Воспоминания об Афганистане

МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ ВОРОБЬЕВ – гвардии подполковник  запаса. Служил в Афганистане с ноября 1981 г. По 1983 год. За умелые и самоотверженные действия в боевых операциях был награжден – орден «Красной Звезды», медаль «За Отвагу». Почетная грамота Верховного Совета СССР. Есть и государственные награды Республики  Афганистан.
Я снова в гостях у земляков. Находясь на этой земле, мне всегда хочется писать о мужестве наших людей. Позвонил председателю ветеранов г. Порхова, Семеновой Татьяне Анатольевне. Попросил организовать встречу с интересным, для моей темы человеком. В назначенное время мы встретились. Татьяна Анатольевна представила мне: Воробьев Михаил Анатольевич, ветеран Афганской войны. Мой заместитель. Проводит большую работу среди молодежи нашего района по военно – патриотическому воспитанию. Мы пожали друг другу руки. Сели на стулья. Воспользовавшись паузой в нашем знакомстве, я сразу обратился к Михаилу Анатольевичу. Я знаю об Афганистане, что это горная страна, Расчерченная скальными ущельями, в которых текут бурные потоки рек. Это тысячелетняя история и она не меняется.  Афганская война для нашего народа, стала частью и нашей истории. Вы были той маленькой частицей их истории. Расскажите нашему читателю в интернете на страничке – проза РУ, о тех годах жизни, о непредсказуемости жизни. Афганистан – как это было?
- Н - да! Горячее время было.- Задумался Михаил Анатольевич. – Начну сначала. Прошло 35 лет. Потирая пальцами, провой руки, тронутый сединой висок.
- В ноябре 1981 года  из г. Дзержинска, Нижегородской области, где я служил заместителем танкового батальона по технической части. Вместо Монголии, куда мне готовили документы, я был отправлен в Афганистан. Конечно для семьи, это была большая неожиданность. Когда я прибыл в  Ташкент, на пересылку. То увидел, что там много таких как я. Но рядом с нами были и офицеры, которые уже повоевали и возвращались в Афганистан из госпиталей, из отпусков. Находясь рядом с такими офицерами, я понял мы едем на войну, где человек не застрахован от ошибок. Регистрацию прошли ночью, посадку на ИЛ- 76, тоже. Когда прилетели в Кабул, нас встретил полковник, комендант лагеря и охраны аэропорта. По команде мы построились. Он выступил перед нами и еще раз напомнил, что прибыли не на прогулку, а на войну. Где стреляют и могут убить. Пока мы стояли, я обратил внимание, что полковник одет как солдат, в сапогах, в бушлате, на голове панама. В общем, солдатская форма одежды. Это не зря, мелькнуло, в голове. Нас распустили. Ночью началась стрельба, в которой при перемещении по территории был ранен в ногу офицер. После перевязки его отправили обратно в Ташкент. Для него война окончена, подумал я.  Утром нас распределили по местам прохождения дальнейшей службы. Я был направлен в провинцию Шинданд. Заместителем командира дивизиона по технической части. В часть лететь пришлось на «ТЮЛЬПАНЕ», - который перевозил груз « 200». Но я об этом в то время не знал. Поразило то, что в нем стояли большие ящики и все подписаны. Когда прилетели в Кандагар, то там еще погрузили 11 ящиков. Затем полетели в Шинданд. В аэропорту меня встретил офицер, которого я сменял, он потом полетел в Союз. Была организована баня. Знакомство с офицерами. Михаил Анатольевич вздохнул. На другой день началась служба. Через два дня меня отправили старшим колоны на Кушку. Михаил Анатольевич задумался. Потом кратко по -военному добавил. Это надо вспоминать, я лучше дома напишу, позвоню и мы встретимся. На этом мы и разошлись.
Из записи.
На инструктаже нам всем напомнили о бдительности, колонну могут обстрелять на сложном участке дороги. В первый раз было очень страшно, не за себя, за людей. Колона должна дойти до Кушки и обратно в полном составе. Эта мысль меня не покидала все время нашего движения по маршруту. Колонна дошла до Герата. Там на посту мы заночевали. Ночью большой колонной идти было опасно. Это предупреждение я прочувствовал еще днем, когда колонна шла  до Герата. Осматриваясь по сторонам, я увидел по обочинам дороги много подбитой нашей техники. Ее оттащили подальше на обочину. Переночевали спокойно.  Герат поразил меня своими строениями, они были сделаны из глины, их называли дувалы. Стены толщиной около 1,5 метров.   Утром нам дали сопровождение из двух БТР. Один обогнал колонну и встал во главе, второй замкнул колонну. На посту, посмотрев на карту, нас предупредили, впереди зеленка. Это самое опасное место, мятежники любят делать там засады. Колонна вышла на маршрут.  Напряжение возрастало, по мере движения нашей колонны. Дорога на перевал, все время шла на подъем. Машины  шли медленно, на пониженной передачи.  При движении я с тревогой смотрел в низ, в глубокое ущелье. На дне ущелья я видел много нашей разбившийся о скалы техники.  Поднявшись на перевал, дорога пошла в низ. Скорость машин увеличилась, к вечеру мы доехали до Тургунди. Это стоянка машин при переходе границы. Здесь и заночевали. Спали кто в палатках, кто в машинах.  Засыпая я подумал. Все обошлось. Я понял, водители были очень опытные, не раз ходили в колоннах по этому маршруту. Утром пересекли границу. Осмотр машин таможенники провели тщательный. Заставляли даже снимать запаски и разбирать  их. На это ушло целый день. Вечером прибыли в парк.  Поставили машины, и пошли отдыхать. Мы в Союзе. Душа спокойна. Грузились три дня. Боеприпасы, продукты, уголь, дрова. На четвертый день построение и в обратный путь. Опять перевал, зеленка, Герат. Возвращение в часть. За два года таких проведенных колонн было пятнадцать. И каждый раз все снова, полные тревоги дни. Пополнив запасы, наш дивизион выходил на боевое задание. В ущелье Хоки Соодеш. Где я допустил оплошность и чуть не погиб. Вместо панамы как все, я одел пупсовую фуражку. Для противника это стало ориентиром, по мне стал стрелять снайпер. К моему счастью промахнулся. Видимо я от него был на большом удалении. Больше я не допускал таких оплошностей. В этой боевой операции у нас подорвалась машина. Я подъехал к ней для эвакуации, наша машина также подорвалась на мине. Когда я вылез из машины, то понял, что мы заехали на минное поле. Осмотревшись, я увидел вокруг машины, везде были мины «лягушки». Я их аккуратно брал и отбрасывал, в конце насчитал 25 штук.  Вернулись в часть. На разборе мы узнали в этой операции, мы потеряли 6 человек. За умелые действия в этой операции я был представлен к награде: Орден «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ». Позже мне приходилось участвовать во многих боевых операциях: в Кандагаре, Чикшроне, на Иранской границе в Герате.
На боевой операции в Герате, колонна двигалась ночью. Разведка шла впереди.  Поступает приказ: остановка. Ждем приказ: продолжать движение. В то время, пока стоит колонна, мне приходилось идти в голову колонны. Чтобы при получении приказа на начало движения, колонна в полном составе начала движение. Для этого, мне надо было идти вдоль колонны и будить водителей, которые от большого напряжения, резких остановок, засыпали за рулем. Да и погода не баловала. Днем жара до + 60 градусов, ночью прохладно. Зимой снега нет, он идет и тут же тает. Ночью до – 12 градусов. Днем до + 50, жара.  Это просто жуть, для нас. Душманы этим пользовались, часто нападали на отставшие машины. Они были уверены,  наш солдат, не выдержит, уснет. Будет большой разрыв в колонне. А это очень опасно. Я это знал, беспокоился за каждого водителя.
 К выше сказанному хочется добавить. По долгу службы, выходя на операцию, я всегда ходил в конце колонны в тех. замыкании.  После обнаружения неисправной машины, колонна уходит. Мы, МТО - АТ и три человека, включая меня, остаёмся одни с неисправной машиной, а это очень хорошая мишень для душманов. Они нападают, нам приходится с ними вести бой. В операции  в Герате, подорвалась на мине МТКБ, механик водитель получил ранение в ногу. Водитель МТО -  АТ не мог ехать, он выполнял свою задачу. Пришлось самому везти раненого к вертолету. Хотя сам был контужен. За боевую операцию  в Герате, я опять был представлен награде: медаль «ЗА ОТВАГУ». Случаев было много. За каждую боевую операцию представляли к награде. Получил, что получил, остальные представления где-то еще лежат в штабах. Вот, пожалуй, и все. Не хочется вспоминать жуткие случаи. Потом долго не уснуть.
Но один случай я решил написать. Он был описан в газете  «ПОРХОВСКИЙ ВЕСТНИК» № 11. 2015 г.
Однажды Воробьеву позвонил командир дивизии …: «Душманы разбили и сожгли 17 автомобилей. Надо доставить тела погибших водителей. Выполняйте приказ!»
Воробьёв подобрал группу бойцов, и они вместе выехали на задание по указанному направлению. Сгоревшие машины нашли, а тела.… Иногда это были просто обугленные остатки, но были и фрагменты тел, от которых исходил ужасный запах. Ни один из бойцов так и не смог приступить к выполнению задания. Физически не могли, хотя были и не робкого десятка – от того, что увидели, и от жуткого запаха молодые ребята падали в обморок. До этого они уже испытали многие ужасы войны, но такого…
И тогда командиру пришлось выполнить задание одному. Ведь не было еще случая, чтобы бросали своих товарищей, ранены они или убиты. Он открывал деформированные кабины, извлекал из них останки водителей и складывал в мешки. Вывезти остатки удалось до того, как начался обстрел. Потом их положат в цинковые гробы, и груз «200» будет отправлен на Родину для захоронения… 
Часто вспоминаю свих командиров: -  командир дивизиона майор Кучеренко В. Я. (Сейчас полковник). Много наград. Не пропускал не одной боевой операции. Ходил сам корректировщиком, корректировал огонь артиллерии. Потом пришел новый командир дивизиона майор Полежа Ю. А. Командир части полковник Тищенко В. Г. Лично проводил все боевые операции. Это были бесстрашные люди.
Прежде чем окончить этот рассказ, я долго пытаюсь понять. Что главное?
И понимаю, главное как наш человек ведет себя, попадая в не естественную обстановку – это война! 


Рецензии
Главное - это вопрос: "Зачем, за что?"

Владимир Прозоров   29.10.2016 21:49     Заявить о нарушении
Затем же, зачем сейчас помогаем сейчас нашим друзьям в Алеппо.
Иначе наймиты американских империалистов "сегодня их, а завтра - нас".

Татьяна Буторина   29.10.2016 21:56   Заявить о нарушении
Ой,Татьяна,Татьяна! Какие наймиты,какие империалисты? Когда наконец мы откажемся от совкового мышления? Вы серьезно думаете,что в Алеппо Россия поступает праведно? Как бы не так. Она страхует свою морскую базу в Адене. А на мирных повстанцев,среди них много женщин и детей ей наплевать! Но Вас не переделать,верьте Путину. Наше дело "правое",враг будет разбит,победа будет за нами?

Николай Кокош   01.03.2017 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.