не пропали даром-в 1950-м художника удостоили Сталинской премией второй степени за две работы «Приём в комсомол» и «Вратарь». И всё бы ничего, но спустя три года генералиссимус скончался, а вскоре усилиями Хрущёва стартовало развенчивание культа личности отца народов. И в 1958 году Сергея Григорьева настоятельно попросили (вежливо объяснили) изменить в картине одну существенную деталь, а именно, убрать товарища Сталина с глаз долой. Потому как не вписывался более Иосиф Виссарионович в светлое завтра. Как говорится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Ничего не поделаешь-партия сказала: «НАДО!"-творческая интеллигенция в лице художника Григорьева ответила: «ЕСТЬ!» И Сергей Алексеевич не мудрствуя лукаво замазал вождя, а картина заиграла новыми красками!Да так ярко, что вероятно эта небольшая метаморфоза послужила подспорьем в карьере Сергея Григорьева-в том же 1958-м он стал действительным членом Академии художеств СССР. Совпадение? И Бог бы с этой историей, мало ли подобных происходило. Но в том-то и суть, что вот эта пресловутая конъюнктура, по моему, конечно же, субъективному мнению с давних пор висит тяжеленными гирями на нашем народе, и если можно так выразиться, отравляет его сознание, заставляет судорожно метаться и жить по принципу как бы чего не вышло.

…Время летит стремительно, поколения сменяют друг друга, а мы всё никак не определимся. Вот, пожалуйста, из свежих примеров:

«…Я знаете, о чём мечтаю, что когда-нибудь, ну, может не завтра, а послезавтра мы будем вести репортаж у подножия памятника Иосифу Виссарионовичу Сталину…»

(Проханов А. А., писатель)

Эту мысль Александр Андреевич высказал в передаче «60 минут» (от 14 октября) на телеканале «РОССИЯ», стоя у подножия памятника Ивану Грозному в городе Орле.

В той же программе, буквально вслед Проханову, выступил Игорь Волгин, писатель, историк, президент фонда Достоевского и привёл цитаты двух поэтов и прозаиков:

» К вопросу о нравственности государя, у Наума Коржавина были такие стихи, он говорит об Иване Калите:

Был ты ликом довольно противен, сердцем подл, но не в этом суть

Исторически прогрессивен оказался твой жизненный путь

Вот это ирония русской истории, и второе сказал Пастернак:

Кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мёртв и хулим

Известно у нас подхалимам, влиятельным только одним «

А насаждение мифов- как быть с этой опаснейшей бациллой? Она ведь исподволь, методично, постепенно подтачивает общество. Любое. И превращает его в зомбированную массу. И вновь вернусь к пятничной передаче «60 минут"-очень уж она показательной получилась. Фраза прозвучавшая в ней, просто замечательная, только вдумайтесь в её смысл, она того стоит:

«…Общество никогда не будет углубляться в историю, обществу нужны исторические мифы… надо считаться не только с исторической истиной, которая тоже требует внимания, конечно, но надо считаться и с тем, как та или иная историческая фигура живёт в исторической мифологии, в нашей исторической памяти…»

(!!-восклицание моё)

(Николай Борисов, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова)

Так и живём!

Подытоживая,приведу ещё одну выдержку, но уже из программы «Право голоса» (от 13 октября сего года), идущую на канале ТВЦ:

«Мы не можем пока договориться о нашей истории, потому что мы не знаем чего мы хотим сегодня, мы не знаем какое нам нужно настоящее, какое будущее и поэтому ищем ответы в истории, а каждый ищет свой ответ»

(Сергей Перевезенцев, профессор факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова)

Ни убавить, ни прибавить…


                Ещё немного о мифах

 …Осень 1988-го года. Баку. Любимым местом сбора сотрудников гидрогеологической экспедиции на пятом этаже Управления геологии Азербайджанской ССР было довольно приличное пространство, где с незапамятных времён стоял теннисный стол, за которым в обеденный перерыв, а нередко и после окончания рабочего дня, разворачивались настоящие баталии. Когда забыв о служебной и возрастной субординации, как говорится, невзирая на личности, убелённый сединами начальник отдела, повесив галстук на открытое настежь окно, «рубился» за каждое очко с юным помощником бурильщика. Но в ту пятницу всё было по-иному. Хмурые, ожесточённые лица в клубах сигаретного дыма, никакого намёка на обычную расслабленность и веселье, неизменно сопровождавшие наши традиционные встречи. Уже более полугода в республике проходили столкновения на межнациональной почве. Напряжение нарастало и самое страшное, всё сильнее, буквально с каждой минутой, ненависть охватывала людей и становилась их… воздухом, без которого невозможно прожить ни минуты. Масла в огонь подливали омерзительные провокационные слухи. Они исправно делали своё грязное дело, рекрутируя в ряды непримиримых всё больше и больше бойцов. Последним из череды мифов, рождённых чьим-то воспалённым бредом (и тогда и сейчас уверен, что они тщательно пестовались, координировались и умело распространялись) была отвратительная байка о вагоне, прибывшем накануне вечером на Сабунчинский (центральный бакинский) железнодорожный вокзал и наполненном убитыми мирными жителями. Состряпанная ложь дала практически мгновенный результат. Уже в субботу число митингующих у Дома правительства резко увеличилось, а лозунги с импровизированных трибун приобрели поистине кровожадный характер. Вот этот всплеск первобытной, пещерной злобы однозначно произошёл «благодаря» специалистам по мифам. Они отнюдь небезвредны и выполняют вполне определённую задачу. Причём всегда из-за кулис торчат пропагандистские уши.

 Бюро военной пропаганды Великобритании появилось с началом Первой мировой войны. Одну из главных ролей в нём играл создатель первой британской массовой газеты «Daily mail» Альфред Хармсворт (он же барон Нортклифф).А неизменно претендующая на респектабельность лондонская «Таймс» опубликовала наделавшую много шума (от себя добавлю и внёсшую немалую лепту в создании дьявольского образа немецкого солдата) статейку под названием:

«Torture of a Canadian Officer» («Пытка канадского офицера»).

Газета от 10 мая 1915 года с этой фальшивкой сопровождалась весьма красноречивым рисунком.Кстати, господин барон (увы, не Мюнхгаузен с его безобидными сказками) Нортклифф на тот момент являлся владельцем «Таймс». Куда же без прожжённого пропагандиста?! Что тут началось! Члены палаты общин британского парламента уже через сутки, 12 мая, ринулись в атаку на высшие военных чины, требуя от них незамедлительной реакции. Однако, не было найдено ни одного (!) заслуживающего внимания серьёзного доказательства того, что эта «липа» является правдой. Описания, так называемых, «очевидцев» сильно отличались, к тому же не было найдено изувеченного тела, и к тому же отсутствовала фамилия «убитого» офицера. Но эти уже ненужные «детали» отошли на второй план, если не дальше. Главная цель была успешно достигнута: миф о зверствах немецких солдат сработал на славу. И что я хочу обязательно в этой связи подчеркнуть, помимо того что он сыграл на пользу политиков Антанты, этот гнусный миф повысил градус ненависти к одной конкретной национальности, а именно к немцам. У меня нет статистики, насколько увеличилось число жертв среди пленных и раненых немцев, но смею предположить, что намного. А дальше всё нарастает словно снежный ком и безжалостно несётся под гору, сметая на своём пути человеческие жизни.

 Ещё один, не менее «горячий» вымысел, родившийся на Туманном Альбионе в ту же пору. В апреле 1917-го широкая общественность познакомилась с непростым немецким словом Kadaververwertungsanstal. Перевести его можно как «предприятие по переработке трупов». И вновь авторами «сенсации» стали английские «The Times» и «Daily Mail». В статьях этих газет сообщалось о некоей немецкой фабрике, занимающейся переработкой трупов с целью…(прошу внимания) изготовления жира и масла из человеческого тела. Которые в дальнейшем служили стеарином для свечей. Не забывали и про тела, они перерабатывались и шли на корм для свиней. Этакое безотходное производство. Масштабы прямо-таки грандиозные! Трупы для жуткой фабрики свозились поездами со всех фронтов. Чем не предтеча истории, приведённой в начале поста?! Что самое примечательное, английские газеты ссылались, как на первоисточник, на публикацию в бельгийской газете La Belgique. Газета действительно существовала, но в ней и в помине не было такой ахинеи! Красный Крест, надо отдать ему должное, пытался найти этот завод, но, как говорится, трудно найти чёрную кошку в неосвещённой комнате, учитывая что её там и в помине нет! Британский же парламент подсуетился и сварганил аж цельную брошюру о «зверствах» немецких солдат, при этом беззастенчиво упомянув в ней завод по переработке трупов и представив его как реально существовавший факт.Только после войны влиятельные британские политики Остин Чемберлен и Лэминг Уортингтон Эванс признали, что вся эта «история» была чистой воды вымыслом.

…В заключение об отечественных мифах минувшей второй мировой войны, принёсшей столько горя. Их можно было хоть как-то оправдать тогда, в суровую годину, имея в виду своеобразную возможность с помощью невероятных случаев, якобы имевших место на полях сражений, поднять боевой дух советских солдат. Но теперь-то, когда акция «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» нашла отклик в сердцах людей, когда с помощью архивов можно восстановить пробелы в насыщенных до предела трагическими, героическими событиями прошедших 1418 днях Отечественной войны, пока сохранились треугольные письма с фронта и лежат ещё в старых комодах страшные похоронки, наверное, есть смысл в том, чтобы наконец избавиться от нагромождения мифов и обнародовать реальные, без прикрас, подвиги советских солдат, коих без сомнений было огромное количество. И прекратить потчевать хотя бы следующие поколения сказками вроде истории о которой рассказал Раф Амаль:


Каша из топора (Амаль Раф) / Проза.ру
proza.ru›2014/09/14/1115


Рецензии