Об руку с Россией

ОБ РУКУ С РОССИЕЙ

***
Во сне душа свободна и летает,
Пространства проницает, времена.
Все тайны, языки все понимает,
От всех оков избавилась она!..

***
Туман прижал к сырой земле огни,
Туман окутал сумрачные дни.
И день, и ночь в тумане растворились,
Как будто тайной-тайны причастились…

***
Ночь коротка, день долог – это лето.
День с ночью вровень – осень иль весна.
День краток, ночь длинна, конечно, это –
Зима. Она сурова, холодна.
И так из года в год, из века в век
Времен приметы видит человек
И знает, что прервать порядок сможет
Лишь Он один, наш Всемогущий Боже,
Кто положил начало временам
И мыслям, и рифмованным словам…

***
Какая-то тряпка висит в проводах,
То образ России моей.
Кругом не ухоженность, горе и страх.
Жить лучше уже? Веселей?

***
Поеду в край родной, на милую сторонку,
Где раннею весной всё мирозданье ломко.
То холодом обдаст, то ластится несмело,
Как дева юная, что любит неумело…

***
Убогий уровень всё больше побеждает,
И часто «рулит» тот, кто ничего не знает…

***
Пускай я превратился в старика – не жаль!
Пускай душа нема, в глазах пустая даль.
Не жду уж ничего, надежда лишь на Бога,
А впереди пылит еще моя дорога.
И шествую по ней неровною, несмелой
Походкой старческой, как будто неумелой…

ЦЫКЛ «СТАРЫЕ КАРТИНЫ»

*
Три кумушки судачат о своем
В высоких шляпках, в платьях-кринолинах.
Их нет уже, давно ветшает дом,
На пыльных стенах старые картины…

*
Охотник, наездница, пес-спаниель,
Март снег подъедает, и с елей капель
Играет. Конь резвый копытами бьет,
Беседу охотник с той дамой ведет.
О чем говорят не понять, речь чужая;
Кругом же Россия, отчизна родная.
И избы вдали, и за ними погост,
И трудно понять: кто в картине той гость?..

***
Я буду там, где ждет косы трава,
Где надо в зиму покупать дрова.
И этот скромный деревенский край –
Моей смешной судьбы последний рай…

***
Флоксов лепестки на жухнущей траве;
Летнему деньку смешливому поверь.
Ты лугам поверь в цветочном платье,
Белого налива аромату.
Облакам поверь в прозрачной синеве,
Флоксов лепесткам, горящим на траве…

ЧЕРНОБЫЛЬ

Словно карточный домик рассыпалось всё,
Что должно было выситься вечно.
И развалину ту, освещает ее
Лишь луна, одинокая свечка.
Та развалина жизни ее непростой;
На ограде забора написано «Стой!»
Здесь теперь лишь опасная зона
И прохлада с речного затона.
Тихо Припять свинцовые воды несет;
Тишина тут не день и не два, и не год.
Тишина, может быть, на столетья.
Только птицы решаются петь тут.
Только птицы да призрак ушедшей беды,
И, как слезы, роняют деревья плоды…

ДОМОДЕДОВО

Есть много городов,
Красивых и помпезных,
В цветении садов,
Раскидистых и пенных.
Но скромный город мой
На речке, на Рожайке,
Любимый и родной,
Меня он провожает
В далекие края,
Потом опять встречает.
И возвращаюсь я
К родимому причалу.
К началу всех дорог,
К началу всех свершений.
Мой город мне помог
Сложить стихотворенья.
Ты – песнь моей души,
Мой город неприметный.
Как зори хороши
В час предзакатный летний,
Когда опять иду
По улицам знакомым.
На счастье, на беду
Я тут живу! Я – дома!

***
Листья тополя полощет на ветру
Свежий ветер.
В день сентябрьский неприветный, поутру
Стынь на свете.
В сером небе только вороны кружат;
На рассвете – лета теплого закат…

***
Телефон молчит уже который день;
Позвонить друзьям моим, наверно, лень.
Думаю, набрать их номера мне самому?
Отчего не сделал этого – я не пойму.
Может быть, они мне вовсе не друзья?
Точно так же, как не дорог им и я?..

***
Интеллигентская поэзия –
В ней жизни нет, а лишь одно нытье.
Интеллигенты, не побрезгуйте
Отведать наше грязное житье.
Слова простые, неученые,
Зато и мысли не верченые.
В открытых душах чувства на-разрыв.
У вас же чувства – унитазный смыв.
И грусть-тоска, копание в мозгу,
На все вопросы слышим: «Не могу,
Не буду, всё не так, всё не по мне…»
И жизнь – не жизнь – брыкание во сне…

***
В жизни много глупости и очень мало дела.
Видя это, небеса от злости побелели.
Видя это, дождь плаксивый шел и шел,
Странность поливая городов и сел…

***
Зал Георгиевский, Кремль;
Ордена вручили всем.
Фото общее на память
На стене в поблекшей раме,
Рядом грамоты. На даче
Ветеран над рюмкой плачет…

***
Все стремятся Россию продать,
Все стремятся Россию «сделать».
И ползет нечестивая рать
По лицу, по России телу…

***
«Подключаю» сердце, «подключаю» душу
И пишу стихи.
Маленькой лошадке говорю: «Послушай,
На листок порхни!»
А Пегас свободный, а Пегас крылатый
В форточку летит.
Надо мной смеется, он со мной не ладит,
В небеса глядит.
Что ему мой листик, карандаш и ластик?
Что ему мой стих?
Небосвод глубокий беспредельно ласков,
Как дыханье тих!..

***
Отгородились мы от мира
Решетками на окнах.
И облака несутся мимо,
И жизнь не тут, а около.
И не живем, а лишь мечтаем,
Сквозь сталь на небеса взирает.
Сквозь сталь, сквозь дым, сквозь боль и скуку,
Сквозь жизнь-не жизнь – сплошную муку…

***
Пышным цветом русофобия цветет,
Век последний нашей родины идет.
Уж давно прошли поминки по Руси,
Только ветер шепчет: «Ох ты, гой еси…»
Только вертограды вешние цветут,
Да по весям русским странники бредут.
Имена у странников: Россия, Русь;
К этим каликам и я присоединюсь…

* Вертоград (слав. слово) – сад
** Калики (слав. слово) - странники

***
Церквушка цвета облаков,
А купол – голубое небо.
И звон ее колоколов,
И усыпляющая нега.
Дрожанье ветреной листвы
И васильки среди травы.
Кузнечиков нестройный хор.
Россия дремлет до сих пор
От тех времен, седых, старинных,
Тех изначальных и былинных…

***
Куда несет тебя вода,
Туда и ты плывешь.
Что ждет там: радость иль беда?
То знает только дождь,
Что льет и льет над головой,
Твоей безрадостно седой…

***
Какая жизнь досталась мне!
А кто ее «достал»?
По осени иль по весне
Нас ждет судьбы причал.
А за «причалом» будет что? –
Не знаем мы тобой.
Жизнь – цирк заезжий шапито
Пусть посетит другой…

***
Как непросто стало жить, как непросто!
Как несносные сложить зимы в весны?!

***
День последний лета;
Песни все отпеты
Птицами по рощам.
Только ветер ропщет,
Да дожди косые
Холодят Россию…
***
Снятся мне России веси,
Ведь идем по жизни вместе.
Вместе с ними сжился я,
Мне милы ее поля,
Мне милы отчизны рощи.
В небе облака полощет
Забияка-ветерок.
А в стечении дорог
Храм белеет на пригорке.
Вид отеческий мне дорог,
Дорог русский говорок
И березка у ворот.
Дом бревенчатый, в окошке
За стеклом мурлычет кошка.
На окне в горшках герань;
Тишина, и только пьянь
Деревенская горланит.
Боль России сердце ранит,
Ее радость освежит,
И надежда вдаль летит.
И поет душа на воле,
На отеческом раздолье!..

***
От тех я получаю письма, кто не нужен,
Они чужие мне, ведь с ними я не дружен,
Но переписку глупую веду.
Быть может, я от них чего-то жду?
Наверно, чуда жду, но чудо не наступит,
Кого я не люблю, меня уж не полюбит…

***
Сентябрь, листва уже поблекла,
А кое-где уж желтые листы.
Так было, думаю, от века.
Эту картину дополняешь ты
Своей фигурой невеселой,
Своею отзвеневшею порой.
А по твоим родимым селам
И городам идет уже другой.
Его мечтанья в поднебесье,
Надежда юная стрелой летит.
По русским городам и весям
Идете вместе вы. Сентябрь стоит…

***
Трудна и легка жизнь моя;
В цветах и снегах все поля.
А люди страшны и прекрасны,
И любишь Россию так страстно.
Ее ненавидишь, боишься
И тут не живешь, только снишься
Родимым цветущим полям,
Деревням, ее городам
И селам, и грустным проселкам,
Осинам, березам и елкам.
Россия, Россия моя,
С тобой сроднился и я.
Я тоже прекрасен и страшен,
Моею отчизной украшен.
И страшен отчизной моей;
Тут нет однозначных путей!..

***
Говорят: «Человек – целый мир, микрокосмос».
Этот мир не с картин пресловутого Босха?
Человек ведь не ангел. Скорей полубес,
Он грехи возлюбил, отстранясь от Небес.
И душа у него беспредельная бездна,
Он – в злодействе талант, а в любви – сущий бездарь…

***
Зачем писать стихи? Пусть сами пишутся
И в тишине души, как эхо слышатся.

***
В электричке старухи и дядьки бухие,
И девчонки-кокетки, ребята блатные.
И собаки, и кошки, хозяева их;
На гитаре играет нечесаный псих.
И торговки, какой-то сомнительный бизнес.
И опять четверть часа потеряно в жизни…

***
Небеса багровым напитались;
В сентябре так ярки небеса!
Нам уже от теплых дней осталась
Лишь неделя. Дальше полоса
Дней дождливых и ночей ненастных.
До весны мое уснуло счастье…

***
Много теорий, полно «людоведов»,
Только вот нету ни грамма им веры.
Нету им веры и нет уваженья.
Буду от осени ждать откровенья,
Буду от лета я истину ждать,
Только ее не сумею познать.
Был дураком, дураком и останусь.
Куча теорий и грустная старость…

Сергею Успенскому

Сережа умер. Сколько было планов
Поэтом стать России дорогой.
Иной России, а не окаянной,
Могучей Родины, а не больной.
России, как поэма и как песня,
России с зарифмованной судьбой,
Что расцветет под ярким солнцем, если
Мы примиримся с русскою душой.
Отринем зло и вспомним, что поэты,
Превозмогая боль души и грусть,
Слагали лишь стихотворенье это
С названьем кратким Родина и Русь!..

***
Тополиною почкой запахло,
Вновь весна посетила наш край.
По траве вновь ступаю, по мягкой.
Это рай. А, быть может, не рай.
А, быть может, не надо нам рая,
Раз весна вновь от края до края!..

***
В земном аду жизнь прожита,
В юдоли беспросветной.
И лишь горит церковка та
Звездой Новозаветной…

***
Осенний сад листву свою роняет,
И в лужах поутру замерзшая вода.
И туча в стылом небе твердо знает,
Что завтра белый снег укроет города…

***
Трава зеленая, клен желтый, небо – сталь,
И журавли со стоном потянулись вдаль.
Они на крыльях унесли Руси тепло,
А ветер дунул, и листвою замело
Ее поля и тихие деревни.
Лишь храм недвижен, словно витязь древний,
Что родину от бед и горестей хранит.
Но стерты начертания надгробных плит
Бесчисленных Лукерий, Митрофанов.
Лист желтый на крестах, морозец ранний…

***
Россия, кто тебя назвал Россией?
Береза, кто тебя нарек?
И небо окрестил «бездонной синью» -
Герой, поэт или пророк?

***
Мостик над речкой застыл в отраженьи
Голубоватой воды.
В воздухе нет и намека движенья,
Нет ни тоски, ни беды.
Нет ничего. Только воды и сосны,
В сини плывут облака.
Мерно текут тут и зимы, и весны.
Жизнь – голубая река…

***
Сентябрь. Как сыро, хмуро, неуютно.
И птиц всё меньше. Тише, тише, будто
Жизнь замерла и ждет, что первый снег
Земли коснется, словно дрема век.
Уснет природа до весны далекой
И будет спать так тихо, так глубоко…

***
Здесь Божья благодать струится день за днем
И окропляет родину святым дождем…

***
В окно я выгляну. И что же вижу?
Опять сентябрь. Свинцовы небеса.
Я не привык еще к такому виду,
Ведь лишь вчера настала полоса
Дней хмурых и суровых, и холодных,
Дней, что рождают в душах лишь печаль.
Шныряют стайки воробьев голодных,
И с каждым днем безрадостнее даль…

***
Русь дремлет в бело-голубых снегах,
Весенний день ей грезится во снах…

***
Я умер тридцать лет назад,
Верней – меня убили.
Потух мой юношеский взгляд,
Ведь душу отравили.
Безумным дьявольским огнем
Сожгли мои надежды.
И мрачно стало светлым днем,
Ведь помертвели вежды.
Меня, как агнца, повлекли
На жертвенник бесовский.
И ложью правду нарекли,
И рухнул мир отцовский.
И ангел Божий вострубил,
Звезда Полынь сверкнула.
Двенадцатый час наступил,
Неправдой захлебнулась
Россия бедная моя,
А вместе с ней погиб и я…

***
Россия замокла, Россия замерзла,
Россия покрылась снегами.
Ноябрь неприветный плаксивый заморыш
Ступает своими ногами
По грязи, по снегу, по бедной России,
По неизбываемой стыни…

***
Дорога мне даже слякоть,
Дорога и непогода.
Как душа умеет плакать,
Ведь зима у нас полгода.
По полгода снег да снег,
И ползет за веком век.
Век уходит, век приходит –
Русь в тумане колобродит…

***
Дождь затихнет, вновь шумит
И вздыхает, говорит:
«Ты былинка под дождем.
Утонула осень в нем»…

***
Зачем из года в год, из века в век
Судьбу сверяет с небом человек…

***
Который день дожди и лишь ненастье.
Тепла уже не жди. Что за напастье?!
И будет с каждым днем всё холоднее,
Короче белый день, а ночь длиннее…

***
День станет прибывать совсем помалу,
Надежда на весну судьбу поманит.
И воды разорвут любви плотину,
Любить не можем мы наполовину.
А только всей душой, произволеньем.
Оденемся в мечту, как в откровенье!..
***
Дождь льет и льет, который день подряд,
И всё плывет. Кто в этом виноват?
А виноваты в том, конечно же, дожди,
Которые нам шепчут: «Лучшего не жди»…

***
Больное время года.
Мы утопаем в ней –
Неласковой погоде
Промокших сентябрей…

***
Мы собрались здесь, чтоб литература
В сердцах у домодедовцев жила.
Чтоб самая высокая культура
На нашей скромной родине цвела.
Чтоб наши люди обращали к звездам
И облакам пытливые глаза.
Чтоб от стихов ни рано и ни поздно
Упала чья-то тихая слеза.
И посветлело на душе поникшей,
И выветрилась сумрачная грусть.
И в пажитях души бесплодных, нищих
Процвел цветок с названьем светлым «Русь»!

***
Который раз уже Россия
Встречает зиму в декабре.
Из туч холодных серо-синих
Снег тихо сходит на заре.
И покрывает белым землю,
И реки сковывает льдом.
И в белизне покойно дремлет
Наш русский черно-белый дом…

***
Вокзалы, платформы, гудят поезда,
Мелькают деревни, леса, города.
И лица мелькают знакомых, друзей,
Совсем незнакомых российских людей.
Я тоже мелькаю в глазах у других
И в душах мелькаю у ближних моих.
Надеюсь на то, что не сею я зла.
Дорога моя через Русь пролегла.
Дорога моя пролегла через Русь;
Я русскому Богу всем сердцем молюсь…

***
За жизнь недолгую немного измелилось
На родине моей.
Всё также лютики весною засветились
Среди ее полей.
Всё также дождь прошел и радуга на небе,
И снова синева.
Еще бы хоть разок весной увидеть мне бы,
Как прорастет трава.
Как чудо вновь случится на родине моей –
Вновь защебечут птицы среди ее полей…

***
Как хочется, чтоб жизнь была, как песня,
Чтоб каждый день наполнен был мечтой.
Дорогою прямой, счастливой вместе
Мы об руку с Россией шли родной…

***
Жизнь моя, как раненная птица
С перебитым бедами крылом.
Вот бы счастья допьяна напиться
В несчастливом городе моем…

***
Под утро снег пошел и жданный, и нежданный
И в белизну окрасил всё кругом.
И небо побелело, а еще недавно
Русь утопала в небе голубом…

***
С ветки желтый лист сорвался
И упал в траву,
Да коврами расплескался.
Осенью зовут
Пору ту в горящих листьях
И голубизне.
Пусть она сестре приснится –
Золотой весне…

***
Портреты Рафаэля – «поэзия лица»,
Волшебные созданья великого юнца.
Задумчивые лица, бездонность темных глаз.
И сомкнутые губы – источник дивных фраз,
Которые сказали нам краски на холсте.
И души воспарили к надмирной высоте.
И причастились в небе надмирным совершенством,
Что в вечности застыло свергающим мгновеньем…

***
Вновь зовут мечты шальные,
Золотые, расписные.
Скромные, заветные,
А порой – запретные…

***
Здесь на даче со мною живет тишина,
И она мне подруга, она мне – жена.
И она мне товарищ и преданный друг;
Только гул электрички послышится вдруг.
И опять тишина здесь на версты кругом,
И, как центр тишины, одинокий мой дом…

***
Орел крыла раскинул над горами,
Над соснами, потоками, домами.
Лишь облака и солнце в вышине,
Да Бог в необозримой тишине…

***
День всё короче, ну, а ночь длиннее,
И снег придет по сумрачной аллее.
И чистой белизной накроет землю;
И снова в белизне Россия дремлет…

***
Туман в России, холод и туман,
Над головою серый океан,
Который опускается на землю.
А реки тихие туману внемлют
И ждут они, наверное, зимы.
В тумане этом утопаем мы
И ждем. А, может, ничего не ждем.
Давно в тумане, в холодах живем…

***
«Дом у моря плохим быть не может…»
Александр Вырвич

Дом у моря плохим быть не может,
Дом у моря – да это же рай!
Если грусть и тоска сердце гложут,
Ты на море скорей поезжай!
С голубыми ласкайся волнами,
С золотистым ласкайся песком.
Я уверен, что знаете сами –
Море может быть в сердце моем!..

***
Поток сознания похож на сон.
Реален? Может, нереален он?
Порой реален, а порою – нет,
Сквозь нереальности в реальность след.

***
Родины Есенин, родины Сергей,
Родины великий, родины Поэт.
Он писал и плакал на разломе дней
И сложил стихами Русскости завет.

***
Он – Россия золотая
В русом нимбе из волос.
От начала и до края
Слово «родина» пронес.

***
Ветер в поле колобродит,
Ветки бьются о стекло.
Солнце всходит, солнце всходит,
Солнце красное взошло…

***
Дождь идет, надоедливый дождь,
Мелкий-мелкий, холодный и нудный.
И давно ничего уж не ждешь,
Только день тот последний и Судный…

***
Мне бы вознестись мечтой на небо,
Небеса тогда открылись мне-бы…
***
Глаза, от ветра задрожала в них слеза.
Слеза упала, ветер высушил глаза…

***
Молюсь. И в каждом вздохе слово «Русь»…

***
Вновь октябрь предъявит на мороз права,
И снега подарит праздник Покрова…

***
К слову «любовь» рифмуется лишь «кровь»…


ЖИЗНЬ

           ЖИзнь началась,
притормоЗилась,
            в сиНЬ растворилась…

***
Я один, сам себе господин!
Господин всех разбитых витрин,
Господин всех дрейфующих льдин.
Всех растаявших льдин господин.
И вчера, и сегодня один,
И исчезну, наверно, как дым,
Ничего не оставив другим.
Ну, так что ж?! Я не кум и не сват,
Никому я не друг и не брат»…

***
Я встану рано, выйду на рассвете
И побреду в осенние поля.
Я тут один, гуляет свежий ветер,
И снега ждет продрогшая земля.
А на востоке вновь забрезжит солнце
И опалит лучами дальний лес.
И желтая береза засмеется,
Закинув крону в синеву небес…

***
Утро серое, холодное,
Утро – стынь и седина.
И страна моя безродная,
Несчастливая страна…

***
Поздняя осень и белые мухи,
Дни сиротливые, словно из муки.
Падают листья последние с лип,
Дождик пойдет – причитанье и всхлип.
Ветер погонит листву в никуда;
Грустно ползут дни, недели, года…

***
Я прошлое свое давно отринул,
Но нового пока что не нашел.
И мне уже никто не смотрит в спину,
Что было прежде, кто-то властно смел.
Но впереди не ждет меня надежда,
Но впереди не ждет меня любовь.
В глазницах у меня пустые вежды
И в жилах у меня вода – не кровь…

***
День наступает неуклонно;
Луч солнца первый непреклонный
Бежит по дремлющим полям,
По рощам, сумрачным лесам.
И упирается, как в спину,
В седую древнюю твердыню.
Твердыня эта – монастырь,
Могучих стен немая ширь
И врат церковных призыванье,
Церквей всегдашнее призванье
Вести невидимую брань
И в день, и в сумрачную рань…

***
Темно в России, хоть и светит солнце,
Темно в России, хоть и ясный день.
И кто-то над отчизною смеется,
Но кто? – не видно, лишь мелькает тень…

***
Тихое утро, холодное утро,
Всё притаилось и замерло будто.
Ждет наша родина первых снегов,
Белых, холодных, неласковых снов…

***
За всё на свете надо заплатить
Монетой звонкой: болью и страданьем.
Но на Земле холодной надо жить,
Как солнца луч, горящий утром ранним…

***
Опадают последние листья
С тихих лип и березок хмельных,
Что качаются в сумрачной выси
И печален осенний их стих.
И печальны осенние песни,
Тихий говор поникшей листвы.
Только слышно: «Не будем мы вместе.
До свиданья, осенняя высь»…

***
Выйду утром в поле – тишь и благодать!
В солнечном приволье горя не видать.
Только синь да зелень, только тишина.
И ласкает землю теплая волна,
Что туман сдувает с дремлющей реки.
Снова наступают летние деньки!..

***
Мир лежит во зле, конечно.
Дальше будет хуже. Прежде
Храмы к небу возносились,
Страх Господень был в сердцах.
Добрая печаль светилась
В светло-голубых глазах.
А теперь глаза сверкают
Неприязнью и борьбой.
Нестроенья раздирают
Дом российский дорогой…

***
За окном у меня всё Россия,
Одна лишь Россия.
Облака тут купаются в сини,
Трепещут осины.
И березы стройны, словно девы,
А девы прекрасны!
Стать своим на земле этой мне бы,
Любить ее страстно!..

***
Я верю в то, что напишу стихотворенье.
И в то, что ждет в конце пути нас воскресенье!..


Рецензии