По стопам коммодора Вандербильдта

П  О     С  Т  О  П  А  М     К  О  М  М  О  Д  О  Р  А     В  А  Н  Д  Е  Р  Б  И  Л  Ь  Т  А.               


                ПАТРИАРХ   СЕМЕЙСТВА  ВАНДЕРБИЛЬТОВ  -  КОРНЕЛИУС  ВАНДЕР -         
БИЛЬТ  /1794 – 1877 / - ОДИН  ИЗ  САМЫХ  БОГАТЫХ  ЛЮДЕЙ  АМЕРИКИ  Х1Х  СТОЛЕ  -   
ТИЯ,  ВСЁ  СВОЁ  БОГАТСТВО  ПОСТРОИВШИЙ  НА  СУДОХОДСТВЕ  И  ЖЕЛЕЗНЫХ  ДО- 
РОГАХ,  ПРОСЛАВИЛСЯ  СВОИМ  БЕСПРИМЕРНЫМ  ПЛАВАНИЕМ  ЧЕРЕЗ  ОКЕАН  НА    
СОБСТВЕННОЙ  ПАРО-КОЛЁСНОЙ  ЯХТЕ  «СЕВЕРНАЯ  ЗВЕЗДА»  В  СЕРЕДИНЕ  Х1Х  ВЕ- 
КА.               

                Развитию яхтинга в Америке способствовали усилия и средства внука коммодо-   
ра – Уильяма Киссама Вандербильта /1849-1920/.В 1886 году на верфи компании Harlan&Hollings
Worth в Уилмингтоне он построил новую яхту «Эльва» /»Alva»/.Яхта получила своё название в      
честь жены Уильяма – Эльвы Эрскин Смит.Её длина достигала 285 футов.Этой яхте по своей це –
не /полмиллиона долларов/ и размерам ещё не было равных среди таких судов,когда-либо создан- 
ных в США.»Эльва» выделялась грациозными обводами корпуса,стремительностью и совершен -   
ством своих форм.Три высокие мачты несли парусное оснащение,а мощная паровая установка – 2 
котла/ позволяла развивать приличную скорость.Продуманная со вкусом цветовая гамма – белая    
эмаль,орнаментированная позолотой,была преобладающей в оформлении внутренней отделки ка-   
ют-компании и салонов яхты.Облицовка уютных кают украшалась ценными породами дерева.Бо-   
льшая библиотека /18 футов длиной и 16 – шириной / предоставлялась в полное распоряжение го- 
стей яхты.               
                Спуск «Эльвы» на воду стал большим событием.Знакомые и друзья У.К.Вандер 
бильта прибыли на верфь из Нью-Йорка,тысячи зрителей заполнили береговую линию гавани,что
бы не пропустить торжественный момент.Вскоре У.К.Вандербильт и его семья отправились в кру 
из в Западную Индию.Содержание новой яхты обходилось её владельцу ежемесячно в 5000 дол -    
ларов,олднако,это его совершенно не беспокоило.Плавание «Эльвы» по морям,к сожалению,было   
недолгим,В 1892 году в густом тумане она столкнулась с грузовым судном H.F.Dimok Метрополи 
танской пароходной компании,шедшим из Нью-Йорка в Бостон,и затонула.               
                Сын Уильяма Киссама Вандербильта – правнук коммодора – Уильям Киссам   
Вандербильт 11 /1878 -1944 /,продолжил дело своего великого прадеда.Развитие технической мыс 
ли в ХХ веке привело к созданию нового движителя,пришедшего на смену паровому.Изобрете -      
ние дизеля способствовало повышению мощности судолвых установок,их компактности и эконо-   
мичности.На свои средства Уильям Киссам Вандербильт 11,среди яхтсменов известный,как Вил -   
ли /»Willie»/,построил совершенно новую яхту «Эаэ» /»Ara»/,оснащённую двумя дизельными ус -   
тановками,каждая мощностью 1200 л.с. Они обеспечивали яхте скорость до 14,5 узлов при даль -   
ности хода до 5000 миль.Прочный стальной корпус,новейшее навигационное оборудование и да -   
же автопилот,который Вилли называл «Металлическим Майклом» позволяли яхте совершать дли 
тельные морские путешествия при любом состоянии моря.Как писал сам владелец,»Металличес -   
кий Майкл» держал судно на курсе не хуже любого лучшего рулевого.» Ara» имела противопо  -      
жарную систему и радиорубку,позволявшую поддерживать беспроводную связь с берегом с рас -   
тояния 2500 миль.Полученная радиоинформация отражалась на страницах яхтенной газеты «Ara   
Daily News».Гости га борту яхты,помимо знакомства с этой газетой,могли слушать музыку,испол 
нявшуюся на рояле,или стать посетителями богатой судовой библиотеки.Приятным времяпрепро 
вождением были прогулки по широкой палубе,достигавшей длины 212 футов,либо отдых в одной
из шести удобных кают,в каждой из которых,имелась ванна.Любителям карточной игры,трубки и   
сигар предоставлялся отдельный хорошо вентилируемый салон.В состав экипажа входил врач,спе
циальные помещения отводились под лазарет и аптеку.Для океанографических исследований на   
яхте имелось соответствующее оснащение и даже специальный аквариум.               
                В 1927 году «Эаэ» совершила восьмимесячное плавание по Средиземному морю 
Вилли и его спутники смотрели фрагменты фильмов,снятых во время многочисленных круизов      
яхты,обедали под тентом на палубе и совершали короткие экскурсии на берег во время стоянок.    
Однажды,Вилли разбудил своих друзей в 3 часа ночи,чтобы стать свидетелями грандиозного зре-   
лища – извержения вулкана на острове Стромболи в Италии.               
                Уильям Киссам Вандербильт 11 не ограничивался только праздным времяпре -    
провождением на своей яхте «Эаэ»,но и увлекался научными изысканиями,особенно,ихтиологией 
Он открыл много новых видов обитателей моря,которые становились экспонатами его частного      
музея в Ньюпорте,на Лонг-Айленде.Особенно запоминающимся стал вояж к Галапагосским ост -   
ровам.Кроме экипажа,в составе 33 человек,в путешествие отправились четверо друзей Вилли,а      
также профессионалы – рыбак и фотограф /имевший на борту свою студию/,художник,запечатле-   
вавший пойманных рыб прежде,чем они теряли свою яркую окраску вне привычной им среды.На 
ряду с ихтиологическими исследованиями путешественники вели наблюдение за местными вида-   
ми пингвинов и черепах.В свою очередь,любопытные пеликаны взирали на пришельцев,а детёны 
ши ящериц игуан взбирались на спины взрослых особей,чтобы получше разглядеть нарушителей    
их спокойствия.Эта экспедиция позволила открыть 25 видов неизвестных ранее морских обитате 
лей,к тому же,Вандербильт сблизился со своей будущей супругой – Розалин Вэрбэртон,которая   
через год стала его женой.               
                В 1930 году у Вилли появляется новая мощная яхта,которую он,следуя семей -      
ным традициям,называет «Эльва».Заложенная на немецкой верфи Krupp-Germanica werft в Киле,   
она была оборудована двумя сильными дизельными моторами,а на случай их отказа,имела ещё и
аварийные двигатели.Размещение двигательной установки,весящей около 300 тонн,потребовало   
значительного усиления поперечных переборок и расширения корпуса яхты.Мощные моторы по -   
глощали 12 тонн топлива в день,однако,вместительные топливные баки позволяли яхте без запра-   
вки преодолевать огромное расстояние в 15 тысяч миль.В 1931 году «Эльва» выдержала прове  -    
рочное испытание в кругосветном плавании,продолжавшемся около года.За время тридцативось- 
митысячного перехода не произошло ни одного отказа механической части судна,что явилось бес 
прецендентным случаем в мировой практике яхтинга.               
                Другим человеком,прославившим имя основателя династии Вандербильтов,был   
его праправнук Корнелиус Вандербильт 111 – офицер,инженер,яхтсмен.Свою яхту в честь далёко 
го предка он также назвал «Северная звезда».Достигавшая почти такой же длины,как и её пред -      
шественница,она отличалась роскошью и импозантностью.Богатые каюты,обставленные антич -    
ной мебелью,увешанные коврами,были настоящими произведениями искусства,а просторная ка -   
ют-компания,облицованная мрамором,имела огромный камин.»Северная звезда» являлась образ -   
цом роскоши среди тогдашних паровых яхт Америки.Жена Вандербильта – Грейс Грэхэм Виль -      
сон,будучи дочерью нью-йоркского банкира Ричарда Вильсона,причисляла себя к столпам высше 
го общества США.Она была сторонницей участия «Северной звезды» в королевских регатах в Ка   
усе,не уступая ни в чём английским монархам.Тогда Вандербильт приобрёл для себя другую ях -    
ту – «Винчестер»,больше похожую на миноносец,а «Северная звезда» носила своё знаменитое на   
звание с 1902 по 1914 годы.За почти двадцатисемилетнюю карьеру она несколько раз меняла это   
название и хозяев.               
                Так славные продолжатели рода Вандербильтов на протяжении столетий внесли   
огромный вклад в дело развития мирового яхтостроения и яхтинга.               





2012 -2013 г.г.                Вячеслав Прытков               

ДОПОЛНЕНИЕ – на первой странице,после слов -..... и затонула.               
                Страстью У.Вандербильта были не только яхты,но и игра в поло,женщины.На          
своей яхте «Эльва» он встречался со знаменитой танцовщицей Каролиной Отеро.Их встречи не    
прекращались почти шесть лет,как на яхтах,принадлежавших Уильяму,так и на его поезде,кото  -   
рый жители Нью-Йорка называли «лучшим в мире дворцом на колёсах».Каролина Отеро даже по 
лучила от него в подарок роскошную яхту,подобную «Элве» и потом едва не продала её,т.к. была   
страстной поклонницей игры в рулетку.Однако,У.Вандербильт выкупил у неё эту яхту по цене       
всех долгов Каролины и пригласил в путешествие по Средиземному морю.               
                Новая яхта Вандербильта «Валлиант» пересекла Атлантический океан и прибы-    
ла в Европу.Великолепное судно достигало в длину 70 м.К тому времени Уильям уже развёлся со   
своей женой Эльвой и свой переход совершил специально,чтобы встретиться вновь со своей лю -   
бовницей,которая давала гастроли во Франции. 

               


Рецензии