Мы - слитки русского крестьянства - часть xxiii

    Храм Святого Георгия Победоносца
         в селе Новохаритоново (Гжель)
                (Освящён  26  декабря  1912  года)
         
   2012 год – год 100-летия храма Святого Георгия Победоносца в Гжели, в селе   
Новохаритонове.
   Большой  род фарфоро-заводчиков Кузнецовых, исповедовавших  староверие, 
играл  на  рубеже  XIX-XX веков немалую роль  в  экономической  и  культурной   жизни  России.
   Манифест  «О веротерпимости»,   изданный  царём  Николаем II 17 апреля  1905 года  в  канун  Великой   Пасхи  вызвал у староверов эмоциональный                подъём  патриотических  чувств.
   После всех испытаний и гонений никоновской  реформы, они ощутили  в  жесте   
царя  покаяние и  признания  права существования  древлеправославной церкви.     И  И в  знак  доверия  и   благодарности  к  данному  государственному  акту, 
староверы выразили своё отношение к нему своими  бескорыстными деяниями  во Славу  Отечества.
   Иван  Емельянович  Кузнецов  принимает  решение   воздвигнуть  на  личные   
средства храм-памятник во имя  Победы русского оружия над  Наполеоном.
   Для  осуществления  своего  замысла   он  приглашает   замечательного  зодчего  Бориса Михайловича Великовского,* спроектировавшего и построившего  более 150 зданий разного назначения.  Приложением к храму разрабатывается проект для строительства   дома-особняка  жилого  назначения  и  3-хэтажная   богодельня  для  нищих, больных   и   неимущих.   Как   пишет   современный   исследователь  этого памятника  С. Б. Мержанов, «храм в честь   св. Георгия,   благодаря  шатровому завершению и стрельчатым  кокошникам в основании  шатра,    смотрится монументально, невелик и соразмерен именно домовой  церкви, как  она  и задумывалась,  поскольку  в  её   подклети   должен  был  разместиться    семейный некрополь».**
   Освящение  первого  камня,  заложенного   в   фундамент  храма,   было
осуществлено в 1910  года.   Освящение   престола    было    произведено   в  1912 г. (архиепископом  Аркадием) и принадлежал общине неокружного  согласия.
   Долгое  время  краеведы  не  знали,  кто  же   именно   разрабатывал   проектное  решение  церкви. Известно было  лишь  то,  что  храм  Св.  Георгия   Победоносца  староверческий  и  строился  по заказу одного  из  потомков    Кузнецовых, фарфорозаводчика   Ивана  Емельяновича  Кузнецова  на  месте  его  рождения и  исторического   проживания   предков.
   Теперь   имя    зодчего    известно.    Это  замечательный   русский  архитектор - Борис  Михайлович  Великовский.
   Проектирование и строительство храма  было согласовано  со  строительным
отделом Московского  Губернского правления с таким текстом:                «Проект  рассмотрен и одобрен по протоколу от 7 июня 1912 г. за № 267 с тем только, чтобы работы   производились   с   соблюдением   надлежащих   правил  и  под  надзором   техника, получившего на то законные права».
   Есть  информация - о родственнике  архитектора  Великовского,  (внук-Дмитрий  Михайлович  Великовский) и о наличии у него первоначальных эскизов храма.
   Главный  престол храма  посвящён  Георгию  Победоносцу, а  престол,
расположенный в боковой апсиде – Параскеве Пятнице. Шатровый  храм выстроен
из кирпича  с двойной  бетонной  оболочкой  над  центральным объёмом. Снаружи
храм  был  облицован  керамической  плиткой  и  в  лучах  восходящего  солнца
становился, как бы светочем, освещая собой округу.
   Тип шатрового храма сформировался в  России в  XVI, XVII веках в  результате  перевода  в   камень   архитектуры    народных    деревянных  храмов. Корни этой конструкции уходят в глубь  веков, ещё  в  дохристианскую  эпоху,  когда  в  виде  восьмериков, перекрытых шатром  со  смотровой  площадкой на вершине, возводились крепостные башни и маяки, располагавшиеся  вдоль  сухопутных  торговых путей. Этот  тип храма особенно хорошо подходил для храмов-памятников  в честь знаменательных исторических  событий. Так  церковь  Вознесения  в  Коломенском возведена  в  честь  рождения  у  Василия III сына - Ивана, а  девятистолпный  храм  Покрова на  Рву  (святого  Василия  Блаженного)  на  Красной  площади  в  Москве, возведён псковскими зодчими  Бармой и Постником, как  памятник  победы  Ивана  Грозного над Казанским ханством.
   Во  времена   церковных   реформ   патриарх   Никона   шатровые  храмы   были признаны несоответствующими «церковному  чину» и их сооружение запрещено с 1653 года, за исключением строительства шатровых  колоколен.  В  Северных окраинах России, где влияние центральной власти  было слабее, шатровые  храмы  продолжали возводить. 
   Вновь интерес  к  шатровым  храмам  возник в период  «модерна»  в начале 
20-го века началось переосмысление опыта русской народной архитектуры.   
Георгиевскую церковь  отличает  выразительный  силуэт, господствующий  над окружающей   малоэтажной   застройкой,   разнообразие  и  богатство  ритмов.    На крещатом  основании  с  2-х частной    алтарной    частью   расположен   восьмерик, перекрытый  шатром.   Изящная   колокольня,   вписанная   между  ветвями   креста асимметрично  относительно  главного входа  в храм, оттеняет  мощь  центрального столпа.   Два  ряда  кокошников  у  основания  шатра,  очерченные  текучей  линией «модерна», вторят  его  устремлённость  ввысь.  На  окнах  параболической  формы  северного  фасада  установлены  решётки  с  церковной  символикой.  Сдержанное применение  орнамента, чёрно-белая цветовая  гамма  выявляют  суровость  облика постройки. Интересно решён конструктивно сложный  переход  от  креста  в  плане к  восьмерику: между  арками, опирающимися  на   колоны,  расположены   ступенчатые  вставки из  сегментов  колец. Храм этот, несмотря на небольшие размеры воспринимается  монументальным  произведением. Этому  способствуют  пропорции всего объёма и, в частности, шатрового завершения.Керамический иконостас храма в настоящее время утрачен, представить, как он выглядел, возможно:  согласно устному преданию, он был повторением иконостаса экспонированного на  Парижской выставке 1900 года.


Рецензии